Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Фронтальная форма организации производственного обучения 8 глава





рациональная организация учебного процесса, обеспечение пол­ного и своевременного выполнения учебных планов и программы;

создание условий заблаговременной и тщательной подготовки к проведению занятий; создание системы уроков;

создание системы в домашних заданиях по работе с учебной литературой;

установление связей теории и практики; установление межпредметных и внутрипредметных связей; обеспечение наиболее полного и рационального использова­ния учебно-материальной базы производственного обучения.

Мы уже говорили: форма плана и срок, на который он состав­ляется, — по усмотрение самого педагога. Вместе с тем при пла­нировании необходимо учитывать последовательность и взаимо­связь изучаемых материалов, т. е. должна быть целостная система. При составлении планов следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Тема занятия заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или ос­новные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся.

Технические (технологические) сведения охватывают круг вопросов, с которыми мастер планирует познакомить учащихся. В эту же гра­фу могут быть внесены технические понятия, которые планируется сформировать у учащихся в процессе проведения занятия.

Практическая работа указывает на четко очерченный круг дей­ствий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной ра­боты.

Объект труда — это указание конкретного изделия (детали), запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии.

В примечании можно оговорить допустимые отклонения от на­меченного хода занятия (замену объекта при отсутствии материа­ла и т.п.).

В том случае, когда мастер предпочитает строить свои занятия в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами учебной програм­мы с целью максимального использования межпредметных свя­зей, планирование может осуществляться по сетевому графику.

В этом случае записывают изучаемые темы и анализируют их согласованность. Это позволяет избегать ненужных дублирований учебного материала и, наоборот, избавляет мастера от необходи­мости подменять преподавателя, когда выясняется имеющее мес­то отставание теоретического материала относительно работ в ма­стерских.



При составлении перспективного плана мастер должен четко установить, какой должен быть уровень знаний, умений и прак­тических навыков учащихся, полученных на каждом занятии.

Опыт показывает, что полное и продуманное перспективное планирование позволяет заблаговременно предусмотреть реали­зацию намеченных целей и подготовить успешное проведение за­нятий по программе.

Задание

Составьте календарно-тематический (календарный) план на одно из учебных полугодий для группы по специальности (период и специальность согласуются с преподавателем). Объекты для ра­бот подбираются самостоятельно. Исходными материалами явля­ются рабочие учебные программы. Рекомендуется для планирова­ния выбирать периоды обучения в училище.

Порздок выполнения работы

1. Руководствуясь программой производственного обучения (или специальной дисциплины) и календарем, определите количество занятий на данный учебный период; установите их порядок, прону­меруйте.

2. Для каждого занятия: определите тему, тип урока, ведущую цель и основные моменты содержания. Узловые вопросы (по зада­нию — могут изменяться):

а) определите объемы теоретических сведений для каждого занятия — сообщаемых или повторяемых; определите содержание выполняемых практических работ;

б) установите необходимые межпредметные связи данной темы с основами наук (укажите дисциплину, раздел);

в) руководствуясь примерным перечнем объектов труда (прак­тических работ), подберите соответствующие содержанию заня­тия изделия;

г) определите предполагаемый разряд работы (изделия), его педагогическую и производственную значимость, примерную нор­му времени;

д) укажите вид технологической документации или определите пособие с документацией, которым смогут пользоваться учащиеся;

е) продумайте технологию изготовления изделия, подберите необходимое для этого оборудование, приспособления, инстру­менты;

ж) подсчитайте необходимый расход материала, исходя из наполняемости группы с прибавкой 10% на возможную порчу заготовок;

з) подберите необходимый дидактический материал, средства наглядности, ТСО и другие средства, которые могут быть исполь­зованы на занятиях.

3. Оформите разработанный календарный план по самостоя­тельно избранной форме. Допускается разработка своего варианта.

4. Выберите тему программы и конкретного занятия для после­дующего проведения лабораторно-практических работ (согласу­ется с преподавателем)[2].

Литература: [1, 2, 6, 15, 21, 25, 30, 38, 40, 42].

НАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Цели работы

Получение первоначальных умений определения учебно-вос­питательных задач и формирования целей занятия.

