Если кто-то пытается навязать мне свое видение мира
Как я должен себя вести, когда кто-то пытается навязать мне своё видение мира, ожидая от меня таких действий и такого поведения, которые мне не свойственны? Я не хочу, а иногда просто не могу вести себя именно так.
Одной из основных человеческих ценностей, кроме любви, является свобода. Эти две ценности тесно взаимосвязаны. Свобода каким-то крайне необходимым способом слита с любовью, любовь же является самым глубоким смыслом человеческой свободы. Любовь без свободы становится ненасытным эмоциональным обладанием, свобода же без любви - пустое существование, с которым неизвестно, что в жизни делать. Если в межчеловеческих отношениях что- либо совершается насильно, без свободы, это никогда не приводит ни к чему хорошему, не углубляет и не укрепляет этих отношений. Любое человеческое поведение имеет свою ценность лишь тогда, когда продиктовано свободой. Для Самого Бога человеческая свобода - свята. Человек в своей свободе может выбирать даже между вечным проклятием или спасением. Господь, безгранично любящий Своё творение, признал Себя «бессильным» перед человеческой свободой. Даже в преддверии судного дня перед вечными муками Господь не нарушит свободы человека. Это общие предпосылки к ответу на поставленный вопрос. Размышляя над конкретной ситуацией, прежде всего, необходимо деликатно разобраться, идёт ли в данном случае речь о действительно сильном и несправедливом эмоциональном давлении со стороны других людей, или же, - о собственной, несколько уязвлённой самозащите в ситуациях, когда личная свобода и не подвергается такой уж опасности. Чем сильнее наша эмоциональная связь с другим человеком, тем выше и степень взаимных обязательств. Любовь всегда способствует тому, что эти обязательства принимаются и исполняются. Принимая любовь, необходимо и отвечать на неё. Желая любить и чувствовать себя любимым, следует искать удовлетворения не только своих потребностей и желаний, но потребностей и желаний другой стороны.
Какой бы ни была человеческая любовь, в ней всегда будет присутствовать неизбежное напряжение между собственной свободой, независимостью, удовлетворением своих желаний и необходимостью отдаваться другому человеку, отказываясь от собственных потребностей и привычек, подчиняя свою волю его свободе. Однако, при существующем напряжении соблюдение спокойствия всё же возможно, но только благодаря искреннему диалогу, в котором необходимо высказывать друг другу свои чувства, мысли, желания и потребности. В процессе диалога рождается взаимопонимание, принимаются разумные компромиссы. В земной любви, которая постоянно наталкивается на границы человеческих возможностей, взаимные договорённости являются просто жизненной необходимостью. Искренность, рождающая более полное взаимопонимание, способствует тому, что в конфликтных ситуациях компромиссы становятся чем-то естественным, спонтанным и спасительным для обеих сторон. Если мы чувствуем, что кто-то хочет навязать нам своё мнение, ожидает от нас определённых поступков и поведения, которое нам не только не соответствует, но и ограничивает нашу свободу, тогда необходимо ясно и однозначно высказать свою позицию. Каждый имеет право выразить несогласие по поводу недостойного обращения. Каждый может делать это также и с теми, кому многим обязан и кого очень жаждет любить. Иисус говорит служителю, ударившему Его по щеке: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, зачем ты бьёшь Меня?» (Ин 18,23). Эти слова могут служить замечательным примером того, как мы можем защищаться перед слишком сильным эмоциональным давлением на нас со стороны окружающих. В них нет ни тени гнева или желания отмстить. Однако они категоричны, исполнены решительности, и требуют ясности в ответе на поставленный вопрос. Это слова правды.
Когда мы испытываем сильное несправедливое эмоциональное давление на себя, имеем право на эмоциональную ответную реакцию, но при этом недопустимо пользоваться ветхозаветным принципом: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор 19, 21). Подобный способ реагирования на нанесённую обиду Иисус решительно отверг, как не согласующийся с Его заповедью любви. В любой конфликтной ситуации мы, прежде всего, должны хорошо понимать и себя, и собственные реакции. В ответ на любую несправедливость, на любое оказываемое на нас эмоциональное давление очень легко рождается злоба, гнев, возмущение, желание отплатить той же монетой, поэтому крайне необходимо сохранять выдержку, обладать свободой, позволяющей смотреть как бы со стороны не только на поведение окружающих, но также и на свои собственные ответные реакции и чувства. Мы имеем право на свои эмоции, реакции, чувства, но у нас нет права ранить ими других, унижать и попирать человеческое достоинство окружающих нас людей. Мы обязаны обладать такой же внутренней свободой, какой обладал Иисус, чтобы быть способным повторять вместе с Ним: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, зачем ты бьёшь Меня?» (Ин 18, 23). Однако для того, чтобы обладать именно такой свободой, недостаточно осознавать свои собственные чувства и озвучивать их на сеансах психотерапии или перед духовным руководителем. Крайне необходимым является путь через молитву в Гефсиманском саду - молитву, очищающую нас от эгоизма, страхов и переживания угрожающей нам опасности. Эти чувства возникают у нас очень легко именно в тех случаях, когда мы всё пытаемся решать своими собственными силами, и считаем, что всё зависит исключительно от нас. Однако если мы со смирением осознаём, что всё зависит от нашего небесного Отца и только Он - единственный Господь, лишь тогда можем достичь внутренней свободы, в том числе, и в ситуациях самого мощного несправедливого воздействия на нас со стороны окружающих.
