Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи…»




Тема 1. 19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи…»

Цель: способствовать формированиюпервоначальных представлений о семейном бюджете.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход–расход».

Оборудование:

– фланелеграф, картинки с изображением членов семьи;

– картинки для модели: обязательные платежи; желательные расходы; длительные накопления; необязательные расходы;

– мяч;

– призовые фишки;

– тетрадь экономических заданий.

Организация детской деятельности

1. – Ребята! Послушайте продолжение истории кота Белобока.

…Как-то раз вспомнил Белобок свою прежнюю домашнюю жизнь. Загрустил, задумался и вдруг слышит, кто-то в лесу поет. Присмотрелся и видит: идет по лесу мальчишка.

– Кто ты такой? – строго спросил Белобок.

– Я Андрюша! Пришел в лес за грибами.

– А ты знаешь, где их искать?

– Нет, они все попрятались.

– А я знаю полянку, где грибов видимо-невидимо.

– Пожалуйста, покажи мне ее скорее!

На полянке Андрюша набрал полную корзинку грибов и пригласил Белобока в гости.

– Знаешь, – сказал мальчик, – у меня дома есть много игрушек: машинки, солдатики и даже компьютер. Хочешь, покажу?

– Давно я не был в городе,  – подумал Белобок, – на людей посмотрю, может быть, что-то новое узнаю.

Дорога в город была длинной. Наши путешественники успели ближе познакомиться. Андрюша рассказал Белобоку о своей семье, а кот – о своей жизни в лесу. Так за беседой они подошли к дому Андрюши. Дома его уже ждали.

– Познакомьтесь, – сказал Андрюша, – это мой новый друг – Белобок.

Кот выступил вперед, поклонился и протянул лапку папе.

– Можно, он у нас погостит? – спросил у родителей Андрюша.

– Можно, если ты обещаешь о нем заботиться.

2. Воспитатель, выставляет на фланелеграфе картинки с изображением Андрюши, папы, мамы, бабушки, дедушки, брата и сестры Андрюши, их дома, магазина.

– Ребята, давайте и мы познакомимся с семьей Андрюши, узнаем, чем занимаются члены его семьи. Папа Андрюши работает полицейским, мама трудится в поликлинике. Она врач, бабушка с дедушкой – пенсионеры, сестра учится в институте, а брат ходит в детский сад.

Андрюша с братом, как все маленькие дети, очень любят, когда папа и мама приходят домой и приносят что-нибудь вкусное. На следующий день, когда папа с мамой пришли домой, ребята, как обычно, их встретили словами:

– Папа, что ты нам купил?

– А что же принесли мне? – думал кот Белобок, выглядывая из-за угла.

– Купишь нам завтра новый конструктор?

Папа внимательно выслушал детей. Оказалось, что они увидели у соседских ребят новые игрушки. Им тоже захотелось иметь такие же. Папа усадил всех за стол, достал свой калькулятор…

«Что это за чудо-машина такая? » – думал кот.

– Ребята! Что такое калькулятор, кто из вас знает?

Дети отвечают на вопрос.

 – Как вы думаете, может быть, папа перепутал что-нибудь? Для чего ему понадобился калькулятор? Может быть, нужно было сначала достать кошелек?

Ответы детей.

 – Верно, ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо посчитать деньги.

– Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое «семейный бюджет». Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время. Бюджет можно сравнить с большим мешком, сумкой, кошельком семьи, в него собираются все денежные средства, которые приносят члены семьи. В каждой семье родители обычно рассчитывают свой бюджет. Ребята, подсчет расходов и доходов – это расчет бюджета.

– А почему нужно считать доходы и расходы?

Дети высказывают свои предположения.

– Как вы думаете, что такое бюджет?

– Из чего он складывается?

– Мы можем сказать, что бюджет составляют доходы семьи?

– А что такое расходы?

– На что мы тратим деньги?

3. Воспитатель составляет совместно с детьми модель расходов семейного бюджета :

– обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись (оплата коммунальных услуг, детского сада, необходимые вещи и продукты);

– желательные расходы (цирк, кинотеатр, кафе);

– длительные накопления (отпуск, машина);

– необязательные (неосновные) расходы (игрушки, сладости).

