Отменяющие ناسِخُ (насих) и отмененные منسُوخِه (мансух) хадисы.
Отменяющие ن ا س ِ خ ُ (насих) и отмененные م ن س ُ و خ ِ ه (мансух) хадисы.
1. Определение “отмены” (насх): а) Это слово имеет два значения – “устранение” и “переписывание”. б) Как термин, слово “насх” означает отмену Аллахом прежнего установления на основании более позднего указания.
2. Важность и трудность науки об отмене; наиболее выдающиеся знатоки. Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является важным и трудным делом, а аз-Зухри сказал: «Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является для факихов самым трудным». Наиболее известным из знатоков отменяющего и отмененного являлся имам аш-Шафи‘и, который не только лучше всех разбирался в этом предмете, но и начал заниматься им первым. Передают, что имам Ахмад спросил Ибн Вара, который приехал из Египта: «Ты переписывал книги аш-Шафи‘и? » Он ответил: «Нет». Ахмад сказал: «Ты сделал упущение, ибо не могли мы отличить кратко изложенного от истолкованного, а отменяющего хадиса от отмененного, пока не встретились с аш-Шафи‘и».
3. Как отличить отменяющий от отмененного? Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с помощью одного из нижеперечисленных признаков: а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прежде я запрещал вам посещать могилы, но (теперь) посещайте их». б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не совершать омовения после употребления в пищу того, чего касался огонь. » Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.
в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ауса и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прерывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают» [Этот хадис приводит Абу Дауд], был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пускали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблюдал пост. [Муслим]. В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульманами Мекки [Мусульмане вступили в Мекку в 630 году], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хаджж в 632 году]. г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же человек вернется к этому в четвертый раз, казните его». [Абу Дауд и ат-Тирмизи]. Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов указывает на то, что он был отменен». Единодушное мнение не отменяет и не может быть отменено, однако оно служит указанием на отменяющее.
4. Наиболее известные сочинения по данному вопросу. а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими.
б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада. в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение.
Тема первая: слабые хадисы. Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах. Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдвижения обвинений против передатчика.
Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым.
1. Определение. Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость передатчика которого нельзя считать наиболее вероятной. Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в разделе о достоверных хадисах.
2. Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости. Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множество групп, [Некоторые из них указывали, что существует более сорока таких групп] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф). Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам: а) Пропуск в иснаде. б) Отвод передатчика.
Обе этих основных причины в свою очередь подразделяются на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Всевышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|