Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о труде и трудовой деятельности

Труд является основным и исторически первичным видом деятельности человека. Именно труд, как известно, выступил в качестве решающего фактора, под влиянием которого возник и сформировался современный человек как особое биологическое и общественное существо. С помощью труда человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, познает и изменяет окружающий мир, создает все необходимые предпосылки для су­ществования и развития человеческого общества. В процессе тру­да «ваяется» также и личность самого работающего. Создавая ценности общественного бытия, человек, вместе с тем, развивает и свои собственные силы и способности, формируется как лич­ность. Хорошо организованный труд в нормальных производст­венных и социальных условиях обладает притягательной силой для человека — он может увлекаться им и проявлять свою творче­скую активность, переживать чувство радости и заинтересованно­сти, получать эстетическое удовлетворение. Огромным значением труда в жизни общества и отдельного человека и объясняется тот неоспоримый факт, что люди издавна проявляли большой интерес к его всестороннему изучению.

С общефилософской точки зрения труд - это основная фор­ма связи и взаимодействия человека с окружающей средой. Дан­ное положение базируется на понимании природы труда К. Мар­ксом, взгляды которого во многом определили современные под­ходы к изучению трудовой деятельности. «...Труд, - писал К. Маркс, - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собст­венной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для собствен­ной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу ес­тественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя по­средством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [6, с. 188-189].

Если с общественной и экономической точки зрения труд есть целесообразная деятельность для создания «потребительных стоимостей», то с физиологической стороны он представляет со­бою «... функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и форма, по существу есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.» [6, с. 81]. В процессе труда К. Маркс выделяет три простых момента: 1) предмет труда; 2) средства труда; 3) целесообразную деятельность человека, или собственно труд. Предмет труда - это то, на что направлена трудовая активность человека. Им мо­жет быть вещество или объект, непосредственно данный самой природой (каменный уголь, извлекаемый из недр земли), полу­фабрикат (металлическая заготовка, обрабатываемая на токарном станке) и т. д. Предметная область труда очень обширна и вклю­чает в себя массу различных объектов, явлений, процессов и свойств, с которыми человек оперирует в трудовой деятельности.

К средствам труда относятся любые реальные вещи и при­способления, с помощью которых человек воздействует на пред­мет труда. «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, кото­рые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет» [6, с. 189]. К ним принадлежат ручные и машинные ору­дия труда (инструменты, машины, станки), приборы контроля и переработки информации, автоматизированные системы управле­ния, а также производственные помещения, здания, сооружения и т. д. Предмет труда и средства труда в своей совокупности со­ставляют средства производства.

Целесообразная деятельность — это проявление психиче­ской и физической активности человека, направленной на дости­жение сознательно поставленных целей (создание материальных и духовных благ, необходимых для человека и общества). Трудовая деятельность, следовательно, есть такая активность, которая идет от человека, и в этом смысле о нем говорят как о субъекте труда. Именно субъект труда осуществляет взаимодействие между ком­понентами трудового процесса и выступает как интегрирующее звено этой взаимодействующей системы. Деятельность субъекта труда характеризуется определенной структурой, важнейшими элементами которой являются следующие.

1. Цель деятельности, т. е. то, ради чего действует человек. Цель - это ожидаемый результат деятельности. На начальном эта­пе она всегда выступает как мысленный, идеальный образ того результата, который стремится достичь человек. К. Маркс, рас­сматривая различия между инстинктивными действиями живот­ных и трудовой деятельностью человека, писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в пред­ставлении человека, т. е. идеально» [6, с. 189]. Этот мысленный образ-цель сохраняется в сознании на протяжении всего процесса труда и выступает в качестве основного психического регулятора деятельности человека.

2. Мотивы деятельности. Активность человека как субъек­та труда всегда направлена на удовлетворение тех или иных по­требностей, которые, осознаваясь, становятся движущей силой поведения человека. Мотивом называется любое психическое явление, которое побуждает человека действовать, стремиться к достижению цели. В качестве мотивов чаще всего выступают биологические и социальные потребности, но мотивировать дея­тельность человека могут и другие психологические образования - интересы, убеждения, ценностные ориентации личности и т. д. Мотивы непосредственно связаны с целями. Нельзя понять смыс­ла деятельности человека, если не установить, что именно побуж­дает его к деятельности, и какие цели при этом он ставит перед собой.

3. Действия. Всякая деятельность осуществляется на основе ряда частных действий. Действия - это отдельные акты деятель­ности, направленные на определенные частные цели. Действия обязательно включают в себя моторные компоненты (движения) — с их помощью выполняются те или иные действия. Однако, кроме моторных, в любой деятельности большое значение имеют и ум­ственные действия. Соотношение между теми и другими в значи­тельной степени зависит от характера, формы и особенностей труда. Так, в частности, чем больше уровень механизации и авто­матизации труда, тем больший удельный вес в деятельности име­ют действия умственные и, наоборот.

