Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология труда как профессия

Психология труда - это не только наука, но и определенная профессия, общественная потребность в которой по мере выхода нашей страны из социально-экономического кризиса будет не­пременно увеличиваться. Специалисты, подготовленные в облас­ти психологии труда, могут работать в различных сферах народ­ного хозяйства (промышленности, менеджменте, транспорте, свя­зи и т. д.) и на профессиональном уровне решать многочисленные практические задачи, требующие психологической компетенции и психологического обоснования. В настоящее время психолог тру­да чаще всего работает в социологических и психологических службах, в отделах и лабораториях научной организации труда, в проектных и конструкторских бюро, в кадровых службах, в каби­нетах и центрах профессиональной ориентации, в центрах занятости населения и т. д.

Как отмечает Климов Е. А. [4], профессиональная деятель­ность психолога характеризуется двумя основными функциями: а) исследовательской и б) практической. Первая выражается в том, что психолог, как и представитель любой другой конкретной нау­ки, «добывает», «производит» определенные научные знания, которые позволяют понять природу психики и поведения человека, закономерности и пути развития личности. Вторая функция заключается в том, что психолог осуществляет ряд полезных действий, направленных на человека, на достижение таких гуманитар­ных и социальных целей как сохранение психического здоровья людей, создание условий для правильного и всестороннего развития личности.

Специфика профессиональной деятельности психолога, ра­ботающего в промышленности и других отраслях народного хо­зяйства, состоит как раз в том, что указанные функции в его прак­тической работе органически связаны и тесно переплетаются. Прежде чем приступить к решению какого-либо практического вопроса, психолог нередко проводит соответствующее исследование (изучает конкретную практическую проблему, выдвигает гипотезы, производит опросы, наблюдения, эксперименты, анализи­рует полученные результаты) и только после этого приступает к реализации вытекающих из исследования рекомендаций и пред­ложений. Конечно, в некоторых случаях психолог может и не проводить самостоятельного исследования, а опираться на уже известные теоретические рекомендации и научные данные, тем не менее, две названные функции в той или иной степени всегда сочетаются в его профессиональной работе. Кроме того, психолог труда выполняет еще одну важную функцию - консультационную. Реализация этой функции нацелена на оказание квалифицированной психологической помощи рядовым и руководящим работникам предприятий и организаций по вопросам использования потенциальных трудовых возможностей, перспективам развития профессиональных способностей, психологическим аспектам организации труда и управления. Консультационная деятельность психолога труда способствует повышению качества принимаемых кадровых и организационно-управленческих решений, созданию оптимальной системы мотивации и стимулирования работников, формированию здорового психологического климата.. Основными сферами деятельности и направлениями работы, в которых психолог труда принимает непосредственное участие, являются следующие:

1. организация труда и управления (создание благоприятных условий труда, изучение производственных операций и трудовой деятельности, проектирование рациональных рабочих мест, ре­жимов труда и отдыха, составление профессиограмм, психологи­ческая оценка организационных и управленческих инноваций, эстетическое оформление производственных помещений, безо­пасность труда и т. д.);

2. подбор и расстановка кадров (профессиональная ориента­ция, оценка профессиональных способностей и возможностей работников, аттестация кадров, адаптация работников и стабилиза­ция трудового коллектива, изучение причин текучести кадров);

3. производственное обучение кадров (организация профессионального обучения и переобучения, разработка новых методов обучения и повышение уровня профессионального  мастерства

работающих);

4. приспособление средств, условий, содержания и методов труда к психическим особенностям человека (инженерно-психологическое проектирование рабочего места оператора, обеспечение опти­мального взаимодействия в системе «человек-машина», опреде­ление темпа и ритма работы, повышение содержательности тру­довой деятельности и т. д.);

5. изучение социально-психологических явлений и процес­сов в производственном коллективе (психологического климата, отношения к труду, мотивации трудовой активности, стилей руководства и т. д.).

Как видно из перечисленного, психолог на предприятии решает очень широкий круг разнопрофильных задач - поэтому он должен иметь хорошую научно-теоретическую подготовку не только в области психологии труда, но и знать основы социальной и инженерной психологии, психологии управления, а также эргономики, физиологии труда и других смежных наук. Кроме того, он должен хорошо знать организацию и формы труда на своем предприятии, уметь пользоваться статистической и производст­венно-экономической документацией, характеризующей деятель­ность предприятия, ориентироваться в методах обработки науч­ной и производственной информации с помощью современной компьютерной техники.

