Воспитывать более рассудительно и дальновидно
В поведении школьников меня больше всего раздражает именно то, с чем я сама имею проблему. Каким образом с любовью требовать определённых положений? Каким образом приводить в исполнение обязательные, предусмотренные программой требования, и делать это так, чтобы дети не чувствовали себя отвергнутыми и ненужными? Что делать, чтобы воспитывать детей рассудительнее и дальновиднее, чем была воспитана я сама?
Если мы - в семье или школе, - хотим чего-нибудь добиться от ребенка, прежде всего, должны задаться вопросом: понимает ли он, что от него требуется? Разумеется, при этом следует помнить, что существуют определённые требования, которые предъявляются ребёнку, независимо от того, осмысляет он их в данный момент или нет, согласен с ними или нет. Речь идёт о требованиях сохранения жизни ребёнка, его безопасности и благе. Кроме того, очень важно, в какой форме это требование предъявляется. Дети в своём большинстве умны и легко воспринимают предъявляемые им справедливые требования, если они излагаются доброжелательно. Всё, что не является жизненной необходимостью для ребёнка, следует воспринимать не столько как требование, сколько как предложение, рекомендацию. Например, родители обнаружили у своего шестилетнего ребёнка большие музыкальные способности. Они могут предложить ему обучаться музыке, всячески поощрять его к этому, но ни в коем случае не принуждать. Детство многих молодых людей было омрачено принуждением к делам, которые больше интересовали родителей, нежели самих детей. Предложения родителей лишь тогда имеют смысл, когда ребёнок с ними согласен и свободно их принимает. Если учитель, отец или мать утверждают: «В поведении ребёнка <...> меня раздражает то, с чем я сам (-а) имею проблему», это - большое достижение в работе над собой и в педагогической деятельности. А сейчас требуется, чтобы это «знание» (пока лишь на интеллектуальном уровне) претворить в жизнь: в повседневные реакции, постановления и действия. Следует учиться принимать собственное несовершенство и, одновременно, властвовать над ним таким образом, чтобы не изливать его на детей. Наши проблемы, недостатки и слабости не должны нас раздражать, необходимо их принять и, как это ни парадоксально звучит, полюбить. Их принятие может стать началом процесса эмоционального успокоения. Когда человек понимает себя и принимает собственные проблемы, то относительно легко принимает и проблемы других. Если у нас, взрослых, есть проблемы, вполне естественно, что есть они и у детей и молодых людей.
«Как с любовью требовать определённых положений?» Это очень большой вопрос. Давайте выделим один особый аспект. Требовать с любовью означает требовать с учётом личной свободы ребёнка. Зрелость человека измеряется способностью пользоваться собственной свободой. Одна из самых важных сторон в работе педагога состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться своей свободой, а также научить их нести за неё ответственность. Эти два понятия - свобода и ответственность - следует рассматривать вместе, и обучение молодёжи также должно проводиться вместе, одновременно. Свобода без ответственности превращается в произвол; ответственность, лишённая свободы, легко трансформируется в строгое и бездушное соблюдение жёстких правил и предписаний. Родители и воспитатели должны проникнуться глубокой верой в тот огромный потенциал развития, который заложен в каждом ребёнке. Он выражается в стремлении ребёнка к росту, преодолению своих слабостей и ограничений, в творческом отношении к действительности, в большой открытости на всё неведомое, в спонтанном доверии людям, которые занимаются его воспитанием. Воспитание состоит не в том, чтобы взрослый активно вёл подопечного по жизни, но, скорее в том, чтобы педагог по-товарищески сопутствовал ребёнку в его личных поисках и творчестве. О хорошем воспитательном процессе можно говорить лишь тогда, когда активное воспитание тесно связано с чутким товарищеским сопутствием ребёнку. Воспитательный процесс неизбежно будет искажён и обречён на неудачу, если ребёнок не проявляет никакого интереса к тому, чему его пытаются научить родители или педагоги.