Мы должны с глубоким смирением признаться себе: до тех пор, пока каждый из нас не «переделает» себя коренным образом, до тех пор даже на самое ничтожное неприятное действие со стороны окружающих, инстинктивно будем реагировать подобно раненному зверю. Это происходит независимо от того, кем мы себя считаем сами, и кем считают нас другие. Чем выше статус человека в обществе или Церкви, чем большую ответственность он несёт за людей, тем глубже ранят произнесённые им слова или совершённые им поступки, продиктованные инстинктивной реакцией раненного зверя. Для того чтобы эта инстинктивная реакция не смогла перейти во внутреннее осуждение ближнего, не смогла излиться в обидные и ранящие слова, не смогла выразиться в агрессивные внешние действия, она должна подвергнуться оздоровлению и очищению. К сожалению, наша человеческая натура, глубоко изранена первородным грехом, нашими собственными грехами, а также грехами наших близких. И только благодаря Божьей благодати и нашему сотрудничеству с нею мы постепенно можем искоренять в себе последствия этих ран. 19. Может ли быть оправданным обсуждение других людей? Мы часто говорим о других. При этом говорим не только о том, что в них хорошего, но также и о том, что в них плохого. Всегда ли разговоры об отрицательных чертах характера наших ближних или об их негативном поведении является их обсуждением? Бывают ли ситуации, когда обсуждение является оправданным?
Зло и обиды, которые мы наносим другому человеку, всегда исходят из сердца. Иисус говорит: «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк 7, 21-22). Зло обсуждения и осуждения ближнего определяется злыми, двусмысленными и нечистыми намерениями сердечными. Почему обсуждение считается злом даже в тех случаях, когда черты характера или негативные ситуации, о которых мы говорим, имеют место на самом деле? «Злословие и клевета наносят ущерб репутации и чести ближнего. А честь - это социальное свидетельство о человеческом достоинстве, и каждый обладает естественным правом на честь своего имени, на свою репутацию и уважение к себе. Итак, злословие и клевета оскорбляют добродетели любви и справедливости» [1].
Мотивы обсуждения обычно - очень сложные. Злословие может возникать из неприязни к человеку, из потребности отреагировать на нанесённую им обиду, может являться и своего рода утончённой формой мести. Каждый случай злословия в той или иной степени подстрекается нашей гордыней. Человек, обсуждающий другого, становится судьёй, возвышает себя над другими и выносит приговоры. Очень частым мотивом злословия бывает явное или замаскированное желание унизить другого человека. В последнее время, когда на всех уровнях очень сильно выражено соперничество, стремление навредить конкуренту и таким образом избавиться от него, также может быть мотивом злословия. Предмет злословия нередко возникает из сосредоточения на любых формах проявления зла - сосредоточения бессмысленного и нецелесообразного. Существуют также и другие, более прозаичные мотивы злословия. Общаясь в семье, с соседями или сослуживцами, мы зачастую сплетничаем о наших ближних. В этих разговорах мы нередко испытываем какое-то внутреннее беспокойство, проявляющееся в том, что нам трудно удержать язык за зубами. Часто люди начинают обсуждать других лишь потому, что им трудно удержать внутри себя какую-то информацию, которая произвела на них впечатление. Например, мать обсуждает своего ребёнка перед другими членами семьи или соседями вовсе не потому, что желает ему зла либо хочет унизить его, но делает это лишь потому, что не в состоянии удержать в себе того беспокойства, которое вызывают у неё некоторые особенности в поведении её дитяти. Обсуждением и сплетнями мы даём очень плохое свидетельство о качестве нашей духовной и общечеловеческой жизни. Святой апостол Яков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие» (Иак 1, 26). Эти слова - довольно суровое обличение человека, склонного с лёгкостью обсуждать своих ближних и сплетничать о них. Как ни странно, склонность к обсуждению нередко бывает опасным пороком, ибо кажущимся безобидным обсуждением можно причинить много зла. И хотя человек чаще всего не вынашивает злых намерений, не задаётся целью навредить кому-то, однако сообщение негативной информации о другом зачастую становится причиной конфликтов и ведёт к серьёзным осложнениям в отношениях между людьми. В жизни наших ближних существуют определённые события или обстоятельства, которые мы обязаны сохранить в тайне. Например, не следует сообщать ребёнку информацию о некоторых тяжёлых, неприятных событиях из прошлой жизни его родителей. Для взрослого человека может оказаться шокирующим сообщение о том, что его родители хотели избавиться от него путём аборта. Существуют и такие семейные тайны, которые следует унести с собой в могилу. Церковь предусматривает сохранение тайны исповеди.
