7. Иснад: это слово имеет два значения.
7. Иснад: это слово имеет два значения. а) Возведение содержания хадиса к его источнику через соответствующий иснад. б) Цепь передатчиков, приводящая к матну. В этом смысле слово “иснад” является синонимом слова “санад”.
8. Санад. а) Лексическое значение: опора. Подобное название объясняется тем, что “санад” служит опорой хадиса. б) Терминологическое значение: цепь передатчиков, приводящая к матну.
9. Матн. а) Лексическое значение: возвышенность, которую образует собой твердая почва. б) Терминологическое значение: слова к которым приводит иснад.
10. Муснад. а) Лексическое значение: причастие страдательного залога от глагола “аснада” в значении “относить что-либо к чему-либо”. б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения: 1. Так именуется любая книга, в которой по отдельности собраны сообщения, передаваемые со слов того или иного сподвижника [Иначе говоря, материал такой книги классифицируется по именам передатчиков]; 2. “Аль-хадис аль-марфу‘” – так именуется хадис с непрерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует; 3. Под этим подразумевается “санад”.
11. Муснид. Так именуется человек, передающий хадис вместе с его иснадом, независимо от того, обладает ли он знанием* о нем или только передает. *[То есть знает ли он, каким именно является этот хадис по степени достоверности, обладает ли знанием о его иснаде и матне и т. д. ]
12. Мухаддис. Человек, который занимается наукой о хадисах и передает хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.
13. Хафиз. Известно два мнения о смысле этого слова. а) Многие мухаддисы считают, что это слово является синонимом слова “мухаддис”. б) Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухаддиса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.
14. Хаким. По мнению некоторых ученых, так называют человека, который знает все хадисы за исключением малой их части.
ГЛАВА 1. Сообщение (хабар). РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Классификация сообщений с учетом того, как они дошли до нас.
Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы: 1. Если сообщение передается очень многими путями, определенное количество которых не установлено, оно относится к числу сообщений, именуемых “мутаватир”. 2. Если сообщение передается небольшим количеством путей, оно относится к числу отдельных сообщений (ā хā д). Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на подгруппы и отличается своими особенностями, о чем, если захочет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сейчас перейду к исследованию сообщений, именующихся “мутаватир”. 1. Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”.
[Имеется в виду, что все эти сообщения подтверждают друг друга, являясь идентичными по смыслу].
1. Определение. а) По форме слово ا ل م ُ ت َ و ا ت ِ ر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара [отглагольное имя] “таватур” – следование один за другим. б) Терминологическое значение слова “таватур”: передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.
Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.
2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение. Из пояснений к определению ясно, что к категории “мутаватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырем условиям: а) Если оно передается большим количеством передатчиков. Относительно минимального их количества единого мнения нет, но в основном считается, что их должно быть не менее десяти. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 177]. б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада. в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации. [Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или относиться к разным национальностям, или принадлежать к различным мазхабам и так далее. С учетом этого требования некоторые сообщения, передаваемые большим количеством передатчиков, не считаются относящимися к категории “мутаватир”, тогда как сообщения, передаваемые относительно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передатчиков]. г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств. Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы видели…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообщений лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории “мутаватир”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|