Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ




Литература

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей. —Л., 1983. Волк и козлята. — М., 1987. Ладушки. — М., 1986.

Петров В. Н.   Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова. —Л., 1971. Прокофьев А. Для маленьких. — Л., 1979.

Русские потешки: Подбор-выставка настенных картин художника Ю. А. Вас­нецова. — М., 1980.

Толстой Л. Н. Три медведя. М., 1983. Шутки-прибаутки. — Л., 1984.


ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ

Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значи­тельных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь по­лучше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки проси­тельно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Пету­шок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману! » И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и дово­лен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса! »

А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свире­пый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гро­за леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.

Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Те­ремок» (рис. 14). Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы под­нял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех пе­редавлю! » А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься! »

Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о жи­вотных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк худож­ника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-осо­бому передает пушистый мех зверей.

Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так вырази­тельны, что рисунки сразу пленяют детей.

Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — вот тебе и хвойные ве­точки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное — рассказать о своем герое. Он сосредоточивает вни­мание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объема. Для своих рисунков Чарушин ис­пользует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощу­щения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно жи­вые. Поэтому они так близки и понятны ребенку-дошкольнику.

В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького ху­дожник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика (рис. 15).


Рис. 14. Е. Чарушин. Авторская сказка «Теремок»

А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нари­совал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.

Зато дальше, на следующей странице, дети видят всю воробь­иную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывает­ся. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.

Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих ри­сунках, описал в своих рассказах, — смешные и грустные, забав­ные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребенка чувство жалости, сострадания, воспитывают


потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обра­щаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и пти­цы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узна­вай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Рис. 15. Е. Чарушин. Сказка М. Горького «Воробьишко»


Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей жи­вотных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно ху-


дожник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих ри­сунках.

Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!

Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое (рис. 16).

А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно? »—думает. Вот какие зверята забавные у художника! Очень любят дети эту книжку. Про­сят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают кар­тинки и замечают в них все новые и новые интересные подробности.

Ведь об этом и мечтал Е. И. Чарушин. Чтобы, глядя на его кар­тинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрас­ный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы — воспитатели.

Рис. 16. Е. Чарушин. Книга С. Маршака «Детки в клетке» («Львята») 30


Рис. 17. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Волчишко»

К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина мы при­ступили с первой младшей группы. В течение года мы прочитали малышам рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Соба­ка». Затем показали иллюстрации автора.

Малыши с большой радостью встретились с героями рисунков Чарушина. Повторно эти иллюстрации мы показали детям в процес­се беседы о домашних животных. Малыши узнавали иллюстрации и уже сами рассказывали, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствовали поддержанию у них интереса к занятию. Эти иллюстрации были также использованы в дидактической игре «Угадай, кто в этом до­мике живет».

Во второй младшей группе знакомство с Е. И. Чарушиным про­должилось как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций про­водилось во второй части занятия после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставилась цель научить детей всматри­ваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.

Показав детям иллюстрацию про волчонка (рис. 17), мы предло­жили им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спро­сили: «Почему вам нравится волчонок? » Дети ответили, что он сов­сем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Затем малышам


Рис. 18. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Про зайчат»

было предложено поподробнее рассказать, каким художник нари­совал волчонка. Чтобы дети были активнее, мы как можно чаще обращались то к одному, то к другому ребенку с вопросами: «А ты что заметил?.. А ты? » Дети рассказывали, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится; взгляд внимательный, любопытст­вующий. Далее педагог обратил внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем по­заботиться? » И дети стали придумывать, что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решили, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.

По продолжительности беседа была совсем недолгой, но сколько хороших чувств она вызывала в маленьких детях: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!

В средней группе знакомство детей с творчеством Е. И. Чаруши­на было продолжено. Во время рассматривания иллюстраций мы обращали внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев, и дети это хорошо понимали. Например, по картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят! » (рис. 18) состоялся такой разговор: «Почему же зайчатки сидят, а не бегают? » — «Они боятся, что их волк съест> \—«А отку­да это видно? » — «Зайки прижались друг к дружке, глазки насторо­женные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса».

Интересно прошло с детьми этого возраста занятие рисованием


на тему «Зайцы на полянке». Воспитатель разделил детей на груп­пы. У каждой группы своя «полянка» (лист бумаги), на которой каждый ребенок рисует своего зайца. Чтобы больше заинтересовать детей, мы перед занятием предложили им наряду со знакомыми ил­люстрациями Чарушина рассмотреть другие, на которых зайчата изображены в движении. Затем каждый ребенок рассказал о зай­чонке, который ему понравился больше всего. Этих зайчат они и нарисовали потом на «полянке».

На занятии рисованием на тему «Птичий двор» дети вновь встретились с рисунками Е. И. Чарушина (конспект занятия см. ниже). (В свободное от занятий время дети вырезали своих птиц и наклеили на картон. В результате получились очень хорошие атри­буты для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор». ) Впоследствии мы убедились, что это занятие можно проводить и с детьми более стар­шего возраста, усложняя задание.

В старшей группе мы продолжали знакомить детей с творчест­вом Е. И. Чарушина. Поскольку к этому возрасту у детей уже были накоплены знания о художниках-иллюстраторах, мы посвятили твор­честву Чарушина отдельное занятие.

На этом занятии воспитатель вначале рассказал о жизни худож­ника. Затем были рассмотрены его иллюстрации. В дальнейшем дети стали узнавать в книгах, находящихся в группе, работы Е. И. Чарушина, приносили книги с иллюстрациями этого худож­ника из дома. Они уже могли самостоятельно замечать интересные подробности, выразительные средства, которыми пользовался мастер.

В подготовительной к школе группе описанная выше работа по­лучила дальнейшее развитие. Так, перед рисованием по русской на­родной сказке «Теремок» мы предложили детям внимательно рас-мотреть в книге каждую иллюстрацию, чтобы нарисовать на сюжет сказки разные картинки. По окончании занятия, после того как дети полюбовались своими работами, мы сделали из них интерес­ные альбомы и подарили малышам. В конце года был организован вечер досуга на тему «Путешествие в город Киров» с целью закре­пить полученные детьми знания о дымковской игрушке, о художни­ках-иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о ху­дожнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе.

Вечер досуга проводился в зале. Воспитатели заранее нарядно украсили его, вывесили иллюстрации художников, разместили дым­ковские игрушки. Зал стал похожим на выставочный. Детям рас­сказали немного о том, что город Киров — старинный город. В нем много интересных по архитектуре зданий, мостов. Вокруг красивая природа.

«Как вы думаете, какое отношение имеют эти иллюстрации, игрушки к городу Кирову? » — спросили мы у детей. Дети ответили, что игрушки сделаны в селе Дымково, которое находится в пригоро­де Кирова. Иллюстрации рисовали художники Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, они жили в Кирове. Художник И. И. Шишкин ро-

                                                                                                                                                                                                                 33


дился и вырос недалеко от этого города. Там, на родине, он рисо­вал свои картины.

После беседы дети выполняли роль экскурсоводов выставки.

В конце вечера досуга мы провели викторину, на которой дош­кольники отгадывали загадки про дымковскую игрушку и узнавали по словесному описанию иллюстрации художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, а также пейзажи И. И. Шишкина.

В результате проделанной нами работы у дошкольников сформи­ровался устойчивый интерес к книжной иллюстрации, к изобрази­тельной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...