Однако не каждый разговор, порицающий ближнего, является обсуждением в узком смысле этого слова. Есть ситуации, когда - по весомым причинам - мы можем, а иногда даже обязаны обговорить недостойное поведение другого человека, ошибочную позицию или отрицательные черты его характера. Поводы для этого могут быть самые разные. Например, ради блага человека, о котором идёт речь, или блага других людей; или с целью приумножения общественного блага. Однако это благо не может быть воспринято исключительно субъективными ощущениями, оно должно определяться при участии человека, имеющего объективную точку зрения. Например, если на ответственную должность принимают нового сотрудника, принято собирать сведения, характеризующие его. Это нормально. Точно так же перед принятием таинства священства или перед бракосочетанием людей, лица, несущие ответственность за совершение данного обряда, собирают информацию о кандидатах. Тот, кто располагает сведениями о любых препятствиях, не позволяющих признать данное таинство действительным, обязан сообщить эту информацию соответствующим лицам. В подобных случаях сокрытие существенной информации может быть серьёзной моральной виной. Не являются обсуждением описание отрицательных сторон своих ближних, когда мы говорим об этом с духовным наставником в процессе духовного распознания в обстановке абсолютной доверительности и при полном сохранении в тайне сообщённых сведений. Человек, который обсуждает отрицательные черты характера или негативные стороны поведения своих ближних с целью достижения большего блага, должен внимательно прислушаться к голосу своего сердца - не кроются ли в нём случайно иные мотивы: является ли это большее благо на самом деле благом или это - лишь повод для злословия. В конечном итоге, одно лишь человеческое сердце может подсказать, является ли разговор о другом человеке (в частности, разговор о его отрицательных сторонах) осуждением или нет.
[1] Катехизис Католической Церкви. М. Культурный центр «Духовная Библиотека», 2001. С. 573. § 2479. Вызывающее поведение В наше время очень популярным занятием психотерапевтов является работа с грубым, вызывающим поведением некоторых людей. Не представляется ли такое поведение проявлением того, что человек поступает исключительно по собственному желанию, не считаясь с потребностями и мнением других людей? Не способствует ли это формированию у них эгоизма?
Действительно, в последнее время появилось много публикаций на тему грубого, вызывающего поведения. Можно даже говорить о своеобразной моде на рассуждения, касающихся этой темы. Кажется, это не что иное, как неизбежная реакция на доминирующую в прошлом позицию безропотного повиновения, послушания и преклонения перед авторитетами, а также реакция на искажённое понимание смирения перед другими. Имевшее место в прошлом послушание и повиновение тогда было связано с обязывающей, чётко определённой моделью семьи, общества, а также общепринятым в те времена типом религиозного поведения. Отношения младших к старшим, подчинённых к вышестоящим, детей к родителям нередко было отмечено стеснением, скованностью, неуверенностью, опасением за себя или страхом перед авторитетами. В связи с изменениями в поведенческой модели общества, семьи, религиозного поведения меняется также и само понятие авторитета и послушания. В прошлом власть родителей была связана с сильным авторитетом отца, который требовал по отношению к себе безоговорочного послушания и подчинения. Его авторитарная форма поведения была причиной огромной дистанции в отношениях между родителями и детьми. Наблюдающаяся в наше время популярность грубых, развязных форм поведения является своего рода расплатой за прошлое. Повсеместно произносимое «нет» воистину стало модным. И в этом нет ничего удивительного, если принять во внимание изменения, происшедшие в общественной, семейной и религиозной жизни. Однако не следует рассматривать эти явления исключительно в негативном плане. Дело в том, что формирование всех современных авторитетов (в семье, школе, Церкви, в политике и на производстве) происходит в условиях повышенных к ним требований. В свою очередь это приводит к установлению взаимоотношений более аутентичных, характеризующихся духом правды, искренности и открытости. В этом - положительная сторона моды на дерзкое поведение. В последние десятилетия во всём мире произошли определённые изменения во взглядах на роль Церкви и понимание послушания и исполнения постановлений церковной власти. В «Пастырской Конституции о Церкви в современном мире» читаем: «Собор, свидетельствуя и излагая веру Божьего люда, соединённого Христом воедино, не смог бы красноречивее выразить свою солидарность, уважение и любовь ко всему человечеству, частицей которого он является, как только путём диалога с ним по тематике <...