д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хадисы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима?
д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хадисы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима? Они собраны в таких надежных и известных книгах, как “Сахих” Ибн Хузаймы, “Сахих” Ибн Хиббана, “Мустадрак” аль-Хакима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки и других сборниках. Однако одного только наличия хадиса в какой-нибудь из этих книг недостаточно; необходимо наличие указаний на их достоверность. Исключение составляют собой книги тех, кто ставил себе целью собрать только достоверные хадисы, примером чего может служить “Сахих” Ибн Хузаймы.
8. Несколько слов о “Мустадраке” аль-Хакима, “Сахихе” Ибн Хузаймы и “Сахихе” Ибн Хиббана. а) “Мустадрак” аль-Хакима представляет собой огромный сборник, в котором его составитель приводит достоверные хадисы, удовлетворяющие условиям либо обоих шейхов, [Иначе говоря, аль-Бухари и Муслима] либо одного из них, но не вошедшие в “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. Кроме того, он включил в свой сборник ряд хадисов, называемых им достоверными, несмотря на то что они не удовлетворяют условиям ни одного из двух шейхов, и указал, что иснады их являются достоверными. Иногда же он приводит отдельные хадисы, которые достоверными не являются, но указывает на это обстоятельство. Подчас аль-Хаким подходит к критериям отбора хадисов не слишком строго, называя тот или иной хадис достоверным, если он удовлетворяет его условиям, вследствие чего отобранные им хадисы необходимо исследовать и выносить о них суждения, соответствующие их состоянию. Изучением содержания сборника аль-Хакима занимался аз-Захаби, правильно классифицировавший большинство хадисов, однако эта книга нуждается в дальнейшем изучении.
б) “Сахих” Ибн Хиббана. Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же – хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, передавших эти хадисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей и другое название – “Ат-такасим ва-ль-анва‘” (Деление и виды). Найти нужный хадис в его книге очень затруднительно, и поэтому один из более поздних знатоков* разбил ее на главы. *[Имеется в виду Амир Аля ад-дин Абу-ль-Хасан Али бин Бальбан, умерший в 729 году хиджры. Он назвал свой труд “Аль-ихсан фи такриб Ибн Хиббан”]. Подчас он проявляет излишнюю снисходительность, называя тот или иной хадис достоверным, однако в этом отношении он не является таким снисходительным, как аль-Хаким. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 109]. в) “Сахих” Ибн Хузаймы. Этот сборник занимает более высокую ступень по сравнению с “Сахихом” Ибн Хиббана, так как является серьезным исследованием, а его составитель может отказаться считать хадис достоверным из-за любого сомнительного слова в его иснаде. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 109].
9. Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима. а) Предмет извлечения. Здесь речь идет о том, что какой-нибудь мухаддис берет один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путем, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха. б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”. 1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или. 2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Исфараййини. 3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Исбахани. в) Приводили ли составители “Извлечений” те же матны хадисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях?
Их составители не всегда приводили абсолютно идентичные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случаях. То же самое можно сказать и о словах таких старых авторов, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые писали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обоих шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса. [Имеется в виду основная версия матна]. г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима? С учетом всего вышеизложенного никто не должен передавать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев: 1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставления его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим. 2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде». д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”. “Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полезными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути перечисляет в своем сочинении “Ат-тадриб”. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 115 – 116]. 1. Высота иснада*, так как если бы составитель “Извлечения” передал какой-нибудь хадис точно таким же путем, каким передавал его аль-Бухари, то количество имен передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении”. *[В том случае, когда один и тот же хадис передается разными путями, высоким именуется наиболее короткий иснад]. 2. Повышение степени достоверности, так как во фразах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления 3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникновения противоречий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|