В атмосфере понимания и открытости ребёнку легко можно продемонстрировать: всё то, чего он хочет для себя лично, является также желанием любого другого человека, и по праву принадлежит также и ему. Таким образом, у ребёнка воспитывается чувство открытости не только на свои потребности, желания и интересы, но также на потребности, желания и интересы других людей. Он проникается уважением к свободе и правам ближних - как сверстников, так и взрослых. «Каким образом приводить в исполнение обязательные, предусмотренные программой требования, и делать это так, чтобы дети не чувствовали себя отвергнутыми и ненужными?» В любой системе школьного обучения имеется ряд предметов, которые не всем детям будут одинаково необходимы в их взрослой жизни. Надо быть очень внимательным, чтобы не предъявлять слишком суровых требований к тем предметам, которые в дальнейшем не будут играть решающей роли. Психологические травмы, которые могут быть нанесены ребёнку при насильственном навязывании знаний по какому-то предмету или программе, могут причинить значительно большего вреда, чем незнание данного предмета или программы. Не каждому ребёнку крайне необходимы знания по математике, физике или даже литературе. Можно быть счастливым человеком, будучи при этом немного «недоучкой». Разумеется, речь идёт вовсе не об интеллектуальной лени. Однако следовало бы решительно защищать детей от таких учителей, для которых их предмет является важнее, чем ученик. Учитель, не имеющий психологического и духовного контакта с детьми, выполняя свои обязанности строго и формально, может совершенно неосознанно их ранить. В такой ситуации не следует ссылаться на неизвестное далёкое будущее ради демонстрации правильности и оправданности суровых педагогических требований: «Придёт время, и вы ещё будете меня благодарить!» Подобные изречения - не что иное, как подтверждение педагогической косности и беспомощности учителя.
Чтобы дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, следовало бы детально рассмотреть учебную программу, её цели, применяемые методики и прочее. Однако надо ориентироваться на то, что в реализации программы педагог не должен принимать сторону программы: не ученик существует для программы, а программа - для ученика. Уже само противопоставление в вопросе программы и снисходительности по отношению к ребёнку является неприемлемым. Программа должна составляться с учётом умственных, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребёнка. Разумеется, отдельные преподаватели не в силах изменить школьную программу, но они всегда могут учитывать потребности детей и приспосабливаться к ним. В конце концов, даже самые лучшие программы останутся на бумаге, если исчезнут хорошие преподаватели, способные внедрить эти программы в жизнь. Тем не менее, какой бы ни была программа, важно сохранить мудрое равновесие между требованиями программы и возможностями, интересами и желаниями ребёнка. Педагог не может пользоваться программой как розгами для детей. Программы, подготовленные просветительскими учреждениями, должны быть помощью для педагогов. Каждый учитель - в какой-то мере воспитатель. То, насколько хорошо учитель математики научит детей своему предмету, зависит не только от программы, знания материала и дидактических способностей преподавателя, но также - а, может быть, прежде всего, - от симпатии, доброжелательности и контакта, который он установит с детьми. Нередко дети учатся не столько для себя, сколько для учителя, которого они любят. Само собой разумеется, ребёнок должен многому научиться. Но нигде не сказано, что он должен научиться всему этому за то время, которое отведено программами, психологами, государственной образовательной системой, родителями или учителями. Подростковая психология во многом очень помогает понимать тинэйджеров, но, с другой стороны, она же иногда становится ужасным средством, направленным против них. Это происходит, когда её положения и рекомендации применяются формально, строго, холодно. Определённые понятия, сформулированные подростковой психологией, для некоторых родителей и воспитателей становятся догмами и, по этой причине, прокрустовым ложем для детей.
Например, если школьный психолог, основываясь на результатах определённых психологических тестов, неосторожно скажет родителям, что их ребёнок несколько отстаёт в умственном развитии, этой фразой он может нанести непоправимый вред им всем. Известно, что у ребёнка, находящегося в сложной эмоциональной ситуации, иногда возникают проблемы с учёбой, даже если его интеллектуальный уровень выше обычного. Когда ребёнок испытывает затруднения с учёбой, учитель или воспитатель обязан выяснить многое. Какова домашняя обстановка, в которой проживает ребёнок? Любят ли его родители? Не обидел ли его кто-нибудь? Ситуация, когда при оценке достижений некоторых детей не учитывается положение, в котором они на данный момент находятся, может обернуться несправедливостью. Типичный пример: семья живёт в однокомнатной квартире, у ребёнка нет своего угла, где бы он мог делать уроки, отец часто приходит домой пьяный и прочее. Может ли ребёнок в таких условиях хорошо учиться?.. «Что делать, чтобы воспитывать детей рассудительнее и дальновиднее, чем была воспитана я сама?» В этом - самая ценная часть вопроса. Анализ недостатков, которые имели место в процессе воспитания в семье и школе, в зрелом возрасте и при добросовестном исполнении педагогических обязанностей может оказаться необыкновенно полезным. Такой вопрос должен ставить перед собой каждый, кто имеет дело с детьми: родители, воспитатели, священники, государственные служащие. Нередко в своей воспитательной работе мы совершаем ошибки, жертвами которых когда-то были сами. Если мы их не осознаём, очередными жертвами становятся наши дети.
