Профессиограмма авиадиспетчера
I. Общая характеристика профессии Авиадиспетчер, работающий в системе управления воздушным движением (УВД) - это высококвалифицированный специалист гражданской авиации, осуществляющий контроль и управление движением (полетом) воздушных судов от момента их взлета до посадки. Социальное значение профессии состоит в том, что авиадиспетчер обеспечивает безопасность и эффективность работы воздушного транспорта. От результатов труда и деятельности авиадиспетчера зависят также все экономические показатели работы отрасли. Работники службы УВД решают одну из главных задач в обеспечении полетов по обслуживанию хозяйственно-экономической деятельности страны. Профессия авиадиспетчера имеет высокий уровень престижности и распространена не только в гражданской, но и в специальных видах авиации (сельскохозяйственной, санитарной, военной и т. д.). Овладение ею требует хорошей общеобразовательной подготовки (по физике, математике, основам информатики и вычислительной технике). Профессия предъявляет также большие требования к специальной подготовке работника. Авиадиспетчер должен хорошо знать профессиональную среду своей деятельности (природную, техническую, социальную), владеть навыками управления сложным радиотехническим и электронным комплексом, знать содержание своей профессиональной работы и уметь квалифицированно выполнять ее на всех этапах управления воздушным движением. Работа авиадиспетчера относится к операторскому виду труда с преобладанием в профессиональной деятельности интеллектуальных функций. Ее выполнение связано с постоянным анализом и прогнозированием быстро меняющейся обстановки, принятием всевозможных управленческих решений, обеспечивающих безопасность полетов в контролируемом диспетчером воздушном секторе, причем каждое решение является следствием сложных интеллектуальных действий. Диспетчер УВД предотвращает опасные сближения и столкновения воздушных судов, дает им указания об изменении режима полета, принимает меры по оказанию помощи терпящим бедствия самолетам и вертолетам и выполняет целый ряд других ответственных функций.
Современные центры УВД оборудованы сложной радиоэлектронной аппаратурой, позволяющей осуществлять контроль за воздушной обстановкой с помощью особых телевизионных экранов (дисплеев). Рабочим местом авиадиспетчера является пульт управления, на котором имеются устройства отображения воздушной и метеорологической обстановки (индикаторы), средства радиосвязи с экипажами воздушных судов, информационно-справочный материал по правилам полетов и т. д. Пульты управления выполнены так, чтобы обеспечить оптимальные условия работы. Санитарно-гигиеническая и физическая среда (температура, запыленность, освещенность, и т. д.), в которой работает авиадиспетчер, соответствует нормам, уровень шума на рабочем месте может превышать установленные параметры. Режим труда - посменный, в специальном помещении. В работе отсутствуют какие-либо выраженные профессиональные вредности, однако, высокий уровень нервно-психической напряженности может со временем неблагоприятно отразиться на состоянии нервной и сердечнососудистой систем работающего. Противопоказания: слабое физическое здоровье и низкий уровень работоспособности, дефекты в органах слуха, зрения и речи, эмоционально-волевая неустойчивость, плохая память и недостаточное развитие способности к оперативному мышлению. Профессия авиадиспетчера открывает определенные возможности для дальнейшего профессионального роста и повышения квалификации работника. Перспективы профессионального продвижения связаны, прежде всего, с переходом на работу в вышестоящие подразделения службы управления воздушным движением, а также в другие административно-управленческие структуры гражданской авиации.
Профессию диспетчера УВД можно получить в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации. На дневное отделение принимаются лица мужского пола, имеющие образование в объеме средней школы и прошедшие специальный психофизиологический отбор на профессиональную пригодность. Слушатели и курсанты учебных заведений гражданской авиации находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляется бесплатное общежитие, питание, форменная одежда и стипендия. //. Психограмма профессии С психологической точки зрения основное содержание работы диспетчера УВД сводится к приему, переработке и передаче необходимой производственной информации. Диспетчер принимает, осмысливает и логически перерабатывает (классифицирует) информацию, поступающую от радиотехнического комплекса; закрепляет в логической и образной памяти данные, необходимые для решения задач УВД; конструирует в воображении целостный и динамичный образ воздушной обстановки; распределяет внимание между различными источниками информации; прогнозирует изменения ситуации (ее пространственно-временного образа); осуществляет последовательный ряд умственных действий, направленных на реализацию заданного алгоритма управления воздушным движением; принимает различные управленческие решения, в том числе при возникновении аварийной или непредвиденной ситуации; ведет радиопереговоры с экипажем воздушных судов. В связи с перечисленными функциями он выполняет следующие психологические действия: 1. Сенсорно-перцептивные - различает цвета сигнальных лампочек, оценивает градации яркости светящихся точек на экране локатора, определяет расстояние между воздушными судами, представленными на экране обзорного локатора в виде светящихся точек и различных формуляров. 2. Психомоторные и речемоторные — включает радиопереговорные устройства, манипулирует органами настройки аппаратуры и регулировки изображения, набирает номера самолетов на табло-эшелонаторе, передает речевые сообщения по телефону громкоговорящей связи.
3. Аттенционные (действия внимания) - сохраняет устойчивость внимания на управляемых объектах, периодически переключает внимание с одного объекта на другой, распределяет внимание на нескольких существенных элементах рабочей среды. 4. Мнемические (действия памяти) - запоминает информацию о параметрах движения воздушных судов, избирательно вспоминает данные, необходимые для решения той или иной задачи, воспризводит должностные инструкции и алгоритмы решения типичных задач, забывает информацию, потерявшую актуальность. 5. Имажинитивные (действия изображения) - на основе получения различной информации создает сложный динамический образ (модель) воздушной обстановки; опираясь на созданную модель, принимает все управленческие решения; с учетом текущей информации перестраивает созданный пространственно-временной образ, что позволяет предвидеть изменения воздушной обстановки. 6. Мыслительные — анализирует и выявляет взаимосвязи между элементами производственных ситуаций; определяет необходимую последовательность своих действий; устанавливает причины возникших рассогласований между прогнозируемой и фактической ситуацией; принимает решения в новой, неожиданной ситуации; находит оптимальные способы и средства для реализации своих решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|