Если дети говорят неправду
В последнее время мой сын начал говорить мне неправду.: Ещё раньше я стала замечать, что он обманывает меня по мелочам. Однако сейчас это становится уже настоящим бедствием. Просто не знаю, как мне быть, поскольку угрозы и наказания не дают никакого результата.
Детская ложь - это обычно своеобразная форма самозащиты детей. Чтобы понять причину их лжи, следует обратить особое внимание на некоторые моменты: взаимодействие ребёнка с каждым из родителей, взаимоотношения родителей между собой, взаимодействие ребёнка с одноклассниками в школе и сверстниками. Прежде всего, следует отметить, что детская ложь имеет очень разный характер. Бывает мелкое враньё, достаточно невинное и относительно безобидное, этакое враньё забавы ради. Такая ложь чаще всего не имеет под собой глубокой моральной или эмоциональной подоплёки, а посему не следовало бы делать из неё особую проблему. Однако нередко случается, что ребёнок начинает врать по-серьёзному. Настоящая ложь, прежде всего, рождается из ощущения опасности и страха за себя. Если состояние страха укоренено в ребёнке довольно глубоко, он будет обороняться ложью даже тогда, когда ему ничего не угрожает. Ложь становится его «второй натурой», а иногда - стабильной формой поведения. Тогда ребёнок врёт уже не только от страха за себя, но просто по привычке. Насколько на враньё забавы ради мы можем смотреть сквозь пальцы и воспринимать его, как своего рода игру ребёнка со взрослыми, настолько серьёзно обязаны относиться к детской лжи, в основании которой лежит страх и чувство опасности. Если родители замечают, что их ребёнок говорит неправду часто и о серьёзных вещах, тогда, прежде чем начать отчитывать и наказывать чадо, родители должны задать себе чёткие вопросы: не создают ли они ему слишком много стрессовых ситуаций, которых тот не в состоянии вынести? Не предъявляют ли они к нему требований, превышающих его возможности? Существует ли какая-нибудь - пусть очень тонкая - нить доверия и искренности, которая связывала бы их с ребёнком? Что они делают для того, чтобы он им доверял?
Обратите внимание, проявление доверия к родителям возникает лишь в ответ на их доверие ребёнку Если отец и мать дают понять чаду, что они ему не верят, у них нет никаких оснований ожидать от него доверия к себе. Доверие - дар, которым обмениваются: из доверия рождается доверие, точно так же, как из недоверия рождается недоверие, а подозрительность рождает подозрительность. Если мы хотим добиться от человека доверия, то должны убедить его, что действительно хотим ему добра, что любим его, не ставя при этом никаких условий, что хотим ему бескорыстно помогать. За доверие между родителями и детьми, особенно в детстве и юности, прежде всего, отвечают отец и мать. Это именно они создают доверительную атмосферу в семье. Никого невозможно принудить к доверию, в том числе и детей. Если родители, не доверяя ребёнку, хотят держать под контролем всё пространство его свободы, все его личные дела, включая взаимоотношения с ровесниками, тогда ложь становится формой защиты его собственной детской независимости. Чтобы воспитать ребёнка человеком зрелым, необходимо обеспечить ему собственное пространство независимости, соответственно его возрасту и развитию. Родители должны внимательно, но - в то же время - с большой степенью понимания и доброжелательности, присматриваться к тому, как ребёнок распоряжается своей свободой. На опыте собственных незначительных ошибок он может учиться пользоваться своей свободой. В то же время в случае злоупотребления доступным ему объёмом свободы крайне необходим открытый и искренний диалог с ним. В особых случаях, в какой мере родители сочтут это необходимым, ребёнок должен самостоятельно исправлять последствия злоупотребления своей свободой. Только таким образом он сможет научиться тому, что свобода - это не произвол, но постепенное принятие ответственности за себя и все вверенные ему дела.
Если родители, не пользующиеся доверием своего ребёнка, применяя какие-либо внешние санкции и наказания, пытаются заставить его говорить правду, его опасение и страх за себя только усиливается. Ложь может «совершенствоваться», становясь более утончённой и изощрённой, а признание приобретает характер мимикрии, гибко и пластично приспосабливаясь к требованиям взрослых. Подобная ситуация всегда очень опасна для молодого человека. Ложь ребёнка должна стать для родителей поводом и особым побуждением к тщательному испытанию совести, чтобы задуматься: есть ли ложь в их взаимоотношениях? Прибегают ли они ко лжи на работе, в религиозной жизни, в общении с приятелями? Если их собственная жизнь каким-то образом отмечена полуправдой или ложью, тогда нет ничего удивительного в том, что такой же образ жизни избрали и их дети. Лишний раз подтверждается мудрость старой поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Применение наказаний Дети, а также молодые люди совершают много ошибок. Чтобы предостеречь их от очередных промахов, родители и воспитатели применяют наказания. Помогает ли оно человеку понять ошибку и изменить своё поведение? Можно ли наказывать ребёнка, применяя физические методы? Не унижает ли подобное наказание его человеческого достоинства?
