Психология труда как профессия
Психология труда - это не только наука, но и определенная профессия, общественная потребность в которой по мере выхода нашей страны из социально-экономического кризиса будет непременно увеличиваться. Специалисты, подготовленные в области психологии труда, могут работать в различных сферах народного хозяйства (промышленности, менеджменте, транспорте, связи и т. д.) и на профессиональном уровне решать многочисленные практические задачи, требующие психологической компетенции и психологического обоснования. В настоящее время психолог труда чаще всего работает в социологических и психологических службах, в отделах и лабораториях научной организации труда, в проектных и конструкторских бюро, в кадровых службах, в кабинетах и центрах профессиональной ориентации, в центрах занятости населения и т. д. Как отмечает Климов Е. А. [4], профессиональная деятельность психолога характеризуется двумя основными функциями: а) исследовательской и б) практической. Первая выражается в том, что психолог, как и представитель любой другой конкретной науки, «добывает», «производит» определенные научные знания, которые позволяют понять природу психики и поведения человека, закономерности и пути развития личности. Вторая функция заключается в том, что психолог осуществляет ряд полезных действий, направленных на человека, на достижение таких гуманитарных и социальных целей как сохранение психического здоровья людей, создание условий для правильного и всестороннего развития личности. Специфика профессиональной деятельности психолога, работающего в промышленности и других отраслях народного хозяйства, состоит как раз в том, что указанные функции в его практической работе органически связаны и тесно переплетаются. Прежде чем приступить к решению какого-либо практического вопроса, психолог нередко проводит соответствующее исследование (изучает конкретную практическую проблему, выдвигает гипотезы, производит опросы, наблюдения, эксперименты, анализирует полученные результаты) и только после этого приступает к реализации вытекающих из исследования рекомендаций и предложений. Конечно, в некоторых случаях психолог может и не проводить самостоятельного исследования, а опираться на уже известные теоретические рекомендации и научные данные, тем не менее, две названные функции в той или иной степени всегда сочетаются в его профессиональной работе. Кроме того, психолог труда выполняет еще одну важную функцию - консультационную. Реализация этой функции нацелена на оказание квалифицированной психологической помощи рядовым и руководящим работникам предприятий и организаций по вопросам использования потенциальных трудовых возможностей, перспективам развития профессиональных способностей, психологическим аспектам организации труда и управления. Консультационная деятельность психолога труда способствует повышению качества принимаемых кадровых и организационно-управленческих решений, созданию оптимальной системы мотивации и стимулирования работников, формированию здорового психологического климата.. Основными сферами деятельности и направлениями работы, в которых психолог труда принимает непосредственное участие, являются следующие:
1. организация труда и управления (создание благоприятных условий труда, изучение производственных операций и трудовой деятельности, проектирование рациональных рабочих мест, режимов труда и отдыха, составление профессиограмм, психологическая оценка организационных и управленческих инноваций, эстетическое оформление производственных помещений, безопасность труда и т. д.);
2. подбор и расстановка кадров (профессиональная ориентация, оценка профессиональных способностей и возможностей работников, аттестация кадров, адаптация работников и стабилизация трудового коллектива, изучение причин текучести кадров); 3. производственное обучение кадров (организация профессионального обучения и переобучения, разработка новых методов обучения и повышение уровня профессионального мастерства работающих); 4. приспособление средств, условий, содержания и методов труда к психическим особенностям человека (инженерно-психологическое проектирование рабочего места оператора, обеспечение оптимального взаимодействия в системе «человек-машина», определение темпа и ритма работы, повышение содержательности трудовой деятельности и т. д.); 5. изучение социально-психологических явлений и процессов в производственном коллективе (психологического климата, отношения к труду, мотивации трудовой активности, стилей руководства и т. д.). Как видно из перечисленного, психолог на предприятии решает очень широкий круг разнопрофильных задач - поэтому он должен иметь хорошую научно-теоретическую подготовку не только в области психологии труда, но и знать основы социальной и инженерной психологии, психологии управления, а также эргономики, физиологии труда и других смежных наук. Кроме того, он должен хорошо знать организацию и формы труда на своем предприятии, уметь пользоваться статистической и производственно-экономической документацией, характеризующей деятельность предприятия, ориентироваться в методах обработки научной и производственной информации с помощью современной компьютерной техники. В заключение отметим, что психолог работает на предприятии в тесном контакте с руководителями, специалистами различных служб, отделов, подразделений и решает те проблемы, которые возникают на данном конкретном предприятии. Вместе с тем, надо иметь в виду, что руководители предприятий и практические работники ставят иногда перед психологом такие задачи, пути, решения которых психологическая наука в настоящее время указать еще не в состоянии. В подобных случаях он должен четко соотносить запросы производства со своими реальными возможностями и не выдавать обещаний, которые невозможно выполнить. Надо всегда помнить, что практический психолог может квалифицированно решать только те проблемы, для разработки которых имеется достаточное теоретическое обоснование и необходимый научный инструментарий (система научно устоявшихся понятий и категорий, апробированные методики, экспериментальное оборудование и т. п.). Иначе говоря, чтобы добиться определенного успеха в своей профессиональной деятельности психологу нужно четко представлять не только возможности психологической науки, но и видеть ее ограничения. Однако он не должен устраняться от решения тех производственных проблем, которые имеют психологическую составляющую, и для разработки которых есть соответствующая научно-методическая база.
