Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VI . Психологическое изучение профессий

Понятие о профессии и профессионально важных

Качествах личности

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения понятия «профессия» и у многих авторов оно упот­ребляется в несколько разных значениях. Так, К. К. Платонов счи­тал, что «профессия — это совокупность специальностей, необхо­димый минимум знаний, навыков и умений, по которым в совре­менных условиях молодежи обеспечивается возможность обуче­ния в соответствующем по профилю учебном заведении» [11, с. 111]. К. М. Гуревич пишет: «Профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей. Совокупность профессий данного общества обеспечивает его потребности, выполняет необходимые для жизни общества функции» [3, с. 17]. Ю. В. Котелова отмечает: «Под профессией обычно понимается типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в соци­альном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков, а также иметь соответствующие способности и особенности личности» [9, с. 91]. Известный специалист в области социологии труда И. И. Чангли считает, что профессия «... представляет собой дос­таточно обширный и устойчивый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков» [14, с. 152]. Еще один автор Г. В. Щекин пишет: «Профессия - это определенный вид трудовой деятельности, возникающий в процессе общественного разделения труда и требующий для его выполне­ния определенных способностей, специальных теоретических зна­ний и практических навыков» [16, с. 13] и т. д.

В каждом из приведенных выше определений более или ме­нее рельефно подчеркиваются   следующие характеристики: а) профессия - это вид человеческой деятельности; б) профессии возникают в результате общественного разделения труда; в) про­фессия - это социально необходимый вид трудовой деятельности; г) успешное занятие той или иной профессией предполагает нали­чие у человека определенных знаний, умений, навыков и требует соответствующих способностей. Учитывая все названные харак­теристики, можно сформулировать следующее обобщенное опре­деление: профессия - это социально-необходимый вид трудовой деятельности, появившийся вследствие общественного разделе­ния труда и требующий от человека наличия определенных спо­ собностей, знаний, умений и навыков. Многие профессии подраз­деляются на специальности, которые представляют собой более узкий вид деятельности в рамках данной профессии. Например, профессия врача включает в себя специальности хирурга, тера­певта, окулиста, невропатолога. Профессия слесаря делится на специальности слесаря-сборщика, слесаря-сантехника, слесаря-инструментальщика. Профессия учителя делится на специально­сти: учитель русского языка и литературы, учитель физики, учи­тель химии, учитель математики и т. д.

Поскольку профессия является основным видом трудовой деятельности, которой человек нередко занимается всю свою жизнь, невозможно переоценить ее роль и значение в становлении и развитии личности. Прежде всего, через профессию человек реализует свои главные потребности - в труде, познании и в об­щении. Удовлетворение этих потребностей позволяет человеку раскрыть свою сущностную природу, выразить и утвердить соб­ственное «Я», испытать высшую радость и чувство личного дос­тоинства. Прилагая через профессию свои физические и духовные силы к определенной трудовой деятельности, человек получает взамен возможность удовлетворять свои материальные потребно­сти, без чего сам факт существования и развития человека был бы немыслим. И, наконец, профессия - это такая сфера проявления человеческой активности, в которой реализуется творческий потенциал субъекта труда, происходит сложный процесс становле­ния и формирования всех его психических свойств и особенно­стей. В ходе длительного профессионального труда, протекающе­го в определенных социально-экономических условиях, форми­руются не только отдельные функциональные системы и психи­ческие процессы человека (профессиональное восприятие, про­фессиональная память, профессиональное мышление и т. д.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межличностного общения. Нередко профес­сия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик человека.

Известно, что различные виды труда и профессии требует от человека разной степени активизации тех или иных психических функций. Одни профессии требуют от работника высокого уровня развития зрительной, слуховой чувствительности (настройщик музыкальных инструментов, настройщик телерадиоаппаратуры), другие - хорошо развитого внимания (контролер за качеством продукции, сборщик часов), третьи - активной мыслительной деятельности (авиадиспетчер, оператор автоматизированных систем управления и т. п.). Поэтому с самого начала психологического изучения профессий возникла необходимость говорить о таких качествах личности работающего человека, которые играют особо значимую роль в определенных видах трудовой деятельности. Их принято называть профессионально важными качествами.