10. Если дети не хотят молиться Что делать, если дети не хотят молиться? Как склонить их к молитве?
Несомненно, заставлять их молиться не следует. Молитва имеет смысл лишь тогда, когда она совершается в полной свободе. То же относится и к детям. Нередко бывает так, что у детей, которых принуждали к молитве, появляется стойкое к ней отвращение на всю жизнь. Иногда требуется достаточно много времени и терпения, чтобы дети открыли для себя молитву как великую ценность человеческой жизни.
Как склонить упрямого ребёнка к молитве? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать несколько уточнений: возраст ребёнка, его конкретную нынешнюю ситуацию, впечатлительность, предшествующее религиозное воспитание, религиозный пример родителей, религиозную атмосферу в школе, отношение к ребёнку со стороны священников и преподавателей религии и т.д. Если нежелание ребёнка к молитве возникло из-за минутного упрямства, следовало бы отнестись к этому с пониманием. Однако нередко бывает, что, сопротивляясь молитве, ребёнок выражает свой протест родителям. Своим суровым принуждением взрослые не должны внушать ребёнку мысль о том, что Бог требует от человека молитвы, независимо от того, в какой ситуации он находится. Самым важным моментом в религиозном воспитании ребёнка является не столько поощрение или настойчивость родителей, сколько их личный пример и особая атмосфера веры, царящая в семье. Если ребёнок часто видит отца и мать молящимися, тогда и его личная молитва становится занятием естественным. Всё то, что делают родители, ребёнок воспринимает как норму. Даже если в юношеском возрасте у него и появятся те или иные преходящие сомнения в вопросах веры, а вместе с ними и в молитве, то со временем может произойти новое её открытие, причём, уже как открытие очень личной ценности. В религиозном воспитании следует приблизить молитву к нуждам и ментальности ребёнка. Дети обычно особенно сопротивляются, когда предлагаемые им формы и методы молитвы недоступны их впечатлительности, и тогда молитва воспринимается ребёнком как дело взрослых. Было бы хорошо и полезно поинтересоваться литературой, которая помогла бы взрослым разобраться в религиозных потребностях и впечатлительности собственного ребёнка. Существует также много детских религиозных книг, в которых предлагаются те или иные формы молитвы, адаптированные к детскому менталитету, ими и можно воспользоваться. 11. Моему ребенку три годика… Моему ребёнку три годика. Я вижу; что во многом он ведёт себя неправильно. Каким образом дать ему почувствовать, что, несмотря на недостатки, я его люблю? Однако мне не хотелось бы быть слишком мягкой. Можно ли говорить ребёнку: «Я тебя люблю, но меня очень огорчает то, что ты так поступаешь»? Я обратила внимание на то, что после таких моих слов ребёнок плачет даже сильнее, чем тогда, когда я его отшлёпаю.
Давайте сначала остановимся на нескольких моментах, которые могут оказаться существенными при рассмотрении затронутой проблемы. Детальный ответ можно будет дать лишь после индивидуального обследования ребёнка опытным педагогом. Представляется, что мать, прежде всего, должна более глубоко проанализировать своё отношение к ребёнку. Если сделанное замечание вызывает у него слёзы, возникает вопрос: «Почему малыш плачет?» Чего хочет этим добиться? Почему слова матери доставляют ему такую боль, что он ревёт? Плач ребёнка всегда носит символический характер. Конечно же, не может быть и речи о том, чтобы относиться к ребёнку снисходительно и не обращать внимания на его детские шалости. Но, с другой стороны, следует помнить, что малышу всего три года. Мать обязана учитывать его возраст и хрупкость, а также и то, что в таком возрасте ребёнка легко можно напугать. Невозможно требовать от трёхлетнего карапуза реакции взрослого человека, и немыслимо оценивать его поведение в моральных категориях добра и зла. В этой ситуации матери не следует беспокоиться по поводу неправильного поведения ребёнка. Необходимо также знать, что у детей наблюдаются более или менее продолжительные периоды детского бунта, которые со временем проходят. В такие моменты даже самые невероятные детские шалости имеют своё возрастное обоснование. Если у матери есть хороший эмоциональный контакт с ребёнком, она не должна прилагать усилий, чтобы с помощью каких-то особых слов или жестов показывать ему, что она его любит, даже когда делает ему замечания. Её любовь видна во всём: в жестах, интонациях голоса, произносимых словах, во взгляде; в том, как она прижимает к себе малыша, а также в помощи, которую она ему оказывает. Любовь к ребёнку, прежде всего, проявляется в уважении к его чувствам, и чувства трёхлетнего человечка