Тема 2.1. Шкатулка с желаниями
Тема 2. 1. Шкатулка с желаниями Цель: способствовать формированию у детей умения определять потребности, соотносить свои желания и возможности. Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность. Педагогические средства: беседа, сюжетная игра, игра с правилами. Оборудование: – шкатулка; – карточки для каждого ребенка (синяя и красная). Организация детской деятельности 1. Вводная часть«Волшебная шкатулка». – Ребята, что вам поднимает настроение? А какие вещи помогают вам развеселиться? – Сегодня кот Белобок принес нам волшебную шкатулку. Из нее каждый из вас сможет достать то, что он хочет. Именно ту вещь, которая поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать коту Белобоку, что вы достали. Воспитатель демонстрирует шкатулку. Дети говорят, что они хотели бы, и изображают, что достают это из шкатулки. 2. Воспитатель организует беседу. – Ребята, у каждого из вас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои необходимые потребности. Что означает это слово? – Потребности – это то, что нам требуется, без чего мы не можем обойтись. – Давайте все вместе вспомним жизненно важные потребности человека. Воспитатель читает стихотворения, а дети называют потребности. – Послушайте и скажите, о каких потребностях идет речь? Человеку нужно есть. Чтобы встать и чтобы сесть, Чтоб расти и развиваться, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться, Чтоб расти и развиваться. (Потребность в пище. )
Человеку нужен дом, Чтоб уютно было в нём. Чтоб любая непогода
Была дому нипочём... (Потребность в жилье. ) – Подумайте, какие еще потребности относятся к жизненно важным? Для напоминания воспитатель читает загадки. Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… (воды). – Эти строки подтверждают, что вода жизненно важная потребность человека. Без воды он не сможет жить. Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … (солнце).
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Oн невидимый, и все же, Без него мы жить не можем. (Воздух. ) Что зимой надеть, что летом – В этом нет для нас секрета, В чем гулять, а в чем играть, В чем укладываться спать, Дети, время не теряйте – Что же это, отгадайте! (Одежда. ) (Дети называют: солнце, воздух, одежда. ) 3. Психогимнастическая пауза «Всем нужна вода». Дети повторяют слова и движения за воспитателем. Очень всем нужна вода, Делай раз и делай два. Звери из ручья напились, Влево, вправо поклонились. Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора. 4. Воспитатель проводит игру с детьми «Хочу и надо». – Я вам покажу картинку с изображением какого-либо предмета. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям «надо» – поднимаем красную карточку, или к желаниям «хочу» – синюю карточку. Воспитатель показывает картинки с изображениями:
– Как вы думаете, что в жизни человека важнее «Хочу» или «Надо»?
5. – Дети имеют потребность в образовании и тогда они идут в школу. – Дети играют с друзьями во дворе, ходят в детский сад, общаются дома с родителями. Это происходит потому, что у каждого человека есть потребность в общении. Мы не можем долгое время находиться без общения. Воспитатель проводит игру «Молчанка». – Ребята, давайте с вами проведем эксперимент. Проверим, сколько времени человек может находиться без общения. Сейчас каждый «закроет ротик на замок» и постарается как можно дольше ни с кем не разговаривать (дети играют). Воспитатель делает вывод. – Ребята, мы с вами только что убедились, что человек не может долгое время находиться без общения. 6. Заключительная часть. – Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждого из нас есть свои потребности в пище, воде, тепле, потребности в общении. Но еще каждому человеку необходимо внимание друзей. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение. Тема 2. 2. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине Цель: воспитывать уважение к результатам труда людей, дать первоначальное представление о производстве товара. Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность. Педагогические средства: чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность. Оборудование: – картинки с изображением героев сказки; – бумага; – цветные карандаши. Организация детской деятельности 1. Как-то утром проснулся Белобок с восходом солнца, захотел, как прежде, в постели понежиться, но тут вспомнил, что обещал помочь Михайло Потапычу. Он слово дал. Быстро собрался, усы распушил и бегом к Михайло Потапычу в магазин. Сколько новых товаров появилось на полках! А вот откуда Миша берет товар, Белобок не знал… – Сегодня вы послушаете интересную историю о том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине. Слушайте очень внимательно, чтобы после рассказа выполнить задания. Воспитатель читает детям историю вторую «Откуда в Мишином магазине мед взялся? » из книги Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Всю весну Мишин магазин бойко торговал медом: его брали как угощение для гостей, как лакомство для себя в дни веселых лесных праздников и, конечно же, как самое вкусное в мире лекарство. Тем более, что продавал его Миша дешевле, чем Винни-Пух в своем магазинчике. Но в один прекрасный день Миша неожиданно обнаружил, что его кладовка совсем опустела. Так увлекся торговлей, что не заметил, как