Фронтальная форма организации производственного обучения 7 глава
По своему опыту могу сказать: самообразование — это, прежде всего и главным образом, чтение книг, научно-технических и литературно-художественных журналов самого широкого круга, избирательное посещение выставок (и не только узкоспециальных, связанных с проблемами технологии, но и самых разных), систематический, направленный просмотр телепередач (надо быть и в курсе того, что смотрят ваши ученики). Но — сошлюсь опять-таки для примера на собственный жизненный опыт — не обойтись и без периодического освоения нового на практике. Много лет тому назад автор начинал с работы на универсальном токарном оборудовании и, годы спустя, легко преподавал соответствующую специальную технологию, прекрасно, до мелочей, зная материал. Через некоторое время понял, что на багаже прошлого опыта не продержаться: на производстве появились станки с ЧПУ. Пришлось проходить переподготовку в знаменитом «Станкине» (Москва). Прошли годы, и — с появлением гибких производственных систем и робототехнических комплексов — пришлось в совершенстве осваивать их. Но в жизнь приходит все новое и новое... Постоянный, взыскательный и самокритичный самоанализ собственной педагогической деятельности помогает выявить у себя слабые места в профессиональной подготовке. Мои выпускники, годы спустя после окончания вуза, признавались, что под другим ракурсом, по новому перечитывали и Дейла Карнеги, и Александра Романовича Лурия, труды других психологов и педагогов, чтобы применить их в работе. Жизнь заставила! Самообразование не исключает творческого общения и даже консультаций с более опытными и умудренными коллегами по работе. Но молодой педагог должен понимать, что заимствование чужого опыта, даже самого лучшего, не должно приводить к механическому переносу его отдельных приемов или метода в свою работу. На вооружение надо брать Идею, рациональную суть опыта, творчески интерпретируя его под СВОИ условия работы, под индивидуальные особенности учащихся СВОЕЙ группы.
Успех сопутствует тем, кто стремится к собственному совершенству. В любом деле, а в образовательной сфере — особенно, повести за собой других может не каждый. Только человек увлеченный, знающий, интеллектуально развитый, настойчивый и целеустремленный, профессионально компетентный и мобильный может стать в глазах учащихся образцом для подражания. Стать таким в глазах своих учеников может наставник, непрерывно двигающийся вперед! Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие формы методической работы применяются в учебных заведениях НПО? 2. Что включает в себя понятие «коллективная методическая работа»? 3. Каковы направления деятельности методических комиссий? Раскройте содержание этих направлений. 4. В чем сущность организации методической работы в учебном заведении НПО по единой педагогической теме? 5. Что дает взаимопосещение уроков? Какой эффект эта форма методической работы может иметь для начинающего мастера производственного обучения?
РАЗДЕЛ III ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Методика производственного обучения постоянно совершенствуется и развивается, что находит отражение в практике учебных заведений НПО. Появляются усовершенствованные программы, в которых все большее внимание уделяется развивающему обучению. Для того, чтобы выпускники вузов по специальности «Профессиональное обучение» были готовы к любым изменениям в учебных программах, необходимо в процессе учебы знакомить их с возможными перспективами развития методики преподавания специальных дисциплин и производственного обучения. Теоретическая подготовка должна соответствовать требованиям практики сегодняшнего дня и даже опережать их.
