СЕМИНАР № 2. Виды общения. Особенности невербальной и вербальной коммуникации
СЕМИНАР № 2. Виды общения. Особенности невербальной и вербальной коммуникации План 1. Особенности невербальной коммуникации в процессе общения. 2. Особенности вербальной коммуникации в процессе общения. 3. Деловые формулы знакомства, представления, приветствия, прощания. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации. 4. Барьеры общения. 5. Национальные особенности вербальной и невербальной коммуникации. В процессе занятия проводятся: - устный опрос; - представление и обсуждение докладов с презентацией по указанным темам; - проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и контрольных домашних заданий. Контрольные вопросы для проверки знаний 1. Раскройте понятия конгруэнтность, невербальное речевое воздействие, невербальные знаки, невербальные сигналы, символы, симптомы. 2. В чем состоит суть вербальной коммуникации? 3. Каковы коммуникационные эффекты, повышающие эффективность общения? 4. Перечислите и охарактеризуйте функции и виды общения. 5. Что такое «барьеры общения»? Охарактеризуйте барьеры общения. 6. В чем состоит полисенсорная природа невербальной коммуникации? 7. Функции невербальной коммуникации. 8. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на понимание невербального поведения. Задания для самостоятельной работы Перед выполнением Заданий 1, 2 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 2 «5. 1. 1. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания». Задание 1. Выучите по три этикетные формулы знакомства, представления, приветствия, прощания. Задание 2. Выучите пять этикетных формул, используемых в деловой ситуации.
Задача № 3. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык? Ответы аргументируйте: 1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений. 2. Система исторически сложившихся словесных знаков и средств общения. 3. Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли. 4. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения. Задание 4. Составьте схемы: «Принципы речевого воздействия», «Структура невербальной коммуникации».
Перед выполнением Заданий 5, 6 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 2 «5. 1. 2. Психологические барьеры общения». Задание 5. Проанализируйте предложенные ситуации, указав, какие психологические барьеры используются для описания реакций: 1. «Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени отпуская критические замечания. Это ее, наконец, выводит из себя, и она говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально все делаешь, чтобы мне настроение испортить! » 2. «Дочь возвращается в 1: 30 ночи, хотя обещала прийти в 12 часов. Мать ей говорит: «Я теперь знаю, что тебе совершенно нельзя верить. Какая ты бессовестная! Целый месяц ты никуда из дому не выйдешь! » 3. «У вас гости. Но ребенок мешает вам, отвлекая внимание гостей своими кувырками и прыжками на диване. «Ты что, не видишь, что нам всем это уже надоело? Иди в свою комнату и не вылазь оттуда, пока мы не закончим! » 4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать – раздражена. Мать говорит: «Кому нужны эти шумные праздники? Неужели нельзя пригласить только пару самых близких друзей? А еще лучше – друга бы себе завела. Все-таки 25 лет исполнилось, а у тебя – только эти дурочки в подружках ходят. Вот и убирай сама все после своих друзей! » Дочь отвечает: «Кого хочу, того и приглашаю – мой день рожденья! Не порть мне праздник! Пошла бы куда-нибудь – все спокойнее было бы! »
Задание 6. В предложенных ситуациях переформулируйте описанные реакции в терминах открытого выражения чувств и желаний. 1. «Мать убирает в комнате, а сын развлекается тем, что выдергивает вилку пылесоса из розетки и радостно смеется. Мать говорит: «Сынок, ты же уже вырос, а ведешь себя как маленький ребенок. Как тебе не стыдно? » 2. «Учитель звонит родителям и сообщает, что сын-подросток в классе нецензурно бранится и не слушает замечаний учителя. Отец говорит сыну: «Иди-ка сюда и объясни мне, почему я должен за тебя краснеть перед учителем. Ты слышал когда-нибудь, чтобы я или мама так ругались? Где ты этих слов понабрался? » 3. «Сын пару часов провозился в своей комнате и склеил, наконец, из бумаги клоуна в подарок отцу. Отец сидит у компьютера, сын дергает его за рукав и гордо преподносит клоуна. Отец говорит: «Отстань от меня! Сейчас закончу, приду и посмотрю. А пока начинай уборку в своей комнате! » 4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать – раздражена. Мать говорит: «Девчонки-то все уже замужем, одна ты меня изводишь! Вон сколько денег на еду и выпивку угрохали, лучше бы себе платье купила бы! А то ходишь, как оборванка! » Дочь отвечает: «Мои деньги – куда хочу, туда и трачу! И вообще - отстань от меня, так и норовишь мне праздник испортить! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|