Нужно ли терпеть грубость окружающих?
Может ли быть оправдано моё возмущение, моя отрицательная реакция, как внешняя, так и внутренняя, на отсутствие чуткости, наглость и иные грубые пороки людей, которые нарушают порядок вокруг себя, например, демонстрируют отсутствие культуры поведения в храме, транспорте, общественных местах? Входит ли в мои обязанности всегда и везде терпеть эгоизм или даже наглость окружающих? Не ведут ли они себя ещё более вызывающе при всеобщем попустительстве и всепрощении? Ведь Сам Христос был преисполнен гнева, изгоняя из храма торгующих, и Он же велел делать замечания брату с глазу на глаз, если тот согрешит. Знаю, что следует управлять своими отрицательными эмоциями. Но я не столько управляю ими, сколько подавляю в себе возмущение и гнев.
Первые порывы злости, возмущения, гнева в какой-то мере не зависят от нас. Они возникают из наших внутренних глубин, сформированных на протяжении всей нашей жизни, в частности из богатого эмоционального опыта, нашего темперамента, характера и т.д. Естественно, у нас не должно возникать чувства вины по поводу первых порывов нашей человеческой натуры. Скорее, следовало бы спросить себя, каков их истинный источник, а также, как они влияют на наше восприятие окружающего и нашу оценку самих себя и других людей. Следовало бы также поставить перед собой вопрос о том, как они формируют наше поведение относительно других людей. Насколько первые эмоциональные порывы и внутренние реакции не подлежат моральной оценке, настолько необходимой является оценка внешнего действия, предпринятого под влиянием внутренних импульсов. В вопросе, который был поставлен, сокрыта своеобразная попытка обоснования своей реакции возмущения и гнева. Очевидным является желание самооправдания за своё стремление делать замечания всем вокруг. В вопросе также звучит много очень сурового морального осуждения. С точки зрения человека, задающего вопрос, отсутствие чуткости и грубость окружающих являются всеобщей формой человеческого поведения. Это слишком сильно сказано, и с уверенностью можно утверждать, что для большинства ситуаций, сии суждения не только преувеличены, но и несправедливы.
Поведение людей может быть «неправильным» не только по причине человеческих недостатков (отсутствие чуткости, грубость), которые следовало бы безжалостно искоренять, но также - и это, пожалуй, чаще всего - от опыта пережитых ими глубоких страданий, или нанесённых им эмоциональных и духовных травм, обид, иногда проявляющихся в неврозах, сопровождающихся соответствующим поведением. Поведение человека, находящегося в невротическом состоянии, несомненно, должно подчиняться правилам моральной ответственности, однако оно зачастую бывает довольно мало контролируемым. В оценке представленных в вопросе форм человеческого поведения чувствуется отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия по отношению к окружающим, а ведь именно это является наилучшим лекарством против грубости и толстокожести. Слишком быстро сложившееся мнение о злой воле других людей (хотя в определённых случаях оно и не исключено) чаще всего является очень несправедливым. Задумываясь над тем, можем ли и должны ли мы делать кому-то замечания, необходимо быть крайне осторожным и предусмотрительным. Ибо следует помнить, чем выше в нас градус кипения внутреннего гнева, злости и возмущения в ответ на человеческое поведение, тем осторожнее нужно расточать собственные нравоучения. Если бы наши поучения служили лишь цели извержения изнутри себя накопившейся злобы, гнева и возмущения, то лучше бы от таких наставлений воздержаться. Замечание не может носить характер унижения и попирания достоинства другого человека, не должно ранить того, кому оно обращено. Чтобы иметь возможность наставлять других с чистым сердцем, прежде всего, необходимо преодолеть гнев, злобу и возмущение внутри самого себя.