Ознакомление с комплексом учебно-воспитательных задач.

Справочно-информационный блок

Правильная реализация целей обучения является одним из важ­нейших факторов, предопределяющих успех решения воспитатель­ных задач.

При определении путей правильного построения работы с уча­щимися следует исходить не только из достижения главной цели воспитания, каковой является достижение так называемого вос­питательного идеала. Следует иметь в виду и производные от него общие цели — всестороннее развитие личности, формирование гражданских позиций и убеждений, а также и специальные цели — ознакомление учащихся с определенными фактами, формиро­вание у них навыков выполнения определенных видов деятель­ности.

Мы полагаем, что занятия производственного обучения долж­ны быть направлены на формирование у молодежи качеств дея- тельностного характера, связанных с их способностями, интере­сами, умениями и навыками. Это достигается только при исполь­зовании во время занятий комплекса учебно-воспитательных за­дач, решаемых совместно, в содружестве педагога и учеников.

Цели занятия обязательно планируются, исходя из системы долгосрочных целей воспитания при производственном обучении, и реализуются в намеченной части на каждом уроке. Довести их до учащихся мастер может в тот период занятия, который он сочтет приемлемым. Здесь единственный подсказчик — опыт и знание своих учеников.

Для лучшего восприятия и разделения учебно-воспитательных задач необходимо самым внимательным образом изучить матери­ал раздела 10.6 главы 10, где приведены конкретные примеры. Иногда образовательные, воспитательные и развивающие цели проводимого занятия теснейшим образом переплетаются, чаще всего они охватывают разные грани достижения учебно-воспита­тельных задач.

Необходимо стремиться к тому, чтобы учебные задачи совпа­дали с интересами учащихся, органично вплетались в канву уро­ка и ненавязчиво формировали у учащихся требуемые качества, нравственные критерии, отношение к жизненным ценностям. Молодой педагог должен помнить, что в этих вопросах главное — постепенность. Каждый урок должен укладывать свой «кирпичик» в фундамент интеллекта, кругозора, знаний и умений будущих рабочих. Только систематическое, целенаправленное воздействие, личный пример мастера — от занятия к занятию — приводят к достижению цели.

Задание

Для избранного занятия, руководствуясь комплексом учебно- воспитательных задач, определите соответствующие образователь­ные, воспитательные и развивающие задачи и сформулируйте цели урока.

Порядок выполнения работы

1. Для избранной (на лабораторно-практической работе № 4) темы своего пробного занятия уточните место и значение плани­руемого занятия в общей системе уроков темы.

2. Выберите из комплекса учебно-воспитательных задач те, ко­торые должны и могут быть решены на данном занятии.

3. Сформулируйте цели урока:

а) для сообщения ученикам;

б) для записи в план-конспект.

При формулировании целей, достижение которых планирует­ся на данном занятии, обратите внимание на их конкретный (при­вязанный к материалу урока) характер, а также и нешаблонность, и точность формулировок.

4. Наметьте пути решения отобранных задач.

5. Используйте материалы настоящей лабораторно-практичес­кой работы для подготовки плана-конспекта по работе № 8.

Литература: [7, 9, 12, 18, 21, 22, 26, 35, 39].

 

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ

Цели работы

Научить будущих мастеров производственного обучения разра­батывать и проводить вводный, текущий и заключительный инст­руктажи.

Прививать будущим педагогам умения психологически настра­ивать учащихся на сознательное, активное выполнение установок мастера.

Выработать правильный стиль проведения всех этапов занятия.

Справочно-информационный блок

Инструктажи проводятся мастером перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы учащихся — в зависимости от этого инструктажи имеют специфические осо­бенности, но в целом система инструктажей создает стройную канву занятия, преследующего поставленную цель.

Наиболее распространенной ошибкой молодого мастера явля­ется включение в свой вводный инструктаж сообщения нового теоретического материала. Разъясняем: вводный инструктаж — это конкретный рассказ о технологической последовательности изготов­ления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися при самостоятельной рабо­те. Конечно, мастер обязан и вправе проверять, в том числе и в ходе вводного инструктажа, как ученики готовы реализовать тео­ретические знания, полученные на уроках специальной техноло­гии, на практике, но у вводного инструктажа строго конкрет­ная направленность.