Все мы совершаем ошибки. Их также совершают дети и молодые люди. В этом несовершенном мире наши ошибки - неизбежны и необходимы. На ошибках мы учимся жизни. Допускаемые нами промахи не должны непременно ассоциироваться с наказанием, нужно воспринимать их скорее, как повод для самосовершенствования в жизненной мудрости и благородстве. Для того чтобы соответствующим образом относиться к совершаемым просчётам, следует квалифицированно их распознавать.
Ежедневно мы совершаем десятки разных мелких ошибок, которые не имеют какого-либо существенного морального значения для нас самих, и не делают погоды в наших взаимоотношениях с окружающими. К таким ошибкам следует относиться как к поступкам, совершаемым в порядке вещей, даже если в их результате и возникают какие-нибудь незначительные потери, например, материальные. Подобное происходит и с окружающими нас людьми. Едва ли стоит наказывать ребёнка за случайно разбитую или испорченную вещь. Это было бы слишком жестоко. Разбитая чашка - не ошибка, а результат невнимательности, рассеянности, неуклюжести, чаще всего безвредной. Если в таких случаях ребёнка наказывают, в нём рождается глубокое чувство обиды и несправедливости. Часто в такие моменты дети повторяют: «Я не хотел этого делать». Они прекрасно понимают, и со взрослыми случается подобное, но их, по крайней мере, никто за это не наказывает. Наказание - корректирование неправильного с моральной точки зрения человеческого поведения. Говоря о наказании в контексте семейного воспитания, необходимо отличать наказание, которое общество применяет к преступнику, от наказания, которое родители применяют к ребёнку. Общество изолирует преступника, защищаясь от опасного для окружающих поведения. Ребёнок же вовсе не является маленьким преступником, которого следует изолировать. Он не угрожает обществу. Если же родители воспринимают собственное чадо как маленького бандита, они тем самым причиняют ему вред. «Можно ли наказывать ребёнка, применяя физические методы? Не унижает ли подобное наказание его человеческого достоинства?» Эти вопросы звучат часто и вызывают бурю эмоций. В наши дни существует своеобразная фобия по поводу бить или не бить детей. Не следует драматизировать этой проблемы. Если мама в расстроенных чувствах даст ребёнку пресловутого шлепка, это не будет ужасной проблемой, при условии, что она его любит. Можно ведь и пальцем ребёнка не тронуть, и при том, не видя в этом особой проблемы, морально его растоптать.
Любое наказание, в том числе и физическое, является безошибочным «знаком», показателем определённого эмоционального содержания. Наказание должно носить педагогический характер, указывать на отрицательные последствия неправильного поведения ребёнка. В применении наказания важен не только форма, вид наказания, но также и его эмоциональное содержание. С какой эмоциональной настроенностью наказывается ребёнок? - вот в чём заключается основополагающий вопрос. Каждое наказание должно быть мотивировано, продиктовано любовью. Наказание, имеющее позитивное значение в жизни ребёнка, не может носить характер угрозы эмоционального отвержения. Оно должно быть выражением искренней родительской любви и заботы. Ребёнок должен почувствовать не только боль наказания, но и связанную с ним любовь. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3, 19), - говорит Свидетель верный и истинный, обращаясь к Лаодикийской церкви. Именно эта Божия педагогика является наивысшим образцом педагогики для родителей и воспитателей. Наказание, в котором нет доброжелательности, заботы и сильной связи между ребёнком и родителями, всегда будет оказывать отрицательное влияние на детское поведение. Именно заботливая любовь приводит к тому, что применённое наказание может оказывать положительное воздействие на эмоциональное и моральное развитие ребёнка. Без родительской любви нельзя наказывать детей. Наказание без истинной любви лишь усугубляет страдания детской души, и без того переполненной болью. В то время как глубокая духовная и эмоциональная связь с ребёнком, а также чуткое понимание его потребностей, желаний и вкусов, помогает родителям идти ему навстречу в его минутной растерянности и беспомощности, которые проявляются в детской лени, обмане или другом неправильном поступке. Разумеется, применяя наказание, следует учитывать возраст ребёнка, уровень его развития, впечатлительность, а также моральную и эмоциональную чувствительность. Необходимо помнить, что ни одно наказание не должно унижать детей, не должно оскорблять их человеческого достоинства. Наказание направлено на то, чтобы учить ребёнка большей ответственности за себя и свою жизнь. Применение наказания не может быть самым важным, и, тем более, единственным воспитательным средством. Пускать его в ход следует лишь в крайних случаях, поскольку его воздействие всегда отрицательное. Само по себе наказание никогда не может стать для ребёнка источником положительной мотивировки. Единственное, чем оно может быть для детей, так это предостережением на будущее.
