Фронтальная форма организации производственного обучения 8 глава
рациональная организация учебного процесса, обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программы; создание условий заблаговременной и тщательной подготовки к проведению занятий; создание системы уроков; создание системы в домашних заданиях по работе с учебной литературой; установление связей теории и практики; установление межпредметных и внутрипредметных связей; обеспечение наиболее полного и рационального использования учебно-материальной базы производственного обучения. Мы уже говорили: форма плана и срок, на который он составляется, — по усмотрение самого педагога. Вместе с тем при планировании необходимо учитывать последовательность и взаимосвязь изучаемых материалов, т. е. должна быть целостная система. При составлении планов следует руководствоваться следующими рекомендациями. Тема занятия заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся. Технические (технологические) сведения охватывают круг вопросов, с которыми мастер планирует познакомить учащихся. В эту же графу могут быть внесены технические понятия, которые планируется сформировать у учащихся в процессе проведения занятия. Практическая работа указывает на четко очерченный круг действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Объект труда — это указание конкретного изделия (детали), запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. В примечании можно оговорить допустимые отклонения от намеченного хода занятия (замену объекта при отсутствии материала и т.п.).
В том случае, когда мастер предпочитает строить свои занятия в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами учебной программы с целью максимального использования межпредметных связей, планирование может осуществляться по сетевому графику. В этом случае записывают изучаемые темы и анализируют их согласованность. Это позволяет избегать ненужных дублирований учебного материала и, наоборот, избавляет мастера от необходимости подменять преподавателя, когда выясняется имеющее место отставание теоретического материала относительно работ в мастерских. При составлении перспективного плана мастер должен четко установить, какой должен быть уровень знаний, умений и практических навыков учащихся, полученных на каждом занятии. Опыт показывает, что полное и продуманное перспективное планирование позволяет заблаговременно предусмотреть реализацию намеченных целей и подготовить успешное проведение занятий по программе. Задание Составьте календарно-тематический (календарный) план на одно из учебных полугодий для группы по специальности (период и специальность согласуются с преподавателем). Объекты для работ подбираются самостоятельно. Исходными материалами являются рабочие учебные программы. Рекомендуется для планирования выбирать периоды обучения в училище. Порздок выполнения работы 1. Руководствуясь программой производственного обучения (или специальной дисциплины) и календарем, определите количество занятий на данный учебный период; установите их порядок, пронумеруйте. 2. Для каждого занятия: определите тему, тип урока, ведущую цель и основные моменты содержания. Узловые вопросы (по заданию — могут изменяться): а) определите объемы теоретических сведений для каждого занятия — сообщаемых или повторяемых; определите содержание выполняемых практических работ; б) установите необходимые межпредметные связи данной темы с основами наук (укажите дисциплину, раздел);
в) руководствуясь примерным перечнем объектов труда (практических работ), подберите соответствующие содержанию занятия изделия; г) определите предполагаемый разряд работы (изделия), его педагогическую и производственную значимость, примерную норму времени; д) укажите вид технологической документации или определите пособие с документацией, которым смогут пользоваться учащиеся; е) продумайте технологию изготовления изделия, подберите необходимое для этого оборудование, приспособления, инструменты; ж) подсчитайте необходимый расход материала, исходя из наполняемости группы с прибавкой 10% на возможную порчу заготовок; з) подберите необходимый дидактический материал, средства наглядности, ТСО и другие средства, которые могут быть использованы на занятиях. 3. Оформите разработанный календарный план по самостоятельно избранной форме. Допускается разработка своего варианта. 4. Выберите тему программы и конкретного занятия для последующего проведения лабораторно-практических работ (согласуется с преподавателем)[2]. Литература: [1, 2, 6, 15, 21, 25, 30, 38, 40, 42]. НАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛЕЙ УРОКА Цели работы Получение первоначальных умений определения учебно-воспитательных задач и формирования целей занятия. Ознакомление с комплексом учебно-воспитательных задач. Справочно-информационный блок Правильная реализация целей обучения является одним из важнейших факторов, предопределяющих успех решения воспитательных задач. При определении путей правильного построения работы с учащимися следует исходить не только из достижения главной цели воспитания, каковой является достижение так называемого воспитательного идеала. Следует иметь в виду и производные от него общие цели — всестороннее развитие личности, формирование гражданских позиций и убеждений, а также и специальные цели — ознакомление учащихся с определенными фактами, формирование у них навыков выполнения определенных видов деятельности. Мы полагаем, что занятия производственного обучения должны быть направлены на формирование у молодежи качеств дея- тельностного характера, связанных с их способностями, интересами, умениями и навыками. Это достигается только при использовании во время занятий комплекса учебно-воспитательных задач, решаемых совместно, в содружестве педагога и учеников.
