Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока»
Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» (с детьми 4 лет) Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на иллюстрации; познакомить с рисунками Ю. А. Васнецова к песенке-потешке «Сорока-белобока»; дать представление о работе художника-иллюстратора на примере творчества Ю. А. Васнецова; учить всматриваться в рисунок.
Рис. 12. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока» Рис. 13. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока» Материал: 2—3 иллюстрации разных художников к потешке «Сорока-белобока»; книга «Сорока-белобока» с иллюстрациями Ю А. Васнецова. Предварительная работа. Чтение потешек, рассматривание иллюстраций (рис. 5, 12, 13). Ход занятия Воспитатель спрашивает детей, любят ли они книги, какие книги им больше нравятся — с картинками или без картинок. Показывает уже знакомые малышам книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Дети вспоминают названия нотешек и сказок. Дав детям возможность рассмотреть иллюстрации, воспитатель говорит, что эти интересные красочные картинки в книгах нарисовал для них художник Ю. А. Васнецов. Педагог рассказывает, что художников, которые рисуют картинки в книгах, называют художниками-иллюстраторами. Открывает в книге страницы с иллюстрациями к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» и предлагает детям внимательно рассмотреть их. Предлагает вспомнить текст песенки-потешки, к которой художник нарисовал такие яркие и интересные картинки. Если дети забыли песенку, воспитатель читает ее сам. Во время рассматривания иллюстраций педагог привлекает внимание детей к выразительным средствам, использованным художником. Просит малышей внимательно всмотреться в рисунки и определить, чем занята Сорока.
Показывая детям обложку книги, педагог отмечает, что худож- ник вначале изобразил Сороку в обычном, естественном обличье, а затем «нарядил» ее в красивую юбку, «надел» фартук, «дал» котомку и палочку (Сорока отправляется в дальний путь). Уходит Сорока из родной лесной избушки днем. Друзья Сороки — уточка, сова, белочка, зайчик и птичка — с грустью прощаются с нею. На следующем рисунке художник изобразил возвращение Сороки домой. Сравнивая обе иллюстрации, дети называют признаки, по которым можно определить время суток. Беседуя с детьми по картинке, на которой Сорока готовится встречать гостей, воспитатель спрашивает, почему Сорока такая нарядная, как дети догадались, что на птице праздничная одежда. Уточняет с помощью вопросов, какими средствами художник передал в рисунке, что Сорока стряпает вкусное кушанье (в печи горит яркий огонь, над расписной миской поднимается густой пар, а мышка, почувствовав аппетитный запах каши, торопится с большой ложкой). Далее рассматривается новый рисунок: обед готов, Сорока вышла на крыльцо созывать гостей. Воспитатель предлагает детям указать признаки, по которым можно судить, что Сорока зовет к себе гостей. По следующей иллюстрации детям дается задание назвать гостей Сороки и описать их. Педагог обращает внимание детей на то, что художник сумел изобразить на одном рисунке всех персонажей, и даже саму Сороку, фигура которой- виднеется внутри избушки. Познакомив малышей с последней иллюстрацией, педагог предлагает им самостоятельно рассказать, как Сорока разместила своих гостей за столом и кто остался без вкусной каши. В конце занятия воспитатель еще раз показывает все иллюстрации по порядку, называет фамилию, имя, отчество художника. Затем предлагает сравнить эти иллюстрации Васнецова с рисунками какого-либо другого художника к той же песенке. Желательно, чтобы дошкольники сами смогли сказать, по каким признакам они отличают иллюстрации Ю. А. Васнецова от работ других художников.
Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого» (с детьми 4 лет) Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; знакомить с иллюстрациями |Ю. А. Васнецова; обращать внимание детей на выразительные средства. Материал: иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого, песенке-потешке «Сорока-белобока», потешке «Петушок» (рис. 6, 5, 12, 13, 4). Предварительная работа. Рассказывание детям сказки Л. Толстого «Три медведя». Ходзанятия Воспитатель показывает знакомые детям иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» и потешке «Петушок», предлагает назвать эти произведения, фамилию, имя и отчество художника. Дети рассказывают о том, что изображено на рисунках. При этом воспитатель использует следующий прием. Всякий раз, прежде чем открыть новую страницу, он предлагает детям вспомнить не только содержание иллюстрации, но и ее отдельные детали, например, где расположились со_ своими мисочками белочка и уточка и др. Затем дети по предложению воспитателя самостоятельно рассматривают несколько иллюстраций из книги «Три медведя» Л. Толстого. (Если дошкольное учреждение располагает достаточным количеством одинаковых изданий, каждому ребенку дается отдельная книга. Можно также использовать наборы открыток. ) Далее они называют сказку и кратко пересказывают ее содержание (о чем сказка, кто ее главные герои). Воспитатель спрашивает, знаком ли малышам художник, который нарисовал рисунки к этой сказке, и почему они думают, что это Ю. А. Васнецов. В процессе последовательного рассматривания иллюстраций педагог сосредоточивает внимание детей на средствах выразительности, которые художник использовал для передачи настроения персонажей. Так, показывая рисунок, на котором изображена девочка перед избушкой медведей, он объясняет, что с помощью цвета и чередования крупных объемов с мелкими художник передает опасность, которой подвергается девочка (темные стволы деревьев окружают маленькую девочку. На фоне высокой темной стены деревьев стоит маленькая избушка и т. д. ).
По иллюстрации с изображением медвежьей семьи дошкольники могут не только описать, во что одеты персонажи, но и рассказать об их характерах, интересах. Воспитатель обращает внимание детей на мебель и детали убранства избушки. Помогает увидеть, как выразительно художник передает нарастающее раздражение медведей. Затем педагог предлагает двум-трем детям рассказать, какая иллюстрация Васнецова к сказке «Три медведя» им понравилась больше всего и почему. По окончании занятия книгу с иллюстрациями Ю. А. Васнецова помещают в книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать ее самостоятельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|