В заключение отметим, что психолог работает на предприятии в тесном контакте с руководителями, специалистами различных служб, отделов, подразделений и решает те проблемы, которые возникают на данном конкретном предприятии. Вместе с тем, надо иметь в виду, что руководители предприятий и практические работники ставят иногда перед психологом такие задачи, пути, решения которых психологическая наука в настоящее время ука­зать еще не в состоянии. В подобных случаях он должен четко соотносить запросы производства со своими реальными возмож­ностями и не выдавать обещаний, которые невозможно выпол­нить. Надо всегда помнить, что практический психолог может квалифицированно решать только те проблемы, для разработки которых имеется достаточное теоретическое обоснование и необходимый научный инструментарий (система научно устоявшихся понятий и категорий, апробированные методики, экспериментальное оборудование и т. п.). Иначе говоря, чтобы добиться определенного успеха в своей профессиональной деятельности пси­хологу нужно четко представлять не только возможности психо­логической науки, но и видеть ее ограничения. Однако он не должен устраняться от решения тех производственных проблем, которые имеют психологическую составляющую, и для разработки которых есть соответствующая научно-методическая база.

 

ГЛАВА 3

 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

 

Любая наука, изучая свой предмет, опирается на определен­ную методологию и методы исследования. В широком смысле слова под методологией понимается философское учение о мето­дах познания и преобразования существующей реальной действи­тельности. В более узком значении методологию можно опреде­лить как совокупность общенаучных принципов и теоретических положений, которыми руководствуется та или иная наука при проведении научных исследований, анализе, интерпретации и обобщении научных данных.

Психология труда опирается в своей исследовательской практике на общетеоретические принципы, сформулированные в психологической науке. К их числу относятся принцип историзма (изучение психики человека в процессе ее возникновения и исто­рического развития), принцип детерминизма (причинной обу­словленности и взаимосвязи психических явлений), принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода, принцип системного подхода и ряд других. Эти принципы опре­деляют стратегию и логику исследования в любой отрасли психо­логической науки, в том числе и в психологии труда.

В отличие от методологии, методы - это конкретные прие­мы, средства и инструментарий, с помощью которых та или иная наука изучает свой предмет. Роль методов в научном исследова­нии исключительно велика. От того, какими методами «вооруже­на» наука (эффективными или неэффективными), напрямую зави­сит ее состояние, успехи или неудачи в познании предмета иссле­дования. Выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов в свое время справедливо говорил, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. «От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хо­рошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [6, с. 26

В психологии труда применяется широкий набор различных методов. Часть из них носит общенаучный характер, т. е. исполь­зуется не только в психологии труда, но и в других науках, а дру­гая часть - преимущественно только в психологии труда. Однако даже в том случае, когда психология труда опирается на общена­учные методы, их применение имеет свою специфику, вытекаю­щую из особенностей ее предмета и целей исследования. Прежде всего, в психологии труда широко используется такой классиче­ский научный метод как наблюдение, сущность которого состоит в изучении трудовой деятельности человека посредством целена­правленного восприятия фактов и явлений, характеризующих эту деятельность и психику человека в естественных условиях проте­кания. В отличие от других наук, наблюдение в психологии труда обычно сопровождается хронометражем, т. е. измерением различ­ных временных характеристик трудового процесса (продолжи­тельности производственной операции и отдельных ее элементов, объема почасовой выработки продукции, продолжительности микропауз между отдельными операциями и т. д.). Хронометраж проводится с помощью секундомера или других хронометриче­ских приборов, а данные измерений обязательно заносятся в зара­нее подготовленный протокол.

В тех случаях, когда требуется составить представление о временной структуре всего рабочего дня (последовательных затратах времени на работу, отдых, простои и т. д.), на основании сплошного наблюдения и данных хронометрирования составляется так называемая хронофотография рабочего дня. Она имеет вид I таблицы, в которую наблюдатель заносит хронометражные данные о времени, затрачиваемом исполнителем на различные виды J работ, перерывы, простои и т. д. в течение всего рабочего дня (см. 1 табл. 1). В случае необходимости собрать массовый материал хронофотография может быть дополнена самофотографией рабочего дня, т. е. таким приемом, когда сами работающие фиксируют в специальных бланках расходы времени на выполнение собственно производственных операций и различные простои.

