3. “Мустафид”.المُسْتَفِيْض
3. “Мустафид”. ا ل م ُ س ْ ت َ ف ِ ي ْ ض а) По форме слово “мустафид” является причастием действительного залога от глагола “истафада” (распространяться). б) Относительно слова “мустафид” как термина высказывались три мнения: – Первое: это слово является синонимом слова “машхур”. – Второе: значение его является более узким, так как если речь идет о сообщении, относящемся к категории “мустафид”, обязательным условием является равенство двух сторон его иснада, тогда как для сообщений категории “машхур” это необязательно. – Третье: значение его является более широким, иначе говоря, это мнение является противоположным второму. 4. Употребление слова “известное” не в качестве термина. Здесь имеется в виду то, что получило известность, но условия чего в расчет не принимаются. Речь идет о следующих случаях: а) Такое сообщение, у которого один иснад. б) Такое сообщение, у которого более одного иснада. в) Такое сообщение, у которого вообще нет иснада. 5. Виды “известного”, которое термином не является. Таких видов насчитывается множество, а к наиболее известным из них относятся следующие: а) Получившее известность только среди мухаддисов, примером чего может служить передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца призывал проклятия на племена ри‘ль и закван после поясных поклонов во время молитв. [Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)просил Аллаха покарать людей из этих племен за убийство его сподвижников, направленных им к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу].
б) Получившее известность среди мухаддисов, улемов и обычных людей, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками». [Аль-Бухари и Муслим]. в) Получившее известность среди факихов, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод». [Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» называет этот хадис достоверным, с чем соглашается и аз-Захаби в отношении той его версии, где слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в слеующем виде: «Не разрешал Аллах ничего более ненавистного Ему, чем развод»]. г) Получившее известность среди знатоков основ фикха, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не станут вменять в вину (членам) моей общины (совершенное ими по) ошибке, по забывчивости и по принуждению». [Этот хадис считали достоверным Ибн Хаббан и аль-Хаким]. д) Получившее известность среди знатоков арабской грамматики, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прекрасным рабом является Сухайб: если бы он не боялся Аллаха, то не допускал бы Его ослушания». У этого хадиса нет никакой основы. [Иначе говоря, данный хадис является подложным]. е) Получившее известность среди обычных людей, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешность – от шайтана». [Этот хадис приводит ат-Тирмизи, считавший его хорошим].
6. Суждение об “известном”. “Известное” (машхур) сообщение нельзя характеризовать только как достоверное (сахих) или недостоверное независимо от того, о термине идет речь или нет, поскольку среди таких сообщений есть не только достоверные, хорошие (хасан) и слабые (да‘иф), но и подложные (мауду‘).
7. Наиболее известные сочинения, посвященные “известным” сообщениям. Имеются в виду сочинения, посвященные известным хадисам, где слово «известные» употребляется в обычном смысле слова и не является термином. К числу таких сочинений относятся: а) “Аль-макасид аль-хасана фи-ма-штахара ‘аля-ль-альсина” ас-Сахави. б) “Кашф аль-хафа ва музиль аль-ильбас фи-ма-штахара мин аль-хадис ‘аля альсинати-н-нас” аль-‘Аджалюни. в) “Тамййиз ат-таййиб мин аль-хабис фи-ма йадуру ‘аля альсинати-н-нас мин аль-хадис” Ибн ад-Дайба‘а аш-Шайбани.
Редкое (‘азиз) сообщение.
1. Определение. а) По своей форме слово “‘азиз” является прилагательным, образованным от глагола “‘азза” в значении “быть редким” или в значении “быть сильным”. Эти сообщения получили такое название либо из-за своей малочисленности и редкости, либо потому, что второй путь их передачи придает им силу. [То есть служит подтверждением степени его достоверности]. б) Как термин слово “‘азиз” служит для обозначения такого сообщения, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков.
3. Пример. Примером подобного сообщения может служить хадис, передаваемый аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Кроме того, аль-Бухари передает его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет любить меня больше своего отца, своих детей и всех(остальных) людей». Со слов Анаса этот хадис передали Катада и Абд аль-‘Азиз бин Сухайб, со слов Катады его передали Шу‘ба и Са‘ид, со слов Абд аль-‘Азиза его передали Исма‘ил бин ‘Уляййа и Абд аль-Варис, а со слов каждого из них его передавал целый ряд мухаддисов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|