При проведении вводного инструктажа перед учащимися ста­вится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее дости­жения. Здесь важно соблюсти несколько условий.

1. Зная свойства личности каждого своего ученика, так постро­ить объяснение технологии (или иных аспектов) работы, чтобы учащийся проникся уверенностью в посильности задания и чет­ким представлением последовательности своих действий при его выполнении. Так создается психологический настрой на актив­ную реализацию установок мастера.

2. Непременное условие вводного инструктажа — предупреж­дение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в про­цессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе — типовые, а следовательно, из года в год учащиеся испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошиб­ки, которые мастер способен предвидеть. Предупреждение о них стимулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стремления к технологической дисциплине.

3. Обязательным элементом вводного инструктажа должно быть обращение к безопасному выполнению приемов, сознательному соблюдению правил безопасности труда. Предупреждая травма­тизм учащихся при производственном обучении, следует подроб­но рассказать, какие последствия влечет за собой небрежность, невнимательность, шалость во время работы и т.п.

На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или, увы, неудачи) вашего урока и, как следствие, уровень достиже­ния его целей.

Вводный инструктаж учащихся на занятиях производственного обучения является обязательным и может включать следующие воп­росы:

назначение изделия и значение деятельности по его выполне­нию;

характеристики материала изделия, его технологических свойств; разбор чертежа детали, подлежащей изготовлению учащими­ся, с разъяснением значения и особенностей условных обозначе­ний на нем, технических требований и условий, имеющихся в этой документации;

подробный разбор технологии изготовления изделия, ее осо­бенностей в данном случае, рассмотрение условий базирования, закрепления и т.п.;

правила пользования оборудованием и инструментами (демон­страция, показ) с объяснением способов наладки, установки и закрепления;

показ наиболее рациональных приемов и способов выполне­ния учебно-производственного задания, ознакомление с прогрес­сивными инструментами и приспособлениями новаторов, выде­ление их преимуществ;

правила техники безопасности при выполнении данного изде­лия, предостережение о возможных ошибках и опасностях; организация рабочего места для данного случая работы; основные критерии оценки качества (годности) изделия и т. п.; проверка усвоения учащимися изложенного материала и (при необходимости) повторный показ и объяснение недостаточно понятого.

Самым продолжительным этапом занятия является выполне­ние учащимися заданий мастера. Руководство их деятельностью, исправление допускаемых ошибок и т. п. со стороны мастера явля­ется текущим инструктажем. Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время этой работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности.

1. Его содержание исходит из условий необходимости. Это зна­чит, что корректируются те действия учащихся, ошибочное вы­полнение которых было обнаружено при целевых обходах. Напри­мер, обнаружены типовые ошибки у многих учащихся. Вывод — необходимо провести дополнительный инструктаж для группы (или ее части).

2. Это часть урока, где мастер при обходе рабочих мест ставит перед собой конкретную цель и не отвлекается от нее (кроме слу­чаев, когда действия учащихся грубо нарушают правила безопас­ного труда).

3. Это часть урока, на которой индивидуальный подход мастера к каждому ученику вызывает сильную мотивацию интереса, ак­тивности, создает психологический фон для уверенности учени­ков в своих знаниях и способностях.

4. В ходе целевых обходов мастер уясняет степень овладения учащимися полученных знаний, умения претворять их на практи­ке и такая обратная связь помогает дифференцированному подхо­ду к каждому ученику.

Следует особо оговорить, что один из последних обходов мас­тера обычно посвящен оценке и приемке выполненных работ уча­щихся и является источником информации для проведения за­вершающего этапа занятия.

Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы.

Традиционно он включает в себя:

подведение итогов занятия;

разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших;

разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в своей будущей работе по изучаемой специ­альности.

Вместе с тем имеется ряд моментов этого этапа урока, на ко­торые молодой мастер должен обратить внимание.