Наряду с действиями, в качестве составных частей деятель­ности в производственной практике часто выделяют операции. Сам термин «операция» широко употребляется в разных областях и имеет разное значение. В психологии труда этим термином обо­значается выделенный в результате разделения технологического процесса элемент деятельности (включающий ряд действий), ко­торый постоянно выполняется на одном рабочем месте одним ра­ботником или группой работников. Классический в данном случае пример - изготовление какого-либо изделия при конвейерной форме организации производства, где весь технологический про­цесс разделяется на отдельные производственные операции, каж­дая из которых выполняется одним человеком или группой рабо­тающих. Поскольку одна и та же операция может осуществляться разными способами, в психологии труда нередко говорят о приемах работы. Прием - это определенное законченное действие, которое направлено на достижение простой технологической цели. Например, закрепление заготовки на токарном станке является приемом, который входит составной частью в ряд токарных опе­раций.

Необходимо отметить, что достижение цели в трудовой дея­тельности представляет собою не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, протекающий во времени. Он всегда развертывается в систему частных задач, каждая из которых ре­шается с помощью выполнения отдельных действий, приемов и операций. Поэтому, в принципе, любую деятельность можно рас­сматривать как систему сменяющих друг друга действий. А для того, чтобы эти действия были связаны между собой и подчиня­лись достижению главной цели, человек должен иметь план дея­тельности, который организует ее во времени и пространстве. План, как и цель, складывается в сознании человека еще до начала деятельности, в чем проявляется одна из важнейших психических функций человека - функция опережающего отражения действи­тельности.

4. Результат деятельности. Под результатом понимается реальное воплощение цели деятельности, которая в ее начале выступала как мысленный образ-цель. Основное требование к ре­зультату деятельности - его соответствие поставленной цели. Чтобы не произошло рассогласования результата и цели, субъекту труда необходимо получать текущую информацию о ходе выпол­нения каждого действия и, опираясь на нее, осуществлять контроль за ходом всей деятельности. В случае рассогласования цели и результата субъект труда на основе данных контроля принимает и выполняет соответствующие корректирующие решения и дей­ствия.

Таким образом, постановка мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, переработка текущей информации, контроль результатов, принятие решений и некоторые другие элементы являются важнейшими структурно-функциональными составляющими сознательной деятельности субъекта труда.

Виды труда

В процессе исторического развития человечества и общест­венного разделения труда выделилось несколько его видов: про­мышленный и сельскохозяйственный труд, труд в сфере строи­тельства и транспорта, обслуживающий труд и т. д. В каждой из этих сфер деятельности труд, в зависимости от способа и характе­ра использования средств производства, может быть трех типов: ручной, механизированный, автоматизированный. £ Ручной труд выполняется на основе чисто физических (ма-нипулятивных) действий с применением (или без применения) некоторых простых инструментов. Примером такого труда могут служить сортировка, упаковка, сборка, штукатурка, слесарные, малярные, плотницкие работы и т. п. Чаще всего он встречается при массовом, поточном производстве определенных изделий.

Механизированный труд характеризуется широким исполь­зованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает че­ловека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой. Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различ­ные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций. Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфиче­ского производства, водители транспорта, машинисты, трактори­сты, газоэлектросварщики и т. д.

Автоматизированный труд практически полностью исклю­чает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок. В условиях ав­томатизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется - его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и перера­ботка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений. Иначе говоря, при автоматизирован­ном труде на первый план в регуляции деятельности выходят мыслительные действия и операции. К этому типу труда относит­ся деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энер­госистем, аппаратчиков химического производства и т. д.

В особый вид труда принято выделять умственный труд, который нередко противопоставляется труду физическому. Это противопоставление корнями своими уходит далеко в глубь исто­рии человеческого общества. Действительно, умственный труд (например, труд ученого, писателя, учебный труд студентов, школьников) в психофизиологическом отношении отличается ря­дом особенностей - малой активностью моторно-двигательного аппарата и высоким напряжением нервно-психических функций, преобладанием в деятельности интеллектуальных (умственных) действий и т. д. Однако разделение трудовой активности человека на физическую и умственную следует считать достаточно услов­ным: нет физического труда, который бы не требовал от исполни­теля участия интеллекта, и нет умственного труда, при котором бы не проявлялась активность двигательного аппарата и других физиологических систем организма. Речь, следовательно, может идти лишь о разной степени участия в обоих видах труда тех или иных психических и физиологических функций

Все перечисленные выше типы и виды труда представляют значительный интерес для психологии. Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а соци­ально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Трудовую деятельность можно рассматривать как своеобразный переход субъекта в объект, труд как бы «овеществляется» в предмете, «угасает» в продукте, соединяется с предметом труда. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реали­зация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для об­щества продукты и предметы. В труде активизируются не только различные психофизиологические функции человеческого орга­низма, но и «овеществляются», «материализуются» знания, уме­ния, квалификация работающего. Ведь для того, чтобы изготовить какой-либо продукт, человек должен обладать определенным уровнем общих и профессиональных знаний, соответствующими способностями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.

Из приведенного выше описания структуры целесообразной деятельности человека видно, что она невозможна без сознатель­ного отражения окружающего мира. В любом виде труда человек осознает цель своих действий, предвосхищает ожидаемый резуль­тат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, получает и анализирует необходимую информацию, осуществляет контроль за ходом дея­тельности. Психика, отдельные мыслительные процессы и функ­ции выступают, следовательно, в качестве регуляторов этой дея­тельности. Вот почему труд и производственная деятельность че­ловека не могут находиться вне поля зрения психологической науки и соответствующих психологических исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...