Вопрос. Этапы становления акмеологии как науки.
Среди акмеологов существует две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрения таких этапов было три: •имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание; •эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах; •рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации акмеологии. Согласно второй точке зрения акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа: 1) латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики; 2) номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеристиризовавший новую науку; 3) инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объективное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования; 4) институционный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.
4 вопрос. Методологические основы акмеологии.
Методология – это учение о научных принципах и методе познания. Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединениях общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов акмеологии. Это в первую очередь следующие принципы: •комплексности; •системности; •субъекта; •детерминизма; •социальной детерминации личности; •принципы развития, гуманизма и др. Остановимся на важнейших из них. Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б.Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем. Общими характеристиками комплексного подхода являются: направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и составляющих. Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разноуровнего знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Специфика комплексного подхода в акмеологии состоит также в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека.
Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. В акмеологии принцип системности позволяет раскрыть содержание прогрессивного развития личности и ее личностно-профессионального развития как акмеологической системы. Принципы психологического детерминизма и развития предполагают определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развития должны стать важной составляющей любого акмеологического исследования. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям. Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личности рассматривает как побудительные принципы и детерминанты развития. Второе – движущей силой развития является сама личность. Третье – процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия). При этом социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уровень. Принцип развития в акмеологии понимается, если так можно выразиться, однонаправленно – ориентация только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности. При этом само развитие должно осуществляться в планах как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. В силу отмечаемого многими гетерохронного характера развития в акмеологии речь не идет пока о гармоничном развитии, в то же время многие исследования подчеркивают необходимость стремления к этому. Применение принципа развития в акмеологии предполагает: •понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, высшему уровню; •признание субъектного характера развития; •осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом; •индивидуальный характер развития; •многоплановость развития в разных сферах; •реализацию потенциала в процессе развития. Характерной чертой понимания личностного развития в акмеологии является его связь с развитием культуры. Поэтому в акмеологии поставлена проблема культуры личности как результата развития и способа жизнедеятельности.
Следующий важный методологический принцип заключается в необходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип применительно к главной задаче нынешнего этапа становления акмеологии предлагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений. Методологический принцип гуманизма также является одним из важнейших для акмеологии. Его применение в самом общем виде позволяет констатировать, что акмеологическое знание должно быть направлено, а первую очередь на интересы человека, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии в соответствии с данным принципом состоит в том, чтобы развивать человека до уровня гуманистических требований общества или до уровня, который он определил для себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|