Лабораторно-практические занятия — один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Они придают материалу, полученному на лекциях, профессионально-педагогиче- скую направленность, трансформируя теоретические знания в умения и навыки во время практических и лабораторных занятий, активных педагогических практик. 1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки будущих педагогов профессионального обучения Лабораторные работы решают одну из важнейших задач дидактики — связь теории с практикой. При этой форме подготовки специалиста могут быть практически учтены все изменения в программах, отражающие новые достижения в области науки и техники, а также методические рекомендации, построенные на изучении передового педагогического опыта. Лабораторные занятия имеют большое воспитательное значение, способствуют развитию мышления и приобретению профессиональной уверенности у студентов. Лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач: развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами, новейшими приборами, навыков выполнения заданий в срок, экономного расходования материалов; способность к самостоятельному анализу состояния конкретной учебно-научной проблемы, к выполнению практического задания с обсуждением предлагаемых вариантов его решения; понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории с практикой; развитие творческого мышления, технических способностей и наблюдательности в ходе реальных технологических процессов; умение анализировать и обобщать полученные результаты; делать из них логические выводы и находить им практическое применение; формирование интереса к самостоятельному поиску, эксперименту, разработке необходимых приспособлений и приборов;
выработка умения четко, точно, лаконично и грамотно формулировать свои мысли, участвовать в научной дискуссии; умение руководить познавательной деятельностью учащихся и направлять их интерес к технике, формировать рационализаторский подход к существующим технологиям; умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и соответствующими схемами; умение подбирать аудиовизуальные средства обучения и дидактические материалы по конкретным темам программы. Таким образом, лабораторные занятия таят в себе большие резервы для творческой самостоятельности студентов. Кроме того, у будущих педагогов формируются умения и навыки по организации и постановке лабораторных работ в соответствии с программой производственного обучения, конструированию и разработке технологии изготовления изделий и объектов труда. И как результат, знания, полученные при выполнении данных лабораторно-практических работ, помогут до минимума сократить срок адаптации молодого специалиста в первоначальный период работы. 2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ Считаем полезным дать следующие рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ. Конспект лабораторно-практических работ желательно составлять в общей тетради. Эту тетрадь стоит сохранить и использовать во время учебных (педагогических) практик и в последующей педагогической работе. Она поможет вам. Рекомендуем следующий порядок оформления лабораторно- практических работ. 1. Дата проведения. 2. Лабораторно-практическая работа № (записать номер). 3. Название работы. 4. Цель (записать цель работы). 5. Вопросы, на которые необходимо ответить, или задание преподавателя. 6. Ответы на вопросы или отчет по заданию. 7. Перечень использованной литературы (оформляется по установленным правилам). 8. Вывод. К последнему пункту — «Вывод» — предъявляются особые требования: он должен отражать результаты самостоятельной работы студента. Очень ценно, если здесь будут отражены возникшие замечания и предложения по методике преподавания отдельных тем, разделов, по учебным материалам, литературе и т.д.
Полезно делать заметки «для себя». Например: «Для успешного закрепления с учащимися материала по механическим свойствам металлов очень полезен просмотренный мной кинофильм "Прочность открывает мир". Может быть приобретен в городском пункте видеопроката». Такие записи пригодятся. При оформлении лабораторно-практических работ необходимо выполнять в конспекте рисунки, схемы, чертежи, таблицы, графики по существу изучаемых вопросов. Для будущего мастера умение аккуратно, качественно оформлять документацию является профессионально важным. Поэтому лабораторно-практические работы должны оформляться с использованием чертежных инструментов. Лучше всего это делать в цвете. Тогда у будущего педагога выработается привычка к использованию на занятиях цветных мелков и изготовлению цветных кодограмм и т. п. Предлагаемые далее лабораторно-практические работы подготовлены в соответствии с вузовской программой курса «Методика профессионального обучения». Они посвящены тому, что представляет главную сложность в работе начинающего педагога (студента), требует его особой подготовки. Применительно к деятельности мастера производственного обучения — это его подготовка к проведению занятий в учебных мастерских и на предприятии. Каждой работе предшествует краткое пояснение, которое способствует уяснению поставленных целей и задач, путей их реализации. В необходимых случаях даны альтернативные варианты, расширительные блоки учебной информации. В конце каждой лабораторно-практической работы даются соответствующие цифровые отсылки к разделу «Рекомендуемая литература». Выделены вопросы, которые должны отрабатываться с использованием литературы, должностных инструкций, рабочей бланковой документации, различных справочных и расчетных материалов. Предполагается, что каждый вуз может изменять приведенную тематику лабораторных и практических работ с учетом направлений специализации студентов, обучающихся по специальности 030500 — педагог профессионального обучения. 3. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 МЕТОДИКА ОБЩЕЙ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРА К ЗАНЯТИЯМ С ГРУППОЙ. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ Цели работы Формирование у будущих мастеров производственного обучения начальных умений и навыков анализа рабочих программ. Изучение структуры и содержания программы производственного обучения (по специальности).
