Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам»




(с детьми 5 лет)

Цель: развивать у детей интерес к изобразительному искусст­ву; продолжать знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова; учить замечать выразительные средства в рисунках Васнецова, сходство иллюстраций с дымковской народной игрушкой, сказочность и де­коративность.

Материал: книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова: «Три медведя» Л. Толстого, «Волк и козлята», «Сорока-белобока», «Пе­тушок», «Кисонька», «Пошел котик на торжок» (рис. 6, 5 12 13 4, 7).

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова. Пересказывание сказок. Организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Рассматривание дымковской глиняной игрушки.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям портрет, говорит, что это зна­комый им художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. Затем дети са­мостоятельно отбирают в книжном уголке книги с рисунками Вас­нецова. Вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации. Воспи­татель рассказывает о художнике: «Юрий Алексеевич Васнецов родился в старинном русском городе Вятке. Весной в Вятке устра­ивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие празд­ники веселых игрушек. Особенно много на ярмарках продавалось глиняных дымковских игрушек, расписанных разными узорами и яркими красками.

Еще ребенком Васнецов полюбил и навсегда запомнил яркую > цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, став­нях, на предметах быта: сундуках, коромыслах. Когда Васнецов вы­рос, он уехал в Ленинград учиться, чтобы стать художником. Но родная Вятка осталась в его памяти такой, какою он видел ее в детстве».

Далее педагог предлагает воспитанникам рассмотреть несколь­ко дымковских глиняных игрушек и сравнить их с изображениями аналогичных птиц и животных на иллюстрациях Васнецова. Нап­ример, показывая дымковских „глиняных коней, воспитатель гово­рит, что когда художник создавал иллюстрации, то использовал для украшения своих коней традиционные элементы дымковской росписи. Отмечая сходство игрушки с рисунком, воспитатель об­ращает внимание детей и на различия. Особо подчеркивает исполь­зование колорита и декоративности в оформлении рисунка в целом. Затем рассказывает, как работал художник над созданием сказоч­ных образов животных:

«Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали кисти, карандаши, краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны использованные листы бумаги.


Пана, что это? спросила художника дочь и подняла один

— Коты, спокойно ответил художник.

С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.

— Какие странные коты, -сказала девочка. — Почему они на
нашего Мурзика не похожи?

— Потому что я рисую сказочного кота, — ответил Васнецов. —
В сказках все' звери удивительные... Вот я и думаю, каким нари­
совать моего кота?.. — помолчав, добавил он и обмакнул кисть в
розовую краску.

Правду сказал  художник: в сказках все звери удивительные».

Воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что для этого кота Юрий Алексеевич взял розовую краску. Задает несколько вопросов:

— Что расписал художник розовой краской? (Бант, валенки. )
Каким изобразил Васнецов кота? (Важным, деловым, хозяй-

ственным: кот ступает твердо, на палку опирается, ни на кого не смотрит, не слышит, как собачка лает рядом, как его окликает бабушка. )

— И куда же он торопится? (К Бореньке. )

— Какую вы вспомнили потешку? Прочитайте ее.

 

— А кругом-то красота какая. Почему я так сказала? (На кус­
тах снежные цветы распустились; вокруг фонаря хороводы снежи­
нок; дома выглядывают из-под белых пушистых шапок. )

— Да. День морозный, голубой. И сказочно, и на настоящую
деревенскую улицу похоже. В этом рисунке Юрий Алексеевич Вас­
нецов отразил впечатления своего детства. «Красиво в Вятке зи­
мой! — любил он рассказывать.. Дома снежными шапками покры­
ты, из труб дымок вьется. Люди ходят в расписных валенках, в шу­
бах, подпоясанных яркими шерстяными поясами». Вот и кота он на­
рисовал в вятских валенках.

Затем воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке». Задает вопросы:

— Кто главный на этой картинке? (Кот и кошка. )

— Почему вы так думаете?

— О чем хотел рассказать Юрий Алексеевич этой иллюстра­
цией? (В доме у кота с кошкой веселье: они нарядные, танцуют,
а котята поют песни. Котята несут кошке в подарок букеты цве­
тов, наверное, у нее день рождения. В доме по-праздничному укра­
шены окна, стены, скамейки. )

Далее педагог обращает внимание детей на то, что кот с кошкой не только танцуют, но и поют. Спрашивает, по каким деталям ри­сунка об этом можно судить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, во что одеты герои (кот в голубой рубашке с красным пояском, с белым бантом; кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красными бантами; ко­тята в ярких красных рубашках с цветными точками). «Глядя на


иллюстрацию, мы радуемся за эту дружную кошачью семью. Ри­совал ее художник и, наверное, тоже радовался, улыбался, как и мы с вами», — говорит воспитатель.

В заключение педагог предлагает детям среди книг с иллюстра­циями нескольких художников найти работы Юрия Алексеевича Васнецова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...