– А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

– Правильно, потому что, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, это необязательные расходы, родители столько не зарабатывают.

– А как вы думаете, вы смогли бы помочь папе Андрюши подсчитать, сможет ли он купить своим ребятам игрушки?

– А давайте попробуем. Нужно спросить у папы Андрюши, какие у него будут расходы, сколько денег ему нужно потратить?

Дети высказывают свои предположения.

Папа Андрюши объяснил: «Сначала мне нужно оплатить обязательные платежи: за квартплату – 2 рубля, за свет – 1 рубль, дать маме на продукты – 3 рубля».

– Дети, сосчитайте, сколько денег нужно на все это истратить.

Дети считают.

(6 рублей. )

– Теперь нужно спросить, сколько стоят игрушки.

– На игрушки нужно 2 рубля.

– Так сколько денег нужно иметь папе Андрюши, чтобы он смог купить новые игрушки ребятам?

Дети считают.

(8 рублей. )

– А вот теперь нам нужно спросить у папы, сколько у него есть денег.

– У него есть в кошельке только 7 рублей.

Воспитатель предлагает детям вместе посчитать, сколько осталось денег на игрушки.

Дети считают.

(Остался только один рубль, а нужно два. )

– Так сможет папа купить игрушки сейчас? Или нужно еще подкопить денег?

– Правильно. Нужно еще копить.

– А кто знает, что такое копить деньги, сделать накопление?

Дети высказывают свои суждения.

Воспитатель обобщает ответы детей и добавляет, что делать накопления – это значит отложить деньги и не тратить. Накопления – это та часть денег, которая остается после того, как израсходованы деньги на все необходимое.

– Вот из этих-то накоплений папа и сможет купить вам новые игрушки. А вы, ребятки, не забывайте про семейный бюджет. Мамы и папы вас очень любят и часто делают вам различные покупки, если у них есть деньги.

– Ребята, однажды с Андрюшей произошла история, вы хотите ее узнать?

Ответы детей.

4. Папа доверил Андрюше составить бюджет семьи на один день. А как распорядился он деньгами, вы узнаете из стихотворения.

Доверили Андрюше

Вести бюджет семьи.

– Сперва куплю игрушек,

Ведь мне нужны они!

В доме много разных круп –

На обед мы сварим суп.

Купим вкусное мороженое,

Купим булочки твороженные.

Купим книжек и газет,

Это выдержит бюджет!

Может, купим попугая –

Пусть по комнате летает.

С птицей станет веселей –

Попугайчик всех милей!

Купим дедушке носки,

Брату – лыжи и коньки,

Купим бабушке платок,

Папе купим молоток,

Маме купим платье.

Ну, пожалуй, хватит.

Больше денег в доме нет,

Невелик у нас бюджет!

– Как вы думаете, правильно ли Андрюша построил бюджет семьи? Если неправильно, то почему?

Ответы детей.

– Верно! В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи – продукты питания, одежду, лекарства, а не сладости. Еще важно – не забыть спланировать расходы на транспорт. А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги.

5. – Предлагаю вам поиграть в игру «Доход–расход».

В игре участвуют от 5 до 10 человек. Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку. Он определяет, к какой категории семейного бюджета (доход–расход) относится данная ситуация. За правильный ответ игрок получает фишку.

1) покупка хлеба в магазине (расход),

2) оплата коммунальных услуг (расход),

3) папа получил отпускные (доход),

4) оплата за детский сад (расход),

5) покупка игрушки (расход),

6) бабушка получила пенсию (доход),

7) дедушка выиграл в лотерею (доход),

8) поездка на курорт (расход),

9) сестра получила стипендию (доход),

10) поломался телевизор (расход).

Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделав ни одной ошибки, получил максимальное количество фишек.

– Ребята, как вы поняли, что такое семейный бюджет, из чего он состоит?

5. Выполнение упражнений в тетради экономических заданий.

– По первым буквам нарисованных предметов составь слово, означающее, как называют доходы и расходы семьи.

7. Заключительная часть.

После выполнения упражнения воспитатель организует беседу с обсуждением того, что выполнено детьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...