Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам»
(с детьми 5 лет) Цель: развивать у детей интерес к изобразительному искусству; продолжать знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова; учить замечать выразительные средства в рисунках Васнецова, сходство иллюстраций с дымковской народной игрушкой, сказочность и декоративность. Материал: книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова: «Три медведя» Л. Толстого, «Волк и козлята», «Сорока-белобока», «Петушок», «Кисонька», «Пошел котик на торжок» (рис. 6, 5 12 13 4, 7). Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова. Пересказывание сказок. Организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Рассматривание дымковской глиняной игрушки. Ход занятия Воспитатель показывает детям портрет, говорит, что это знакомый им художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. Затем дети самостоятельно отбирают в книжном уголке книги с рисунками Васнецова. Вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации. Воспитатель рассказывает о художнике: «Юрий Алексеевич Васнецов родился в старинном русском городе Вятке. Весной в Вятке устраивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много на ярмарках продавалось глиняных дымковских игрушек, расписанных разными узорами и яркими красками. Еще ребенком Васнецов полюбил и навсегда запомнил яркую > цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, на предметах быта: сундуках, коромыслах. Когда Васнецов вырос, он уехал в Ленинград учиться, чтобы стать художником. Но родная Вятка осталась в его памяти такой, какою он видел ее в детстве». Далее педагог предлагает воспитанникам рассмотреть несколько дымковских глиняных игрушек и сравнить их с изображениями аналогичных птиц и животных на иллюстрациях Васнецова. Например, показывая дымковских „глиняных коней, воспитатель говорит, что когда художник создавал иллюстрации, то использовал для украшения своих коней традиционные элементы дымковской росписи. Отмечая сходство игрушки с рисунком, воспитатель обращает внимание детей и на различия. Особо подчеркивает использование колорита и декоративности в оформлении рисунка в целом. Затем рассказывает, как работал художник над созданием сказочных образов животных:
«Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали кисти, карандаши, краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны использованные листы бумаги. Пана, что это? спросила художника дочь и подняла один — Коты, спокойно ответил художник. С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной. — Какие странные коты, -сказала девочка. — Почему они на — Потому что я рисую сказочного кота, — ответил Васнецов. — Правду сказал художник: в сказках все звери удивительные». Воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что для этого кота Юрий Алексеевич взял розовую краску. Задает несколько вопросов: — Что расписал художник розовой краской? (Бант, валенки. ) ственным: кот ступает твердо, на палку опирается, ни на кого не смотрит, не слышит, как собачка лает рядом, как его окликает бабушка. ) — И куда же он торопится? (К Бореньке. ) — Какую вы вспомнили потешку? Прочитайте ее.
— А кругом-то красота какая. Почему я так сказала? (На кус
— Да. День морозный, голубой. И сказочно, и на настоящую Затем воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке». Задает вопросы: — Кто главный на этой картинке? (Кот и кошка. ) — Почему вы так думаете? — О чем хотел рассказать Юрий Алексеевич этой иллюстра Далее педагог обращает внимание детей на то, что кот с кошкой не только танцуют, но и поют. Спрашивает, по каким деталям рисунка об этом можно судить. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, во что одеты герои (кот в голубой рубашке с красным пояском, с белым бантом; кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красными бантами; котята в ярких красных рубашках с цветными точками). «Глядя на иллюстрацию, мы радуемся за эту дружную кошачью семью. Рисовал ее художник и, наверное, тоже радовался, улыбался, как и мы с вами», — говорит воспитатель. В заключение педагог предлагает детям среди книг с иллюстрациями нескольких художников найти работы Юрия Алексеевича Васнецова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|