«Не ведут ли они себя ещё более вызывающе при всеобщем попустительстве и всепрощении? Ведь Сам Христос был преисполнен гнева, изгоняя торгующих из храма, и Он же велел делать замечания брату с глазу на глаз, если тот согрешит». Попытка сравнивать себя с Господом Иисусом в данном случае выглядит двусмысленно и, скорее, даже опасно. Чтобы в определённых ситуациях действительно быть в состоянии уподобиться Иисусу, нужно было бы обладать Его святостью, любовью к Богу и людям, и Его внутренней свободой. Это же относится и к ситуациям, когда мы дословно повторяем слова Христа. Прежде всего, необходимо помнить о том, что употребление слов Спасителя вне контекста, в котором они были произнесены, а также без глубокого проникновения в их сущность, может быть двусмысленным, тем более, когда предпринимается попытка использовать их для обоснования некоторых неблагопристойных, агрессивных или даже жестоких форм поведения. Например, мы не имеем никакого права сказать кому-нибудь слова, с которыми Иисус обратился к Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн» (Мф 16,23). Искреннее прощение, притом даруемое без каких-либо условий и оговорок, не только не ведёт к тому, что человек ещё больше распоясывается, но как раз наоборот, служит приглашением к внутренней его перемене и обращению. Именно тогда, когда человек чувствует себя прощённым, он начинает понимать, что именно из-за своего греха сам разрушает собственное благо и счастье. Если мы с пользой для человека хотим сделать ему замечание, необходимо сосредоточить своё внимание не на собственном гневе и злобе, но, прежде всего, на сердце того человека, к которому собираемся направить своё нравоучение. Ибо сделанное замечание не должно быть способом разрядки собственного эмоционального напряжения, оно должно служить помощью, пожертвованной ради другого человека.
«Входит ли в мои обязанности всегда и везде терпеть эгоизм или даже наглость окружающих?» Действительно, мы не всегда обязаны терпеть чей-то эгоизм или наглость. Иногда в какой-то форме мы обязаны вмешаться в ту или иную ситуацию, особенно если это связано с опасностью, угрожающей нашим близким. Помочь ближнему в трудный момент - это фундаментальная обязанность любви. Однако ситуация угрозы или опасности должна быть очевидной, бесспорной. Каждое замечание, которое мы делаем кому-либо, прежде всего, должно быть тщательно обосновано. Поучение людей в тех ситуациях, которые не входят в сферу нашей компетенции, вполне может быть расценено, как попытка вмешаться не в свои дела. Это правда, мы живём в обществе, где нередко приходится сталкиваться с различными проявлениями невежества, грубости и других ужасных недостатков. Однако означает ли это, что мы обязаны считать себя ответственными за то, чтобы исправлять других? Возможно, в некоторых случаях необходимо сделать кому-то замечание; в других же ситуациях - даже подобных - нужно промолчать, а иногда приходится попросту перетерпеть то зло, которое нам причиняют. Всё то огромное беспокойство, которое толкает нас к желанию исправлять весь мир, следовало бы целиком вверить Господу Богу. Пусть Он Сам беспокоится за всё то зло, которое существует во всём Божьем мире. Господь хочет об этом тревожиться и знает, что с этим делать. «Знаю, что следует управлять своими отрицательными эмоциями. Однако я не столько управляю ими, сколько подавляю в себе возмущение и гнев». Слова, произнесённые в завершение поставленного вопроса, звучат оптимистически, поскольку в них можно уловить некоторое сомнение в целесообразности своих негативных реакций. Однако следует помнить, что альтернативой для излияния на окружающих собственного возмущения, гнева и злобы не может быть подавление в себе отрицательных эмоций. Выход при этом возможен в том, чтобы подняться над своими чувствами. Кроме того, необходимо искать иные, возможно личные, субъективные причины недовольства другими, причины собственного гнева и раздражения.
Частые, внезапные и неконтролируемые взрывы гнева, злобы по отношению к окружающим обычно таят в себе сокрытое зерно недовольства или даже ненависти к самому себе. Понимание самого себя, большая степень принятия своей жизни, осознание своей беспомощности перед собственными слабостями и ограничениями могут нам помочь лучше понимать других людей с их слабостями и ограничениями, которые так часто нас раздражают. Если мы действительно прикоснёмся к своему собственному эмоциональному и духовному убожеству, в нас непроизвольно родится милосердие, прежде всего, - по отношению к себе, а позже - и по отношению к другим. Тогда возникнут иные вопросы: как прощать себе и другим слабости и ограничения? Как с ними жить, чтобы не ранить окружающих? Можно ли доверять людям? Могу ли я доверять людям, если многократно убеждался в том, что они не заслуживают доверия?
