Методы психологического изучения профессий
Для того чтобы собрать конкретный и достаточно полный материал по всем разделам предлагаемой схемы, используются псе известные методы психологии труда, но особенность их применения состоит в том, что они в данном случае направлены на решение только одной задачи - сбор информации о психологических особенностях профессии и выявление требований, которые она предъявляет к работающему человеку. Так, используя метод наблюдения, промышленный психолог может описать обстановку, в которой протекает труд, составить общую психологическую характеристику профессии, сделать предварительные выводы о том, какими профессионально важными качествами должен обладать представитель данной профессии, и т. д. Причем очень важно проводить наблюдения за работой лиц разного уровня профессиональной квалификации, за опытными работниками и новичками, за успешно работающими профессионалами и лицами, испытывающими определенные трудности в работе. Анализ результатов такого сравнительного наблюдения позволяет получить ценную информацию об особенностях формирования тех или иных профессиональных навыков и приемов работы, выявить трудности овладения профессией, а также причины, мешающие становлению профессионального мастерства. Результаты наблюдений фиксируются в протоколах и систематизируются в соответствии со схемой предварительного ознакомления с профессией. Много полезной информации можно получить путем анализа производственной документации. Этот метод является одним из самых эффективных при сборе первичных сведений о профессии. Обстоятельное знакомство с различными официальными и неофициальными источниками информации позволяет достаточно оперативно собрать сведения о технологическом процессе и его организации, условиях производственной и социальной среды, особо опасных и трудных участках, об ответственности исполнителя, о степени нервно-психического и физиологического напряжений при выполнении работы. К числу таких источников информации (документов) относятся следующие:
- тарифно-квалификационные справочники, в которых подробно описывается профессия, и указываются требования, предъявляемые к квалификации работника; - технологические карты, характеризующие процесс изготовления изделия: последовательность выполняемых операций, способы и приемы их выполнения, требования к качеству производственных операций и к качеству готового изделия; - инструкции по технологии производственных процессов, определяющие примерные алгоритмы трудовых операций, условия нормального хода производства, порядок расходования и использования материалов, эксплуатации и обслуживания машин и оборудования; - нормативные документы, на основе которых оценивается производительность и качество труда, технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия, устанавливается эффективность работы; - журналы оперативного учета деятельности предприятия и материалы статистической отчетности, содержащие сведения о выполнении основных производственных функций, о производительности труда, об использовании рабочего времени, о неисправностях машинного оборудования, травматизме, производственной дисциплине, текучести кадров и т. д.; - правила техники безопасности и гигиены труда, в которых обращается внимание на опасные моменты в работе, рекомендуются безопасные приемы и методы труда, даются указания, как пользоваться средствами индивидуальной защиты и т. д.; - специальная литература о профессии, имеющаяся в технической библиотеке предприятий, и методические материалы по овладению рабочими приемами, навыками и умениями по развитию и совершенствованию профессионального мастерства;
