Классические парадигмы в социологии международных отношений: политический либерализм.
Теоретическая школа либерализма, будучи также одной из старейших в теории международных отношений, по основным позициям противоположна реализму. Исследователи, работающие в рамках данной парадигмы, осно- вывают свои теоретические воззрения на работах Джона Локка, Иммануила Канта, Жан-Жака Руссо, Джона Стю- арта Милля, Адама Смита, Давида Рикардо. Либеральный подход в теории международных отношений дважды за свою историю пережил периоды подъема – в начале и конце XX века. В политической практике либерализм на- шел свое воплощение в разработанной после Первой миро- вой войны американским президентом Вудро Вильсоном программе создания Лиги Наций, в пакте Бриана-Келлога (1928 год), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стимсона (1932 год), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы либеральная традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как гос- секретарь Джон Ф. Даллес, помощник президента по на- циональной безопасности Збигнев Бжезинский, президент Джимми Картер (1976–1980) и президент Джордж Буш (1988–1992). В научной литературе она представлена, в частности, книгой таких американских авторов, как Греневиль Кларк и Луис Б. Сон «Достижение всеобщего мира через мировое право. Два альтернативных плана». Основные положения классического либерализма сводятся к следующему. 1) Человек не агрессивен по своей природе. Он нацелен на сотрудничество. 2) Война – это проблема, которую можно решить только совместными усилиями. 3) Международное сообщество должно осознать, что необходимы международные институты, способные предотвратить вооруженный конфликт.
4) Государствам необходимо реформировать свои политические системы, чтобы демократическое правление внутри каждой страны способствовало установлению мира и развитию сотрудничества на планете. 5) На международной арене действуют не только силовые, но и другие факторы, такие как экономика и мораль. Участники международных отношений: критерии, типы и особенности.
Участников международных отношений в политической науке обозначают термином «актор» (актер), что предполагает, что каждый из участников играет установленную роль в международной политике, т.е. акцент делается на активном поведении, ведущем к достижению результатов – осуществлению внешнеполитических целей. Участников международных отношений, выполняющих предназначенные им роли, можно назвать агентами. Они сохраняют возможность выбора, их интересы учитываются субъектами международных отношений. Выделяют два основных вида участников международных отношений: традиционные (основные, первоначальные) и нетипичные: 1. К традиционным участникам относятся, прежде всего, государства, выступающие первичными субъектами международного права. Все государства можно разделить на: сверхдержавы (супердержавы); великие державы; средние державы; малые государства; микрогосударства. 2. В современных условиях в связи с актуальностью экологических проблем, последствиями НТП, развитием коммуникаций все большее значение приобретают негосударственные, нетипичные участники международных отношений – международные организации, транснациональные корпорации, другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Международные организации представляют собой постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) для содействия решению международных проблем и развития сотрудничества государств.
Международные организации классифицируются по различным основаниям. По характеру членства выделяются межгосударственные (межправительственные – МПО) и неправительственные (НПО) организации. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов, уважение суверенитета государств-членов. Типологии МПО: по геополитическому признаку: универсальные (ООН), межрегиональные (Организация Исламская Конференция), региональные (ОБСЕ, СНГ), субрегиональные (Бенилюкс); по направлениям деятельности: общецелевые (ООН), экономические (Европейская Ассоциация Свободной торговли – ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный банк), научно-технические (Международное Агентство по Атомной Энергии – МАГАТЭ), правоохранительные (Международная Организация Уголовной Полиции – «Интерпол») и др.; по характеру полномочий: межгосударственные (их цель – организация международного сотрудничества, принимаемые решения адресуются государствам-членам) и надгосударственные (цель которых - развитие интеграции, принимаемые решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов (ЕС) организации); по порядку вступления бывают открытые (любое государство по своему желанию может стать их членом) и закрытые (прием в члены осуществляется с согласия первоначальных учредителей). Особый тип постоянного международного объединения представляет Движение неприсоединения. Его организационная структура имеет признаки, свойственные международным организациям, в то же время, отличаясь от них по ряду показателей (от первых – постоянным характером и решением широкого круга международных проблем, от вторых – отсутствием постоянных руководства, бюджета, штаб-квартиры). НПО возникают в результате объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. Такие организации отвечают трем критериям: международный характер их состава и целей; частный, т.е. негосударственный характер учредительства; добровольный характер их деятельности.
В 90-е гг. XX в. большое распространение получили трансрегиональные объединения, включающие международные организации различных географических регионов (ЕС – АСЕАН, ЕС – МЕРКОСУР и др.). Другими участниками международных отношений, способными вносить определенные изменения в них, являются в настоящее время национально-освободительные, сепаратистские движения, террористические организации (Аль Каида Бен-Ладана, Ирландская республиканская армия – ИРА, Организация освобождения Палестины – ООП), региональные и местные администрации, отдельные лица. Их деятельность нередко порождает феномены «дикой» и «субнациональной» дипломатии – трансграничных связей, осуществляемых без участия государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|