Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Личностная зрелость спортивного педагога и его профессионально-педагогическая компетентность»




(2 часа)

Понятие «личностная, психологическая и профессиональная зрелость» личности и их характеристика.

Принципы формирования зрелой личности.

Понятие «профессиональная компетентность» и ее компоненты.

Виды педагогической компетентности и их характеристика.

Модель педагогической компетентности спортивного педагога.

Литература:

Дергач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека.-М., 2000.-135с.

Костихина Н.М. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие / Н.М. Костихина. – М.: «Физическая культура», 2005. – 200 с.

Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студвысш.пед.учебных заведений/ Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. -208с.

1. Понятие «личностная, психологическая и профессиональная зрелость» личности и их характеристика

Зрелость в психологии рассматривается как длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика уровня отдельных сторон психического развития.

В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значимый период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека.

Акмеологическая (профессиональная) зрелость – связана с развитием у человека способности к принятию самостоятельных решений в выборе:

- профессии на основе самосознания своих возможностей или творческих потенциалов;

- учебного заведения, в котором можно приобрести желаемую профессию;

- индивидуальной системы учебно-познавательной деятельности, связанной с осознанием перспектив и возможностей самореализации творческих потенциалов в созидательной деятельности, а также

- полная готовность человека к решению определенных жизненный задач, соответствующих возрасту, социальному и профессиональному положению и намерениям человека, обучения и развития.

По мнению большинства специалистов после 30 лет у человека начинается этап личностной и профессиональной зрелости. Это же можно отнести и к спортивному педагогу.

Рассмотрим основные характеристики зрелой и незрелой личности:

Зрелая личность характеризуется: прежде всего, непротиворечивостью и единством своей системы взглядов ценностных установок, то есть целостностью. Это – личность, имеющая свою позицию в жизни и способная ее отстаивать. Зрелая личность характеризуется стабилизацией жизни, что проявляется в размеренности и стабильности, выбором индивидуального стиля жизни. Зрелая личность предъявляет к себе повышенные требования и очень четко осознает, что она этим требованиям должна соответствовать.

В отличие от зрелой, незрелая личность будет иметь очень частые кризисы смысла жизни. Незрелая личность характеризуется тем, что постоянно испытывает неуверенность в себе, в избранном пути – и соответственно – отсутствие четкой мировоззренческой позиции приводит к пассивности в преодолении препятствий. Незрелая личность не готова преодолевать и все проблемы жизненного пути.

На сегодняшний день выделяют четыре основные качества личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление.

Психологическая зрелость

Основываясь на теории Абрахаама Маслоу, выделим семь основных позиций психологической зрелости личности спортивного педагога.

Первая - более адекватное восприятие реальности по сравнению с людьми, недостаточно зрелыми, и соответствующее этому восприятию отношение к реальности, и здесь же избегание иллюзий, необоснованных прожектов. Обозначим эту позицию как адекватность мировосприятия.

Вторая - высокая степень принятия себя и других людей, понима­ние людей, в том числе принятие различных сложностей человечес­кой натуры. Незрелая личность людей делит на хороших и плохих, на своих и чужих. Для педагога это особенно опасно.

Третья - зрелая личность преимущественно сфокусирована не на самой себе, а на проблемах вне себя, что выражается в озабоченности проблемами своих подчиненных, своего спортивного клуба и т.п.

Четвертая - высокая степень автономии, то есть способность ос­таваться верным своим собственным целям перед лицом самых раз­ных трудностей. Самоактуализирующихся людей не смущает, если 95% людей не согласны с ними. У спортивного педагога это выражается в устойчивой педагогической позиции в наличии инновационного сти­ля деятельности.

Пятая - способность по-новому видеть обычные вещи, то есть спо­собность к творчеству. Во многих видах спорта, особенно в гимнасти­ке, фигурном катании, синхронном плавании без творческого подхода получить высокий результат невозможно.

Шестая позиция - зрелая личность характеризуется способностью устанавливать тесные эмоциональные отношения с людьми. Это зна­чит, что человек способен иметь друзей, близких для себя людей. Pie-зрелая личность не способна к поддержанию тесных эмоциональных отношений с конкретными людьми. Эту позицию отмечают и в требо­ваниях к педагогической культуре учителя, тренера.

Седьмая - спонтанность, способность действовать не под влияни­ем каких-то внешних воздействий, а по собственным побуждениям.

