3. Суждение о таком сообщении.
3. Суждение о таком сообщении. Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом сообщении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в выяснении же подробностей деятельности передатчиков необходимости нет.
4. Группы таких сообщений. Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, подразделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави). а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу. Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто намеренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников. б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу. В пример можно привести хадисы, где сообщается о воздевании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в каждом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздевал руки, позволяют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов. [См.: «Тадриб ар-рави», т. 2, стр. 180].
5. Наличие таких сообщений. Известно немало хадисов, относящихся к категории “мутаватир”, например хадисы о водоеме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омовения, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (ā хā д) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними количество хадисов “мутаватир” очень невелико.
6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории “мутаватир”. Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, относящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стремящимся к знанию. В пример можно привести следующие сочинения: а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”. б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйути. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего. в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Мухаммада бин Джафара аль-Каттани.
2. Отдельные ا ل آ ح ا د (ā хā д) сообщения, передающиеся малым количеством путей.
1. Определение. а) Арабское слово “ā хā д” является формой множественного числа от слова “ā хā д” в значении “один” (вахид), а фраза “хабар аль-вахид” означает “сообщение, передаваемое одним человеком”.
б) Как термин, “хабар аль-ахад” означает «сообщение, не удовлетворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир”». [“Нузхат ан-назар”, стр. 26].
2. Группы таких сообщений по отношению к количеству путей их передачи. Сообщения, передаваемые малым количеством путей, подразделяются на три группы: а) Известные ا ل م َ ش ْ ه و ر (машхур). б) Редкие ا ل ع َ ز ِ ي ز (‘азиз). в) Неизвестные ا ل غ َ ر ِ ي ب (гариб). Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
Известное(машхур)сообщение.
1. Определение. а) По форме слово “машхур” является причастием страдательного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять). б) Как термин, слово “машхур” служит для обозначения сообщения, передающегося со слов троих и более передатчиков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удовлетворяет условиям хадисов категории “мутаватир”. 2. Пример подобного сообщения. Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не станет забирать знание (просто) лишая его (Своих) рабов, но он забирает знание, забирая (из мира) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей*. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения**, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других». Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад.
*[Речь идет о духовных лидерах]. **[Имеются в виду решения по религиозно-правовым вопросам или же фетвы].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|