Выявление возможных межпредметных связей при обучении учащихся специальности. Общие методические рекомендации Учебная (рабочая) программа является основным документом, которым руководствуется мастер, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т.д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами. Учебная программа не является чем-то застывшим — ее содержание из года в год может корректироваться. Мастер должен активно участвовать в совершенствовании программы. Любая программа требует от педагога творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятельного решения — с учетом состояния учебно-материальной базы данного учебного заведения, особенностей производства, для работы на котором подготавливаются будущие рабочие. В этой связи необходимо сразу оговорить возможности педагога профессионального обучения по самостоятельной интерпретации рабочей программы. Мы уже упоминали, что в программе может быть учтен региональный компонент стандарта профессионального образования. Кроме этого, опыт подготовки квалифицированных рабочих для конкретного производства показывает, что существует практика заказа обучения (в рамках известной профессии) на определенном оборудовании, для выполнения специальных работ и т. п. Следовательно, содержательное и методическое творчество по совершенствованию рабочих программ может реализоваться по нескольким направлениям: в пределах инвариантной части базовой модели учебного плана; в рамках общего времени, отводимого на региональный и местный компоненты, разработанные и откорректированные в данном учебном заведении; на факультативных занятиях. Рассмотрим эти возможности более подробно, но оговорим одно очень важное обстоятельство: любая интерпретация программы производственного обучения конкретной специальности, как бы она ни видоизменялась с учетом упомянутых выше обстоятельств, не должна урезать обязательный минимум содержания, установленный федеральным компонентом ГОСТа НПО. Таким образом, совершенствование рабочих программ следует осуществлять в сторону более полного и качественного освоения учащимися профессии, с учетом достаточных оснований для обеспечения специфических требований конкретного места будущей работы подготовленных специалистов. Наконец, обязательным условием легитимности любой авторской программы остается процедура ее экспертизы и утверждения методической комиссией (объединением), о чем уже упоминалось ранее. Мастер должен совершенно отчетливо представлять себе, когда, чему и как учить, подготавливая компетентных специалистов, поэтому глубокое знание рабочей программы является совершенно необходимым условием подготовки к работе с группой. Мы рекомендуем начинать ознакомление с программой, внимательно изучая пояснительную записку к ней. Задание Ознакомьтесь с построением и содержанием программы производственного обучения (по конкретной специальности). По указанию преподавателя письменно ответьте на некоторые из нижеприведенных вопросов. 1. Укажите основные задачи и сформулируйте цели производственного обучения будущих рабочих. 2. Определите трудовые операции, к выполнению которых в соответствии с квалификационной характеристикой должны быть подготовлены учащиеся. Как различаются квалификационные требования для уже установленного и повышенного рабочих разрядов? 3. Выявите, соблюдается ли принцип «от простого к сложному» в последовательности изучения приемов и операций при обработке материалов. 4. С какими графическими понятиями при прохождении операционных тем встретятся учащиеся? Помните ли вы все особенности этих стандартов? 5. Рассмотрите последовательность изучения по годам обучения и разделам программы сведений об обрабатываемых материалах, их свойствах и технологических особенностях. 6. Оцените, имеет ли в программе место системный подход при овладении учащимися сведениями по управлению, наладке и эксплуатации отдельных типов (или групп) оборудования, подлежащего изучению. 7. В каких темах рабочей программы учащиеся знакомятся с современными процессами формообразования материалов? С какими сортаментами или артикулами материалов они могут встретиться при этом? 8. С какими электротехническими понятиями (сведениями по допускам и техническим измерениям или другим вопросам — по усмотрению) должны быть ознакомлены учащиеся? Как это согласуется с включенными в учебный план теоретическими дисциплинами? 9. Подберите (с обоснованием) возможные объекты труда при производственном обучении в учебно-производственных мастерских: а) для операционных тем программы; б) для комплексных работ. 