Наказание должно носить педагогический характер. Оно помогает детям осознавать пределы своей свободы, а также видеть отрицательные последствия нарушения этих границ. Кроме того, под воздействием наказания в ребёнке пробуждается здравый смысл и моральная чувствительность. Наказание должно учить ответственности и умению сопоставлять собственные поступки с последствиями, которые они влекут за собой. Например, мальчик разбил окно мячом, несмотря на то, что ранее его неоднократно предупреждали о подобных последствиях. Теперь он должен быть активно включён в исправление нанесённого ущерба, конечно же, в меру его возможностей. Чтобы наказание могло играть положительную воспитательную роль, его объём должен быть прямо пропорциональным проступку. Детям свойственно необыкновенно обострённое чувство справедливости, которое обязательно необходимо учитывать, прибегая к наказаниям. Дети легко принимают справедливые наказания, но если оно несправедливо, чувствуют себя пострадавшими и обиженными. Они считают такое наказание своего рода местью со стороны взрослых. Злоупотребление наказаниями приводит к тому, что они не дают никаких положительных результатов, в том числе даже тогда, когда применяют их справедливо. Если ребёнок часто ведёт себя неправильно, грубо, не реагирует на замечания, тогда родители и воспитатели должны задаться вопросом: о чём говорит подобное поведение? Иногда оно бывает довольно красноречивым. Если весь воспитательный процесс поставлен так, что должен развивать у детей всё большее чувство ответственности и самостоятельности, тогда обязательно следует разобраться в символике такого неправильного поведения. Его мотивы могут быть самые разные. Например, желание таким образом привлечь к себе внимание родителей или воспитателей, или желание отыграться на них по какой-то причине и т.д. Однако это может быть и простым проявлением обычного неведения или детской жизненной наивности. У ребёнка ещё не полностью сформировалось чувство моральной ответственности, он ещё не умеет предвидеть последствий своих поступков. Грубое, назойливое детское поведение также может свидетельствовать о повышенной возбудимости, которая лишает их возможности руководить своими поступками и чувствами. Многие дети ни минуты не могут усидеть на одном месте по причине повышенной нервозности. Расторможенное поведение ребёнка прежде всего должно быть поводом к диалогу с ним, и ни в коем случае не вызывать желание его наказывать. Наказание не даст положительного результата, если будет лишь реакцией раздражительности и гнева отца и матери. Самое справедливое наказание, применённое в гневе и раздражении, теряет свой смысл и цель, ибо оно выражает не заботу о ребёнке, но становится способом разрядки напряжения, в котором пребывают взрослые. Вообще говоря, к детям нельзя применять телесных наказаний. Это всегда является выражением насилия сильного над слабым. Обратите внимание: к взрослым мы не применяем физических наказаний. Издевательство над ребёнком, нередко проявляемое в физических наказаниях, всегда наносит ему огромный вред. Маленький человек воспринимает это, как унижение, как оскорбление его человеческого достоинства. Оно приводит к развитию у детей комплекса неполноценности, и унижают чувство собственного достоинства. Частое применение наказаний рождает в ребёнке установку на бунтарство и месть. В таких ситуациях у детей может выработаться стойкий «иммунитет» против любых наказаний со стороны взрослых. Ребёнок поднимает руку на родителя: подобные деяния принято считать тяжкой виной. Однако часто мы не отдаём себе отчёта в том, что жестокость выросших детей по отношению к родителям - ничто иное, как копирование родительской (особенно отцовской) жестокости в отношении к своим детям. Дети, которых наказывают, иногда до времени подавляют в себе бунтарские порывы, направленные против родителей и воспитателей, но дают выход своим чувствам, творя возмездие над слабыми ровесниками, или животными. В безответственном наказании детей взрослыми зачастую кроется главная причина детской жестокости. Детская жестокость обычно является очень плохим прогностическим признаком, ибо служит предзнаменованием применения жестокости и насилия во взрослой жизни. Если в семье издеваются над ребёнком, это перестаёт быть внутренним её делом, но становится делом общественности. Воспитатели, преподаватели, священники не должны быть безразличны к подобным ситуациям. Необходимо стараться помочь не только детям, но и всей семье. Изъятие ребёнка из неблагополучной семьи всегда является наихудшим выходом, прежде всего для него самого, хотя иногда это бывает крайне необходимо. Собственных родителей никем невозможно заменить, даже самым лучшим детским домом или наилучшей приёмной семьёй, поэтому, если мы действительно хотим помочь ребёнку, прежде всего, необходимо помочь семье.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|