Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественная психология труда в 60-70-е гг.

Ликвидация психотехники и педологии нанесла невоспол­нимый ущерб развитию всей отечественной психологической науки. Проблемы, которыми они занимались, на десятилетия вы­пали из поля зрения ученых-психологов. Наступил более чем два­дцатилетний период, на протяжении которого исследования по психологии труда фактически не велись. Главные потери, которые понесла психология в результате выхода Постановления ЦК ВКП(б) и последующего затем уничтожения психотехники, связаны с тем, что психология «на многие годы перестала ориентироваться на развитие прикладных проблем и подготовку для этого кадров», она вынужденно ушла от изучения насущных запросов практики и замкнулась «в рамках чистой теории» [41].

Лишь после смерти Сталина и наступления в конце 50-х гг. определенной идеологической «оттепели» отношение к психоло­гии со стороны высших партийных руководителей и понимание ими роли психологической науки в решении задач общественного развития стало изменяться. В 1956 г. в журнале ЦК КПСС «Ком­мунист» была опубликована редакционная статья «Крепить связь психологической науки с практикой», в которой признавалась не­обходимость широкого привлечения психологии к решению важ­нейших практических вопросов, выдвигаемых промышленностью, транспортом, политехнизацией общеобразовательной школы, и ставились конкретные проблемы, связанные с изучение трудовой деятельности и трудового воспитания.

Публикация официальной статьи, содержавшей призыв уси­лить связь психологической науки с практикой, позволила психо­логам собрать в феврале 1957 г. Всесоюзное совещание, на кото­ром было принято решение о путях развертывания научно-исследовательской работы в области психологии труда и опреде­лены главные направления этой работы — психологическое изуче­ние профессионального труда и профессионального обучения, психологические вопросы политехнического обучения. Были на­званы также конкретные теоретические и практические проблемы, которыми должны заниматься психологи труда. В том же 1957 г. в Институте психологии АПН РСФСР была организована лаборато­рия психологии производственного труда, которую возглавил профессор Д. А. Ошанин. В 1958 г. выходит в свет первая моно­графия по психологии труда [1], а также сборник научных статей, подготовленный Институтом психологии АПН РСФСР [9]. На I съезде Общества психологов, состоявшемся в Москве в 1959 г., работала уже специальная секция психологии труда, на которой было заслушано 18 докладов. В начале 60-х гг. издаются первые учебники и учебные пособия по психологии труда. Их авторы -известные отечественные психологи Н. Д. Левитов и К. К. Плато­нов - систематизировали и обобщили накопленные знания, дали характеристику предмета и методов психологии труда, а также рассмотрели основные ее направления и проблематику. Все ука­занные выше события можно считать вехой, от которой начинает­ся отсчет нового периода в развитии отечественной психологии труда - периода ее возрождения, формирования новых теоретиче­ских и методологических позиций и превращения в одно из самых значимых направлений психологической науки.

С конца 50-х гг. значительно активизируется научно-исследовательская работа в области психологии труда. Так, ряд интересных и ценных исследований был выполнен лабораторией психологии производственного труда Института психологии АПН РСФСР. Д. А. Ошаниным, его сотрудниками и аспирантами об­стоятельно изучалась проблема объективных особенностей про­изводственных операций как основных звеньев, из которых скла­дывается трудовая деятельность промышленных рабочих. Иссле­дования проводились на сборочных конвейерах, металлорежущих токарных станках и при работе с двигателями внутреннего сгора­ния [44]. В отличие от прежних профессиографических работ, решалась задача не общего описания профессии для выяснения требований, которые они предъявляют к человеку, а изучения и психологического анализа объективных структур производствен­ных операций. При этом ставилась цель выявить такие законо­мерности, которые бы позволяли разрабатывать рекомендации по проектированию оптимальной структуры операций, учитывающей функциональные возможности среднего рабочего.

С помощью аналитического метода изучения трудовой дея­тельности были установлены те особенности производственных операций, которые при одной организации и требованиях производства не представляют для рабочего никаких трудностей, а при другой - могут оказаться критическими, что делает операцию трудно выполнимой для рабочего, снижает производительность его труда и отрицательно сказывается на качестве продукции. Эти критические, определяющие эффективность трудовой деятельно­сти условия и требования данного конкретного производства, бы­ли названы производственными детерминантами. Применительно к работе на сборочных конвейерах в качестве таких детерминант выступают заданный («принудительный») темп работы, синхрон­ность выполнения операций, их временная вариативность и дру­гие факторы.