иссякли все запасы. Стал Миша думать, как дальше быть: не закрывать же магазин? Только торговля налаживаться стала, и на тебе – товар кончился. Вышел Миша на улицу, посмотрел вокруг, ничего придумать не может. Прикрыл он берлогу и побрел по лесной тропинке, бурча себе под нос: «Эх, непросто быть хозяином магазина. Обо всем надо заранее думать. Пустой прилавок – это самое страшное для торгового дела, прямо сказать – настоящая катастрофа». Убедился Миша на собственном опыте, что за прилавком сидеть и вежливо покупателей обслуживать – это только полдела. Хорошего хозяина ноги кормят! «Придется идти к пчелам», – подумал Миша и отправился на опушку леса, где перед огромным лугом располагался пчелиный дом. Подойдя к нему поближе, Миша удивился тишине и спокойствию, которые царили вокруг. Не сновали туда-сюда деловитые, подвижные пчелки, совершенно не ощущалось волшебного медового аромата, который Миша мог бы учуять и за километр. Миша даже испугался: не случилось ли чего, не разорил ли кто дружную пчелиную семью? Он осторожно заглянул в домик и немного успокоился, увидев, что все пчелы на месте. – Пчелки, продайте мне, пожалуйста, медку, – вежливо попросил Миша, – мне совсем торговать нечем. – Ж-ж-ж-ж-ж! – загудели пчелы не очень довольно. – Не можем. Его еще собрать надо да в улей снести. – Ну, так несите! – нетерпеливо воскликнул Миша. Вперед выступила лучшая пчела-сборщица, которую все называли Пчелой-труженицей. – Не так-то это просто. Сначала надо подождать, пока распустятся деревья да луг цветами покроется. Затем всем ульем надо потрудиться: с рассвета до заката с цветка на цветок летать, собирать вкусную пыльцу да сладкий нектар, носить все это на своих пушистых лапках и брюшках в улей, аккуратно там складывать в ячейки – соты. Глядишь, если лето будет теплым, а труд каждодневным, к середине лета и сможем мы набрать достаточно душистого меда, чтобы можно было с тобой поделиться. Вот тогда мы его тебе и продадим.
– А по какой цене? – спросил Миша озабоченно. – Да дешево продадим, только чтобы полученных денег нам на жизнь хватило: еду-питье купить, одежду да детишкам игрушки. – Ну что ж, придется ждать, – вздохнул Миша. – С медом промашка вышла. К кому же еще в гости наведаться? Почесал он лапой лохматый затылок и отправился к белке за орехами. Белку Дашуту застал Миша на лесной поляне. Вид у белки был очень озабоченный: не замечая медвежонка, она продолжала что-то искать в траве под старыми, прошлогодними листьями. Так и не поняв, что она там потеряла, Миша все же отважился заговорить: – Белочка, здравствуй! Я к тебе за орехами. – Где же я, Миша, их возьму весной? Видишь, сама ищу то, что еще осенью припрятала. Мои запасы, которые в дупле были, уже кончились. – А как же быть? – Подождать надо, Миша. Скоро орешник зацветет, зеленые орешки появятся, созреют, тогда мы с детишками моими да сестрицами и потрудимся, попрыгаем по кустам, набьем орехами полные дупла. Вот тогда и приходи. Будем договариваться. – Опять неудача. Невезучий я, что ли, такой? Может, в другой лес сходить, там счастья попытать? – стал размышлять Миша вслух. – Не ходи, пользы не будет, – послышался откуда-то сверху уверенный, спокойный голос старого Ворона. – Время сейчас такое. Межсезонье называется. От старого урожая почти ничего не осталось, а новый еще не созрел. Если у кого и есть кое-какие припасы, вряд ли они будут с тобой делиться. Сейчас каждый то, что у него есть, придерживает. Все может случиться. А вдруг неурожайный год выдастся? Засуха, к примеру, или наоборот – дожди зарядят каждый день? Любое нарушение равновесия в природе на хозяйстве отражается. Уж я-то на своем веку много чего повидал. Так что, Миша, ты сейчас не суетись. А уж как время придет урожай собирать, вот тут не зевай: запасов тебе нужно много, если торговым делом всерьез решил заняться. Выслушал Миша старого Ворона и загрустил не на шутку. Чтобы ободрить его немного, старый Ворон добавил: – Ничего, Миша, не расстраивайся, первый блин всегда комом. А на ошибках учатся. И опыт в любом деле приходит постепенно. Понял Миша, что торговлей заниматься действительно не так-то просто. Прежде чем товар на прилавок положить, нужно, чтобы кто-то его создал своим трудом: вырастил, собрал, сделал своими руками.
2. Воспитатель организует обсуждение сказки . – Как вы поняли, ребята, откуда Миша брал товар для своего магазина? – Откуда брали пчелки мед, белка – орехи? – Внимательно посмотрите на рисунки. Определите, кто как трудится и какой товар создает (детям демонстрируются рисунки с изображениями пчелы, цветка, белки, ореха). – Какой вывод сделал Миша после беседы с Вороном? 4. Воспитатель организует игру «Производство меда» . Дети берут ведерки и «летят» на луг собирать нектар (имитируют сбор нектара с цветов). Потом летят в улей к большой бочке, в которой делают мед. Часть «пчел» варит мед (имитируют перемешивание меда в бочке, наливают его в бочонки), часть «пчел» отвозит бочонки к Мише в магазин. 5. Заключительная часть (беседа). – Откуда берется товар в магазине? – Что такое товар? Что такое производство? – Кто такой производитель? Кого мы назовем производителем в прослушанной вами сказке? Воспитатель предлагает детям нарисовать героев, которые занимаются трудом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|