> различных проблем. Собор также призывает служителей Церкви исполнять свои обязанности с отеческой заботой, с учётом личной свободы верных, а также в духе диалога». Во многих случаях произносимое «нет» является просто необходимым, даже когда высказывается оно лицу авторитетному. Конкретно речь идёт о ситуациях, когда людьми явно манипулируют, пренебрегают или вредят им каким-либо образом. Человек никогда не является господином другого человека, даже когда имеет над ним власть, в том числе и власть религиозную. Единственное, кем он является для другого человека - это его братом: младшим или старшим, более слабым или более сильным, беднее его или богаче. Чувство собственного достоинства есть у всех. Когда кто-то использует любое своё преимущество (эмоциональное, материальное, общественное, религиозное, политическое) в корыстных интересах, активное сопротивление его поведению является проявлением смелости и может быть оценено, как добродетель. Ибо такая позиция суть проявление защиты своего человеческого достоинства. Не следует удивляться также и тому, что в психотерапии часто говорится о грубом, вызывающем поведении. Ибо многочисленные эмоциональные проблемы, имеющиеся у людей оскорблённых, обиженных, униженных, возникли в связи с тем, что в прошлом (особенно в детстве и молодости) на протяжении многих лет ими пренебрегали и манипулировали, их унижали, в том числе и близкие. Если в дальнейшем ими продолжают манипулировать и использовать, такие люди не умеют постоять за себя, не умеют говорить «нет». Понадобится много времени, чтобы они сумели научиться распознавать свою ситуацию, и говорить «нет», когда это необходимо. Однако грубость не может служить постоянной и односторонней формой защиты собственных интересов или интересов той группы, которую данный человек представляет. Если кто-то всем подряд и всегда говорит «нет», это яркое свидетельство проявления своего рода чрезмерной, болезненной сосредоточенности на собственной свободе. Правильно понимаемая дерзость не означает, по крайней мере, непрестанного предъявления требований к окружающим при одновременном игнорировании их прав. Не только дети имеют право требовать от родителей всего того, что необходимо для их нормального развития, но также и родители имеют право получать от детей помощь, поддержку и понимание, разумеется, соответственно возрасту детей и их возможностям. Дерзкое поведение не может быть инструментом для эгоистической защиты собственных интересов при игнорировании интересов окружающих. Правильно понимаемая дерзость заключается не только в удовлетворении своих собственных потребностей и желаний, но также и в удовлетворении потребностей и желаний других людей. II. Семейная любовь
«Слава человека - от чести отца его, и позор детям мать в бесславии. Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благословение твоё умножится». (Сир 3, 11-14)
«О, как же я жажду! Я, который своей жизнью, верой и языком обязан польской семье, чтобы семья та не переставала быть сильна Богом; чтобы преодолевала всё, что её ослабляет и разбивает: всё, что не позволяет ей быть истинной средой жизни и любви. Сейчас я молюсь об этом вместе с вами словами Ясногорского воззвания. И в дальнейшем жажду молиться, и в дальнейшем обязуюсь молиться». (Иоанн Павел II)
«Как счастлива я была в этом возрасте! Я уже начинала радоваться жизни; добродетель влекла меня к себе. <...> Ах, как быстро пролетели эти залитые солнцем годы раннего детства, но как нежно запечатлелись они в моей душе! С радостью вспоминаю те дни, когда папа водил нас в Павильон, и самые незначительные подробности сохранились в моём сердце... Особенно запомнились мне воскресные прогулки, когда вместе с нами всегда ходила мама. У меня до сих пор остались глубокие и поэтические впечатления, рождённые в душе видом пшеничных полей, усыпанных васильками и другими полевыми цветами. <...> Во время этих долгих прогулок мы нередко проведывали бедных, и обязанностью маленькой Терезы было подавать милостыню, чему она несказанно радовалась. Бывало, находя дорогу слишком длинной для своей принцессы, папа отводил её домой раньше других». (Св. Тереза Младенца Иисуса)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|