- материалы по профессиональному обучению (учебные планы, программы, методические рекомендации и т. п.), которые позволяют получить представление о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, уровню его общих и специальных знаний; - протоколы различных совещаний и заседаний, на которых обсуждаются актуальные проблемы из жизни производственного коллектива (производительность труда, условия и организация труда, аварии и несчастные случаи, текучесть кадров, оплата труда и т.д.); - документация, хранящаяся в медпунктах предприятия (журналы регистрации обращающихся за медицинской помощью, медицинские карточки, данные медицинского обследования работающих и т. д.); ее анализ дает возможность судить о частоте и видах профессиональных заболеваний работников, причинах и ;видах производственного травматизма, случаях хронического переутомления. Все перечисленные документальные источники информации в комплексе с другими методами профессиографии позволяют создать достаточно полное представление об изучаемой профессии. Очень широко применяются в профессиографии опросные методы: индивидуальные беседы, анкетирование, метод экспертных оценок. Индивидуальные беседы проводятся, как правило, с квалифицированными специалистами, хорошо знающими данную профессию. Главная цель беседы - выяснить у работника, в чем, по его мнению, состоят особенности профессии, и какие требования она предъявляет к работающему человеку. Беседа может проводиться и с менее квалифицированными специалистами, чтобы выявить трудности, с которыми встречаются люди, только еще входящие в профессию и имеющие небольшой стаж работы. Проведение беседы требует наличия у психолога определенного опыта и соблюдения ряда правил. Во-первых, до начала беседы следует составить ее план и сформулировать примерный перечень вопросов (с учетом схемы предварительного ознакомления с профессией), которые предполагается задать собеседнику. Во-вторых, необходимо создать непринужденную атмосферу беседы, установить контакт с опрашиваемым, снять у него уже в начале беседы первое напряжение и расположить к полной откровенности. В-третьих, ответы на вопросы следует фиксировать в протоколе, форма которого заранее определяется в соответствии с целью беседы. Записи в протокол необходимо делать либо непосредственно во время беседы, либо по ее окончании. В последнем случае достигается большая откровенность ответов опрашиваемого, но несколько ухудшается полнота и точность их воспроизведения.
Анкетирование как метод психологии труда и профессиографии позволяет установить мотивы выбора профессии, отношение человека к выполняемой работе, удовлетворенность (неудовлетворенность) профессией, выявить оценку работающими условий и организации труда и другие моменты и особенности, характеризующие изучаемую профессию. Научная ценность результатов анкетирования во многом зависит от того, насколько правильно сформулированы и структурированы вопросы, включенные в анкету (опросник). Необходимо, в частности, придерживаться следующих правил: - Формулировка вопросов должна отвечать поставленной исследовательской задаче. Например, если ставится задача выяснить мотивы выбора профессии, то вопросы должны быть нацелены на получение ответов, содержание которых позволяет решать именно эту задачу. В анкету не должны включаться несущественные, случайные вопросы, ответы на которые дают избыточную, совершенно ненужную для данного исследования информацию. - Следует избегать постановки таких вопросов, ответы на которые можно получить из каких-либо других источников. Так, если профессиографическое исследование проводится на промышленном предприятии, то большой объем сведений об изучаемой профессии можно извлечь уже из анализа различных производственных документов, что позволит избежать перегрузки анкеты второстепенными вопросами. - Формулировка вопросов с точки зрения языковых норм, литературного стиля и смыслового содержания должна быть ясной, четкой и понятной для опрашиваемого и соответствовать уровню его образования и знаний. Нельзя ставить такие вопросы, которые допускают двусмысленную интерпретацию, а также вопросы, содержащие в своей формулировке скрытую подсказку или внушающие определенный ответ.
