5. Суждение о достоверном хадисе.
5. Суждение о достоверном хадисе. По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков основ религии и факихов, обязательно применять его на практике. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может отказываться от его практического применения.
6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов? Наиболее распространенным является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности определяются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям достоверности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воздержаться от заключений о том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдельные имамы делали утверждения такого рода, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наиболее сильным. Ниже приводятся примеры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухаддисов, наиболее достоверными: а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца. [Отцом Салима был Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими]. Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Рахавийа и Ахмад. б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах. [Имеется в виду Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах]. Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мадини и аль-Фалляс. в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавшего это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет доволен им Аллах. [Имеется в виду Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах]. Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин.
г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба. д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышавшего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари.
7. В каком труде впервые были собраны только достоверные хадисы? Первым таким трудом стал “Сахих” аль-Бухари, а затем – “Сахих” Муслима. Эти своды являются наиболее достоверными книгами после Корана. Согласно единодушному мнению улемов, обе эти книги следует считать образцовыми. а) Какой из этих сборников является более достоверным? Более достоверным и полезным является “Сахих” аль-Бухари, так как иснады всех хадисов, собранных аль-Бухари, отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к иснаду, а их передатчики заслуживают доверия в большей степени. Кроме того, в “Сахихе” аль-Бухари есть такие извлечения* по фикху и такие мудрые мысли, которых нет в “Сахихе” Муслима. *[“Истинбат” – извлечение норм шариата из их источников, иначе говоря, из отдельных положений Корана и сунны, что может находить свое подтверждение через “иджма‘” (единодушное мнения улемов), или формулируется путем “иджтихада” (самостоятельного толкования основ теологии в случае отсутствия соответствующих указаний в Коране и сунне или возникновения разногласий), или достигается путем суждения по аналогии (кийас) и т. д. ]. б) Все ли достоверные хадисы вошли в сборники аль-Бухари и Муслима и ставили ли они перед собой такую задачу? Аль-Бухари и Муслим включили в свои сборники не все достоверные хадисы и не ставили перед собой подобной задачи. Аль-Бухари сказал: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, но многие достоверные хадисы не были включены, чтобы не делать его длинным». [В некоторых версиях этого сообщения указывается, что он сказал: «Из-за скуки, навеваемой большим объемом». Он имел в виду, что не включил многие достоверные хадисы в свою книгу, опасаясь, что она получится слишком длинной и будет вызывать у людей скуку»].
Муслим же сказал: «Я включил сюда не все имеющиеся у меня достоверные хадисы, включив только те из них, относительно достоверности которых высказывалось единодушное мнение». [Муслим имел в виду те имевшиеся у него хадисы, которые удовлетворяли общепризнанным условиям достоверности]. в) Много или мало достоверных хадисов осталось невключенными в сборники аль-Бухари и Муслима? 1. Хафиз Ибн аль-Ахрам сказал: «Они не включили лишь малую часть», - однако другие были с ним не согласны. 2. На самом деле они не включили в свои сборники очень многое. Передают, что аль-Бухари сказал: «…а еще больше достоверных хадисов я не включил». Сообщается также, что он сказал: «Я наизусть помню сто тысяч достоверных хадисов и двести тысяч недостоверных». [“‘Улюм аль-хадис”, стр. 16]. г) Сколько хадисов насчитывается в каждом из этих сборников? 1. Аль-Бухари: всего в его “Сахихе” приводится семь тысяч двести семьдесят пять хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – четыре тысячи. 2. Муслим: всего в его “Сахихе” приводится двенадцать тысяч хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – около четырех тысяч.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|