1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требу­ют от наставника глубокого психологического проникновения в индивидуальность, так как от умения (даже при допущенных ошибках) вселить в учащегося уверенность в том, что он не хуже других справится с заданием в следующий раз, зависит мотива­ция учения и труда.

2. Выделив при подведении итогов и анализе работы умения собственно творческого характера, мастер формирует творческую активность учащихся, создает нравственную атмосферу, побуж­дающую учеников проявлять творческое использование накоплен­ного опыта в разнообразных технических ситуациях (в том числе и новых).

3. Наконец, есть очень важный для педагога психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что мас­тер не имеет «любимчиков», справедлив в оценках, его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, а в отношениях создаются доверие и здоровый психологический климат.

При оценке работы на разных этапах обучения подходы могут быть различными: на первоначальном периоде освоения специаль­ности больше внимания уделяется качеству, на последующих — исходя из качества выполненной работы и сроков выполнения.

Задание

Для своего занятия, выбранного на лабораторной работе № 4, разработайте ход проведения вводного, текущего и заключитель­ного инструктажей.

Порядок выполнения работы

1. Продумайте, как ознакомить учащихся:

а) с содержанием работы и средствами (оборудование, инст­рументы, приспособления и т.п.), с помощью которых ее можно выполнить;

б) с технической документацией и требованиями к изделию;

в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и работы в целом, способами контроля;

г) с возможными затруднениями, ошибками;

д) с предупреждением возможных нарушений правил без­опасности труда.

2. Представьте, как лучше провести показ приемов работы.

3. Продумайте, возможна ли активизация познавательной дея­тельности учащихся в ходе вводного инструктажа и как ее обеспе­чить.

4. Запишите вводный инструктаж в план-конспект.

5. Продумайте, как обеспечить целенаправленное дифферен­цированное наблюдение за работой каждого учащегося и всей груп­пы в целом. С этой целью:

а) определите содержание целевых обходов;

б) предусмотрите формирование навыков самоконтроля за выполняемой работой;

в) учтите, какие из выполняемых операций активизируют зна­ния учащихся по основам наук, наполняют физический труд интел­лектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск.

6. Продумайте возможность письменного инструктирования.

7. Запишите текущий инструктаж в план-конспект, конкрети­зируя целевые обходы.

8. Выделите для себя, какие дидактические и воспитательные цели должны быть достигнуты на заключительном инструктаже. С этой целью:

а) продумайте критерии объективной оценки результатов труда;

б) установите, какие из возможных ошибок могут быть ис­правлены на следующем занятии;

в) наметьте, какие стороны анализа могут касаться формиро­вания ответственности за качество труда, экономического мы­шления, чувства удовлетворения от выполняемой работы;

г) предложите литературу для внеклассного чтения по теме (программы, раздела, урока).

9. Запишите заключительный инструктаж в план-конспект.

Литература: [3, 8, 16, 21, 25, 38, 39].

 

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Цели работы

Получение начальных умений выбора методов для проведения занятий.

Углубление знаний по особенностям использования методов обучения.

Справочно-информационный блок

Одной из сторон, характеризующей профессионализм и педа­гогическое мастерство педагога, является знание им методов обу­чения и умение их подбора для проведения конкретных занятий. Методы обучения — это характер взаимодействия педагога и обу­чаемых, поэтому правомерно рассмотреть их с двух сторон: как методы преподавания — со стороны педагога и как методы уче­ния — со стороны обучаемых. Деятельность ученика в процессе обучения в основном и планируется как отражение деятельности его наставников. Она может носить репродуктивный или продук­тивный характер. В первом случае самостоятельность ученика не­значительна, во втором от учащегося требуется самостоятельное приобретение, добывание знаний и умений. Такой подход к обу­чению часто называют проблемным. При проблемном обучении воспитывается творческая активность учащихся, прививается уме­ние самостоятельной подготовки и решения жизненно важных практических и теоретических задач.

Единой классификации методов обучения в педагогике нет. При выборе методов обучения необходимо помнить, что каж­дый из них имеет свои сильные и слабые стороны, и может быть применим в определенных конкретных условиях. Нет универ­сальных методов. Речь может идти о правильном и умелом соче­тании методов обучения в зависимости от поставленных учебных задач.