Профессионально-важные качестваэто такие индивиду­ альные психические и психофизиологические особенности челове­ка, наличие которых обеспечивает успешность выполнения дан­ной конкретной профессиональной деятельности. Например, умение распределять внимание и быстрота реакции - профессио­нально важные качества водителя любого транспортного средст-' ва. Эмоционально-волевая устойчивость - профессионально важ­ное качество для представителей тех профессий, где возможно возникновение экстремальной или аварийной ситуации (космонавт, летчик, машинист электровоза и другие). Такая особенность личности, как монотоноустойчивость очень важна для людей, за­нятых однообразным, монотонным трудом. Есть профессии, где ведущим качеством является хорошая осязательная чувствитель­ность (браковщик тканей), тонкий вкус и обоняние (дегустатор различных продуктов, парфюмерных изделий). Выявление ка­честв личности, обеспечивающих эффективность трудовой дея­тельности, определение путей и методов их развития и совершен­ствования является одной из главных задач психологического изучения профессий.

Классификация профессий

 Первые профессии появились еще на заре развития челове­ческого общества. Затем, по мере последующего исторического развития и углубляющегося общественного разделения труда, их количество резко возросло, стали возникать все новые и новые профессии, причем они не оставались неизменными - в связи с совершенствованием орудий производства и развитием научно-технического прогресса одни профессии исчезали, содержание других существенно изменялось. В настоящее время существует более 40 тысяч различных профессий. Поэтому не случайно мно­гие ученые уже давно поставили вопрос о необходимости систе­матизации, классификации профессий. Под классификацией по­нимается упорядоченное распределение профессий по классам, типам, видам на основании их сходства и различия по определен­ным признакам и критериям.

В историческом плане было много попыток создать универ­сальную классификацию профессий, при этом использовались самые разные основания (критерии) для ее построения. Еще в 20-е гг. прошлого века известный ученый-экономист С. Г. Струмилин предложил систематизировать профессии на основе такого признака, как степень самостоятельности человека в работе. В связи с этим он разделил все виды труда на пять типов:

1) автоматический (труд строго регламентированный, с зависимым темпом работы, однообразным выполнением заданий и приемов, например, в условиях поточно-конвейерного произ­водства);

2) полуавтоматический труд (трудовые действия челове­ка не всегда строго регламентированы, имеется возможность вы­бора темпа и приемов работы, например, профессии телефонист­ки, машинистки);

3) шаблонно-исполнительский труд (задания и приемы работы многообразны, но заранее определены инструкциями, чер­тежами, шаблонами, например, труд слесаря, токаря);

4) самостоятельный труд в пределах задания (дает боль­шой простор для проявления самостоятельности, но в пределах определенных рамок - труд учителя, врача, инженера);

5) свободный творческий труд (человек сам выбирает приемы и формы работы, результаты работы выражаются в созда­нии оригинальной продукции - труд ученого, художника, компо­зитора и т. д.).

В свое время эта классификация имела определенное значе­ние, но для нашего времени она, конечно, устарела. Нередко для практических целей и удобства описания все существующие про­фессии классифицируют по отраслям народного хозяйства (про­мышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные профессии и т. д.), а также по их содержанию (медицинские, педа­гогические, юридические, военные, административно-управленческие и т. д.). При такой систематизации не учитываются психологиче­ские критерии, опираться на которые необходимо при проведе­нии, например, профконсультационной работы. Известно, что да­же самые близкие между собой профессии и специальности могут существенно отличаться по своим психологическим компонентам.

В истории изучения профессий были и такие попытки, когда их классификация проводилась только по психологическим кри­териям. Так, немецкие психологи Г. Пиорковский и О. Липман в основу разделения профессий положили степень участия в тру­довой деятельности функций интеллекта и выделили три их клас­са - низшие, средние и высшие. Низшие (неквалифицированные) не требуют участия интеллекта, средние - предполагают незначи­тельную деятельность интеллекта и высшие - требуют активной деятельности интеллекта. В свою очередь, высшие профессии подразделялись еще на три группы: а) гностические (ученые); б) технические (инженеры, техники); в) символизирующие (худож­ники, музыканты, поэты). Некоторыми другими авторами предла­галось также делить профессии по степени участия в трудовой деятельности функций внимания, памяти и других психических процессов.

