Понятие о труде и трудовой деятельности
Труд является основным и исторически первичным видом деятельности человека. Именно труд, как известно, выступил в качестве решающего фактора, под влиянием которого возник и сформировался современный человек как особое биологическое и общественное существо. С помощью труда человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, познает и изменяет окружающий мир, создает все необходимые предпосылки для существования и развития человеческого общества. В процессе труда «ваяется» также и личность самого работающего. Создавая ценности общественного бытия, человек, вместе с тем, развивает и свои собственные силы и способности, формируется как личность. Хорошо организованный труд в нормальных производственных и социальных условиях обладает притягательной силой для человека — он может увлекаться им и проявлять свою творческую активность, переживать чувство радости и заинтересованности, получать эстетическое удовлетворение. Огромным значением труда в жизни общества и отдельного человека и объясняется тот неоспоримый факт, что люди издавна проявляли большой интерес к его всестороннему изучению. С общефилософской точки зрения труд - это основная форма связи и взаимодействия человека с окружающей средой. Данное положение базируется на понимании природы труда К. Марксом, взгляды которого во многом определили современные подходы к изучению трудовой деятельности. «...Труд, - писал К. Маркс, - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [6, с. 188-189].
Если с общественной и экономической точки зрения труд есть целесообразная деятельность для создания «потребительных стоимостей», то с физиологической стороны он представляет собою «... функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и форма, по существу есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.» [6, с. 81]. В процессе труда К. Маркс выделяет три простых момента: 1) предмет труда; 2) средства труда; 3) целесообразную деятельность человека, или собственно труд. Предмет труда - это то, на что направлена трудовая активность человека. Им может быть вещество или объект, непосредственно данный самой природой (каменный уголь, извлекаемый из недр земли), полуфабрикат (металлическая заготовка, обрабатываемая на токарном станке) и т. д. Предметная область труда очень обширна и включает в себя массу различных объектов, явлений, процессов и свойств, с которыми человек оперирует в трудовой деятельности. К средствам труда относятся любые реальные вещи и приспособления, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет» [6, с. 189]. К ним принадлежат ручные и машинные орудия труда (инструменты, машины, станки), приборы контроля и переработки информации, автоматизированные системы управления, а также производственные помещения, здания, сооружения и т. д. Предмет труда и средства труда в своей совокупности составляют средства производства.
Целесообразная деятельность — это проявление психической и физической активности человека, направленной на достижение сознательно поставленных целей (создание материальных и духовных благ, необходимых для человека и общества). Трудовая деятельность, следовательно, есть такая активность, которая идет от человека, и в этом смысле о нем говорят как о субъекте труда. Именно субъект труда осуществляет взаимодействие между компонентами трудового процесса и выступает как интегрирующее звено этой взаимодействующей системы. Деятельность субъекта труда характеризуется определенной структурой, важнейшими элементами которой являются следующие. 1. Цель деятельности, т. е. то, ради чего действует человек. Цель - это ожидаемый результат деятельности. На начальном этапе она всегда выступает как мысленный, идеальный образ того результата, который стремится достичь человек. К. Маркс, рассматривая различия между инстинктивными действиями животных и трудовой деятельностью человека, писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» [6, с. 189]. Этот мысленный образ-цель сохраняется в сознании на протяжении всего процесса труда и выступает в качестве основного психического регулятора деятельности человека. 2. Мотивы деятельности. Активность человека как субъекта труда всегда направлена на удовлетворение тех или иных потребностей, которые, осознаваясь, становятся движущей силой поведения человека. Мотивом называется любое психическое явление, которое побуждает человека действовать, стремиться к достижению цели. В качестве мотивов чаще всего выступают биологические и социальные потребности, но мотивировать деятельность человека могут и другие психологические образования - интересы, убеждения, ценностные ориентации личности и т. д. Мотивы непосредственно связаны с целями. Нельзя понять смысла деятельности человека, если не установить, что именно побуждает его к деятельности, и какие цели при этом он ставит перед собой.
3. Действия. Всякая деятельность осуществляется на основе ряда частных действий. Действия - это отдельные акты деятельности, направленные на определенные частные цели. Действия обязательно включают в себя моторные компоненты (движения) — с их помощью выполняются те или иные действия. Однако, кроме моторных, в любой деятельности большое значение имеют и умственные действия. Соотношение между теми и другими в значительной степени зависит от характера, формы и особенностей труда. Так, в частности, чем больше уровень механизации и автоматизации труда, тем больший удельный вес в деятельности имеют действия умственные и, наоборот. Наряду с действиями, в качестве составных частей деятельности в производственной практике часто выделяют операции. Сам термин «операция» широко употребляется в разных областях и имеет разное значение. В психологии труда этим термином обозначается выделенный в результате разделения технологического процесса элемент деятельности (включающий ряд действий), который постоянно выполняется на одном рабочем месте одним работником или группой работников. Классический в данном случае пример - изготовление какого-либо изделия при конвейерной форме организации производства, где весь технологический процесс разделяется на отдельные производственные операции, каждая из которых выполняется одним человеком или группой работающих. Поскольку одна и та же операция может осуществляться разными способами, в психологии труда нередко говорят о приемах работы. Прием - это определенное законченное действие, которое направлено на достижение простой технологической цели. Например, закрепление заготовки на токарном станке является приемом, который входит составной частью в ряд токарных операций.