требуют уважения. Каждое дитя имеет право на свои чувства так же, как и любой взрослый. Его чувства имеют ту же ценность, что и чувства матери или отца. Если ребёнок ведёт себя неправильно, у родителей сразу должен возникнуть вопрос: какова символика такого поведения? Что он хочет выразить своим поведением? Как связано подобное поведение (особенно повторяющееся) с действиями отца и матери? Папа и мама должны учиться прочитывать то, что именно скрывается за повторяющимися поступками малыша, как и за всем его поведением. Например, если старший ребёнок проявляет агрессию по отношению к младшему брату или сестре, матери следует задуматься, не стала ли она уделять слишком много внимания младшему, неосознанно отодвигая старшего на второй план? Вместо отстранения старшего, мать должна бы вместе с ним заниматься младшим. Родители создают здоровую воспитательную атмосферу в семье, когда оказывают ребёнку внимание, понимают его, когда считаются с его интересами, потребностями и желаниями. Иногда очень трудно претворять это в жизнь, поскольку малыш просто ещё не в состоянии чётко объяснить, чего именно он желает и что собственно ему необходимо. Когда отец и мать строго наказывают ребёнка за плохое поведение, он вытесняет это в подсознание. Дети приспосабливаются к требованиям родителей, но это происходит за счёт эмоционального подавления. В таком состоянии у ребёнка, прежде всего, возникает страх быть отвергнутым, вместе с тем нарастает и чувство обиды, утрачивается ощущение безопасности. Взрослые имеют огромные преимущества перед маленьким ребёнком, и очень легко могут использовать их против него. Воспитание требует большой тонкости и эмоциональной деликатности, ибо разрушить хрупкую, ранимую впечатлительность малыша чрезвычайно легко. Одним же из важнейших проявлений этой деликатности является осознание собственных чувств. Люди, не осознающие своих чувств, очень легко могут ранить ребёнка собственным эмоциональным преимуществом. «Я делаю это ради его блага!» Нередко подобные слова - лишь попытка усыпить неспокойную совесть взрослого, который чувствует двусмысленность педагогических шагов, продиктованных эмоциональным насилием. «Можно ли говорить ребёнку: "Я люблю тебя, но меня очень огорчает то, что ты так поступаешь"? Я обратила внимание на то, что после таких слов ребёнок плачет даже сильнее, чем тогда, когда я его отшлёпаю». В подобной материнской реакции ребёнок чувствует эмоциональное наказание. Мама говорит ему «меня огорчает», это означает «страдаю, потому что ты непослушный». Это значит, мама обиделась на ребёнка за его плохое поведение. Трёхлетний малыш может совершенно не понимать, почему мама огорчена его поведением, ведь он не хотел ничего плохого. На огорчение мамы ребёнок реагирует сильнее, чем на пресловутый шлепок, потому что данное наказание намного сильнее. Кажется, в этом случае нужно поверить детской реакции и задуматься о собственном отношении к нему. Мама трёхлетнего малыша должна отдавать себе отчёт в том, что она огорчена вовсе не из-за его непослушания. У неё есть много других, более серьёзных причин, огорчающих её, хотя она и не до конца это осознаёт. Мама обязана понять, что своим огорчением ранит ребёнка. В процессе воспитания детей родителям нельзя становится заложниками собственных чувств: это одна из самых распространённых педагогических ошибок. Любовь к детям должна быть бескорыстной, она не может зависеть от их поведения. Родители не смогут хорошо воспитать маленького человека, если будут культивировать в нём страх быть отвергнутым. Чтобы хорошо понять отношения между ребёнком и матерью в ситуации, изложенной в вопросе, следовало бы также указать на роль мужа, папы малыша. В огромной степени отношение мамы к ребёнку зависит от её взаимоотношений с супругом. Если звено «жена-муж» слабое, тогда свои эмоциональные потребности мать может сосредоточить исключительно на ребёнке. Если же это звено сильное, рождается чувство безопасности, что, в свою очередь, обеспечивает матери в её отношениях с детьми не только любовь, теплоту, самоотдачу, но и эмоциональную свободу. Мама не может жить исключительно для детей. Мать-жена, прежде всего, должна жить для мужа. Именно любовь супруга и любовь к нему делает её хорошей матерью. Она также обязана заботиться о том, чтобы в её связь с детьми постепенно включался муж-отец. Таким образом, она облегчит ему налаживание глубокой связи с ними. Ребёнок - плод любви отца и матери, он может хорошо и гармонично развиваться лишь тогда, когда участвует в их взаимной любви. 12. Должна ли я уступать ребёнку? Должна ли я уступить ребёнку и купить ему в магазине то, чего он требует, причём требует довольно бурно?
