В жизни случаются недоразумения и конфликты
Жизнь часто представляется мне очень трудной. Во взаимоотношениях с окружающими у меня случаются недоразумения и конфликты, избежать которые мне зачастую не удаётся. Очень тяжело переношу также безразличное или пренебрежительное ко мне отношение, а также ситуации, когда меня унижают, пусть даже по мелочам. Каким образом можно избегать болезненных конфликтов в отношениях с людьми? Как выработать в себе большую сопротивляемость к той боли, которую наносят окружающие в повседневной жизни?
Человеческая жизнь полна драматизма. Абсолютно невозможно исключить различные трудности и проблемы, поскольку они - неотъемлемая часть нашей жизни и особенно проявляются во взаимоотношениях с окружающими. Действительно, не все люди, с которыми нам приходится общаться ежедневно, внимательны, терпеливы, доброжелательны, далеко не все готовы прийти на помощь. И поэтому в нашей повседневной жизни совершенно неизбежны всевозможные недоразумения, отсутствие взаимопонимания, неприятие со стороны окружающих, безразличие, иногда доходящее до унижения. Однако, анализируя наши взаимоотношения с людьми, следует быть справедливыми: не только они являются для нас тяжким бременем, нередко и мы представляем собой немалый крест для них. Сосредоточившись на собственных страданиях и проблемах, мы зачастую не задумываемся над тем, как воздействуем на окружающих и до какой степени раним их. Необходимо помнить, что часто мы уязвляем друг друга, совершенно не желая того. Иногда случаются ситуации, когда какие-то нюансы в поведении окружающих мы истолковываем как пренебрежение к нам или стремление нас унизить, проигнорировать нас и т.д. На самом деле может оказаться, что это не имеет ничего общего с действительностью. А объясняется это тем, что, с одной стороны, кто-то действительно мог быть недостаточно внимательным к нам, с другой же стороны, это может объясняться нашей собственной излишней впечатлительностью, повышенным ожиданием особого к нам внимания. Огромной помощью в создании хороших и спокойных взаимоотношений с людьми является реалистическая оценка того, чем живём мы сами и те, кто нас окружает, а также понимание того, насколько объективно мы воспринимаем друг друга.
Одним из важнейших элементов этой оценки должно быть осознание собственной повышенной чувствительности, впечатлительности и своих эмоциональных ожиданий. Осознание собственной ранимости помогает человеку замечать и распознавать чувствительность других людей. Отсутствие такого осознания является источником многих взаимных недоразумений. Чем сильнее выражена наша впечатлительность, тем более мы ранимы. Осознание чувствительности своей и окружающих способствует тому, что в общении с людьми мы становимся более внимательными к ним. Благодаря этому мы можем избегать ненужных конфликтов и бурных реакций. «Как выработать в себе большую сопротивляемость к той боли, которую наносят нам окружающие в повседневной жизни?» Ответ на этот вопрос является очень деликатным. Казалось бы, проще всего было бы занять позицию полнейшего безразличия к тем людям, которые нас ранят. Но это было бы непорядочно и неправильно. Прежде всего, следовало бы стараться более свободно относиться как к нашим собственным ощущениям страдания и боли, так и к тем людям, которые эти страдания нам доставляют. Сопротивляемость как физическим, так и психическим страданиям всегда - очень индивидуальна. Часто мы чрезмерно страдаем из-за равнодушного или пренебрежительного к нам отношения лишь потому, что слишком долго фиксируем своё внимание на том, что именно считаем предметом боли. Когда человек концентрируется на своём страдании, оно растёт на глазах: чем больше мы сосредоточены на собственном страдании, тем больше оно даёт о себе знать.
Кроме свободы в оценке своего страдания, очень важным является поиск смысла страдания. Если бы мы искали этот смысл только в рамках нашей преходящей человеческой жизни, то никогда бы его не нашли. Смысл страданию может придать лишь Сам Бог. Иисус Христос, страждущий слуга Яхве, принимает на Себя все человеческие страдания, Он Сам придаёт им окончательный смысл. Глубина нашей духовной жизни проверяется именно в ситуациях, когда мы испытываем безразличие, пренебрежение или даже унижение по отношению к себе со стороны окружающих. Ибо это даёт нам особенную возможность отождествлять собственные страдания со страданиями Христа. Всё то доброе, что мы делаем для Господа и людей, очищается через страдания, отданные Иисусу. Даже если мы очень усердно стараемся делать всё, чтобы избегать конфликтных ситуаций в общении с людьми, это не всегда приводит к уменьшению наших страданий. Иисус учит Своих учеников не столько тому, как избегать конфликтов и меньше страдать, сколько тому, как прощать людям их человеческие слабости и ограничения. Позиция понимания, прощения и приятия человека навсегда остаётся основой межчеловеческих взаимоотношений. Дар самоотречения Иисус приглашает нас к тому, чтобы мы отрекались от самих себя и забывали о себе, чтобы мы могли помнить о Боге и наших ближних. Как же мы можем это делать, если наши страхи, человеческие потребности, бесконечные хлопоты и страсти постоянно нас обременяют и неволят?