Цели занятия обязательно планируются, исходя из системы долгосрочных целей воспитания при производственном обучении, и реализуются в намеченной части на каждом уроке. Довести их до учащихся мастер может в тот период занятия, который он сочтет приемлемым. Здесь единственный подсказчик — опыт и знание своих учеников. Для лучшего восприятия и разделения учебно-воспитательных задач необходимо самым внимательным образом изучить материал раздела 10.6 главы 10, где приведены конкретные примеры. Иногда образовательные, воспитательные и развивающие цели проводимого занятия теснейшим образом переплетаются, чаще всего они охватывают разные грани достижения учебно-воспитательных задач. Необходимо стремиться к тому, чтобы учебные задачи совпадали с интересами учащихся, органично вплетались в канву урока и ненавязчиво формировали у учащихся требуемые качества, нравственные критерии, отношение к жизненным ценностям. Молодой педагог должен помнить, что в этих вопросах главное — постепенность. Каждый урок должен укладывать свой «кирпичик» в фундамент интеллекта, кругозора, знаний и умений будущих рабочих. Только систематическое, целенаправленное воздействие, личный пример мастера — от занятия к занятию — приводят к достижению цели. Задание Для избранного занятия, руководствуясь комплексом учебно- воспитательных задач, определите соответствующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи и сформулируйте цели урока. Порядок выполнения работы 1. Для избранной (на лабораторно-практической работе № 4) темы своего пробного занятия уточните место и значение планируемого занятия в общей системе уроков темы. 2. Выберите из комплекса учебно-воспитательных задач те, которые должны и могут быть решены на данном занятии.
3. Сформулируйте цели урока: а) для сообщения ученикам; б) для записи в план-конспект. При формулировании целей, достижение которых планируется на данном занятии, обратите внимание на их конкретный (привязанный к материалу урока) характер, а также и нешаблонность, и точность формулировок. 4. Наметьте пути решения отобранных задач. 5. Используйте материалы настоящей лабораторно-практической работы для подготовки плана-конспекта по работе № 8. Литература: [7, 9, 12, 18, 21, 22, 26, 35, 39].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ Цели работы Научить будущих мастеров производственного обучения разрабатывать и проводить вводный, текущий и заключительный инструктажи. Прививать будущим педагогам умения психологически настраивать учащихся на сознательное, активное выполнение установок мастера. Выработать правильный стиль проведения всех этапов занятия. Справочно-информационный блок Инструктажи проводятся мастером перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы учащихся — в зависимости от этого инструктажи имеют специфические особенности, но в целом система инструктажей создает стройную канву занятия, преследующего поставленную цель. Наиболее распространенной ошибкой молодого мастера является включение в свой вводный инструктаж сообщения нового теоретического материала. Разъясняем: вводный инструктаж — это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися при самостоятельной работе. Конечно, мастер обязан и вправе проверять, в том числе и в ходе вводного инструктажа, как ученики готовы реализовать теоретические знания, полученные на уроках специальной технологии, на практике, но у вводного инструктажа строго конкретная направленность. При проведении вводного инструктажа перед учащимися ставится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее достижения. Здесь важно соблюсти несколько условий. 1. Зная свойства личности каждого своего ученика, так построить объяснение технологии (или иных аспектов) работы, чтобы учащийся проникся уверенностью в посильности задания и четким представлением последовательности своих действий при его выполнении. Так создается психологический настрой на активную реализацию установок мастера. 2. Непременное условие вводного инструктажа — предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе — типовые, а следовательно, из года в год учащиеся испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки, которые мастер способен предвидеть. Предупреждение о них стимулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стремления к технологической дисциплине.