При проведении наблюдения в психологии труда использу­ются и другие объективные способы регистрации изучаемых яв­лений. Так, фотографирование (см. рис. 1) позволяет оценить ра­бочую позу, выражение внимания, особенности организации ра­бочего места и т. д. На основании фотографирования была разра­ботана методика циклографии, с помощью которой можно изу­чать характер рабочих движений при выполнении различных про­изводственных операций. Сущность этой методики состоит в ре­гистрации на фотопластинке траекторий рабочих движений, что достигается путем прикрепления светящихся лампочек к опреде­ленным точкам тела, (над центрами суставов). Получаемые на снимках траектории (см. рис. 2) обрабатываются и анализируются по правилам биомеханики. Из приведенного рисунка видно, что в неутомленном состоянии (А) траектории отдельных повторяю­щихся движений очень сходны между собой, они плотно «накла­дываются» одна на другую. В утомленном же состоянии (Б) кри­вые движений становятся больше, их полосы расширяются, цик­личность траекторий делается менее точной. Еще более широкие возможности для изучения рабочих движений открываются при использовании видео- и киносъемки, а также других современных технических способов регистрации данных наблюдения.

Важную роль в исследовательской и практической работе психолога труда играет метод изучения производственной документации. С помощью этого метода можно получить ценные сведения о технологических особенностях производственных опера­ций, последовательности выполнения ее отдельных элементов, условиях труда и текучести кадров, травматизме и профессиональных заболеваниях, о выполнении производственных планов и качестве продукции, о технико-экономических и социально-психологических показателях,   характеризующих деятельность предприятия.

К числу производственных документов относятся нормативные технологические карты, официальные отчеты администрации по различным аспектам деятельности предприятия, материалы многотиражных газет, стенограммы различных совещаний и собраний, многочисленные документы отдела кадров, медицинских пунктов, социологических служб, отделов НОТ и других структурных подразделений предприятия. Изучение и анализ информа­ции, содержащейся в документах, позволяют получить относи­тельно полное и объективное представление об особенностях производственного процесса и его организации, основных эконо­мических и социальных задачах трудового коллектива, сущест­вующем режиме труда и отдыха и других важных сторонах про­изводственной деятельности предприятия. Документальные све­дения служат хорошим исходным материалом для исследователь­ской и практической работы психолога - они помогают ему более успешно решать те конкретные психологические проблемы и за­дачи, которые ставятся перед ним на предприятии.

Интересный для психолога материал может быть получен также с помощью традиционных опросных методов - беседы и анкетирования. Беседа — это метод сбора информации путем лич­ного общения психолога с работниками предприятия. Она строит­ся на основе вопросов, поставленных психологом, и ответов на них собеседника. Следует, однако, иметь в виду, что не всякая беседа является научным методом, а только та, которая проводит­ся с соблюдением необходимых требований и отличается целена­правленностью, плановостью, точной формулировкой заранее продуманных вопросов, атмосферой доверительности, фиксацией содержания общения в протоколах (непосредственно в ходе бесе­ды или после нее). Беседа позволяет не только уточнить и допол­нить информацию, полученную из других источников, но и вы­явить такие факты, которые трудно или вообще невозможно по­лучить методом наблюдения, изучением документации или даже Л постановкой эксперимента (например, установить отношение ра­ботников к труду и собственной профессии, причины удовлетво­ренности или неудовлетворенности работой, отношение к трудо­вому коллективу и к его отдельным членам, мотивы трудовой ак­тивности и т. д.).

недостатком метода беседы является трудность создания условий для полной откровенности ответов собеседника и доста­точно большая продолжительность процедуры сбора материала при проведении обследований массового характера. Поэтому дан­ный метод часто дополняется анкетированием, которое преду­сматривает получение письменных ответов на поставленные во­просы и не требует прямого контакта психолога с опрашиваемым лицом. Анкетирование проводится с помощью опросников, кото­рые имеют определенную структуру и построены с соблюдением правил и критериев, предъявляемых к данному методу исследова­ния. Анкета, если она правильно составлена и грамотно применя­ется, служит незаменимым источником получения информации о внутреннем состоянии работающего человека, его личностных ценностях, мотивах деятельности и т. д. Проигрывая более точ­ным методам в глубине, а иногда и в степени достоверности по­лучаемых сведений, анкетирование выигрывает в скорости и мас­совости сбора материала.