Остановимся на характеристиках профессиональной зрелости пе­дагога.

Первая характеристика: на этапе профессиональной зрелости на­блюдается подъем творческих способностей, проявляется неуспокоен­ность, желание все время получать и создавать что-то новое. Как пра­вило, молодые, творчески ориентированные специалисты начинают с предложения своих авторских программ, фонтанируют идеями об улучшении постановки физического воспитания, изучают новинки пе­дагогического опыта. Эта активность не всегда поддерживается коллегами и администрацией, но целеустремленность и настойчивость по­зволяют успешно решать поставленные задачи. Далее идет осознание разрыва между мечтой и действительностью.

А теперь рассмотрим более подробно личностное и профессиональное развитие специалиста на этапе от 20 до 65 лет (период зрелости).

На каждой возрастной стадии профессиональное и личностное развитие отличается своим содержанием и динамикой. Мы будем акцентировать внимание на закономерностях развития личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости, так как он характеризуется, - во-первых, продолжением развития и формированием личностных (психических и социально-психологических) качеств, и, во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.

Границы взрослости различные исследователи определяют неодинаково. Такое разнообразие в определении границ рассматриваемого периода может объясняться действием временных, экономических, социальных и других факторов.

Учитывая существующие периодизации, мы в качестве ведущей, рассмотрим периодизацию Ш.Бюллера. Автор предлагает относить зрелость к отрезку жизни между 20 и 60 годами и описывает ее по фазам с временным интервалом в 7-10 лет.

Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом.

В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно устойчивые возрасты развитие совершается главным образом за счет «микроскопических изменений личности», длящихся несколько лет, которые, накапливаясь, затем скачкообразно обнаруживаются в виде возрастного новообразования. При кризисах, которые значительно короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, развитие принимает бурный стремительный характер. Нормативные кризисы развития являются наиболее чувствительными к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию определенных качеств личности, в том числе и профессионально важных.

К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформированы определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ «Я», готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения. Зрелость длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями.

Наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей. Отсутствие подобного опыта, но мнению Э.Эриксона, может привести к замыканию человека на самом себе и стремлению к избеганию контактов. Изоляция от людей, особенно близких, или неразборчивые отношения, непредсказуемое поведение являются признаками аномального развития личности.

Согласно утверждению Ш.Бюлер, в течение этой фазы возрастного развития (к 25 годам) человек, как правило, находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие. При этом он находится либо на фазе адепта, когда выбор профессии уже сделан и начинается (продолжается) процесс ее освоения, либо на фазе адаптации, т.е. овладения и принятия норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности к ней.

Людей моложе 25 лет, как правило, характеризует низкая удовлетворенность, поиск смысла жизни, что связано с трудностями взросления и вхождения в самостоятельную жизнь. Между 25 и 30 годами эти трудности преодолеваются, собственная жизнь кажется максимально осмысленной и наполненной. Зарождаются чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, продолжается профессиональное самоопределение и уточняются критерии оценки себя как профессионала.

Отметим, что трудовая деятельность, практический опыт и тренированность выступают в качестве основного сенсибилизирующего фактора развития психических функций личности. По мнению Б. Г. Ананьева, достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации и операционных преобразований. Одновременно е этим функции, не имеющие таких условий, в от­носительно молодые годы постепенно снижают свой уровень. Систематический труд приводит к тому, что происходит специализация отдельных психических функций применительно к определенным объектам и операциям деятельности. Например, совершенствуется развитие глазомера, корректируется и становится более избирательным внимание, в зависимости от актуальности интеллектуальной деятельности развиваются память и мышление, особенно в сснзитивные возрастные периоды (IS-24 и 29-33 года для памяти 26-29 лет для мышления).

В ранней зрелости (20—25 лет) преобладает относительная автономность, независимость психических функций. С 26 лет начинается относительная ста­билизация межфункцноналыюй структуры на более высоком уровне интеграции. С возрастом (26—29 лет) происходит постепенное повышение степени интегрированности всей системы интеллекта.

Около 30 лет заканчивается первая фаза периода зрелости. Отрезок жизни от 29 до 32 лет называют переходным. В течение этого времени возникают новые внутренние противоречия: первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт становятся будничными и в результате происходит новое снижение чувства осмысленности и полноты бытия. Появляется потребность в подведении промежуточных итогов и одновременно формируется ответственность за других (например, детей и родителей). Человек пересматривает ценности и смысл бренного бытия. В отдельных случаях этот процесс может привести к перемене сферы
деятельности и уклада семейной жизни.

