1.2. Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ
1. 2. Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ 1. 2. 1. Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ. Учебная дисциплина «Культура речи и деловое общение» относится к вариативной (профильной) части блока 1 «Дисциплины (модули)» в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Дисциплина «Культура речи и деловое общение» рассчитана на подготовку бакалавров в системе многоступенчатого образования и носит комплексный характер. В ней выделяют два основных блока: 1) основные понятия этики делового общения, 2) письменную коммуникацию в структуре делового общения. Изучение дисциплины «Культура речи и деловое общение» предназначено для получения целостного представления об особенностях культуры речи и делового общения человека как факторах успешности его профессиональной деятельности, повышения культуры речи и общения студентов, ознакомления с требованиями к оформлению документов, формирования умения работы с организационно-распорядительными и информационно-справочными документами. Для достижения поставленных задач студенты готовят сообщения, пишут контрольные работы, принимают участие в интерактивных обучающих играх. Все виды работы – как учебной, так и творческой – взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1. 2. 2. Основные понятия дисциплины. Содержание образовательной программы подготовки бакалавров по дисциплине «Культура речи и деловое общение» предполагает освоение следующих основных понятий: Деловое общение, этика делового общения. Основные единицы делового общения. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Указанные понятия положены в основу рабочей учебной программы дисциплины «Культура речи и деловое общение». 1. 2. 3. Междисциплинарные связи. Формирование компетенций по дисциплине «Культура речи и деловое общение» базируется на основе знаний, полученных ранее при изучении дисциплин гуманитарного цикла в средней общеобразовательной школе или колледже. Дальнейшее углубление и конкретизация знаний культуры речи и делового общения студентов происходит при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в вузе.
Данная дисциплина ориентирована на овладение приёмами психологического воздействия на партнёра с целью рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества. Одновременно студенты знакомятся с видами и классификацией документов предприятия, получают навыки организации работы с ними, учатся вести деловую переписку, составлять резюме. 1. 3. Требования к результатам освоения дисциплины и формированию компетенций В результате изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» в плане реализации компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВО, студент должен: Знать: - определение понятий деловое общение, этика делового общения; - основные нормы современного русского литературного языка; - основные формы речи; - основные способы переработки текстовой информации; - основные правила оформления деловых документов. Уметь: - писать аннотацию, тезисы, рефераты различных типов, курсовую работу; - доказывать и обосновывать свои мысли, аргументировать, опровергать, делать оценки, отвечать на вопросы; - выступать самостоятельно с подготовленным докладом, участвовать в диалоге, беседе, дискуссии; защищать курсовой проект; - анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей; - анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их; - анализировать текст на предмет соответствия его нормам современного русского языка; - выступать перед аудиторией. Владеть: - эффективными методиками коммуникации; - культурой речи и коммуникативной компетентностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|