Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях ее развития.




1. Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях ее развития.

От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулиро­ваны уже в Священном Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в Коране сказано:

 «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (, правда ли это)…» [“Комнаты”, 6].

 

А в одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и пере­давшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышав­шего (непосредственно)». [Ат-Тирмизи].

 

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иногда передающий знание (передает его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не является». [Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад].

 

В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходи­мо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям.

 

Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, осо­бенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчиков. С учетом этого становится ясной роль иснада при определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.

 

Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов ко­торой был посвящен сбору сведений о передатчиках, знанию непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются, а также знанию скрытых недос­татков иснадов. Сначала критике подвергались только некото­рые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались.

Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше усилий в этом направлении, в результате чего появились ис­следования по многим научным дисциплинам. предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также спо­собы их восприятия и передачи и некоторые другие вещи, ко­торые сначала обычно передавались улемами устно.

С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фикси­роваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм”.

 

В конце концов в четвертом веке хиджры эти науки достиг­ли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терминология устоялась, а улемы стали составлять специаль­ные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рамахурмузи, умер­ший в 360 году хиджры, написал сочинение под названием “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва`и”, ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу назва­ния наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых отдельных трудов по данному вопросу и до наших дней.

2. Наиболее известные труды по терминологии хадисов.

 

1. “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва‘и”.

Автором этого труда является вышеупомянутый кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рама­хурмузи.

 

2. “Ма‘рифат ‘улюм аль-ахадис”.

Автором этого труда является Абу Абдуллах Мухаммад бин Абдуллах аль-Хаким ан-Найсабури, умерший в 405 году хиджры.

 

3. “Аль-мустахрадж ‘аля ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”.

Автором этого труда является Абу Ну‘айм Ахмад бин Аб­дуллах аль-Исбахани, умерший в 430 году хиджры. В своем труде он восполнил некоторые пробелы, имеющиеся в книге аль-Хакима “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, и имеющие отноше­ние к основоположениям этой отрасли знания.

 

4. “Аль-кифайа фи ‘ильм ар-ривайа”.

Это сочинение написал известный ученый Абу Бакр Ах­мад бин Али бин Сабит аль-Хатиб аль-Багдади, умерший в 463 году хиджры. В его книге должное внимание уделяется фор­мулированию вопросов данного вида знания и разъяснению основоположений передачи хадисов. Она считается одним из важнейших первоисточников этой науки.

 

5. “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘”.

Этот труд также принадлежит перу аль-Хатиба аль-Багда­ди. Как видно из самого названия этого единственного в своем роде сочинения, оно посвящено исследованию правил переда­чи хадисов, а его содержание представляет собой большую ценность. Вообще же следует отметить, что найдется немного таких отраслей науки о хадисах, по которым аль-Хатиб не на­писал бы отдельного труда. Такой знаток хадисов, как Абу Бакр бин Нукта, сказал о нем следующее: «Каждому беспри­страстному человеку известно, что все мухаддисы после аль-Хатиба пользуются написанными им книгами».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...