Результаты производственных и экспериментальных иссле­дований показали, что построение оптимальной структуры произ­водственной операции достигается только в том случае, если ее основные особенности и характеристики соответствуют системе действующих производственных детерминант. Практической реа­лизацией этого вывода явилась, в частности, замена цифровых сигнальных обозначений на сборочном конвейере резиновой обу­ви Московского завода «Красный богатырь» специальными цвет­ными метками, облегчающими процесс восприятия рабочим раз­личных сигнальных раздражителей и их соотнесения с требова­ниями технических инструкций. Наблюдения в одном из цехов этого завода показали, что при высоком темпе особую трудность для рабочих представляет возвращение обработанной колодки на ленту конвейера в технологически правильной позиции (перпен­дикулярно ленте, пяткой к себе). Спеша, рабочие забывают соот­ветствующее требование инструкции и оставляют колодку в том положении, в котором она оказывается к концу выполнения по­следнего элемента операции, что, в свою очередь, порождает до­полнительные трудности для исполнителей, занятых на после­дующих операциях. Эти трудности были устранены психологами путем введения таких зрительных сигналов, которые, указывая место колодки на ленте, в то же время напоминали рабочему своей формой правильную позицию колодки («ставь пяткой на пят­ку!»). Подобные сигналы, несущие в себе элементы технической инструкции и представляющие собой как бы ее зрительно вос­принимаемый эквивалент, были названы «сигнал-инструкциями». При прочих равных условиях они позволили рабочим выполнять производственные операции наиболее эффективно.

Изучался в лаборатории и ряд других проблем, в частности, проблема психических состояний человека, возникающих при выполнении различных видов трудовой деятельности (утомление, стресс, монотония). Результаты этих исследований некоторое время спустя были обобщены в специальных монографиях и на­учных сборниках [2, 55, 45]. Несколько позже одним из ведущих направлений в работе лаборатории стало изучение внутренних, психофизиологических механизмов трудовой деятельности и про­цессов ее регулирования. Д. А. Ошанин разработал концепцию оперативного психического отражения [39], согласно которой в процессе выполнения какого-либо конкретного трудового дейст­вия у человека формируется идеальное, специализированное от­ражение того объекта, который преобразуется в деятельности, и это отражение («оперативный образ») выполняет функцию регу­лятора предметных действий.

Оперативность, как общее свойство отражения, обеспечивает эффективность регулирующей функции образа, тонкое приспособле­ние субъекта труда к условиям деятельности и позволяет приводить содержание отражаемого в соответствие с требованиями конкретной задачи. Было установлено, что психологический механизм любого' предметного действия включает в себя не единый оперативный образ, а их упорядоченную, структурированную систему, в которой каждый из образов занимает определенное место и выполняет определенную функцию (образ текущего состояния объекта, образ его конечного состояния и т. д.). Эта комплексная, многоуровневая структура опе­ративных образов, регулирующих деятельность, была названа психо­логической функциональной системой предметного действия.

В исследованиях О. А. Конопкина [29], проводившихся в ла­боратории Д. А. Ошанина, всесторонне изучался процесс саморе­гуляции деятельности. На основе полученных данных была разра­ботана психологическая модель, отражающая функциональную структуру саморегулирования сенсомоторной деятельности. Она включает в себя ряд блоков и звеньев - целеполагание (принятую субъектом цель деятельности), блок программирования, блок оце­нивания результатов, звено коррекции деятельности и другие. Было установлено, что успешность выполнения любой произ­вольной деятельности, в том числе и трудовой, зависит от уровня сформированности как всего контура психической саморегуляции в целом, так и его отдельных функциональных звеньев. Сформу­лированные О. А. Конопкиным теоретические представления о функциональной структуре процесса осознанного саморегулиро­вания были успешно использованы в целях анализа профессио­нальной деятельности машинистов электролокомотивов и по­строения методики диагностики профессиональной надежности машинистов. На основе предложенной концепции были также разработаны методы формирования некоторых профессионально важных умений водителей автотранспорта и рекомендации по коррекции учебной деятельности студентов.

Труды Д. А. Ошанина по изучению оперативных образов как динамической наглядной основы регуляции предметных действий и цикл исследований О. А. Конопкина по изучению саморегуля­ции действий на основе модели сознательной и целенаправленной активности человека внесли существенный вклад в разработку общепсихологической теории деятельности.