- В зависимости от цели анкетирования необходимо выбрать форму (тип) вопросов, которые могут быть «закрытыми» или «открытыми». Закрытым называется вопрос в том случае, если на него в анкете приводится набор вариантов ответа, из которых надо выбрать и подчеркнуть (обвести кружком) соответствующий мнению опрашиваемого. В отличие от закрытых, открытые вопросы не «навязывают» опрашиваемому определенного ответа и позволяют ему выразить свое мнение во всей полноте и в произвольной форме. Вопросы этого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения анкеты и не гарантируют точного ответа. Напротив, анкеты с вопросами первого типа быстрее заполняются, их удобнее обрабатывать, ответы на них отличаются большей точностью и определенностью. - По своей логической структуре анкета должна представлять собою не просто хаотический, бессистемный набор вопросов, а определенным образом организованную последовательность. Это достигается путем объединения отдельных вопросов в тематические блоки. Несколько вопросов, объединенных в один смысловой блок (батарею), всегда предпочтительнее одного единственного вопроса, потому что ответы на них всегда дают более точную и надежную информацию. Вместе с тем, надо иметь в виду, что переход от одного тематического блока к другому должен быть постепенным и плавным: нежелательно, чтобы между отдельными смысловыми частями анкеты возникали резкие тематические перепады и «скачки». Соблюдение перечисленных требований позволяет сделать анкетирование достаточно полезным и информативным методом профессиографии. В лабораторно-практическом разделе данного пособия (см. с. 282-295) приводятся в качестве примера анкеты, которые применялись нами для изучения адаптации молодых рабочих на производстве и психологического климата трудового коллектива. Метод экспертных оценок является разновидностью опроса. Его сущность состоит в том, что для изучения особенностей профессии опрашивается сравнительно небольшая группа (5-6 чел.) компетентных лиц (экспертов), хорошо знающих изучаемую профессию. При подборе группы экспертов учитывается уровень их знаний (компетентности), возраст, образование, стаж работы по интересующей профессии. Результаты, полученные с помощью опроса экспертов, называются экспертными оценками. Основным инструментарием экспертного опроса является опросный лист или бланк-интервью, которые разрабатываются с учетом поставленных профессиографических задач. В соответствии с этим процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов. В отличие от массовых опросов, которые носят, как правило, анонимный характер, метод экспертных оценок, напротив, предполагает полную осведомленность эксперта о цели и задачах проводимого профессиографического исследования.
На с. 311-315 пособия приводится опросный лист для психологической характеристики профессий, который содержит перечень пятидесяти двух качеств личности, необходимых для выполнения различных видов деятельности. Листы раздаются экспертам, которые оценивают каждое из этих качеств с точки зрения его значимости для изучаемой профессии. Оценка производится в баллах: 2 балла, если качество для данной профессии абсолютно необходимо; 1 балл, если качество является желательным; 0 баллов, если качество не имеет никакого значения для профессии. Каждый из экспертов выставляет оценки самостоятельно, без взаимных консультаций и обмена мнениями. После завершения работы по оцениванию опросные листы собираются, и полученные данные обрабатываются. На основании экспертных оценок рассчитывается усредненный балл по каждому качеству, и определяется, какие из них являются профессионально важными. Биографический метод, суть которого сводится к изучению профессионального и жизненного пути человека, достигшего в определенной профессии высот мастерства и совершенства, по возможности, тоже полезно использовать в профессиографии. Обычно он применяется для изучения некоторых «высших» профессий (художников, ученых, артистов, писателей), но может быть использован и при изучении других профессий. Известно, что есть немало опубликованных книг, где их авторы (рабочие-рационализаторы, инженеры, бизнесмены, менеджеры, ученые и т. д.) описывают свой жизненный и творческий труд. В этих книгах содержится много любопытной информации об особенностях и трудностях той или иной профессии. Анализ биографий высококвалифицированных профессионалов путем изучения печатных источников, личных дел и другой документации, а также посредством бесед с самим профессионалом, опроса его товарищей по работе, руководителей и т. д., позволяет получить интересные сведения об условиях формирования личности профессионала, особенностях его трудового пути, о причинах, способствующих процессу овладения профессией и адаптацию работника к профессиональной среде. Обработка биографических материалов с помощью процедуры контент-анализа и статистики может значительно повысить надежность получаемых сведений. Трудовой метод из-за определенных ограничений достаточно редко применяется в современных профессиографических исследованиях, однако, наличие у психолога даже небольшого личного опыта работы по изучаемой профессии позволяет ему лучше понять особенности профессии, выделить оптимальные приемы