Основной недостаток чисто психологических классифика­ций профессий состоял в том, что они были достаточно односто­ронними, поскольку учитывали только психологическую состав­ляющую трудовой деятельности. Кроме того, их авторы, говоря о психологическом и анатомо-физиологическом субстрате различ­ных групп профессий, неправомерно разрывали функции рабо­тающего человека и игнорировали тот факт, что трудовая дея­тельность даже в самом простом случае обеспечивается сложным взаимодействием всех психических и физиологических функций. Тем не менее, некоторые методики, предложенные психологами прошлого (например, опросный лист О. Липмана), могут быть ис­пользованы и в современных исследованиях.

В настоящее время в практике профориентационной работы широкое применение получила классификация, предложенная Е. А. Климовым [7]. Принцип ее построения состоит в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда и отношения человека к различным объектам окружающего мира, все профессии подразделяются на пять типов:

1. Человек - техника. К этому типу относятся профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом техники, обслуживанием транспортных средств, станочной обработкой материала (токарь, водитель, слесарь и т. д.);

2. Человек - природа. Сюда относятся профессии, в которых объектом взаимодействия для человека является природа (агро­ном, биолог, садовник);

3. Человек — знаковая система. Этот тип включает в себя профессии, где объектом труда выступают различные знаки -цифры, символы, графики, схемы, карты (программист, чертеж­ник, корректор);

4. Человек - художественный образ. К этому типу относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литера­турно-художественной и актерской деятельностью (художник, музыкант, гравер, маляр и т. д.);

5. Человек - человек. Пятый тип образуют профессии, свя­занные с обучением и воспитанием, бытовым, торговым и меди­цинским обслуживанием, руководством и управлением людьми и коллективом (учитель, врач, воспитатель, продавец, управляю­щий).

Кроме того, внутри каждого из указанных типов Е. А. Кли­мов выделил по признаку целевой направленности еще три класса профессий:

1. Гностические (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Для профессий этого класса характерна ярко выражен­ная познавательная активность и наблюдательность. Например, в типе «Человек - техника» к классу гностических относятся про­фессии мастера по контролю за готовой продукцией, мастера-диагноста приборов и техники; в типе «Человек - природа» - де­густатор чая, контролер-приемщих фруктов; в типе «Человек -знаковая система» - корректор типографии, контролер готовой продукции в полиграфии; в типе «Человек - художественный об­раз» - искусствовед, музыковед; в типе «Человек - человек» - со­циолог, судебно-медицинский эксперт.

2. Преобразующие. Особенностями данного класса профес­сий является их направленность на преобразование различных вещей, предметов, процессов природы и общественной жизни. В типе «Человек - техника» это слесарь-ремонтник, токарь; в типе «Че­ловек — природа» — агроном, зооинженер, мастер-плодоовощевод; в типе «Человек - знаковая система» - чертежник-картограф, бух­галтер, стенографистка; в типе «Человек - художественный об­раз» - живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей, тренер, мастер производственного обучения.

3. Изыскательные. Этот класс профессий характеризуется поиском нового, направленностью на открытие новых и ориги­нальных вариантов решения различных задач и проблем. В грани­цах типа «Человек — техника» к ним относятся инженер-конструктор, раскройщик верха обуви; в типе «Человек - приро­да» - биолог-исследователь, летчик-наблюдатель лесного хозяй­ства; в типе «Человек — человек» — воспитатель, организатор про­изводства, организатор торговли.

В заключение следует отметить, что и классификация Е. А. Климова не лишена определенных недостатков. Например, профессии токаря и водителя по своим психологическим особен­ностям и характеру предъявляемых к человеку требований суще­ственно отличаются одна от другой, но они включены в один и тот же тип; не только профессии пятого типа, но и многие другие, так или иначе, имеют дело с людьми и предполагают тесное взаи­модействие с ними и т. д. Вот почему, используя указанную клас­сификацию в профконсультационной работе, важно устанавли­вать не только общий тип профессии, к которой тяготеет консуль­тируемый, но и давать ему рекомендации о пригодности к кон­кретной специальности внутри данного типа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...