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Любая наука, изучая свой предмет, опирается на определенную методологию и методы исследования. В широком смысле слова под методологией понимается философское учение о методах познания и преобразования существующей реальной действительности. В более узком значении методологию можно определить как совокупность общенаучных принципов и теоретических положений, которыми руководствуется та или иная наука при проведении научных исследований, анализе, интерпретации и обобщении научных данных. Психология труда опирается в своей исследовательской практике на общетеоретические принципы, сформулированные в психологической науке. К их числу относятся принцип историзма (изучение психики человека в процессе ее возникновения и исторического развития), принцип детерминизма (причинной обусловленности и взаимосвязи психических явлений), принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода, принцип системного подхода и ряд других. Эти принципы определяют стратегию и логику исследования в любой отрасли психологической науки, в том числе и в психологии труда.
В отличие от методологии, методы - это конкретные приемы, средства и инструментарий, с помощью которых та или иная наука изучает свой предмет. Роль методов в научном исследовании исключительно велика. От того, какими методами «вооружена» наука (эффективными или неэффективными), напрямую зависит ее состояние, успехи или неудачи в познании предмета исследования. Выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов в свое время справедливо говорил, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. «От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [6, с. 26 В психологии труда применяется широкий набор различных методов. Часть из них носит общенаучный характер, т. е. используется не только в психологии труда, но и в других науках, а другая часть - преимущественно только в психологии труда. Однако даже в том случае, когда психология труда опирается на общенаучные методы, их применение имеет свою специфику, вытекающую из особенностей ее предмета и целей исследования. Прежде всего, в психологии труда широко используется такой классический научный метод как наблюдение, сущность которого состоит в изучении трудовой деятельности человека посредством целенаправленного восприятия фактов и явлений, характеризующих эту деятельность и психику человека в естественных условиях протекания. В отличие от других наук, наблюдение в психологии труда обычно сопровождается хронометражем, т. е. измерением различных временных характеристик трудового процесса (продолжительности производственной операции и отдельных ее элементов, объема почасовой выработки продукции, продолжительности микропауз между отдельными операциями и т. д.). Хронометраж проводится с помощью секундомера или других хронометрических приборов, а данные измерений обязательно заносятся в заранее подготовленный протокол. В тех случаях, когда требуется составить представление о временной структуре всего рабочего дня (последовательных затратах времени на работу, отдых, простои и т. д.), на основании сплошного наблюдения и данных хронометрирования составляется так называемая хронофотография рабочего дня. Она имеет вид I таблицы, в которую наблюдатель заносит хронометражные данные о времени, затрачиваемом исполнителем на различные виды J работ, перерывы, простои и т. д. в течение всего рабочего дня (см. 1 табл. 1). В случае необходимости собрать массовый материал хронофотография может быть дополнена самофотографией рабочего дня, т. е. таким приемом, когда сами работающие фиксируют в специальных бланках расходы времени на выполнение собственно производственных операций и различные простои.