Необходимо отметить, что достижение цели в трудовой деятельности представляет собою не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, протекающий во времени. Он всегда развертывается в систему частных задач, каждая из которых решается с помощью выполнения отдельных действий, приемов и операций. Поэтому, в принципе, любую деятельность можно рассматривать как систему сменяющих друг друга действий. А для того, чтобы эти действия были связаны между собой и подчинялись достижению главной цели, человек должен иметь план деятельности, который организует ее во времени и пространстве. План, как и цель, складывается в сознании человека еще до начала деятельности, в чем проявляется одна из важнейших психических функций человека - функция опережающего отражения действительности. 4. Результат деятельности. Под результатом понимается реальное воплощение цели деятельности, которая в ее начале выступала как мысленный образ-цель. Основное требование к результату деятельности - его соответствие поставленной цели. Чтобы не произошло рассогласования результата и цели, субъекту труда необходимо получать текущую информацию о ходе выполнения каждого действия и, опираясь на нее, осуществлять контроль за ходом всей деятельности. В случае рассогласования цели и результата субъект труда на основе данных контроля принимает и выполняет соответствующие корректирующие решения и действия. Таким образом, постановка мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, переработка текущей информации, контроль результатов, принятие решений и некоторые другие элементы являются важнейшими структурно-функциональными составляющими сознательной деятельности субъекта труда. Виды труда В процессе исторического развития человечества и общественного разделения труда выделилось несколько его видов: промышленный и сельскохозяйственный труд, труд в сфере строительства и транспорта, обслуживающий труд и т. д. В каждой из этих сфер деятельности труд, в зависимости от способа и характера использования средств производства, может быть трех типов: ручной, механизированный, автоматизированный. £ Ручной труд выполняется на основе чисто физических (ма-нипулятивных) действий с применением (или без применения) некоторых простых инструментов. Примером такого труда могут служить сортировка, упаковка, сборка, штукатурка, слесарные, малярные, плотницкие работы и т. п. Чаще всего он встречается при массовом, поточном производстве определенных изделий.
Механизированный труд характеризуется широким использованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает человека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой. Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций. Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфического производства, водители транспорта, машинисты, трактористы, газоэлектросварщики и т. д. Автоматизированный труд практически полностью исключает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок. В условиях автоматизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется - его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и переработка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений. Иначе говоря, при автоматизированном труде на первый план в регуляции деятельности выходят мыслительные действия и операции. К этому типу труда относится деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энергосистем, аппаратчиков химического производства и т. д. В особый вид труда принято выделять умственный труд, который нередко противопоставляется труду физическому. Это противопоставление корнями своими уходит далеко в глубь истории человеческого общества. Действительно, умственный труд (например, труд ученого, писателя, учебный труд студентов, школьников) в психофизиологическом отношении отличается рядом особенностей - малой активностью моторно-двигательного аппарата и высоким напряжением нервно-психических функций, преобладанием в деятельности интеллектуальных (умственных) действий и т. д. Однако разделение трудовой активности человека на физическую и умственную следует считать достаточно условным: нет физического труда, который бы не требовал от исполнителя участия интеллекта, и нет умственного труда, при котором бы не проявлялась активность двигательного аппарата и других физиологических систем организма. Речь, следовательно, может идти лишь о разной степени участия в обоих видах труда тех или иных психических и физиологических функций Все перечисленные выше типы и виды труда представляют значительный интерес для психологии. Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а социально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Трудовую деятельность можно рассматривать как своеобразный переход субъекта в объект, труд как бы «овеществляется» в предмете, «угасает» в продукте, соединяется с предметом труда. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реализация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для общества продукты и предметы. В труде активизируются не только различные психофизиологические функции человеческого организма, но и «овеществляются», «материализуются» знания, умения, квалификация работающего. Ведь для того, чтобы изготовить какой-либо продукт, человек должен обладать определенным уровнем общих и профессиональных знаний, соответствующими способностями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности. Из приведенного выше описания структуры целесообразной деятельности человека видно, что она невозможна без сознательного отражения окружающего мира. В любом виде труда человек осознает цель своих действий, предвосхищает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, получает и анализирует необходимую информацию, осуществляет контроль за ходом деятельности. Психика, отдельные мыслительные процессы и функции выступают, следовательно, в качестве регуляторов этой деятельности. Вот почему труд и производственная деятельность человека не могут находиться вне поля зрения психологической науки и соответствующих психологических исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|