8. Наиболее известные сочинения, посвященные неизвестным хадисам.
8. Наиболее известные сочинения, посвященные неизвестным хадисам. а) “Гара’иб Малик” ад-Даракутни. б) “Аль-Афрад” ад-Даракутни. в) “Ас-сунан алляти тафаррада би-кулли суннати мин-ха ахлю бальдатин” Абу Дауда ас-Сиджистани.
9. Классификация отдельных сообщений (хабар аль-ā хā д) по признаку их силы и слабости. Отдельные сообщения, в том числе известные, редкие и неизвестные, с точки зрения их силы и слабости подразделяются на две группы: а) Приемлемые: к числу их относятся такие хадисы, правдивость передатчиков которых является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: их обязательно приводить в качестве доводов, как обязательно и действовать в соответствии с ними. б) Отвергаемые: к числу их относятся такие хадисы, правдивость передатчиков которых не является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: такие хадисы не следует приводить в качестве доводов и действовать в соответствии с ними необязательно.
Как приемлемые, так и отвергаемые хадисы подразделяются на определенные группы и отличаются своими особенностями, о чем я расскажу в двух отдельных главах, если пожелает Всевышний Аллах.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Приемлемое ا ل خ َ ب َ ر ُ ا ل م َ ق ْ ب و ل (макбуль) сообщение.
Тема первая: классификация приемлемых сообщений. Тема вторая: подразделение приемлемых хадисов на действующие и недействующие. [То есть обязательные и необязательные к применению на практике]. 1. Классификация приемлемых сообщений.
С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: достоверные ا ل ص ّ َ ح ِ ي ح (сахих) и хорошие ا ل ح َ س َ ن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы:
1. Достоверные сообщения как таковые. 2. Хорошие сообщения как таковые. 3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. 4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.
Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследование каждой из этих четырех групп.
Достоверное сообщение.
1. Определение. а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здоровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово употребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и прочим вещам - в переносном. б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).
2. Объяснение определения. В приведенном нами определении упоминаются такие вещи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис считался достоверным. Имеются в виду нижеследующее. а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика. б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком.
в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или записывал хадисы. г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумеваются такие случаи, когда достойный доверия передатчик передает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного еще более достойным доверия лицом. д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не является дефективным; недостатком (‘илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.
3. Условия, которым должен удовлетворять такой хадис. Из объяснения определения видно, что для признания хадиса достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти условиям: характеризоваться непрерывностью иснада, беспристрастностью и точностью передатчиков, отсутствием недостатков и отсутствием отклонений. Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным.
4. Пример. Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится: – Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубайра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру “Гора”». [Этот хадис аль-Бухари приводит в “Книге азана”]. Этот хадис является достоверным в силу следующих причин: а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха. б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения. 1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отличался точностью. 2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом. 3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которому, по общему мнению, была присуща высочайшая точность. 4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным доверия. 5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, являлся сподвижником.
г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит. д) В этом хадисе нет никаких недостатков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|