При проведении наблюдения в психологии труда используются и другие объективные способы регистрации изучаемых явлений. Так, фотографирование (см. рис. 1) позволяет оценить рабочую позу, выражение внимания, особенности организации рабочего места и т. д. На основании фотографирования была разработана методика циклографии, с помощью которой можно изучать характер рабочих движений при выполнении различных производственных операций. Сущность этой методики состоит в регистрации на фотопластинке траекторий рабочих движений, что достигается путем прикрепления светящихся лампочек к определенным точкам тела, (над центрами суставов). Получаемые на снимках траектории (см. рис. 2) обрабатываются и анализируются по правилам биомеханики. Из приведенного рисунка видно, что в неутомленном состоянии (А) траектории отдельных повторяющихся движений очень сходны между собой, они плотно «накладываются» одна на другую. В утомленном же состоянии (Б) кривые движений становятся больше, их полосы расширяются, цикличность траекторий делается менее точной. Еще более широкие возможности для изучения рабочих движений открываются при использовании видео- и киносъемки, а также других современных технических способов регистрации данных наблюдения. Важную роль в исследовательской и практической работе психолога труда играет метод изучения производственной документации. С помощью этого метода можно получить ценные сведения о технологических особенностях производственных операций, последовательности выполнения ее отдельных элементов, условиях труда и текучести кадров, травматизме и профессиональных заболеваниях, о выполнении производственных планов и качестве продукции, о технико-экономических и социально-психологических показателях, характеризующих деятельность предприятия. К числу производственных документов относятся нормативные технологические карты, официальные отчеты администрации по различным аспектам деятельности предприятия, материалы многотиражных газет, стенограммы различных совещаний и собраний, многочисленные документы отдела кадров, медицинских пунктов, социологических служб, отделов НОТ и других структурных подразделений предприятия. Изучение и анализ информации, содержащейся в документах, позволяют получить относительно полное и объективное представление об особенностях производственного процесса и его организации, основных экономических и социальных задачах трудового коллектива, существующем режиме труда и отдыха и других важных сторонах производственной деятельности предприятия. Документальные сведения служат хорошим исходным материалом для исследовательской и практической работы психолога - они помогают ему более успешно решать те конкретные психологические проблемы и задачи, которые ставятся перед ним на предприятии. Интересный для психолога материал может быть получен также с помощью традиционных опросных методов - беседы и анкетирования. Беседа — это метод сбора информации путем личного общения психолога с работниками предприятия. Она строится на основе вопросов, поставленных психологом, и ответов на них собеседника. Следует, однако, иметь в виду, что не всякая беседа является научным методом, а только та, которая проводится с соблюдением необходимых требований и отличается целенаправленностью, плановостью, точной формулировкой заранее продуманных вопросов, атмосферой доверительности, фиксацией содержания общения в протоколах (непосредственно в ходе беседы или после нее). Беседа позволяет не только уточнить и дополнить информацию, полученную из других источников, но и выявить такие факты, которые трудно или вообще невозможно получить методом наблюдения, изучением документации или даже Л постановкой эксперимента (например, установить отношение работников к труду и собственной профессии, причины удовлетворенности или неудовлетворенности работой, отношение к трудовому коллективу и к его отдельным членам, мотивы трудовой активности и т. д.). недостатком метода беседы является трудность создания условий для полной откровенности ответов собеседника и достаточно большая продолжительность процедуры сбора материала при проведении обследований массового характера. Поэтому данный метод часто дополняется анкетированием, которое предусматривает получение письменных ответов на поставленные вопросы и не требует прямого контакта психолога с опрашиваемым лицом. Анкетирование проводится с помощью опросников, которые имеют определенную структуру и построены с соблюдением правил и критериев, предъявляемых к данному методу исследования. Анкета, если она правильно составлена и грамотно применяется, служит незаменимым источником получения информации о внутреннем состоянии работающего человека, его личностных ценностях, мотивах деятельности и т. д. Проигрывая более точным методам в глубине, а иногда и в степени достоверности получаемых сведений, анкетирование выигрывает в скорости и массовости сбора материала. В 20-е гг. прошлого столетия отечественными психологами был разработан совершенно новый и оригинальный способ исследования - так называемый трудовой метод [9]. Его специфическая особенность состоит в том, что та или иная профессиональная деятельность изучается психологом в процессе собственного овладения данной деятельностью. Психолог сам становится учеником и систематически изучает профессию как бы «изнутри», соединяя