Дети нередко «терроризируют» своих мам в магазине, когда заметят какую-нибудь игрушку. Ребёнок интуитивно выбирает такую форму давления, которая кратчайшим путём приведёт к желаемому результату. В данном случае таким усилителем давления может послужить мнение случайно оказавшихся рядом людей. Некоторые мамы действительно уступают капризам своих детей, поскольку им стыдно перед посторонними. Ребёнок не раз может применять данную методику натиска, если она уже не раз оказывалась эффективной (например, когда домой приходили гости). Однако бывает и так, что чадо только начинает пробовать свои силы на этой ниве, и наблюдает за реакцией мамы. Каждый ребёнок рано или поздно проверяет границы, до которых можно продвинуться в своих желаниях. Эти рамки дозволенного обычно определяются реакциями родителей. Было бы рискованно строго придерживаться того мнения, что никогда не следует уступать ребёнку или, наоборот, всегда ему уступать в подобных ситуациях. В каждом отдельном случае следует учитывать конкретные обстоятельства. Ибо значение имеет не только то, чего малыш просит или очень настойчиво требует, но также и то, почему он так сильно на этом настаивает. Может оказаться, что чадо не столько нуждается в той вещи, которой добивается, сколько устраивает маме этот спектакль в магазине лишь для того, чтобы таким образом привлечь к себе её внимание. В таких случаях никакие объяснения мамы до ребёнка обычно не доходят, и чем больше замешательства, тем с большей долей вероятности цель будет достигнута. В такой ситуации поддаться детскому капризу означало бы полную его победу и поражение мамы. Но даже в такой момент следовало бы задать вопрос: а всегда ли мама должна выигрывать? Интуитивное ощущение, что у матери всегда должно быть преимущество, может провоцировать ребёнка на своеобразную борьбу с ней. Если у мамы есть здравая уверенность в себе и хороший контакт с малышом, она не будет опасаться конфликта интересов, потому что будет способна решать их в диалоге, но ни в коем случае - силой. Однако, случается и так, что ребёнок упорно настаивает, поскольку очень хочет приобрести именно эту вещь, потому что она вызвала у него особый интерес. В такой ситуации, если это только возможно, матери следует выполнить детское желание, даже если его просьба не без каприза, нет в этом большого зла. Дети имеют право и на свои прихоти. В случаях, если такая ситуация повторяется часто, очень важно, чтобы не только мама, но и папа задумались, почему их малыш применяет к ним подобный метод давления. Следовало бы сделать соответствующие педагогические выводы. Возможно, с ребёнком необходимо больше беседовать, учить его более рациональному подходу к собственным капризам. В деле воспитания крайне необходимо искусство мудро сочетать тонкость, деликатность, снисходительность и мягкость с решительностью, ясностью и эмоциональной отчётливостью. Эти два подхода лишь кажутся противоречащими один другому. Искусство воспитания заключается в том, чтобы знать, когда следует применить мягкость, деликатность и снисходительность, а когда - настойчивость и решительность. Мама не может благодушествовать, когда её ребёнок начинает играть острым ножом, балуется с огнём или издевается над слабыми. Но даже в таких ситуациях решительная реакция взрослого должна сочетаться с пониманием и тонкостью. Если ребёнок часто терроризирует маму, следует задуматься над тем, не является ли подобное его поведение подсознательным подражанием собственным же родителям в их отношениях друг с другом или к нему самому? Ибо если отец и мать не уважают личной свободы друг друга, не считаются с личной свободой ребёнка, если в семье царит жестокость и насилие, тогда и чадо подсознательно будет применять эти же методы по отношению к родителям. Необыкновенно важно в воспитании детей уважать их свободу, причём с самого раннего возраста. В любом возрасте ребёнок имеет право на какой-то минимум свободы, родители должны чувствовать её пределы и относиться к ней с уважением. Если между матерью и детьми существуют конфликты, один из первых вопросов, который следует задать, это вопрос о взаимоотношениях между родителями. Стоит задуматься, не слишком ли мама привязана к своему ребёнку? Не является ли он её единственным светом в окне? Более подробно эти проблемы были освещены в ответе на предыдущий вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|