Дальнейшее развитие личности продолжается в течение второй фазы (от 30 до 40 лет) и зависит от многих факторов: степени и продуктивности социальной активнос­ти человека, достигнутого им статуса, особенностей протекания предыдущих стабильных и кризисных возрастных периодов.

Зрелому человеку свойственны реальные ожидания, трезвые оценки возможностей. Он ставит конкретные жизненные цели и имеет налицо некоторые результаты продвижения к ним, субъективно пережиная этот возраст как апогей жизни. В связи с этим, по мнению Ш.Бюлера, к 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни как ре­шаемой задачи. Стабилизация основных психических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа «Я».

Продолжается и профессиональный онтогенез. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека усиливается его общая мотивация, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии. Например, у представителя правоохра­нительных органов в силу поискового характера профессиональной деятельности повышается уровень наблюдательности, развиваются критичность и аналитичность мышления, эмпатийность. Однако успехи в профессиональной сфере могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей объекта, чрезмерная подозрительность, вседозволенность, вынесение поспешных и ложных заключений.

Под влиянием целей и условий труда складывается профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, интересами, установками и традициями.

Вторая фаза периода зрелости (около 30—40 лет), характеризуется как годы оптимума для интеллектуальных достижений. В этот период вновь усиливается дифференциация отдельных сторон всей системы интеллекта на более высоком уровне общей интегрированности. Так, и в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между обратным, практическим мышлением. Наблюдается усиление в умственной деятельности роли обратного и практического мышления. Однако к 40 годам, возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности. Например, начиная с 34-летнего возраста, наблюдается некоторый спад функционального уровня развития свойств внимания сенсорно-перцентивных функций.

В целом средняя взрослость (25/30— 40 лет) характеризуется как годы накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности. К 40 годам человеком приобретается новый статус, который складывается из его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье.
Осуществляется предварительное подведение итогов.

Кризис 40-42 лет характеризуется как взрыв, когда возникает ощущение, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между «Я» - реальным и «Я» - идеальным, областью наличного и областью возможного, желаемого. Выход из ситуации нормативного кризиса может быть двояким. Необходимо либо найти пути дальнейшего самосовершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменить смысловую ориентацию в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможность осознания этой альтернативы, но утверждению того же автора, приводит к аномальному развитию личности, реактивному преодолению сложившегося противоречия. Например, к появлению разного рода «защитных» мотивов, которые толкают к осуществлению ложнокомпенсаторной деятельности. Смысл этой деятельности сводится к тому, чтобы «законсервировать» оставить прежним внутреннее противоречие и тем самым приспособиться к нему.

Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки. К 50 годам человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.

Завершено и профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется
творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый и данную отрасль. При этом
профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными.

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение физических и умственных возможностей.

С возрастом 50—55 лет связан очередной психологический нормативный кризис.
После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение
ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой
деятельности и своим свершениям, задумываться о смысле жизни и ценности
сделанного. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать
свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворенности после 50 лет жизни становятся успехи детей.

2. Принципы формирования зрелой личности

Первый - принцип отражения. В соответствии с этим принципом признаки и качества одной личности могут отражаться в другой лич­ности, находящейся с ней и непосредственном контакте. В науке это называется отзеркаливание. Как в зеркале, когда вы смотрите на себя, видите, что зеркало отображает вас. Если рядом с вами зрелый специ­алист, то вы, невольно находясь в тесном общении, перенимаете от него целый ряд свойств и качеств. В этом суть отражения.

Второй - принцип отношений. Это уже результат работы созна­ния. (В первом - отражение было бессознательным), а здесь - резуль­тат работы сознания по выработке личных позиций. Педагог выраба­тывает у себя профессиональную направленность, отношение к учению, отношение к людям и так далее, то есть вырабатывает сознательно свои личные позиции. И, естественно, должно быть - позитивное мышле­ние, то есть должны вырабатываться положительные отношения. Бла­годаря этому принципу формируется зрелая личность.

Третий – принцип саморазвития. Согласно этому принципу, чело­век рассматривается как активный, деятельностный субъект самораз­вития: я сам себя развиваю, способен самостоятельно утвердиться в про­фессиональной среде. В проявлении этой способности свидетельствует самоуправление, самоорганизация, самоконтроль, саморегулирование.