в одном лице рабочего и исследователя. В течение всего периода обучения (до достижения достаточно высокого уровня мастерства) он ведет протокол (дневник), где ежедневно описывает содержание рабочего дня, трудности в овладении профессией, положительные сдвиги, которые наблюдаются в день записи, по сравнению с работой в предыдущие дни, степень автоматизации различных трудовых действий, характер и силу утомления, недостатки в организации труда и т. п. После того как профессия в основном осваивается, протокол самонаблюдения тщательно анализируется, и на этой основе составляется психограмма исследованной профессии, включающая перечень основных психофизиологических требований, которые предъявляет данная профессия к личности работающего. С помощью указанного метода психологами были изучены профессии телефонистки, ткачихи, слесаря, токаря, наборщика, шофера, летчика, водителя трамвая, поездного диспетчера и ряд других. Трудовой метод, несомненно, имеет некоторые преимущества перед другими методами психологии труда. Он, в частности, дает возможность познавать профессию непосредственно в ходе постепенного овладения трудовыми навыками работы, с большей точностью устанавливать профессионально важные качества, требуемые профессией, выявлять нерациональные приемы работы, степень доминирования тех или иных психических функций в процессе труда. Вместе с тем, у трудового метода есть и определенные недостатки: он опирается только на данные самонаблюдения и потому не лишен элементов субъективизма при истолковании наблюдаемых фактов, его применение требует от исследователя слишком много времени. Кроме того, и сфера применения трудового метода ограничивается определенными рамками. Психолог может прибегнуть к нему лишь при изучении сравнительно простых профессий, обучение которым не связано с большими затратами времени. Сложные же профессии, требующие длительного обучения и большой практики, изучать с помощью трудового метода нецелесообразно. Экспериментальный метод применяется в психологии труда в двух основных формах - производственный эксперимент и лабораторный. Первый проводится непосредственно в производственной обстановке (в цехе, на рабочем месте) и заключается в том, что исследователь сознательно вносит определенные изменения в технологию производственного процесса, в организацию рабочего места, темп и ритм работы и выявляет, к каким психологическим и производственным последствиям приводят эти изменения. В реальных условиях производственный эксперимент, в зависимости от целей и конкретных задач исследования, может иметь разные виды и строиться на использовании самых различных приемов и исследовательских процедур. Положительной стороной производственного эксперимента является то, что он всегда проводится в реальных условиях, а его выводы имеют большое значение для решения практических задач. В этой связи можно привести целый ряд положительных примеров. Так, известным отечественным психологом К. К. Платоновым и его сотрудниками при проведении исследований непосредственно на самолетах было установлено ведущее значение навыка чтения показаний приборов у летчиков при полете в сложных метеорологических условиях, а затем разработаны психолого-педагогические требования, в соответствии с которыми был изготовлен учебный самолет-истребитель [7]; в исследовании Е. М. Ивановой [3] результаты производственного эксперимента по изучению влияния скорости станка на работоспособность намотчиц трансформатора позволили повысить производительность труда на семь-десять процентов; в нашей работе [2] внедрение системы чередования производственных операций в условиях поточно-конвейерного производства привело к улучшению самочувствия работающих, снижению их утомляемости и повышению качества выпускаемой продукции. Несомненно, производственный эксперимент, как и другие методы, имеет свои ограничения: далеко не каждую научно-практическую задачу можно решить с помощью данного метода, трудно также добиться объективной регистрации некоторых важных параметров производственного процесса и состояния различных психофизиологических функций работающих. Кроме того, его отрицательным моментом является и сложность организации контроля за многими переменными, влияющими на ход исследования. В реальной производственной обстановке часто бывает невозможно глубоко изучить и учесть при решении задач организации труда те или иные факторы (объективного и субъективного характера), которые влияют на состояние человека и его работоспособность. В этом случае психологам приходится прибегать к помощи лабораторного эксперимента, который выгодно отличается от производственного эксперимента тем, что позволяет установить точный контроль за всеми переменными и обеспечить строго объективную регистрацию всех условий и факторов трудового процесса. Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях (специально оборудованных помещениях) и строится по принципу психологического моделирования какого-либо вида трудовой деятельности. Для этой цели изготавливаются специальные стенды, установки, тренажеры и имитаторы. В ходе проведения лабораторного эксперимента перед испытуемым ставится задача выполнять определенные действия, по своей психологической структуре наиболее полно соответствующие действиям реальной трудовой деятельности. На всем протяжении эксперимента идет регистрация всех интересующих исследователя параметров трудового процесса и показателей состояния испытуемого. Это позволяет с большей научной обстоятельностью и объективностью изучать поставленные проблемы. В качестве примера можно привести лабораторный эксперимент, который проводился нами с целью изучения утомления и других психических состояний, возникающих у человека при выполнении однообразных производственных операций [1]. В указанном эксперименте имитация трудовой деятельности и моделирование различных типов монотонных операций осуществлялась с помощью конвейерной установки и различных заготовок, которые, согласно инструкции, соответствующим образом «обрабатывались» испытуемыми. С помощью системы датчиков и приборов-самописцев регистрировались время выполнения операции, длительность микропауз в работе, движения обеих рук (механограмма), электрическая активность мышц, а также частота пульса и дыхания. Результаты этого эксперимента помогли выявить особенности и динамику психических состояний у человека, занятого выполнением различных по типу производственных операций, и разработать ряд практических рекомендаций по рациональному построению режима труда и отдыха, выбору оптимальных темпов работы и другим аспектам организации трудовой деятельности. Нередко в психологии труда применяются и психофизиологические методы, на основе которых оценивается функциональное состояние отдельных систем организма [8]. К их числу относятся электроэнцефалография (запись биоэлектрической активности мозга в процессе трудовой деятельности), электромиография (регистрация суммарной электрической активности работающих мышц), электрокардиография (анализ изменений сердечного ритма в процессе труда), пневмография (изучение частоты, глубины и объема внешнего дыхания), регистрация кожно-гальванической реакции, как показателя эмоциональной напряженности человека в трудовой деятельности, и другие. Все эти методы опираются на использование специальной аппаратуры, которая устанавливается либо непосредственно на рабочем месте (см. рис. 3), либо за его пределами (при телеметрическом способе регистрации). Помимо перечисленных, в психологии труда применяются также тестирование, экспертиза, биографический метод, изучение продуктов деятельности и т. д. Описание названных методик дается в курсе общей психологии и в другой учебной и научной литературе, поэтому мы не останавливаемся здесь на их характеристике. Как правило, в конкретном психологическом исследовании используется не один, а система методов, что повышает ценность и научную значимость получаемых результатов. Эти результаты, как и в других науках, обязательно подвергаются количественному и качественному анализу с помощью различных интерпретационных методов и методов графической и статистической обработки экспериментальных данных. В заключение следует особо подчеркнуть, что какие бы методы ни использовались в научно-практической работе, важно, чтобы они отвечали ряду требований. Прежде всего, они должны быть адекватны задачам исследования и соответствовать природе изучаемых психических процессов. Случайный подбор методов приводит к ошибкам и не позволяет правильно решать поставленную задачу. Важно также, чтобы они были объективными, т. е. обеспечивали не только накопление и описание фактического материала, но и позволяли находить реальные психические закономерности, которые лежат в основе трудовой деятельности человека. И, наконец, они должны соответствовать основным теоретическим и методологическим принципам отечественной психологии и учитывать мировой психологический опыт. Характеризуя главные задачи современной психологии, выдающийся отечественный ученый Б. Ф. Ломов писал: «Одна из важнейших задач психологии... заключается в том, чтобы рассмотреть все... используемые ею методы как единую систему, раскрыть «разрешающую способность» и ограничения каждого из них, а также условия и возможности взаимопереходов между ними в зависимости от логики проводимого исследования» [4, с. 42]. Сказанное в полной мере относится и к психологии труда. К этому можно добавить, что психология труда (как и общая психология) нуждается на современном этапе не только в «ревизии» и переоценке существующих методов исследования, но и в разработке принципиально новых исследовательских средств и приемов. Именно на пути использования и тесного сочетания апробированных классических методик с новыми подходами и новым методическим инструментарием психология труда может совершить дальнейший качественный «скачок» в своем развитии и добиться серьезных успехов в изучении психологических закономерностей трудовой деятельности человека.
Рекомендуемая литература 1. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979. 2. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология. -М., 1981. 3. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979. 4. Климов Е. А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопр. психол. - 1989. - № 3. 5. Кчимов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1998. 6. Лоос В. Г. Промышленная психология. - Киев, 1974. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. 8. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - Т.42. 9. Основы инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. -М, 1977.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|