Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Степени (маратиб) достоверных хадисов.




10. Степени (маратиб) достоверных хадисов.

Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим ус­ловиям достоверности, можно сказать, что достоверные хади­сы разделяются по степеням.

а) Высшей степенью достоверности отличается такой ха­дис, который передается с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от На­фи‘а, слышавшего его от Ибн Умара.

б) Более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в мень­шей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например ха­дис, переданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса.

в) Еще более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей степени, чем предыдущие передатчики, например ха­дис, переданный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавшего его от Абу Хурайры.

Есть и другая классификация хадисов, которые по степени достоверности делятся на семь классов:

1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности).

2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бу­хари.

3. Хадисы, которые считал достоверными только Муслим.

4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них.

5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти аль-Бухари, но не приводятся им.

6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти Муслима, но не приводятся им.

7. Хадисы, которые считают достоверными другие имамы, например Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, но не удовлетворяю­щие условиям обоих шейхов.

11. Условия аль-Бухари и Муслима.

Ни аль-Бухари, ни Муслим не формулировали никаких иных условий, кроме тех, которые являлись общепринятыми и касались критериев достоверности хадисов, несмотря на то что улемы, занимавшиеся глубоким изучением этого вопроса, считали, что вышеупомянутые условия были сформулированы именно обоими шейхами или одним из них.

Суть лучшего из сказанного об этом сводится к тому, что усло­вия обоих шейхов или одного из них формулируются следующим образом: хадис должен передаваться теми передатчиками, кото­рые упоминаются в обоих “Сахихах” или же в одном из них имен­но так, как делают это оба шейха, передавая хадисы с их слов.

12. Значение выражения “муттафак ‘аляй-хи” (согласованный)

Когда знатоки хадисов называют какой-нибудь хадис “со­гласованным”, это значит, что оба шейха считали данный ха­дис достоверным и мнение их разделяют все.

 

13. Обязательным ли условием является то, что достоверный хадис должен быть редким (‘азиз)?

На самом деле это обязательным условием не является в том смысле, что у достоверного хадиса не обязательно должно быть два иснада, поскольку и в “Сахихах” аль-Бухари и Мусли­ма, и в других сборниках приводятся достоверные хадисы, яв­ляющиеся неизвестными (гариб).

 

 

Хорошие (хасан) хадисы.

 

1. Определение.

а) По форме это слово является прилагательным от слова “хусн” (красота).

б) Терминологическое значение: улемы по-разному опреде­ляли значение термина “хороший” ввиду того, что он занимает среднее положение между достоверным и слабым, а также по­тому, что некоторые из них давали определение лишь одной из двух его частей. Ниже я привожу определение хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскалани которое представляется мне наиболее подходящим из всех: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все пе­редатчики которого от первого до последнего отличались доб­росовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)».

2. Суждение о хорошем хадисе.

Подобно достоверным хадисам, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Вот почему их приводили в качестве аргументов все факихи, применявшие их на практи­ке, и за использование их в качестве аргументов выступало большинство мухаддисов и знатоков основ религии.

 

3. Пример хорошего хадиса.

В пример можно привести один из хадисов, приводимых ат-Тирмизи:

– Передал нам Кутайба: Передал нам Джа‘фар бин Суляй­ман ад-Дуба‘и, слышавший от Абу Имрана аль-Джауни, слы­шавший, как Абу Бакр бин Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Я слышал, как (однажды) перед лицом врага мой отец сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, врата рая на­ходятся в тени мечей» ”». [“Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о достоинствах джихада”. т. 5, стр. 200].

«Этот хадис является хорошим по той причине, что из четы­рех передатчиков его иснада все являются достойными дове­рия (сикат), кроме Джа‘фара бин Суляймана ад-Дуба‘и*, ко­торый в этом отношении характеризуется как хороший пере-­датчик, в силу чего и хадис в целом является не достоверным, а хорошим». *[Эти слова принадлежат хафизу Ибн Хаджару. См.: “Тахзиб ат-тахзиб”, 2/96]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...