3. Обязательным элементом вводного инструктажа должно быть обращение к безопасному выполнению приемов, сознательному соблюдению правил безопасности труда. Предупреждая травматизм учащихся при производственном обучении, следует подробно рассказать, какие последствия влечет за собой небрежность, невнимательность, шалость во время работы и т.п. На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или, увы, неудачи) вашего урока и, как следствие, уровень достижения его целей. Вводный инструктаж учащихся на занятиях производственного обучения является обязательным и может включать следующие вопросы: назначение изделия и значение деятельности по его выполнению; характеристики материала изделия, его технологических свойств; разбор чертежа детали, подлежащей изготовлению учащимися, с разъяснением значения и особенностей условных обозначений на нем, технических требований и условий, имеющихся в этой документации; подробный разбор технологии изготовления изделия, ее особенностей в данном случае, рассмотрение условий базирования, закрепления и т.п.; правила пользования оборудованием и инструментами (демонстрация, показ) с объяснением способов наладки, установки и закрепления; показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения учебно-производственного задания, ознакомление с прогрессивными инструментами и приспособлениями новаторов, выделение их преимуществ; правила техники безопасности при выполнении данного изделия, предостережение о возможных ошибках и опасностях; организация рабочего места для данного случая работы; основные критерии оценки качества (годности) изделия и т. п.; проверка усвоения учащимися изложенного материала и (при необходимости) повторный показ и объяснение недостаточно понятого. Самым продолжительным этапом занятия является выполнение учащимися заданий мастера. Руководство их деятельностью, исправление допускаемых ошибок и т. п. со стороны мастера является текущим инструктажем. Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время этой работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности. 1. Его содержание исходит из условий необходимости. Это значит, что корректируются те действия учащихся, ошибочное выполнение которых было обнаружено при целевых обходах. Например, обнаружены типовые ошибки у многих учащихся. Вывод — необходимо провести дополнительный инструктаж для группы (или ее части). 2. Это часть урока, где мастер при обходе рабочих мест ставит перед собой конкретную цель и не отвлекается от нее (кроме случаев, когда действия учащихся грубо нарушают правила безопасного труда). 3. Это часть урока, на которой индивидуальный подход мастера к каждому ученику вызывает сильную мотивацию интереса, активности, создает психологический фон для уверенности учеников в своих знаниях и способностях. 4. В ходе целевых обходов мастер уясняет степень овладения учащимися полученных знаний, умения претворять их на практике и такая обратная связь помогает дифференцированному подходу к каждому ученику. Следует особо оговорить, что один из последних обходов мастера обычно посвящен оценке и приемке выполненных работ учащихся и является источником информации для проведения завершающего этапа занятия. Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя: подведение итогов занятия; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в своей будущей работе по изучаемой специальности. Вместе с тем имеется ряд моментов этого этапа урока, на которые молодой мастер должен обратить внимание. 1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют от наставника глубокого психологического проникновения в индивидуальность, так как от умения (даже при допущенных ошибках) вселить в учащегося уверенность в том, что он не хуже других справится с заданием в следующий раз, зависит мотивация учения и труда. 2. Выделив при подведении итогов и анализе работы умения собственно творческого характера, мастер формирует творческую активность учащихся, создает нравственную атмосферу, побуждающую учеников проявлять творческое использование накопленного опыта в разнообразных технических ситуациях (в том числе и новых). 3. Наконец, есть очень важный для педагога психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что мастер не имеет «любимчиков», справедлив в оценках, его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, а в отношениях создаются доверие и здоровый психологический климат. При оценке работы на разных этапах обучения подходы могут быть различными: на первоначальном периоде освоения специальности больше внимания уделяется качеству, на последующих — исходя из качества выполненной работы и сроков выполнения. Задание Для своего занятия, выбранного на лабораторной работе № 4, разработайте ход проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. Порядок выполнения работы 1. Продумайте, как ознакомить учащихся: а) с содержанием работы и средствами (оборудование, инструменты, приспособления и т.п.), с помощью которых ее можно выполнить; б) с технической документацией и требованиями к изделию; в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и работы в целом, способами контроля; г) с возможными затруднениями, ошибками; д) с предупреждением возможных нарушений правил безопасности труда. 2. Представьте, как лучше провести показ приемов работы. 3. Продумайте, возможна ли активизация познавательной деятельности учащихся в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить. 4. Запишите вводный инструктаж в план-конспект. 