работы и те психофизиологические функции, которые актуализируются в данной профессиональной деятельности. Совмещая в одном лице работающего и исследователя, психолог, использующий трудовой метод, имеет возможность с большей точностью установить, какие профессионально важные качества требует профессия. И. Н. Шпильрейн (автор и разработчик этого метода) писал: «Лично мне работа телефонистки казалась верхом моторной ловкости, но первые же дни моей личной работы у аппарата показали мне, как незначительна та степень моторной ловкости, которая требуется этой профессией, по сравнению с непрерывным напряжением внимания» [15, с. 12]. Трудовой метод изучения профессий особенно полезен в сфере профессионального обучения. Личный опыт работы в определенной профессии позволяет мастерам и инженерам-педагогам значительно успешнее решать задачи по оптимизации обучения и профессиональной адаптации начинающих работников. Анализ брака и ошибочных действий в работе может в отдельных случаях служить важным дополнительным методом для выявления требований профессии к психике человека. Например, С.Я. Рубинштейн [13] на основании тщательного анализа массового брака в работе перфористок показала, что ошибки в действиях работниц, приводящие к браку, обусловлены сенсорным компонентом деятельности (трудностями зрительного восприятия), а не моторным (нерациональным двигательным маршрутом рук), как это считалось раньше. В результате была разработана новая методика профессионального обучения перфористок, направленная на формирование и совершенствование именно зрительных навыков. В исследовании Сюй Лянь-цана [12, с. 65-77], проводившегося на конвейере сборки телевизоров, было установлено, что главной причиной брака (перепутывание схем и деталей на шасси телевизора) является сложность визуального дифференцирования различительных признаков проводов и деталей во время пайки. Разработанные автором практические рекомендации позволили уже на предварительном этапе сборки телевизоров улучшить условия зрительного восприятия различительных признаков объектов труда, что привело к заметному снижению ошибочных действий работниц на основном конвейере. Приведенные примеры говорят о том, что метод анализа ошибочных действий дает не только полезную информацию о требованиях, предъявляемых профессией к исполнителю, но и может оказать существенную помощь в разработке мероприятий по усовершенствованию и оптимизации психологической структуры трудовой деятельности. Конечно, некоторые ошибки и брак в работе возникают в результате различного рода организационно-технических неполадок (плохое оборудование, некачественный материал, непродуманная технология изготовления изделия и т. д.). Их изучение и устранение - прерогатива других специалистов. Психолог же должен, в первую очередь, обращать внимание на те ошибки, которые связаны с действием «человеческого фактора» и психологических условий труда. Профессиографическое исследование допускает применение и экспериментального метода. Чаще всего он имеет форму моделирующего эксперимента, когда на примере искусственных моделей с помощью специальных экспериментальных установок, стендов и тренажеров имитируется реальная профессиональная деятельность, при выполнении которой у испытуемых регистрируются различные показатели, позволяющие судить о значимости тех или иных профессионально важных качеств личности для успешной работы в данной профессии. С этой целью для обследования выделяют несколько групп работников, которые отличаются неодинаковой производительностью труда. В каждой группе с помощью соответствующих методик определяются свойства личности, которые предположительно считаются профессионально важными. Результаты обследования сопоставляются с профессиональной успешностью, для чего используется корреляционный анализ. Если оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают более высокие производственные результаты, а отстающие - относительно низкие результаты, то это свидетельствует о важности исследуемого свойства для данной профессии. Например, для определения значимости в структуре психологических качеств такого качества как твердость руки, можно провести тремометрическое исследование группы слесарей: лучших, средних и худших по производительности труда. Если в результате будет установлено, что показатели по тремометру у лучших слесарей выше, чем у средних, а тем более худших, то можно сделать обоснованный вывод о том, что твердость руки - одно из качеств, важных для профессии слесаря. Психофизиологические методы применяются в профессиографии в тех случаях, когда необходимо изучить функциональное состояние физиологических и психологических систем организма работающего человека и их реакцию на выполнение различных видов профессиональной деятельности. Результаты такого исследования позволяют установить, какие психические и физиологические функции и в какой степени активизируются в процессе работы, как изменяется их состояние, и как это сказывается на трудовой деятельности работающего. Информация, полученная на основе использования психофизиологических методов, позволяет существенно дополнить и уточнить сведения, полученные с помощью других методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|