Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Суждение о таком сообщении.




3. Суждение о таком сообщении.

Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заклю­чает в себе такую необходимую или же достоверную информа­цию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, буд­то он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом со­общении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в вы­яснении же подробностей деятельности передатчиков необхо­димости нет.

 

4. Группы таких сообщений.

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, под­разделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави).

а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, ко­торые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.

Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто на­меренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.

б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.

В пример можно привести хадисы, где сообщается о возде­вании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в каж­дом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздевал руки, позво­ляют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов. [См.: «Тадриб ар-рави», т. 2, стр. 180].

 

5. Наличие таких сообщений.

Известно немало хадисов, относящихся к категории “мута­ватир”, например хадисы о водоеме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омове­ния, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Ал­лах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (ā хā д) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними коли­чество хадисов “мутаватир” очень невелико.

 

6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории “мутаватир”.

Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, от­носящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стре­мящимся к знанию. В пример можно привести следующие со­чинения:

а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”.

б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйу­ти. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.

в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Мухаммада бин Джафара аль-Каттани.

 

2. Отдельные ا ل آ ح ا د (ā хā д) сообщения, передающиеся малым количеством путей.

 

1. Определение.

а) Арабское слово “ā хā д” является формой множествен­ного числа от слова “ā хā д” в значении “один” (вахид), а фра­за “хабар аль-вахид” означает “сообщение, передаваемое одним человеком”.

б) Как термин, “хабар аль-ахад” означает «сообщение, не удовлетворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир”». [“Нузхат ан-назар”, стр. 26].

 

2. Группы таких сообщений по отношению к количеству путей их передачи.

Сообщения, передаваемые малым количеством путей, под­разделяются на три группы:

а) Известные ا ل م َ ش ْ ه و ر (машхур).

б) Редкие ا ل ع َ ز ِ ي ز (‘азиз).

в) Неизвестные ا ل غ َ ر ِ ي ب (гариб).

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

 

 

Известное(машхур)сообщение.

 

1. Определение.

а) По форме слово “машхур” является причастием страда­тельного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять).

б) Как термин, слово “машхур” служит для обозначения сообщения, передающегося со слов троих и более передатчи­ков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удов­летворяет условиям хадисов категории “мутаватир”.

2. Пример подобного сообщения.

Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах не станет забирать знание (просто) ли­шая его (Своих) рабов, но он забирает знание, забирая (из ми­ра) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обла­дающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежест­венных руководителей*. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения**, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других». Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ах­мад.

 

*[Речь идет о духовных лидерах].

**[Имеются в виду решения по религиозно-правовым вопросам или же фетвы].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...