Ряд важных исследований выполнялся и в других под­разделениях Института психологии АПН РСФСР. К. М. Гуреви-чем и его сотрудниками (лаборатория проблем профпригодности и психодиагностики) изучались вопросы формирования профес­сиональной пригодности и профессионального мастерства. Проведенные исследования показали, что быстрота и успешность формирования профессиональной пригодности зависят от трех решающих факторов - природных данных человека (отсюда про­цесс формирования профпригодности всегда должен быть инди­видуализирован), особенностей профессиональной мотивации и от полноты и адекватности специальных знаний и умений. На ос­новании полученных данных К. М. Гуревич предложил дополнить метод «психотренировки» профессионально важных качеств, применявшийся психотехниками и не учитывавший индивиду­альных особенностей тренируемых, новым подходом, считаю­щимся с личностью работающего и его мотивацией. Комплекс мероприятий по психологическому стимулированию трудовой деятельности и созданию положительной профессиональной мо­тивации, внедренный на некоторых московских предприятиях, позволил значительно сократить текучесть кадров и повысить ка­чество выпускаемой продукции. Исследования, выполненные в лаборатории К. М. Гуревича, имели не только прикладное значе­ние. Они выявили некоторые общие закономерности формирова­ния профессиональных черт личности (становления личности профессионала), индивидуальные особенности овладения профес­сиональным мастерством, общие условия и предпосылки успеш­ного формирования профпригодности в процессе обучения массо­вым рабочим специальностям.

В работах лаборатории психологии трудового обучения Ин­ститута психологии АПН РСФСР большое внимание было уделе­но изучению процесса формирования общетрудовых умений и навыков, вопросам организации и планирования работы, самокон­тролю в процессах труда, развитию пространственного воображе­ния и технического мышления. Эти работы имели большое значе­ние для обеспечения политехнического обучения в школе. Осо­бенно значительный вклад в теорию и практику трудового и про­фессионального обучения внесли исследования В. В. Чебышевой [58]. Ею установлены закономерности и условия формирования специальных и общетрудовых умений и навыков, показана роль правильно выбранного оптимального рабочего темпа, раскрыто значение возрастных и индивидуальных различий учащихся и ре­жима их труда. В. В. Чебышева также обстоятельно изучила про­блему выбора учащимися профессии и основные психологические вопросы обучения учащихся рабочим профессиям.

Активная исследовательская работа в области психологии труда развертывается в 60-70-е гг. не только в Институте психо­логии АПН РСФСР, но и в других научных центрах страны. Так, психологи Ярославского университета (В. Д. Шадриков, Н. П. Ерастов, М. С. Роговин, В. В. Новиков, Ю. К. Корнилов, А. В. Карпов и другие), используя метод структурно-психологического анализа трудовой деятельности, приступают к комплексному изучению проблем рациональной организации труда и производственного коллектива, адаптации и профессиональной реабилитации, а так­же других вопросов. Результаты этих исследований опубликованы в серии научных сборников, выпущенных Ярославским универси­тетом (см. например, сб. «Психологические проблемы рационали­зации деятельности». Ярославль, 1976).

Новые подходы к анализу трудовой деятельности были также разработаны психологами Московского университета. Г. М. Зараковский [18] предложил алгоритмическую модель деятельности, со­гласно которой последняя описывается с помощью системы сим­волов, обозначающих отдельные элементарные действия и те ло­гические условия, которые необходимо соблюдать, чтобы перехо­дить к следующим действиям. Он ввел показатели стереотипности и логической сложности деятельности, применение которых по­зволило давать ей интегральную оценку и выявлять «узкие места» в трудовом процессе.

В Ленинградском университете на основе концепции Б. Г. Ананьева проводилось комплексное исследование влияния ин­дивидуально-типических особенностей человека (соматических, нейродинамических и психофизиологических характеристик) на продуктивность труда и показатели производственной деятельно­сти, изучалась мотивация и отношение к труду, профессиональная устойчивость молодых рабочих, разрабатывались психофизиоло­гические рекомендации по рациональной организации режимов труда и отдыха на заводе «Красный треугольник» и в производст­венном объединении «Светлана». Результаты этих исследований периодически публиковались в сборниках «Человек и общество». В работах ленинградских психологов был дан также обстоятель­ный анализ профессии авиадиспетчера. М. А. Дмитриева, приме­нив некоторые идеи теории информации, разработала тщательную психограмму этой профессии [16].

В Казанском университете Е. А. Климов на основе работ В. С. Мерлина и его научной школы по изучению типологических различий людей в труде, учении и спорте провел ряд интересных и важных для психологии труда исследований, которые показали, что наилучшее приспособление человека к различным видам тру­да достигается за счет выработки индивидуального стиля дея­тельности. Последний формируется в процессе взаимодействия конкретного субъекта и объекта труда и представляет собою инте­гральную систему индивидуально-своеобразных приемов и спо­собов решения той или иной двигательной или познавательной задачи. В результате этого «инертные» и «подвижные» по своей нервно-психологической природе люди могут одинаково успешно выполнять одну и ту же работу. Полученные материалы позволи­ли наметить некоторые пути индивидуализации профессиональ­ного обучения, ориентированные на выработку стиля деятельно­сти в зависимости от особенностей общего типа высшей нервной деятельности [26]. В дальнейшем под руководством Е. А. Климо­ва в Ленинградском НИИ профтехобразования развернулась серь­езная работа по психологическому изучению профессий, трудо­вому воспитанию и профессиональной ориентации молодежи.