Варианты записи методов обучения в планах-конспектах уро­ков приведены в разделе 8.2 главы 8.

Выбор методов в общем случае определяется:

принципами обучения;

целями и задачами обучения;

содержанием предмета вообще и конкретной темы, раздела в частности;

учебными возможностями учащихся (возраст, степень разви­тия и т.п.);

возможностями учебно-материальной базы, применяемой си­стемы трудового (производственного) обучения;

возможностями самого педагога, его личностными качества­ми, опытностью и т.п.

Умение подобрать оптимальный (для данного случая) метод (или их сочетание) значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю гарантированно до­стигать поставленной цели.

Задание

Для избранного занятия (лабораторная работа № 4) подберите и продумайте целесообразность методов решения основных за­дач, намеченных к реализации на уроке.

Порядок выполнения работы

Предварительно (исходя из опыта и здравого смысла) опре­делите методы, которые будут применены на уроке. Проверьте правильность выбора, используя приведенную ниже пример­ную алгоритм-схему проверки целесообразности выбираемого метода.

1. Какой путь к решению данной задачи целесообразнее: ин­дуктивный или дедуктивный?

2. Обеспечивает ли выбранный метод проблемную постановку задачи и соответствующее ее решение?

3. Соответствует ли уровень проблемы уровню развития, подго­товленности учащихся?

4. Имеются ли в наличии средства, необходимые для достиже­ния решения данным способом?

5. Насколько деятельность учащихся будет самостоятельной? Какая помощь учителя им потребуется?

6. Насколько характер деятельности учащихся будет продук­тивным?

7. Согласуется ли с данным методом выбранная форма органи­зации труда учащихся для успешного решения задачи?

8. Будет ли обеспечен само- и взаимоконтроль учащихся?

9. Возможны ли другие сочетания видов деятельности учеников и средств обучения, контроля? Оптимально ли выбранное сочета­ние?

10. Будет ли стимулироваться творческая активность учащихся в процессе решения задачи данным методом?

11. Достаточно ли учебного времени при использовании данно­го метода? Рационально ли оно используется?

12. Какие вспомогательные методы могут быть применены для повышения продуктивности познавательно-практической деятель­ности учащихся?

После выполнения проверки записать обоснованные методы для проведения занятий в план своего урока. Сдать полностью оформленный план-конспект после занятия № 8.

Литература: [5, 8, 21, 25, 31, 39, 40].

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

ПОДГОТОВКА МАСТЕРА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) К ЗАНЯТИЮ.

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УРОКОВ.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Цели работы

Получение первоначальных умений определения структуры за­нятия.

Ознакомление с порядком составления плана-конспекта урока.

Изучение особенностей планирования теоретических и прак­тических занятий.

Справочно-информационный блок

Вариант для преподавателя специальной технологии

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они ни подбирались педагогом. В значительной степени на достижение результата влияет функ­ционирование различных форм деятельности преподавателя и уча­щихся на уроке. А все формы взаимодействия на занятиях спе­циальной технологии отражены в структуре комбинированного уро­ка — наиболее распространенного типа урока, лежащего в основе конструкции всех остальных типов уроков. Все чаще в научной и методической литературе упоминают о разновидности комбини­рованного урока, называемого синтетическим. В учебнике «Педа­гогика школы» под редакцией профессора И. Т. Огородникова ему дается следующее описание: «Под синтетическим подразумевает­ся такой урок, на котором решаются различные дидактические задачи: ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, их закрепление и повторение ранее пройденного. В от­личие от так называемого комбинированного урока синтетиче­ский урок в зависимости от дидактической цели и специфики учебного материала строится по-разному. На этих уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его за­креплением, повторение ранее пройденного опирается на извес­тные учащимся знания и проводится не только в форме изложе­ния и объяснения учителем, но и в разнообразной самостоятель­ной работе учащихся».

Академик М. И. Махмутов выделил главную сущностную черту синтетического урока в том, что в его основе лежит чаще всего самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это обстоя­тельство в полной мере характерно для занятий по специальной технологии с использованием проблемно-творческого метода обу­чения учащихся, а поэтому должно быть отражено в составлений планов занятий, т.е. при текущем планировании своей работы преподавателем.