10. Выявите, в каких разделах предусмотрено ознакомление учащихся с вопросами научной организации труда (НОТ) и безопасных приемов труда (год обучения, тема программы). 11. Выявите рациональность проведения экскурсий в системе занятий по производственному обучению. Предложите основные цели экскурсий по годам обучения; наметьте ориентировочное место проведения. 12. Определите возможности межпредметных связей и покажите на примерах использование в производственном обучении знаний, получаемых учащимися на занятиях по основам наук. 13. Выясните, сколько времени (по годам обучения и на каких темах) отводится на производственную деятельность группы. В какие периоды обучение производится в мастерских и на предприятии? Порядок выполнения работы 1. Ознакомьтесь с содержанием пояснительной записки и тематическими планами производственного обучения (по годам обучения). Определите количество занятий по каждому разделу (теме) и срокам их проведения. 2. Проведите детальное изучение и анализ теоретических сведений и практических навыков, которыми должны овладеть учащиеся (по разделам программы). Сравните с требованиями квалификационной характеристики. 3. По разделам программы определите, какими инструментами, приспособлениями, управлением какого оборудования должны овладеть учащиеся. В какие временные периоды это должно проходить? Для практических работ наметьте возможные объекты труда (уточнив разряды работ): а) для упражнений; б) для операционных тем. 4. Изучив разделы программы, выявите, по каким из них могут быть проведены лабораторно-практические работы (наметьте тематику), экскурсии (куда). 5. По учебному плану проанализируйте согласование времени изучения тем на уроках специальной технологии с проведением занятий производственного обучения (практических работ) по этим темам в мастерских училища. 6. Письменно ответьте на поставленные вопросы, оформив ответы в виде приведенной ниже таблицы.
Если у вас возникли какие-либо соображения по тому или иному вопросу, запишите их в графу «личное мнение». Литература: [1, 5, 10, 13, 21, 25, 29, 39].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Цели работы Научиться анализировать методическую, учебную и научно- популярную литературу. Изучить основную учебно-методическую литературу по производственному обучению (специальной или общетехнической дисциплине — по заданию), которая может быть использована при самостоятельной подготовке. Справочно-информационный блок Профессиональная школа должна идти в ногу со временем. Для того чтобы возглавить этот процесс, педагог должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики профессионального обучения, в первую очередь постоянно изучать и анализировать документы государственных образовательных стандартов, новую учебно-методическую литературу, новые учебные пособия. К методической литературе принято относить пособия, предназначенные для преподавателя, к учебной — адресованные ученикам, В учебно-методических пособиях по обучению избранным специальностям (или изучению конкретных дисциплин) содержится определенный опыт работы самого автора или обобщенный им. Но материальная база обучения, местные условия, уровень подготовки учащихся различны, а в обучении конкретной специальности многое определяется этими факторами. Поэтому мастер {преподаватель), изучив учебно-методическую литературу, должен проанализировать ее, к рекомендациям отнестись критически, оценивая их с точки зрения своих возможностей, а полученными знаниями пользоваться творчески. Аналитического подхода требует и существующая учебная литература. Но обращение к ней мастера на занятиях не просто желательно, а необходимо. Особенно это касается учебно-справочной литературы и справочных разделов в учебных пособиях. Поясним, почему это так важно. 1. Формируемая на занятиях наряду с системой практических умений и навыков система знаний, относящихся к области машиноведения, материаловедения, технологии обработки конструкционных материалов и другим, включает целый ряд специальных понятий. При отсутствии учебных пособий на их конспектирование теряется много времени. 2. Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся с техническими сведениями, о которых педагог в связи с дефицитом учебного времени иногда упоминает мимоходом. 3. Технологическая дисциплина и высокий уровень качества продукции достигаются при выполнении производственных заданий по учебно-технической документации, прежде всего — чертежу изделия и технологической карте его изготовления. Если учеб- но-техническая документация содержится в учебном пособии, это способствует закреплению и углублению знаний, в том числе и при самостоятельном изучении. 