5. Продумайте, как обеспечить целенаправленное дифференцированное наблюдение за работой каждого учащегося и всей группы в целом. С этой целью: а) определите содержание целевых обходов; б) предусмотрите формирование навыков самоконтроля за выполняемой работой; в) учтите, какие из выполняемых операций активизируют знания учащихся по основам наук, наполняют физический труд интеллектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск. 6. Продумайте возможность письменного инструктирования. 7. Запишите текущий инструктаж в план-конспект, конкретизируя целевые обходы. 8. Выделите для себя, какие дидактические и воспитательные цели должны быть достигнуты на заключительном инструктаже. С этой целью: а) продумайте критерии объективной оценки результатов труда; б) установите, какие из возможных ошибок могут быть исправлены на следующем занятии; в) наметьте, какие стороны анализа могут касаться формирования ответственности за качество труда, экономического мышления, чувства удовлетворения от выполняемой работы; г) предложите литературу для внеклассного чтения по теме (программы, раздела, урока). 9. Запишите заключительный инструктаж в план-конспект. Литература: [3, 8, 16, 21, 25, 38, 39].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Цели работы Получение начальных умений выбора методов для проведения занятий. Углубление знаний по особенностям использования методов обучения. Справочно-информационный блок Одной из сторон, характеризующей профессионализм и педагогическое мастерство педагога, является знание им методов обучения и умение их подбора для проведения конкретных занятий. Методы обучения — это характер взаимодействия педагога и обучаемых, поэтому правомерно рассмотреть их с двух сторон: как методы преподавания — со стороны педагога и как методы учения — со стороны обучаемых. Деятельность ученика в процессе обучения в основном и планируется как отражение деятельности его наставников. Она может носить репродуктивный или продуктивный характер. В первом случае самостоятельность ученика незначительна, во втором от учащегося требуется самостоятельное приобретение, добывание знаний и умений. Такой подход к обучению часто называют проблемным. При проблемном обучении воспитывается творческая активность учащихся, прививается умение самостоятельной подготовки и решения жизненно важных практических и теоретических задач. Единой классификации методов обучения в педагогике нет. При выборе методов обучения необходимо помнить, что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, и может быть применим в определенных конкретных условиях. Нет универсальных методов. Речь может идти о правильном и умелом сочетании методов обучения в зависимости от поставленных учебных задач. Варианты записи методов обучения в планах-конспектах уроков приведены в разделе 8.2 главы 8. Выбор методов в общем случае определяется: принципами обучения; целями и задачами обучения; содержанием предмета вообще и конкретной темы, раздела в частности; учебными возможностями учащихся (возраст, степень развития и т.п.); возможностями учебно-материальной базы, применяемой системы трудового (производственного) обучения; возможностями самого педагога, его личностными качествами, опытностью и т.п. Умение подобрать оптимальный (для данного случая) метод (или их сочетание) значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю гарантированно достигать поставленной цели. Задание Для избранного занятия (лабораторная работа № 4) подберите и продумайте целесообразность методов решения основных задач, намеченных к реализации на уроке. Порядок выполнения работы Предварительно (исходя из опыта и здравого смысла) определите методы, которые будут применены на уроке. Проверьте правильность выбора, используя приведенную ниже примерную алгоритм-схему проверки целесообразности выбираемого метода. 1. Какой путь к решению данной задачи целесообразнее: индуктивный или дедуктивный? 2. Обеспечивает ли выбранный метод проблемную постановку задачи и соответствующее ее решение? 3. Соответствует ли уровень проблемы уровню развития, подготовленности учащихся? 4. Имеются ли в наличии средства, необходимые для достижения решения данным способом? 5. Насколько деятельность учащихся будет самостоятельной? Какая помощь учителя им потребуется? 6. Насколько характер деятельности учащихся будет продуктивным? 7. Согласуется ли с данным методом выбранная форма организации труда учащихся для успешного решения задачи? 8. Будет ли обеспечен само- и взаимоконтроль учащихся? 9. Возможны ли другие сочетания видов деятельности учеников и средств обучения, контроля? Оптимально ли выбранное сочетание? 10. Будет ли стимулироваться творческая активность учащихся в процессе решения задачи данным методом? 11. Достаточно ли учебного времени при использовании данного метода? Рационально ли оно используется? 12. Какие вспомогательные методы могут быть применены для повышения продуктивности познавательно-практической деятельности учащихся? После выполнения проверки записать обоснованные методы для проведения занятий в план своего урока. Сдать полностью оформленный план-конспект после занятия № 8. Литература: [5, 8, 21, 25, 31, 39, 40].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 ПОДГОТОВКА МАСТЕРА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) К ЗАНЯТИЮ. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УРОКОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Цели работы Получение первоначальных умений определения структуры занятия. Ознакомление с порядком составления плана-конспекта урока. Изучение особенностей планирования теоретических и практических занятий. Справочно-информационный блок Вариант для преподавателя специальной технологии Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они ни подбирались педагогом. В значительной степени на достижение результата влияет функционирование различных форм деятельности преподавателя и учащихся на уроке. А все формы взаимодействия на занятиях специальной технологии отражены в структуре комбинированного урока — наиболее распространенного типа урока, лежащего в основе конструкции всех остальных типов уроков. Все чаще в научной и методической литературе упоминают о разновидности комбинированного урока, называемого синтетическим. В учебнике «Педагогика школы» под редакцией профессора И. Т. Огородникова ему дается следующее описание: «Под синтетическим подразумевается такой урок, на котором решаются различные дидактические задачи: ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, их закрепление и повторение ранее пройденного. В отличие от так называемого комбинированного урока синтетический урок в зависимости от дидактической цели и специфики учебного материала строится по-разному. На этих уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учителем, но и в разнообразной самостоятельной работе учащихся». Академик М. И. Махмутов выделил главную сущностную черту синтетического урока в том, что в его основе лежит чаще всего самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это обстоятельство в полной мере характерно для занятий по специальной технологии с использованием проблемно-творческого метода обучения учащихся, а поэтому должно быть отражено в составлений планов занятий, т.е. при текущем планировании своей работы преподавателем. Вместе с тем ряд ученых (Ю.А. Конаржевский, И. Ф. Харламов и др.), рассматривая различные типы уроков, полагают, что все они не что иное, как различные структурные сочетания этапов комбинированного урока. Более того, под влиянием новейших психологических теорий на развитие творческого мышления преподавателей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития, возникла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения. Ее основу составляет адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач. В условиях адаптивной системы обучения преимущественной становится самостоятельная деятельность учащихся, управляемая педагогом при помощи использования различных обучающих и контролирующих программ. Простейшая организационная модель выглядит так:
Что же тут нового? Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока. На каждом уроке преподаватель чему-то обучает всех, а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы учащихся по очереди). Ученики соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Суть такой системы обучения — это максимальное сближг 1ие преподавания новой информации и обучения приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное. Умение самостоятельно работать — вот чему учат при таком подходе к организации занятий. Тогда дидактический срез комбинированного урока (в общем случае) проясняет таблица 33. Естественному каждого типа урока имеются различия в его построении, но залог успеха занятия зависит от понимания будущим педагогом главного условия его достижения. Оно заключается в том, что каждый урок должен быть рабочим сотрудничеством соратников в деле развития и обновления себя, основанным на деловой доброжелательной атмосфере и уважении личности. Несколько советов (из практики). План урока удобнее составлять на отдельных листах. На первом — тема, цели занятия (обучающая, воспитательная, развивающая), методы проведения, материальное обеспечение, межпредметные связи, литература для учителя и рекомендуемая для учащихся. На втором — ход урока с указанием этапов, решаемых вопросов, проблемных и поисковых ситуаций и т.п. Третий лист — только для краткого конспекта, который дается учащимся для записи на уроке. Времени на длительное конспектирование не выделяется, поэтому сжатости и продуманности таких записей преподаватель должен уделять достаточно внимания. При этом может оставляться место для рисунков, схем и др., выполнение которых может быть перенесено на домашнее задание. Запись этапов и элементов урока может быть более или менее подробной. Канонизированной формы планов урока нет, но при всем разнообразии план-конспект урока обязательно должен отражать тему, цель, оснащение, ход. Наличие перед началом занятия плана — обязательное и непременное условие работы преподавателя специальной технологии. Вариант для мастера производственного обучения Мы уже говорили выше, что урочная система производственного обучения наиболее полно осуществима в начальный, операционный и комплексный периоды, когда приобретенные навыки по выполнению основных операций закрепляются при выполнении учебно-производственных работ. В эти периоды наиболее часто используется следующая структура занятий. А. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Проверка готовности и отметка в журнале явки учащихся. 2. Вводный инструктаж. 3. Выдача инструмента, технической документации, заготовок, материалов и др. 4. Распределение (расстановка) учащихся по рабочим местам. Б. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Выполнение учащимися упражнений или учебно-производственных работ. 2. Текущий инструктаж (индивидуальный). 3. Текущий групповой или фронтальный инструктаж (проводится по мере необходимости). 4. Проверка и оценка учебно-производственных работ, выполненных учащимися. В. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Организация уборки учащимися рабочих мест. 2. Контроль правильности хранения материалов, инструментов, технической документации и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|