Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Суждение о достоверном хадисе.




5. Суждение о достоверном хадисе.

По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков ос­нов религии и факихов, обязательно применять его на практи­ке. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может отказываться от его практического применения.

 

6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов?

Наиболее распространенным является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности опреде­ляются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям дос­товерности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воздержаться от заключений о том, что какой-ни­будь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдельные имамы делали утверждения такого ро­да, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наиболее сильным. Ниже приводятся при­меры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухадди­сов, наиболее достоверными:

а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца. [Отцом Салима был Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими].

Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Ра­хавийа и Ахмад.

б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавше­го это от Али, да будет доволен им Аллах. [Имеется в виду Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах].

Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мади­ни и аль-Фалляс.

в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавше­го это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет до­волен им Аллах. [Имеется в виду Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах]. Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин.

г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да бу­дет доволен им Аллах.

Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба.

д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышав­шего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари.

 

7. В каком труде впервые были собраны только достоверные хадисы?

Первым таким трудом стал “Сахих” аль-Бухари, а затем – “Сахих” Муслима. Эти своды являются наиболее достоверны­ми книгами после Корана. Согласно единодушному мнению улемов, обе эти книги следует считать образцовыми.

а) Какой из этих сборников является более достоверным?

Более достоверным и полезным является “Сахих” аль-Бу­хари, так как иснады всех хадисов, собранных аль-Бухари, от­вечают самым высоким требованиям, предъявляемым к иснаду, а их передатчики заслуживают доверия в большей степени. Кроме того, в “Сахихе” аль-Бухари есть такие извлечения* по фикху и такие мудрые мысли, которых нет в “Сахихе” Мусли­ма.

*[“Истинбат” – извлечение норм шариата из их источников, иначе говоря, из отдельных положений Корана и сунны, что может находить свое подтвер­ждение через “иджма‘” (единодушное мнения улемов), или формулируется путем “иджтихада” (самостоятельного толкования основ теологии в случае отсутствия соответствующих указаний в Коране и сунне или возникновения разногласий), или достигается путем суждения по аналогии (кийас) и т. д. ].

б) Все ли достоверные хадисы вошли в сборники аль-Бу­хари и Муслима и ставили ли они перед собой такую задачу?

Аль-Бухари и Муслим включили в свои сборники не все достоверные хадисы и не ставили перед собой подобной зада­чи. Аль-Бухари сказал: «Я включил в свой сборник только дос­товерные хадисы, но многие достоверные хадисы не были включены, чтобы не делать его длинным». [В некоторых версиях этого сообщения указывается, что он сказал: «Из-за скуки, навеваемой большим объемом». Он имел в виду, что не включил многие достоверные хадисы в свою книгу, опасаясь, что она получится слишком длинной и будет вызывать у людей скуку»].

Муслим же сказал: «Я включил сюда не все имеющиеся у ме­ня достоверные хадисы, включив только те из них, относитель­но достоверности которых высказывалось единодушное мне­ние». [Муслим имел в виду те имевшиеся у него хадисы, которые удовлетворяли общепризнанным условиям достоверности].

в) Много или мало достоверных хадисов осталось невключенными в сборники аль-Бухари и Муслима?

1. Хафиз Ибн аль-Ахрам сказал: «Они не включили лишь малую часть», - однако другие были с ним не согласны.

2. На самом деле они не включили в свои сборники очень многое. Передают, что аль-Бухари сказал: «…а еще больше до­стоверных хадисов я не включил». Сообщается также, что он сказал: «Я наизусть помню сто тысяч достоверных хадисов и двести тысяч недостоверных». [“‘Улюм аль-хадис”, стр. 16].

г) Сколько хадисов насчитывается в каждом из этих сбор­ников?

1. Аль-Бухари: всего в его “Сахихе” приводится семь ты­сяч двести семьдесят пять хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – четыре тысячи.

2. Муслим: всего в его “Сахихе” приводится двенадцать тысяч хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – около четырех тысяч.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...