Важной вехой развития психологии труда в рассматривае­мый период стало оформление в ее недрах нового научного раздела - инженерной психологии, которая очень скоро превратилась в самостоятельное научное направление. Началом ее рождения в нашей стране можно условно считать 1959 г., когда при Ленин­градском университете была создана первая специализированная научно-исследовательская лаборатория инженерной психологии. Организатором и руководителем этой лаборатории в течение дли­тельного времени был выдающийся отечественный психолог Б. Ф. Ломов. В 1963 г. он опубликовал первую в нашей стране монографию по инженерной психологии, в которой обобщил дос­тигнутые к тому времени результаты зарубежных и отечествен­ных исследований [36].

Инженерная психология сосредоточила свое внимание на анализе тех новых аспектов трудовой деятельности человека, ко­торые возникли в связи с техническим прогрессом и изменением роли человека в производственном процессе. Объектом инженер­ной психологии стала деятельность человека в системах управле­ния (труд операторов, диспетчеров и т. д.), где основные трудовые функции сводятся не к обслуживанию машин, а к контролю за управляемой технической системой, сбору информации и ее пере­работке, принятию решений. Центральное место в инженерно-психологических исследованиях заняла проблема операторской деятельности, ее строения и механизмов психической регуляции. В 60-70-е гг. было выполнено большое количество исследований, посвященных анализу деятельности оператора, управляющего сложной техникой. В работах Б.Ф. Ломова, В. Ф. Венды, В. Ф. Ру-бахина, В. П. Зинченко, А. А. Крылова и многих других психоло­гов был дан глубокий анализ структуры труда оператора и надеж­ности его деятельности, изучены процессы приема и переработки информации, определены предпосылки проектирования оператор­ской деятельности на основе системного подхода.

Интенсивно велись также исследования таких специфиче­ских видов операторского труда как деятельность водителя, ма­шиниста, летчика, космонавта. На основе этих исследований были сформулированы принципы проектирования органов управления и средств индикации пультов управления на железнодорожном транспорте, методики контроля за состоянием готовности к экс­тренным действиям (В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян), выявлено влияние различных условий полета (невесомости, перегрузки и др.) на психические процессы и состояния человека, разработаны конкретные инженерно-психологические требования к летатель­ным аппаратам, сформулирован принцип «активного оператора» [43, 35, 20]. Д. Н. Завалишиной изучалась роль практического мышления в регуляции трудовой деятельности. В результате уда­лось установить основные функции этого вида мышления и опре­делить его типологию у работающих в сфере материального про­изводства и в сфере управления. Ею же исследовался труд опера­тора в условиях дефицита времени. На основе полученных дан­ных был сформулирован ряд психологических принципов целесо­образной перестройки (построения) деятельности, использование которых предотвращает возможность возникновения ситуаций дефицита времени, выступающих в качестве негативных факторов организации труда [22]. Заметно активизировались также иссле­дования по проблеме психических состояний человека при вы­полнении различных видов производственной деятельности. В результате были выявлены психофизиологические показатели ря­да состояний (утомления, стресса, монотонии, дискомфорта и т. д.), установлены причины их возникновения и особенности раз­вития, определены пути преодоления отрицательных состояний, возникающих у человека на производстве и в операторской дея­тельности [4, 51, 11].

Таким образом, отличительными особенностями развития психологии труда в 60-70-е гг. было то, что, во-первых, сущест­венно расширились практические сферы ее исследовательской деятельности (промышленность, транспорт, авиация, космонавти­ка, управленческий труд и т. д.); во-вторых, усилилась ее теорети­ческая направленность и укрепились научно-методические основы; в-третьих, окончательно оформился и стал интенсивно разви­ваться новый раздел психологии труда - инженерная психология. Кроме того, психология труда значительно упрочила свои связи с другими науками, в частности, с эргономикой, а многие психоло­ги (В. П. Зинченко, В. М. Мунипов и другие) приняли непосред­ственно личное участие в творческой разработке этой комплекс­ной научной дисциплины. Укрепились также связи с физиологией труда. Работы М. И. Виноградова [8], С. А. Косилова [30], 3. М. Зо-линой [24] и других известных физиологов, вышедшие в свет в 60-е гг., имели большое значение и для психологии труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...