Утверждение о том, что люди не заслуживают доверия, является слишком суровым моральным осуждением. В данном случае из горького опыта пережитых обид, полученных при общении с некоторыми людьми, делается вывод обо всех, с кем когда-либо вообще возможны контакты. Такое утверждение является ошибочным, а потому, чаще всего, несправедливым. Опыт показывает, что есть много людей, достойных нашего доверия. Подобные же крайние обобщения являются проявлением замкнутости в себе и обиды на весь мир, в том числе и на тех, с кем ещё не довелось встречаться. Занимая такую позицию, мы лишаем какого-либо шанса и тех, с кем нам приходится общаться ежедневно, и всех тех, кого нам ещё только предстоит встретить. Это правда, что эмоциональные связи, которые объединяют людей, бывают хрупкими и ненадёжными, поскольку человеческие потребности, чувства, желания очень изменчивы. Неустойчивой бывает и воля человека. Крепких приятельских, дружеских отношений, а также прочной любви, опирающейся исключительно на чувственное очарование, практически не бывает. Чем «горячее», с эмоциональной точки зрения, человек переживает дружбу или любовь, тем больше эти чувства подвержены неустойчивости. Только опирающиеся на религиозные и духовные ценности дружба и любовь могут быть более стабильными и длительными. Верности и постоянства в человеческой любви можно достичь только тогда, когда человек откажется от сосредоточенности лишь на своих собственных чувственных потребностях, а также благодаря самоотверженному служению ближнему. Доверие в межчеловеческих отношениях строится не на том основании, что есть люди, которые заслуживают доверия или не заслуживают его. Доверие - это дар взаимный. Если в общении людей спонтанно не создаётся связь взаимного доверия, то происходит это оттого, что мы сами не выходим первыми навстречу ближним. Чтобы могла возникнуть атмосфера взаимного доверия, необходимо, чтобы обе стороны открылись друг на друга. Особенно трудно открываются те люди, которым довелось пережить много эмоциональных травм: предательство, унижение, измену, отвержение. У таких людей возникает искушение воспринимать всех людей с позиции разочарования, недоверия, обмана. Тогда человек во всём склонен обвинять других, и замечать то, чего ему не могут или не хотят дать.
Болезненное ощущение, что люди не заслуживают доверия, может возникать и оттого, что человек настраивается на слишком большие эмоциональные ожидания от окружающих. Люди не будут заслуживать нашего доверия, если мы начнём требовать от них такой помощи и поддержки, такого участия в наших проблемах, которых они не в состоянии нам обеспечить, поскольку наши ожидания попросту превышают их возможности. Если считаем, что каждый человек обязан давать нам всё то, в чём мы нуждаемся, тогда действительно будем чувствовать себя разочарованными, обманутыми или даже преданными близкими людьми. Каждый человек может дать нам ровно столько, скольким он располагает. Очень многие окружающие нас люди - такие же нуждающиеся, неуверенные, растерянные, как и мы сами. Необходимо учиться смиренно принимать те крупицы любви и дружбы, которые люди нам жертвуют, будучи сами убогими духовно и эмоционально. Нужно учиться принимать даже крохи, и, в то же время, следует учиться много отдавать. Люди интуитивно будут нас избегать, если только почувствуют нашу позицию претензий и обиды по малейшему поводу, ибо поймут, что беспомощны перед нашими безграничными желаниями. Вокруг людей, предъявляющих окружающим множество претензий, жалоб, недовольства, образуется атмосфера эмоциональной пустоты. Выйди навстречу другим, пожертвуй окружающим то, чем располагаешь, и очень скоро убедишься в том, что тебе начнут отвечать взаимностью. Люди, которые делятся всем, что имеют, делают друг друга счастливыми. Возможно, это ещё не рай на земле, но уже - обычное, простое человеческое счастье. Позиция претензий в сочетании с обвинением других является большим и опасным искушением. Нельзя здесь, на земле требовать от несчастного и нищего человека Божественного счастья. Такого счастья никто из людей дать нам не может, о нём необходимо просить у Самого Господа Бога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|