Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиограмма авиадиспетчера

I. Общая характеристика профессии

Авиадиспетчер, работающий в системе управления воздуш­ным движением (УВД) - это высококвалифицированный специа­лист гражданской авиации, осуществляющий контроль и управ­ление движением (полетом) воздушных судов от момента их взле­та до посадки. Социальное значение профессии состоит в том, что авиадиспетчер обеспечивает безопасность и эффективность рабо­ты воздушного транспорта. От результатов труда и деятельности авиадиспетчера зависят также все экономические показатели ра­боты отрасли. Работники службы УВД решают одну из главных задач в обеспечении полетов по обслуживанию хозяйственно-экономической деятельности страны.

Профессия авиадиспетчера имеет высокий уровень пре­стижности и распространена не только в гражданской, но и в спе­циальных видах авиации (сельскохозяйственной, санитарной, во­енной и т. д.). Овладение ею требует хорошей общеобразователь­ной подготовки (по физике, математике, основам информатики и вычислительной технике). Профессия предъявляет также большие требования к специальной подготовке работника. Авиадиспетчер должен хорошо знать профессиональную среду своей деятельно­сти (природную, техническую, социальную), владеть навыками управления сложным радиотехническим и электронным комплек­сом, знать содержание своей профессиональной работы и уметь квалифицированно выполнять ее на всех этапах управления воз­душным движением.

Работа авиадиспетчера относится к операторскому виду тру­да с преобладанием в профессиональной деятельности интеллек­туальных функций. Ее выполнение связано с постоянным анали­зом и прогнозированием быстро меняющейся обстановки, принятием всевозможных управленческих решений, обеспечивающих безопасность полетов в контролируемом диспетчером воздушном секторе, причем каждое решение является следствием сложных интеллектуальных действий. Диспетчер УВД предотвращает опасные сближения и столкновения воздушных судов, дает им указания об изменении режима полета, принимает меры по оказа­нию помощи терпящим бедствия самолетам и вертолетам и вы­полняет целый ряд других ответственных функций.

Современные центры УВД оборудованы сложной радио­электронной аппаратурой, позволяющей осуществлять контроль за воздушной обстановкой с помощью особых телевизионных эк­ранов (дисплеев). Рабочим местом авиадиспетчера является пульт управления, на котором имеются устройства отображения воз­душной и метеорологической обстановки (индикаторы), средства радиосвязи с экипажами воздушных судов, информационно-справочный материал по правилам полетов и т. д. Пульты управ­ления выполнены так, чтобы обеспечить оптимальные условия работы.

Санитарно-гигиеническая и физическая среда (температура, запыленность, освещенность, и т. д.), в которой работает авиадис­петчер, соответствует нормам, уровень шума на рабочем месте может превышать установленные параметры. Режим труда - по­сменный, в специальном помещении. В работе отсутствуют какие-либо выраженные профессиональные вредности, однако, высокий уровень нервно-психической напряженности может со временем неблагоприятно отразиться на состоянии нервной и сердечно­сосудистой систем работающего. Противопоказания: слабое фи­зическое здоровье и низкий уровень работоспособности, дефекты в органах слуха, зрения и речи, эмоционально-волевая неустойчивость, плохая память и недостаточное развитие способности к оперативному мышлению.

Профессия авиадиспетчера открывает определенные воз­можности для дальнейшего профессионального роста и повыше­ния квалификации работника. Перспективы профессионального продвижения связаны, прежде всего, с переходом на работу в вы­шестоящие подразделения службы управления воздушным дви­жением, а также в другие административно-управленческие структуры гражданской авиации.

Профессию диспетчера УВД можно получить в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации. На дневное отделение принимаются лица мужского пола, имеющие образова­ние в объеме средней школы и прошедшие специальный психо­физиологический отбор на профессиональную пригодность. Слу­шатели и курсанты учебных заведений гражданской авиации на­ходятся на полном государственном обеспечении, им предостав­ляется бесплатное общежитие, питание, форменная одежда и сти­пендия.

//. Психограмма профессии

С психологической точки зрения основное содержание рабо­ты диспетчера УВД сводится к приему, переработке и передаче необходимой производственной информации. Диспетчер прини­мает, осмысливает и логически перерабатывает (классифицирует) информацию, поступающую от радиотехнического комплекса; закрепляет в логической и образной памяти данные, необходимые для решения задач УВД; конструирует в воображении целостный и динамичный образ воздушной обстановки; распределяет внима­ние между различными источниками информации; прогнозирует изменения ситуации (ее пространственно-временного образа); осуществляет последовательный ряд умственных действий, на­правленных на реализацию заданного алгоритма управления воз­душным движением; принимает различные управленческие реше­ния, в том числе при возникновении аварийной или непредвиденной ситуации; ведет радиопереговоры с экипажем воздушных су­дов. В связи с перечисленными функциями он выполняет сле­дующие психологические действия:

1. Сенсорно-перцептивные - различает цвета сигнальных лампочек, оценивает градации яркости светящихся точек на экра­не локатора, определяет расстояние между воздушными судами, представленными на экране обзорного локатора в виде светящих­ся точек и различных формуляров.

2. Психомоторные и речемоторные — включает радиопере­говорные устройства, манипулирует органами настройки аппара­туры и регулировки изображения, набирает номера самолетов на табло-эшелонаторе, передает речевые сообщения по телефону громкоговорящей связи.

3. Аттенционные (действия внимания) - сохраняет устой­чивость внимания на управляемых объектах, периодически пере­ключает внимание с одного объекта на другой, распределяет вни­мание на нескольких существенных элементах рабочей среды.

4. Мнемические (действия памяти) - запоминает информа­цию о параметрах движения воздушных судов, избирательно вспоминает данные, необходимые для решения той или иной за­дачи, воспризводит должностные инструкции и алгоритмы реше­ния типичных задач, забывает информацию, потерявшую акту­альность.

5. Имажинитивные (действия изображения) - на основе получения различной информации создает сложный динамиче­ский образ (модель) воздушной обстановки; опираясь на создан­ную модель, принимает все управленческие решения; с учетом текущей информации перестраивает созданный пространственно-временной образ, что позволяет предвидеть изменения воздушной обстановки.

6. Мыслительные — анализирует и выявляет взаимосвязи между элементами производственных ситуаций; определяет необ­ходимую последовательность своих действий; устанавливает причины возникших рассогласований между прогнозируемой и фак­тической ситуацией; принимает решения в новой, неожиданной ситуации; находит оптимальные способы и средства для реализа­ции своих решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...