Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Суждение о таких сообщениях.




3. Суждение о таких сообщениях.

Сообщения такого рода являются более предпочтительны­ми, чем любое приемлемое сообщение из числа отдельных со­общений. Если же сообщение, подкрепленное косвенными до­казательствами, противоречит другим приемлемым сообщени­ям, то предпочтение отдается ему.

 

2. Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие.

 

[Имеются в виду обязательные и необязательные к применению на практи­ке].

 

Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение являет­ся источником двух видов науки о хадисах, получивших назва­ние “точные и отличающиеся друг от друга хадисы”, а так­же “отменяющие и отмененные хадисы”.

 

 

Точные ا ل م ُ ح ْ ك َ م (мухкам) и отличающиеся م ُ خ ْ ت َ ل ِ ف ُ (мухталиф) друг от друга хадисы.

 

1. Определение точного.

а) Слово “мухкам” является причастием страдательного за­лога от глагола “ахкама” в значении “делать точно; хорошо”.

б) Как термин слово “мухкам” служит для обозначения та­кого приемлемого хадиса, которому не противоречит подоб­ный ему хадис.

К этому виду относится большинство хадисов, что же каса­ется противоречащих и отличающихся друг от друга хадисов, то по сравнению с общим их количеством таких хадисов из­вестно немного.

 

2. Определение отличающихся (мухталиф) друг от друга хадисов.

а) Слово “мухталиф” является причастием действительно­го залога от слова “ихтиляф” (разногласие; расхождение). Под отличающимися друг от друга хадисами подразумеваются те из них, которые противоречат друг другу по смыслу.

б) Как термин, фраза «отличающиеся друг от друга хадисы» служит для обозначения таких приемлемых хадисов, которым противоречат подобные им хадисы, когда имеется возмож­ность объединения их между собой.

Имеется в виду такой достоверный или хороший хадис, на­ряду с которым приводится другой хадис, подобный ему по степени и по силе, но внешне противоречащий ему по смыслу, однако при этом обладающие знанием и пониманием способ­ны приемлемым образом объединить их.

 

3. Пример отличающихся друг от друга хадисов.

а) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

«Не (передается)зараза(иначе как по воле Аллаха)и не(является дурным предзнаменованием полет)птиц…» Этот хадис приводит Муслим.

б) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Беги от прокаженного, как убежал бы ты ото льва». Этот хадис приводит аль-Бухари.

Внешне два этих достоверных хадиса противоречат друг дру­гу, поскольку первый отрицает возможность заражения иначе как по воле Аллаха, а во втором указывается на возможность за­ражения. Тем не менее улемы объединяют их между собой, при­водя их к согласованию по смыслу во многих отношениях. Ниже упоминается о том из них, который избрал хафиз Ибн Хаджар.

 

4. Способ объединения.

Объединить между собой два этих хадиса можно, сказав, что возможность заражения без соизволения Аллаха отрицает­ся и не является чем-то доказанным, так как посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одно не заражает другое». [Этот хадис приводит ат-Тирмизи в “Книге предопределения”, а также имам Ахмад]. Сообщается также, что один человек возразил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что, когда парши­вый верблюд оказывается среди здоровых, парша переходит и на них, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А кто же заразил (самого) первого? » [Этот хадис приводит аль-Бухари в “Книге медицины”, а также Муслим, Абу Дауд и Ахмад]. Это значит, что Аллах Всевышний вызвал эту болезнь во втором, как вызвал он ее и в первом. Что же касается веления убегать от прокаженного, то оно было отдано для того, чтобы перекрыть пути. Это значит, что оно было отдано для того, чтобы не допустить контактов с прокаженными, в результате чего человек может подумать, что причиной заражения послужила не воля Аллаха, а общение с больным, однако подобные мысли являются греховными. Таким образом, прокаженного было велено сторониться для того, чтобы люди не верили в то, что может привести к греху.

 

5. Что следует сделать тому, кто встретит два внешне противоречащих друг другу приемлемых хадиса?

В подобном случае необходимо сделать следующее:

а) Когда существует возможность объединения двух хади­сов, обязательно объединить их между собой, как обязательно и применять их на практике.

б) Когда никакой возможности объединения двух хадисов не существует, необходимо поступить следующим образом:

1. Если известно, что один из двух этих хадисов является отменяющим, мы должны отдавать ему предпочтение, приме­нять его на практике и оставить отмененный хадис.

2. Если таких сведений нет, нам необходимо отдать одно­му из этих хадисов предпочтение с помощью одного из путей, которых насчитывается более пятидесяти, а потом действовать в соответствии со смыслом наиболее предпочтительного.

3. Если же не удастся отдать предпочтение ни одному из них, что случается редко, нам следует воздержаться от их практического применения до тех пор, пока не обнаружится преимущество того или другого.

 

6. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) “Ихтиляф аль-хадис” имама аш-Шафи‘и, который пер­вым заговорил об этом и написал первое сочинение по этому вопросу.

б) “Та’виль мухталиф аль-хадис” Абдуллаха бин Муслима Ибн Кутайбы.

в) “Мушкиль аль-асар” Абу Джафара Ахмада бин Салямы ат-Тахави.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...