4. При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их дидактическая ценность способствует лучшему уяснению технологических и технических особенностей производственных процессов. Таким образом, от будущего педагога требуется вдумчивое отношение к отбору и использованию литературы для своей деятельности, и этим в основном определяются указанные выше цели настоящей работы. Задание Ознакомьтесь с рекомендуемым для конкретной дисциплины или специальности (определяет преподаватель) списком методической и учебной литературы. Выберите и обоснуйте выбор учебного пособия(ий), которое будет использовано на занятиях производственного обучения. План изучения каждого пособия 1. Определите назначение пособия. 2. Сопоставьте с содержанием учебной программы. Соответствует ли оно в целом своему назначению (обосновать)? 3. Какие методические разработки отдельных тем программы производственного обучения или отдельных занятий имеются в пособии? Какова полнота этих разработок? 4. Каким темам программы соответствует содержание фактического учебного материала пособия? Оцените доступность его изложения для учащихся, учет возрастных особенностей, наглядность. Определите полноту изложения учебного материала соответственно требованиям рабочей программы производственного обучения; охват теоретических и практических вопросов овладения изучаемой специальностью. 5. Проанализируйте указанные в пособии объекты труда и техническую документацию на изготовление изделия с точки зрения их посильности для учащихся и возможностей их изготовления в условиях учебно-производственных мастерских. Каким темам программы соответствуют данные изделия? 6. Оборудование, инструменты и приспособления, описанные в пособии, — имеются ли среди них современные, прогрессивные конструкции, предложенные новаторами производства? 7. Какие другие вопросы освещены в пособии и какова их полезность для практической деятельности педагога профессионального обучения? 8. В справочно-библиографическом отделе библиотеки университета подберите учебно-методическую литературу по конкретному разделу программы (определяет преподаватель). Подберите литературу для рекомендации учащимся по внеклассному чтению[1]. 9. Составьте перечень специальных периодических изданий (журналов, реферативных изданий, сборников докладов научно-практических конференций и т.п.), которые могут стать полезным подспорьем в работе начинающего педагога профессионального обучения. 10. Дайте ваши замечания по пособию. 11. Письменно оформите ответы на поставленные вопросы. Перечень литературы сгруппируйте по разделам учебной программы с шифрами ББК и соблюдением всех требований оформления библиографии. Литература: [6, 10, 13, 24, 30, 35, 44].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ (УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ) Цели работы Научить будущих педагогов анализировать состояние материальной базы производственного обучения в учебном заведении НПО. Ознакомить студентов с требованиями к оборудованию учебно-производственных мастерских (или специализированных кабинетов). Справочно-информационный блок Материальная база — один из основных факторов, определяющих уровень трудового воспитания и профессионального обучения в учебном заведении НПО. Первые самостоятельные шаги молодого специалиста чаще всего состоят в критическом анализе материальной базы обучения и оценке ее соответствия нормативам. Студенты должны знать, что к материальной базе профессионального обучения предъявляются следующие требования: - соответствие площади мастерских Типовым положениям (по видам, назначению, количеству рабочих мест для учащихся); - оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по Перечням, разработанным для конкретных учебных мастерских; - соблюдение санитарно-гигиенических норм; - наличие условий безопасного труда учащихся; - обеспечение пожарной безопасности. Со всеми требованиями к организации учебно-материальной базы следует ознакомиться по специальной литературе, установленным и действующим нормам и правилам, положениям Законодательства об основах охраны труда Российской Федерации. Молодым педагогам будет также полезен богатый опыт по созданию и оборудованию типовых и специализированных мастерских, имеющийся в учебных заведениях НПО. Общие положения об основах охраны труда установлены Федеральным законом № 181-ФЗ от 17 июля 1999 года. Конкретные методические рекомендации мастеру производственного обучения имеются в утвержденном приказом Министерства образования РФ № 2953 от 14 августа 2001 года отраслевом стандарте «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01 — 2001».* Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях НПО введены в действие с 20 июня 2003 года (СанПиН 2.4.3.1186—2003). При окраске учебно-производственных помещений необходимо придерживаться «Указаний по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий» СН.181 —1970. Гигиеническую оценку шума по всему диапазону частот учитывают, используя «Методические указания по гигиенической оценке производственной и внепроизводственной шумовой нагрузки» № 4435—1987. На учебные рабочие места распространяются требования «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного постановлением Минтруда и социального развития № 12 от 14 марта 1997 года. Обеспечение пожарной безопасности в учебных заведениях регулируется Правилами пожарной безопасности ППБ 01 — 1993. Примеры типовых инструкций по технике безопасности приводятся в источнике [34]: при кулинарных работах [прил. 21, с. 180—181]; при работе с тканью [прил. 22, с. 181 —182]; при ручных операциях деревообработки [прил. 20, с. 179—180]; при ручных операциях с металлами [прил. 19, с. 178—179]; при работе на токарном станке по дереву [прил. 9, с. 169—170]; при работе на сверлильном станке [прил. 8, с. 168—169]; при работе на фрезерном станке [прил. 6, с. 166—167]; при работе на токарном станке по металлу [прил. 5, с. 165 —166]. Задание Посетите, по согласованию с преподавателем, типовые или специализированные учебно-производственные мастерские (учебные кабинеты специальных дисциплин) конкретных учебных заведений НПО. После ознакомления с контингентом учащихся, занимающихся в мастерских, и объектами труда, выполняемых на занятиях, составьте письменный отчет по прилагаемому плану. Задание может быть индивидуальным или групповым. Порядок выполнения отчета Отметьте в соответствии с заданием: 1. Тип мастерских. 2. Обеспечены ли мастерские оборудованием в соответствии с типовым Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования? В рабочем ли оно состоянии? 3. Обеспечены ли мастерские инструментом, предусмотренным Перечнем? Исправен ли он? 4. Соответствуют ли нормативам расстояния между оборудованием и внутренним контуром помещения? 5. Рационально ли расположено оборудование? 6. Как организовано хранение инструментов, изделий и материалов? Оцените его с точки зрения рациональности и научной организации труда. 7. Выполняются ли в мастерских общие правила техники безопасности, противопожарные мероприятия? 8. Созданы ли условия для использования на занятиях ТСО? Имеются ли в арсенале мастера диа-, видео- и кинофильмы? 9. Охарактеризуйте эстетику интерьера мастерских и целесообразность наглядного оформления. Достаточна ли освещенность помещения? 10. Выполните на листах формата А4 эскизы посещенных мастерских с указанием габаритных размеров, расположением оборудования, с обозначением рабочих мест (масштаб произвольный). Завершите отчет предложениями по улучшению условий труда в мастерских или по изменению планировочных решений, других вариантов хранения материалов или инструментов и т.д. Советуем критично отнестись к существующему порядку вещей, но из соображений этики (и по неписаным законам гостеприимства) свои негативные впечатления (если они будут) отразить только в отчете преподавателю. Литература: [13, 17, 21, 25, 34, 41, 42].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МАСТЕРА СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА Цели работы Ознакомление с целями планирования. Научить студентов составлению календарно-тематического плана производственного обучения. Ознакомление с различными формами календарно-тематиче- ских планов. Справочно-информационный блок Результаты обучения любой специальности достигаются лишь при совместной деятельности наставника и ученика. Поэтому мастеру необходимо планировать и тщательно продумывать каждый элемент предстоящего учебного занятия, своей деятельности на нем. Помимо этого должна быть предусмотрена и спланирована также деятельность учащегося при обучении. Студенты должны однозначно усвоить, что планирование своей работы — это основа научной организации процесса обучения. Убедить в этом будущих педагогов профессионального обучения должно раскрытие достигаемых целей планирования:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|