Вместе с тем ряд ученых (Ю.А. Конаржевский, И. Ф. Харламов и др.), рассматривая различные типы уроков, полагают, что все они не что иное, как различные структурные сочетания этапов комбинированного урока. Более того, под влиянием новейших психологических теорий на развитие творческого мышления пре­подавателей и наметившихся в последнее время тенденций совер­шенствования учебного процесса и перевода его в режим разви­тия, возникла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения. Ее основу составляет адаптивный комбиниро­ванный урок, на котором новой системой обучения решается сра­зу несколько учебно-воспитательных задач. В условиях адаптивной системы обучения преимущественной становится самостоятельная деятельность учащихся, управляемая педагогом при помощи ис­пользования различных обучающих и контролирующих программ.

Простейшая организационная модель выглядит так:

Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально Учащиеся работают самостоятельно

 

Что же тут нового? Учитель здесь не просто наблюдает за само­стоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдель­ными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока. На каждом уроке преподаватель чему-то обучает всех, а затем работает в индивидуальном режиме (управ­ляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в са­мостоятельную работу контроль и работает индивидуально, от­ключая от самостоятельной работы учащихся по очереди). Учени­ки соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руко­водством учителя.

Суть такой системы обучения — это максимальное сближг 1ие преподавания новой информации и обучения приемам самостоя­тельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам ис­следовательской деятельности, умению добывать знания, обоб­щать и делать выводы, фиксировать главное. Умение самостоя­тельно работать — вот чему учат при таком подходе к организа­ции занятий. Тогда дидактический срез комбинированного урока (в общем случае) проясняет таблица 33.

Естественному каждого типа урока имеются различия в его построении, но залог успеха занятия зависит от понимания буду­щим педагогом главного условия его достижения. Оно заключает­ся в том, что каждый урок должен быть рабочим сотрудничеством соратников в деле развития и обновления себя, основанным на де­ловой доброжелательной атмосфере и уважении личности.

Несколько советов (из практики). План урока удобнее состав­лять на отдельных листах. На первом — тема, цели занятия (обуча­ющая, воспитательная, развивающая), методы проведения, ма­териальное обеспечение, межпредметные связи, литература для учителя и рекомендуемая для учащихся. На втором — ход урока с указанием этапов, решаемых вопросов, проблемных и поисковых ситуаций и т.п. Третий лист — только для краткого конспекта, который дается учащимся для записи на уроке. Времени на дли­тельное конспектирование не выделяется, поэтому сжатости и продуманности таких записей преподаватель должен уделять до­статочно внимания. При этом может оставляться место для рисун­ков, схем и др., выполнение которых может быть перенесено на домашнее задание.

Запись этапов и элементов урока может быть более или менее подробной. Канонизированной формы планов урока нет, но при всем разнообразии план-конспект урока обязательно должен от­ражать тему, цель, оснащение, ход.

Наличие перед началом занятия плана — обязательное и непре­менное условие работы преподавателя специальной технологии.

Вариант для мастера производственного обучения

Мы уже говорили выше, что урочная система производствен­ного обучения наиболее полно осуществима в начальный, опера­ционный и комплексный периоды, когда приобретенные навыки по выполнению основных операций закрепляются при выполне­нии учебно-производственных работ. В эти периоды наиболее час­то используется следующая структура занятий.

А. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Проверка готовности и отметка в журнале явки учащихся.

2. Вводный инструктаж.

3. Выдача инструмента, технической документации, заготовок, мате­риалов и др.

4. Распределение (расстановка) учащихся по рабочим местам.

Б. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Выполнение учащимися упражнений или учебно-производствен­ных работ.

2. Текущий инструктаж (индивидуальный).

3. Текущий групповой или фронтальный инструктаж (проводится по мере необходимости).

4. Проверка и оценка учебно-производственных работ, выполненных учащимися.

В. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Организация уборки учащимися рабочих мест.

2. Контроль правильности хранения материалов, инструментов, тех­нической документации и др.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.