В 20-е гг. прошлого столетия отечественными психологами был разработан совершенно новый и оригинальный способ иссле­дования - так называемый трудовой метод [9]. Его специфиче­ская особенность состоит в том, что та или иная профессиональ­ная деятельность изучается психологом в процессе собственного овладения данной деятельностью. Психолог сам становится уче­ником и систематически изучает профессию как бы «изнутри», соединяя в одном лице рабочего и исследователя. В течение всего периода обучения (до достижения достаточно высокого уровня мастерства) он ведет протокол (дневник), где ежедневно описыва­ет содержание рабочего дня, трудности в овладении профессией, положительные сдвиги, которые наблюдаются в день записи, по сравнению с работой в предыдущие дни, степень автоматизации различных трудовых действий, характер и силу утомления, недос­татки в организации труда и т. п. После того как профессия в ос­новном осваивается, протокол самонаблюдения тщательно анализируется, и на этой основе составляется психограмма исследован­ной профессии, включающая перечень основных психофизиоло­гических требований, которые предъявляет данная профессия к личности работающего. С помощью указанного метода психоло­гами были изучены профессии телефонистки, ткачихи, слесаря, токаря, наборщика, шофера, летчика, водителя трамвая, поездного диспетчера и ряд других.

Трудовой метод, несомненно, имеет некоторые преимущест­ва перед другими методами психологии труда. Он, в частности, дает возможность познавать профессию непосредственно в ходе постепенного овладения трудовыми навыками работы, с большей точностью устанавливать профессионально важные качества, тре­буемые профессией, выявлять нерациональные приемы работы, степень доминирования тех или иных психических функций в процессе труда. Вместе с тем, у трудового метода есть и опреде­ленные недостатки: он опирается только на данные самонаблюде­ния и потому не лишен элементов субъективизма при истолкова­нии наблюдаемых фактов, его применение требует от исследова­теля слишком много времени. Кроме того, и сфера применения трудового метода ограничивается определенными рамками. Пси­холог может прибегнуть к нему лишь при изучении сравнительно простых профессий, обучение которым не связано с большими затратами времени. Сложные же профессии, требующие длитель­ного обучения и большой практики, изучать с помощью трудово­го метода нецелесообразно.

Экспериментальный метод применяется в психологии труда в двух основных формах - производственный эксперимент и ла­бораторный. Первый проводится непосредственно в производст­венной обстановке (в цехе, на рабочем месте) и заключается в том, что исследователь сознательно вносит определенные измене­ния в технологию производственного процесса, в организацию рабочего места, темп и ритм работы и выявляет, к каким психоло­гическим и производственным последствиям приводят эти изменения. В реальных условиях производственный эксперимент, в зависимости от целей и конкретных задач исследования, может иметь разные виды и строиться на использовании самых различ­ных приемов и исследовательских процедур.

Положительной стороной производственного эксперимента является то, что он всегда проводится в реальных условиях, а его выводы имеют большое значение для решения практических за­дач. В этой связи можно привести целый ряд положительных примеров. Так, известным отечественным психологом К. К. Пла­тоновым и его сотрудниками при проведении исследований непо­средственно на самолетах было установлено ведущее значение навыка чтения показаний приборов у летчиков при полете в сложных метеорологических условиях, а затем разработаны пси­холого-педагогические требования, в соответствии с которыми был изготовлен учебный самолет-истребитель [7]; в исследовании Е. М. Ивановой [3] результаты производственного эксперимента по изучению влияния скорости станка на работоспособность на­мотчиц трансформатора позволили повысить производительность труда на семь-десять процентов; в нашей работе [2] внедрение системы чередования производственных операций в условиях по­точно-конвейерного производства привело к улучшению само­чувствия работающих, снижению их утомляемости и повышению качества выпускаемой продукции.

Несомненно, производственный эксперимент, как и другие методы, имеет свои ограничения: далеко не каждую научно-практическую задачу можно решить с помощью данного метода, трудно также добиться объективной регистрации некоторых важ­ных параметров производственного процесса и состояния различ­ных психофизиологических функций работающих. Кроме того, его отрицательным моментом является и сложность организации контроля за многими переменными, влияющими на ход исследо­вания. В реальной производственной обстановке часто бывает не­возможно глубоко изучить и учесть при решении задач организации труда те или иные факторы (объективного и субъективного характера), которые влияют на состояние человека и его работо­способность. В этом случае психологам приходится прибегать к помощи лабораторного эксперимента, который выгодно отличает­ся от производственного эксперимента тем, что позволяет устано­вить точный контроль за всеми переменными и обеспечить строго объективную регистрацию всех условий и факторов трудового процесса.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных ус­ловиях (специально оборудованных помещениях) и строится по принципу психологического моделирования какого-либо вида трудовой деятельности. Для этой цели изготавливаются специ­альные стенды, установки, тренажеры и имитаторы. В ходе про­ведения лабораторного эксперимента перед испытуемым ставится задача выполнять определенные действия, по своей психологиче­ской структуре наиболее полно соответствующие действиям ре­альной трудовой деятельности. На всем протяжении эксперимента идет регистрация всех интересующих исследователя параметров трудового процесса и показателей состояния испытуемого. Это позволяет с большей научной обстоятельностью и объективно­стью изучать поставленные проблемы. В качестве примера можно привести лабораторный эксперимент, который проводился нами с целью изучения утомления и других психических состояний, воз­никающих у человека при выполнении однообразных производст­венных операций [1]. В указанном эксперименте имитация трудо­вой деятельности и моделирование различных типов монотонных операций осуществлялась с помощью конвейерной установки и различных заготовок, которые, согласно инструкции, соответст­вующим образом «обрабатывались» испытуемыми. С помощью системы датчиков и приборов-самописцев регистрировались вре­мя выполнения операции, длительность микропауз в работе, дви­жения обеих рук (механограмма), электрическая активность мышц, а также частота пульса и дыхания. Результаты этого эксперимента помогли выявить особенности и динамику психических состояний у человека, занятого выполнением различных по типу производственных операций, и разработать ряд практических ре­комендаций по рациональному построению режима труда и отды­ха, выбору оптимальных темпов работы и другим аспектам организации трудовой деятельности.