Для начала следовало бы уточнить разницу между понятиями «отрекаться от себя» и «забывать о себе», ибо второе можно считать вершиной самоотречения. Забывать о себе возможно только благодаря внутренней свободе по отношению к собственным страстям, потребностям, желаниям, опасениям и страхам. Человек, который забывает о себе, по правде говоря, осознаёт свои переживания, однако внутренняя свобода позволяет ему преодолевать отрицательные переживания и инстинкты, быть выше них.
Прежде всего, самоотречение требует от нас познания, с одной стороны, наших отрицательных инстинктов, страстей и искушений, с другой же стороны, глубины наших духовных желаний: открытости на Бога, доверия Ему, большей внутренней чистоты, более полного открытия на людей. Отречение от себя нельзя понимать как разрушение в себе чего-то, но, скорее, как преодоление в себе инстинктов слабой человеческой натуры, тех инстинктов, которые задерживают нас на пути к большей любви к Богу и ближнему. Прежде чем самоотречение станет радостным и полным свободы забвения о себе, должны пройти этапы внутренней борьбы и сражений, поскольку всё то грешное, слабое, несовершенное, что сокрыто в человеке, глубоко пустило в нём свои корни. Поэтому только благодаря настойчивости и упорной внутренней борьбе мы сумеем перейти от себялюбия к любви к Господу; от эгоцентризма - к альтруизму; от чувственных вожделений - к духовной жажде. Отказ от себя также требует выработки конкретной методики работы над собой. Опыт показывает, что спонтанно, автоматически и без приложения настойчивых усилий преодолеть собственные недостатки, слабости, тем более, дурные привычки, привязанности или страсти невозможно. Наше сердце слишком сильно срослось с ними. Чтобы отказ от себя стал действительно реальным и результативным, прежде всего, крайне необходимо принять твёрдое внутреннее решение. Оно является ни чем иным, как только решением исправиться, которое мы принимаем в нашем ежедневном испытании совести и во время таинства покаяния. Решающим фактором является наш внутренний выбор. Следует уяснить себе, что это не есть выбор борьбы со злом, это выбор Бога и Его безграничной любви. Только принимая во внимание Господа и Его любовь, мы действительно можем сказать «нет» нашим страстям и отречься от фальшивых обещаний счастья, которыми нас заманивают. Однако это не может быть однократным выбором, речь идёт о том, чтобы мы постоянно склоняли своё сердце к Создателю и Его любви. Этот внутренний выбор необходимо осуществлять в атмосфере молитвенной тишины, ибо, только созерцая Всевышнего и Его любовь, мы сможем понять, как разрушительны страсти, порабощающие нас.
В наш выбор Господа и Его любви, который осуществляется в молитве, повседневная жизнь может вносить свои поправки. В молитвенном порыве мы не раз бываем готовы ко многим отречениям лишь потому, что не отдаём себе отчёта в том, сколь глубоко погружены в человеческие слабости. Поверхностная, эмоциональная набожность склонна к затушёвыванию страстей, убеждая нас в том, что их преодоление - дело не такое уж и сложное: стоит лишь захотеть. Однако реальное преодоление наших желаний показывает, что это борьба не на жизнь, а на смерть; а зло, сокрытое в каждой страсти, преодолевается с огромным трудом. Однако глубина человеческих слабостей не является препятствием в отказе от себя, необходимы лишь упорные и настойчивые усилия. Надо помнить, что, стремясь к самоотречению, мы не в состоянии своими собственными силами добиться успеха, несмотря на самые усердные усилия и искренние желания. Наша борьба не обязательно должна завершиться победой. Если предмет наших сражений мы подвергаем сомнению, то сомнительной будет и победа. Пожалуй, именно в этом кроется причина бесплодности нашего противостояния различным человеческим слабостям, особенно тем из них, которые носят характер вредных привычек. Иногда человек сражается на протяжении многих лет, и непрестанно падает. Зачастую это происходит лишь потому, что в собственных борениях он опирается исключительно на свои человеческие возможности. Отречение от себя и отказ от себя - это всегда благодать, Божий дар. Если человек отрекается от себя без благодати, то вместо того, чтобы преодолевать собственные страсти, доводит себя до ненависти к собственной жизни. Только благодать даёт нам возможность любить собственную жизнь даже тогда, когда она полна всевозможных недостатков, в том числе и физических. Вера в то, что наша слабая и хрупкая жизнь окружена любовью Самого Господа, даёт нам силы для внутренней борьбы. Трудная братская любовь Почему в общине взаимная любовь бывает очень трудной, хотя каждый из нас и веемы вместе ссылаемся на один и тот же опыт веры и любви? На наших общих встречах мы много говорим об Иисусе Христе как об источнике любви. Однако повседневная жизнь противоречит излагаемым декларациям; создаётся впечатление, что в жизни верховодят взаимные обиды, неприязнь и конфликты.