Известный педагог Шалва Амонашвили задумываясь над пробле­мой саморазвития учителя, предложил проект Клятвы учителя, по ана­логии с клятвой Гиппократа, которую дают врачи, выходя в професси­ональную деятельность. В ней есть такие строки, соответствующие рассматриваемым принципам: «Клянусь постоянно искать в каждом ученике индивидуальные богатства его души, опираться на них, раз­вивать их. Клянусь всегда, даже в самых сложных обстоятельствах, оставаться оптимистом в отношении каждого моего ученика, бороть­ся за него, проявлять терпение в ожидании результатов своих педаго­гических усилий. Клянусь постоянно повышать свой профессиональ­ный уровень, в своей педагогической деятельности использовать достижения науки, передовой опыт коллег, проявлять творчество; бороться против косности, рутины и бездушия в школе».

Если специалист руководствуется этими принципами, то, естествен­но, что формирование профессиональной зрелой личности будет про­исходить менее болезненно, чем у человека, который не знает их.

 

 

3. Понятие «профессиональная компетентность» и ее компоненты

Профессиональная компетентность является главной составной частью профес­сионализма личности и деятельности, важным условиям становления профессио­нала. В науке компетентность (competentia — принадлежность по праву) — характе­ристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать вес­кое, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной об­ласти. Существует и еще один аспект трактовки: competence — это законно приня­тая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens принадлежащий, соответствующий, способный) — это знающий, сведущий в оп­ределенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные.

С психологической точки зрения в содержании данных определений просмат­ривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качествен­ные характеристики этого свойства личности.

Первая характеристика профессиональной компетентности называется гности­ческой, или когнитивной, она отражает наличие необходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентно­сти.

Вторая — регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессио­нальные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регуля­тивный компонент включает в себя проектировочную и конструктивную состав­ляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.

Третья — рефлексивно-статусная, дающая право за счет признания авторитетно­сти действовать определенным образом.

Четвертая — это нормативная характеристика, отражающая круг полномочий; сферу профессионального ведения.

Наконец, пятая является коммуникативной характеристикой, так как пополне­ние знаний или практическая деятельность всегда осуществляются в процессе об­щения или взаимодействий.

На уровне особенного в профессиональной компетентности обязательно отра­жается специфика профессиональной деятельности, сумма специальных профес­сиональных знаний, особенности профессиональных отношений и пр.

В силу характера выполняемой деятельности профессиональная компетент­ность включает основные компоненты:

· профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и
нормативных актов, распорядительных доку-
ментов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по про-
фессиональному консультированию и пр.);

· профессиологическую компетентность (система знаний о различных профес­сиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.);

· социально-перцептивную компетентность (ввиду того, что дея­тельность профконсультанта относится к системе «человек — че­ловек», то необходима система знаний о типах личности, детер­минантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

· коммуникативную компетентность (ввиду того, что деятель ность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличност­ного общения, методов психологических воздействий, особенно стей их применения).

В то же время, если данная деятельность относится к классам «человек — чело­век», «человек — коллектив», «человек — большие социальные группы», ее осо­бенным видом является психологическая компетентность, которая без преуве­личения является стержневой составной частью профессиональной компетентно­сти и включающей: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую; коммуникативную компетентность; психолого-педагогическую компетентность.

 

4. Виды педагогической компетентности и их характеристика

Социально-перцептивная компетентность включает в себя такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.

В процессуальном аспекте проницательность включает межличностное оцени­вание, стереотипизацию, классификацию, сравнение, сопоставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит формирование главных детерминант его поведения и отношений.

Структурная модель социально-перцептивной компетентности, которая вклю­чала три подструктуры: потенциальную, процессуальную и результирующую. Оценка социально-перцептивной компетентности осуществлялась по таким ха­рактеристикам, как:

· точность восприятия другого человека;

· его понимание и оценивание;

· способность системно реагировать на социальные субъекты;

· возможность адекватно мысленно моделировать (структурно представлять) личностные особенности воспринимаемого.

Кроме того, оценивались умения использовать при межличностном оценивании различные личностные индикаторы, а также разнообразие приемов оценивания и др.

Существуют четыре уровня развития социально-перцептивной компетентно­сти:

· желаемый;

· стабильный;

· неудовлетворительный;

· критический.