Нередко в психологии труда применяются и психофизиоло­гические методы, на основе которых оценивается функциональ­ное состояние отдельных систем организма [8]. К их числу отно­сятся электроэнцефалография (запись биоэлектрической активно­сти мозга в процессе трудовой деятельности), электромиография (регистрация суммарной электрической активности работающих мышц), электрокардиография (анализ изменений сердечного рит­ма в процессе труда), пневмография (изучение частоты, глубины и объема внешнего дыхания), регистрация кожно-гальванической реакции, как показателя эмоциональной напряженности человека в трудовой деятельности, и другие. Все эти методы опираются на использование специальной аппаратуры, которая устанавливается либо непосредственно на рабочем месте (см. рис. 3), либо за его пределами (при телеметрическом способе регистрации).

Помимо перечисленных, в психологии труда применяются также тестирование, экспертиза, биографический метод, изучение продуктов деятельности и т. д. Описание названных методик да­ется в курсе общей психологии и в другой учебной и научной ли­тературе, поэтому мы не останавливаемся здесь на их характери­стике. Как правило, в конкретном психологическом исследовании используется не один, а система методов, что повышает ценность и научную значимость получаемых результатов. Эти результаты, как и в других науках, обязательно подвергаются количественно­му и качественному анализу с помощью различных интерпрета­ционных методов и методов графической и статистической обра­ботки экспериментальных данных.

В заключение следует особо подчеркнуть, что какие бы ме­тоды ни использовались в научно-практической работе, важно, чтобы они отвечали ряду требований. Прежде всего, они должны быть адекватны задачам исследования и соответствовать природе изучаемых психических процессов. Случайный подбор методов приводит к ошибкам и не позволяет правильно решать поставлен­ную задачу. Важно также, чтобы они были объективными, т. е. обеспечивали не только накопление и описание фактического ма­териала, но и позволяли находить реальные психические законо­мерности, которые лежат в основе трудовой деятельности челове­ка. И, наконец, они должны соответствовать основным теоретическим и методологическим принципам отечественной психологии и учитывать мировой психологический опыт.

Характеризуя главные задачи современной психологии, вы­дающийся отечественный ученый Б. Ф. Ломов писал: «Одна из важнейших задач психологии... заключается в том, чтобы рас­смотреть все... используемые ею методы как единую систему, раскрыть «разрешающую способность» и ограничения каждого из них, а также условия и возможности взаимопереходов между ни­ми в зависимости от логики проводимого исследования» [4, с. 42]. Сказанное в полной мере относится и к психологии труда. К это­му можно добавить, что психология труда (как и общая психоло­гия) нуждается на современном этапе не только в «ревизии» и пе­реоценке существующих методов исследования, но и в разработке принципиально новых исследовательских средств и приемов. Именно на пути использования и тесного сочетания апробирован­ных классических методик с новыми подходами и новым методи­ческим инструментарием психология труда может совершить дальнейший качественный «скачок» в своем развитии и добиться серьезных успехов в изучении психологических закономерностей трудовой деятельности человека.

 

Рекомендуемая литература

1. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психо­логия труда и инженерная психология. - Л., 1979.

2. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология. -М., 1981.

3. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979.

4. Климов Е. А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопр. психол. - 1989. - № 3.     

5. Кчимов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

6. Лоос В. Г. Промышленная психология. - Киев, 1974.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23.

8. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - Т.42.

9. Основы инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. -М, 1977.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...