Вопрос. Понятие «акмеология», объект, предмет и задачи исследования.
Понятие «акмеология» было впервые предложено Н.А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личностный аспект зрелости рассматривается здесь. Прежде всего, в контексте моральной нормативности поведения следующим образом: • когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим; • когда они являются главным регулятором поведения и отношений; • когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. АКМЕ – рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «…она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обуславливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека.
Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается. Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев): 1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида; 2) наивысшие достижения в личном развитии; 3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности); 4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности. Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях само развитие осуществляется гетерохнонно. Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивного развивающейся зрелой личности. Целью акмеологии являются совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития. Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии. Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе – это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.
Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее развития как науки. Отметим их. Первая группа задач связана с научным освещением феноменологии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, определением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным. Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение общего должно обязательно сопровождаться анализом особенного, характерного вида профессиональной деятельности, и единичного, присущего отдельному индивиду. Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое внимание следует уделять поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессионалам и профессионализму и пр. Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее имеется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологических методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты. Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов профессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретическое обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структурированные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориентиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.
Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма. Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направлений. Развитие акмеологии как науки, утверждение ее в системе человекознания требует решения и методологических задач, решение которых необходимо для создания теоретических оснований фундаментальных и прикладных акмеологических исследований. В настоящее время наиболее актуальными для акмеологии являются следующие методологические задачи: • дифференциация предмета акмеологии от предметов смежных наук; • систематизация специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания; •соотнесение в акмеологических исследованиях индивидуального подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией в анализе стратегий и методов; • внутренняя интеграция общей и специальных областей акмеологии; •разработка фундаментальных проблем «нашего времени» в контексте решения акмеологических задач.
Вопрос. Основные понятия акмеологии. В настоящее время в акмеологии выделяют пять групп понятий: •понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.); •понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.); •понятия, выражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организованных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.);
•понятия личностно-ориенторованные («личность», «субъект деятельности», «Я концепция», «готовность» и др.); •понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.); •понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.). Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем этапе ее развития является категория «профессионализм» и «профессионал». Поэтому прежде необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. «Профессионал» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела». То есть в обыденном понимании понятие «профессионал» связывается с самим фактором принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности. Заметим, здесь речь вообще не идет об уровне исполнительского мастерства, ни о характеристиках личностно-профессиональных качеств, ни о нормах регуляции деятельности и отношений и пр. На ранних этапах становления акмеологии наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н.В. Кузьминой, в котором также просматривалась ориентация на деятельностный аспект проблемы. Оно и сейчас является важным методологическим ориентиром, т.к. подчеркивает приоритеты развития этого важного свойства личности. В то же время по мере становления теории акмеологии стало очевидным, что данная категория должна более представительно отражать еще и личностный аспект, ибо профессиональные достижения обуславливаются не только совершенной системой навыков и умений, но и развитием личностно-профессиональных качеств, мотивации деятельности и достижений, регулирующей силой личностных и профессиональных стандартов и эталонов. Именно такое понимание полностью отвечает требованием важнейшего методологического принципа акмеологии и психологии – единства личности и деятельности. Как личность или субъект человек не может существовать вне целенаправленной деятельности, так и нет деятельности как таковой, ее всегда осуществляет кто-то. Подобный взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем – профессионализма личности и профессионализма деятельности. Обобщение результатов акмеологических исследований с этих позиций предоставило возможность дать следующие определения данных важных сторон профессионализма.
Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватной уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это, образно говоря, две стороны одного и того же явления, категории, отражающие свойства, находящиеся в диалектическом единстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|