Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отменяющие ناسِخُ (насих) и отмененные منسُوخِه (мансух) хадисы.




Отменяющие ن ا س ِ خ ُ (насих) и отмененные م ن س ُ و خ ِ ه (мансух) хадисы.

 

1. Определение “отмены” (насх):

а) Это слово имеет два значения – “устранение” и “пере­писывание”.

б) Как термин, слово “насх” означает отмену Аллахом прежнего установления на основании более позднего указания.

 

2. Важность и трудность науки об отмене; наиболее выдающиеся знатоки.

Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является важным и трудным делом, а аз-Зухри сказал: «Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является для факихов самым трудным».

Наиболее известным из знатоков отменяющего и отменен­ного являлся имам аш-Шафи‘и, который не только лучше всех разбирался в этом предмете, но и начал заниматься им пер­вым. Передают, что имам Ахмад спросил Ибн Вара, который приехал из Египта: «Ты переписывал книги аш-Шафи‘и? » Он ответил: «Нет». Ахмад сказал: «Ты сделал упущение, ибо не могли мы отличить кратко изложенного от истолкованного, а отменяющего хадиса от отмененного, пока не встретились с аш-Шафи‘и».

 

3. Как отличить отменяющий от отмененного?

Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с по­мощью одного из нижеперечисленных признаков:

а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Прежде я запрещал вам посещать могилы, но (теперь) по­сещайте их».

б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да бу­дет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не со­вершать омовения после употребления в пищу того, чего ка­сался огонь. » Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.

в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ау­са и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пре­рывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают» [Этот хадис приводит Абу Дауд], был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет до­волен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пус­кали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблю­дал пост. [Муслим]. В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульма­нами Мекки [Мусульмане вступили в Мекку в 630 году], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время про­щального паломничества [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хаджж в 632 году].

г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же че­ловек вернется к этому в четвертый раз, казните его». [Абу Дауд и ат-Тирмизи].

Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов ука­зывает на то, что он был отменен».

Единодушное мнение не отменяет и не может быть отмене­но, однако оно служит указанием на отменяющее.

 

4. Наиболее известные сочинения по данному вопросу.

а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими.

б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада.

в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи.

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение.

 

Тема первая: слабые хадисы.

Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах.

Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдви­жения обвинений против передатчика.

 

 

Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым.

 

1. Определение.

Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость пе­редатчика которого нельзя считать наиболее вероятной.

Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в раз­деле о достоверных хадисах.

 

2. Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости.

Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множест­во групп, [Некоторые из них указывали, что существует более сорока таких групп] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф).

Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам:

а) Пропуск в иснаде.

б) Отвод передатчика.

 

Обе этих основных причины в свою очередь подразделяют­ся на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Все­вышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...