Повышение уровня социально-перцептивной компетентности зависит не толь­ко от проницательности, но и от ее базисного свойства, каким является наблюда­тельность. Структура наблюдательности как базового качества и умения вклю­чает следующие компоненты:

· перцептивный;

· когнитивный;

· рефлексивный;

· эмпатийный;

· мотивационный;

· прогностический.

Было показано, что характеристиками такого вида социально-перцептивной компетентности являются:

♦ гуманистическая направленность субъекта труда;

♦ рефлексивно-перцептивные знания и умения;

♦ позитивная профессиональная Я-концепция;

♦ некоторые личностные свойства (интеллект, воля, эмпатия, наблюдательность, доброжелательность, эмоциональная теплота).

Если социально-перцептивная компетентность имеет важное значение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентность имеет ключевое зна­чение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального разви­тия. От ее уровня зависят:

♦ качество самоанализа;

♦ адекватность самооценки;

♦ уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важней­шие свойства.

Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития пу­тем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специалистами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль особенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личностно-профессионального.

С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетентность рассмат­ривается как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионального развития.

Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следствием способно­сти к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопси­хологическая компетентность проявляется также в умении личности использовать и развивать собственные ресурсы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствование че­ловека.

Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологической деятельности, которая ха­рактеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью.

Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты:

· рефлексивный компонент, включающий способность осуществ­лять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик;

· проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности;

· интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог;

· конструктивный компонент, проявляющийся в способности осу­ществлять целенаправленные внутриличностные изменения;

· организаторский компонент, выступающий в умении наращи­вать свои ресурсы для саморазвития;

· прогностический компонент как способность и умение предвос­хищать ключевые моменты своего развития.

Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осуществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличност­ное.

В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, по­зволяющие направить активность человека на самопознание, адекватную само­оценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональ­ные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность.

Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологического самосоз­нания, ускорить процесс личностно-профессионального развития.

Если рассматривать данную компетентность преимущественно в регуляторном плане как систему специальных умений, то актуализируется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их раз­вития.

Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негатив­ные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важнейшей характеристикой профессионализма специалистов и руково­дителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек — человек» и «человек — коллектив».

Психологическая структура конфликтологической компетентности, вклю­чающая ряд взаимосвязанных компонентов:

· гностического (знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противобор­ства, психологических характеристик конфликтных личностей);

· регулятивного, или конструктивного (умения воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противобор­ства, умения разрешать конфликт на справедливой и конструктив­ной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умения формировать общественное мнение по отношению к оп­понентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации);

· проектировочного (умения на основе имеющихся знаний умения предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конф­ликте, его влияние на психологический климат в коллективе, по следствия для организации);

· рефлексивно-статусного (развитая рефлексивная организация деятельности и отношений, рефлексия собственного поведения и общения, отражения иерархических отношений);

· нормативного (знание корпоративных этических норм поведе­ния и отношений, следование им).

Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой компонент само­развития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразования у развивающейся личности и включают интериоризацию, рефлексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании.

Рефлексия как отражение, система информативных обратных связей играет ог­ромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компоненты содержатся во всех видах профес­сиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии от­мечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-профессионального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализи­ровало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности.

Рефлексивная компетентность — это профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализа­ции рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.

Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно про­цессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыс­лении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновацион­ного содержания. Это важное профессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профес­сионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие.

Структура рефлексивной компетентности включает в себя:

♦ знания о ролевых функциях и позищюнальной организации кол­лективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии);

♦ представления о внутреннем мире другого человека, психологических детерминантах его активности и отношений (коммуника­тивный тип рефлексии);

♦ представления о своих поступках и отношениях, образ собствен­ного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии);

♦ знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интел­лектуальный тип рефлексии).

5. Модель педагогической компетентности спортивного педагога

Педагогическая компетентность преподавателя – индивидуальные устойчивые свойства личности, включающие эмоциональную устойчивость преподавателя:

- психофизиологические,

- психологические,

- социально-психологические.

Признаки

       
   
 


Уровни

 
 


Способы общения

       
   
 

       
 
Диалог · концепция собеседника, · ориентация на поведение в общении на основе сотрудничества, взаимопонимания, равноправия, · высокая эмоциональная устойчивость.
 
Монолог · Низкая техника общения, · Нетерпимость к другому, · Блокирование потребностей другого в равенстве, · Вмешательство во внутреннюю жизнь другого.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...