Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока»




Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока»

(с детьми 4 лет)

Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчи­вость на иллюстрации; познакомить с рисунками Ю. А. Васнецова к песенке-потешке «Сорока-белобока»; дать представление о работе художника-иллюстратора на примере творчества Ю. А. Васнецова; учить всматриваться в рисунок.




 


 


Рис. 12. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»


Рис. 13. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»


Материал: 2—3 иллюстрации разных художников к потешке «Сорока-белобока»; книга «Сорока-белобока» с иллюстрациями Ю А. Васнецова.

Предварительная работа. Чтение потешек, рассматри­вание иллюстраций (рис. 5, 12, 13).

Ход занятия

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они книги, какие книги им больше нравятся — с картинками или без картинок. Показыва­ет уже знакомые малышам книги с иллюстрациями Ю. А. Васне­цова. Дети вспоминают названия нотешек и сказок. Дав детям воз­можность рассмотреть иллюстрации, воспитатель говорит, что эти интересные красочные картинки в книгах нарисовал для них худож­ник Ю. А. Васнецов.

Педагог рассказывает, что художников, которые рисуют кар­тинки в книгах, называют художниками-иллюстраторами. Откры­вает в книге страницы с иллюстрациями к русской народной игро­вой песенке-потешке «Сорока-белобока» и предлагает детям внима­тельно рассмотреть их. Предлагает вспомнить текст песенки-потеш­ки, к которой художник нарисовал такие яркие и интересные кар­тинки. Если дети забыли песенку, воспитатель читает ее сам.

Во время рассматривания иллюстраций педагог привлекает внимание детей к выразительным средствам, использованным ху­дожником. Просит малышей внимательно всмотреться в рисунки и определить, чем занята Сорока.

Показывая детям обложку книги, педагог отмечает, что худож-


ник вначале изобразил Сороку в обычном, естественном обличье, а затем «нарядил» ее в красивую юбку, «надел» фартук, «дал» ко­томку и палочку (Сорока отправляется в дальний путь). Уходит Сорока из родной лесной избушки днем. Друзья Сороки — уточка, сова, белочка, зайчик и птичка — с грустью прощаются с нею.

На следующем рисунке художник изобразил возвращение Соро­ки домой. Сравнивая обе иллюстрации, дети называют признаки, по которым можно определить время суток.

Беседуя с детьми по картинке, на которой Сорока готовится встречать гостей, воспитатель спрашивает, почему Сорока такая нарядная, как дети догадались, что на птице праздничная одеж­да. Уточняет с помощью вопросов, какими средствами художник пе­редал в рисунке, что Сорока стряпает вкусное кушанье (в печи го­рит яркий огонь, над расписной миской поднимается густой пар, а мышка, почувствовав аппетитный запах каши, торопится с большой ложкой).

Далее рассматривается новый рисунок: обед готов, Сорока выш­ла на крыльцо созывать гостей. Воспитатель предлагает детям ука­зать признаки, по которым можно судить, что Сорока зовет к себе гостей.

По следующей иллюстрации детям дается задание назвать гос­тей Сороки и описать их. Педагог обращает внимание детей на то, что художник сумел изобразить на одном рисунке всех персонажей, и даже саму Сороку, фигура которой- виднеется внутри избушки.

Познакомив малышей с последней иллюстрацией, педагог пред­лагает им самостоятельно рассказать, как Сорока разместила своих гостей за столом и кто остался без вкусной каши.

В конце занятия воспитатель еще раз показывает все иллюстра­ции по порядку, называет фамилию, имя, отчество художника. За­тем предлагает сравнить эти иллюстрации Васнецова с рисунками какого-либо другого художника к той же песенке. Желательно, что­бы дошкольники сами смогли сказать, по каким признакам они отличают иллюстрации Ю. А. Васнецова от работ других худож­ников.

Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого»

(с детьми 4 лет)

Цель: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчи­вость на произведения книжной графики; знакомить с иллюстра­циями |Ю. А. Васнецова; обращать внимание детей на выразитель­ные средства.

Материал: иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Три мед­ведя» Л. Толстого, песенке-потешке «Сорока-белобока», потешке «Петушок» (рис. 6, 5, 12, 13, 4).


Предварительная работа. Рассказывание детям сказки Л. Толстого «Три медведя».

Ходзанятия

Воспитатель показывает знакомые детям иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» и потешке «Петушок», предлагает назвать эти произведения, фамилию, имя и отчество художника.

Дети рассказывают о том, что изображено на рисунках. При этом воспитатель использует следующий прием. Всякий раз, прежде чем открыть новую страницу, он предлагает детям вспомнить не только содержание иллюстрации, но и ее отдельные детали, нап­ример, где расположились со_ своими мисочками белочка и уточка и др.

Затем дети по предложению воспитателя самостоятельно рас­сматривают несколько иллюстраций из книги «Три медведя» Л. Толстого. (Если дошкольное учреждение располагает достаточ­ным количеством одинаковых изданий, каждому ребенку дается от­дельная книга. Можно также использовать наборы открыток. ) Да­лее они называют сказку и кратко пересказывают ее содержание (о чем сказка, кто ее главные герои).

Воспитатель спрашивает, знаком ли малышам художник, кото­рый нарисовал рисунки к этой сказке, и почему они думают, что это Ю. А. Васнецов.

В процессе последовательного рассматривания иллюстраций пе­дагог сосредоточивает внимание детей на средствах выразитель­ности, которые художник использовал для передачи настроения персонажей. Так, показывая рисунок, на котором изображена де­вочка перед избушкой медведей, он объясняет, что с помощью цве­та и чередования крупных объемов с мелкими художник передает опасность, которой подвергается девочка (темные стволы деревьев окружают маленькую девочку. На фоне высокой темной стены де­ревьев стоит маленькая избушка и т. д. ).

По иллюстрации с изображением медвежьей семьи дошкольни­ки могут не только описать, во что одеты персонажи, но и расска­зать об их характерах, интересах. Воспитатель обращает внимание детей на мебель и детали убранства избушки. Помогает увидеть, как выразительно художник передает нарастающее раздражение медведей.

Затем педагог предлагает двум-трем детям рассказать, какая иллюстрация Васнецова к сказке «Три медведя» им понравилась больше всего и почему.

По окончании занятия книгу с иллюстрациями Ю. А. Васнецова помещают в книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать ее самостоятельно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...