6. “Аль-ильма‘ иля ма‘рифат усуль ар-ривайа ва такййид ас-сима‘”.
6. “Аль-ильма‘ иля ма‘рифат усуль ар-ривайа ва такййид ас-сима‘”. Это сочинение написал кади Иййад бин Муса аль-Йахсуби, умерший в 544 году хиджры. В своем исследовании он ограничился лишь тем, что имеет отношение к способам восприятия и передачи хадисов, а также ответвлениям этой научной дисциплины, однако затронутая в нем тема раскрыта хорошо и то же самое можно сказать о компоновке этого сочинения.
7. “Ма ля йаса‘у-ль-мухаддиса джахлю-ху”. Автором этого труда является Абу Хафс Умар бин Абд аль-Маджид аль-Майанаджи, умерший в 580 году хиджры.
8. “`Улюм аль-хадис”. Автором этого труда является Абу Амр Усман бин Абд ар-Рахман аш-Шахразури, известный также как Ибн ас-Салях и умерший в 643 году хиджры. Его труд, который известен и под другим названием – “Мукаддимат Ибн ас-Салях”, является одним из лучших трудов по терминологии хадисов. В нем Ибн ас-Салях собрал разрозненные материалы из сочинений аль-Хатиба и более ранних авторов, что делает его крайне полезным.
9. “Ат-такриб ва-т-тайсир ли-ма‘рифат сунан аль-башир ан-назир”. Автором этого прекрасного труда является Мухйи-д-дин Йахйа бин Шараф ан-Навави, умерший в 676 году хиджры. Его книга представляет собой краткое изложение книги Ибн ас-Саляха “‘Улюм аль-хадис”.
10. “Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-навави”. Автором этого труда является Джаляль ад-дин Абд ар-Рахман бин Абу Бакр ас-Суйути, умерший в 911 году хиджры. Как видно из его названия, он представляет собой комментарий к книге «Такриб ан-Навави» и является весьма полезным.
11. “Назм ад-дурар фи `ильм аль-асар”. Автором этого труда является Зайн ад-дин Абд ар-Рахим бин аль-Хусайн аль-Ираки, умерший в 806 году хиджры. Это сочинение известно также под названием “Альфийат аль-Ираки”. Оно представляет собой упорядоченное изложение вышеупомянутого труда “‘Улюм аль-хадис” Ибн ас-Саляха, к которому аль-Ираки добавляет нечто и от себя. Это сочинение является весьма полезным, и к нему было составлено множество комментариев, два из которых написал сам автор.
12. “Фатх аль-Мугис фи шарх альфийат аль-хадис”. Автором этого труда является Абд ар-Рахман ас-Сахави, умерший в 902 году хиджры, а сам он представляет собой комментарий к «Альфийат аль-Ираки» и относится к числу самых полных и наилуших комментариев к данному труду.
13. “Нухбат аль-фикар фи мусталях ахль аль-асар”. Автором этого труда является знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни, умерший в 852 году хиджры. Несмотря на небольшой объем, этот труд является одним из полезнейших и наилучших по компоновке сочинений такого рода, в котором материал был расположен автором совершенно по-новому. Ибн Хаджар сам составил комментарий к этому труду и назвал его “Нузхат ан-назар”. Известны комментарии и других авторов.
14. “Аль-манзума аль-байкунийа”. Автором этого труда является Умар бин Мухаммад аль-Байкуни, умерший в 1080 году хиджры. Данное является кратким стихотворным произведением, не превышающим по своему объему тридцати четырех бейтов. Оно считается одним из полезных кратких сочинений и пользуется широкой известностью. К нему был составлен целый ряд комментариев.
15. “Кава‘ид ат-тахдис”. Автором этого полезного труда является Мухаммад Джамаль ад-дин аль-Касими, умерший в 1332 году хиджры. Известно и множество других трудов по терминологии хадисов, перечисление которых заняло бы слишком много времени, в силу чего я ограничился упоминанием только наиболее известных из них, и да воздаст Аллах благом всем их авторам за нас и всех мусульман.
3. Основные определения.
1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях). Наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса.
2. Предмет науки о терминах. Приемлемость или неприемлемость иснадов и матнов хадисов.
3. Польза этой науки. Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.
4. Хадис. а) Лексическое значение этого слова: “новый”; множественное число – ахадис. б) Терминологическое значение: сообщение о любом слове или деле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, невысказанном им одобрении или его качестве.
5. Хабар. а) Лексическое значение: “известие”; множественное число – ахбар. б) Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения: 1. Это слово является синонимом слова “хадис”, иначе говоря, как термины оба эти слова передают один и тот же смысл; 2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а «хабар» есть то, что сообщается о ком-нибудь другом. 3. Более общее понимание, в соответствии с которым “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а “хабар” – сообщение либо о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, либо о ком-нибудь другом.
6. Асар. а) Лексическое значение: “остаток чего-либо”; б) Терминологическое значение. На этот счет существует два мнения: 1. Это слово является синонимом слова “хадис”, другими словами, как термины они передают один и тот же смысл; 2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “асар” есть сообщение о словах или делах сподвижников или последователей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|