Утверждение о том, что взаимная братская любовь является очень трудной, звучит слишком пессимистично. Правильнее было бы сказать, что она очень требовательна, и это действительно так. Однако опыт показывает, что истинная любовь возможна. Возможна она, в том числе и для нас, людей хрупких. В обращении к безграничной любви Отца, объявившейся нам в Иисусе, мы находим лекарство от всевозможных слабостей и нашего бессилия в любви.
Несмотря на то, что мы сообща исповедуем веру в Иисуса, наши бесконечные взаимные упрёки и обвинения в отсутствии любви не способствуют её возрастанию. Они лишь углубляют наши взаимные обиды и неприязнь. Если мы ими заполняем наши сердца, это не даёт возможности какому-либо возрастанию в любви. Мы никогда не построим настоящей общины и не достигнем истинной дружбы, если без конца будем требовать от своих близких любви к себе. Что же делать, если нам кажется, что достижение взаимной любви оказывается очень трудным? Прежде всего, следовало бы тщательно проанализировать те конфликтные ситуации, которые сложились в отношениях с близкими. Можно поставить перед собой ряд вопросов: является ли моя оценка ситуации в общине действительно объективной? Может быть, и другие оценивают её подобным образом? С кем именно наши взаимоотношения складываются особенно сложно? Как давно начали нарастать проблемы, вызывающие напряжённые отношения? Чего именно они касаются? Какие пункты являются наиболее напряжёнными во взаимоотношениях? Каким образом удавалось решать эти проблемы ранее? Братская любовь предъявляет высокие требования. Если мы принимаем их в глубоком смирении и жертвенности, тогда опыт любви становится нам доступным. Если же мы длительное время - иногда на протяжении ряда лет - пренебрегаем требованиями, которые предъявляет нам любовь, тогда в нас постепенно рождается убеждение, что она невероятно трудна или даже просто невозможна. «Никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя» (Рим 14,7). Эти слова - фундамент братской любви. Накапливание претензий к окружающим и постоянное пестование жалости по отношению к себе всегда исходит из чрезмерной концентрации на потребностях собственного «я». Поэтому если живём для себя, то у нас складывается впечатление, что всё и вся должно быть к нашим услугам. Получение любви от окружающих или даже требование таковой становится выше, чем жертвование своей любви ближним, и только истинный, живой опыт веры даёт возможность преодолевать искушение жить исключительно для себя. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5, 15). Это правда, что наши межчеловеческие взаимоотношения нередко переполнены всевозможными недоразумениями или даже глубокими душевными травмами, которые мы наносим друг другу. Будучи постоянно перегруженными работой и заботами, постоянно чувствуя себя усталыми, раздражительными, нетерпеливыми, мы легко можем несправедливо осуждать окружающих и тем самым глубоко их ранить, разражаясь вспышками гнева на ближних. Обвиняя окружающих во всех своих жизненных тяготах и невзгодах, пытаемся переложить на других тот груз, который обязаны нести сами. Мы не должны воспринимать подобные жизненные ситуации, как препятствия в любви, скорее наоборот, считать их поводом для взаимного диалога, помощи, прощения, примирения. Апостол Павел советует: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4, 32). В тех случаях, когда понимаем, что стена взаимного гнева, неприязни и напряжения в нашей семье или общине вырастала на протяжении многих месяцев или даже лет, мы должны быть очень терпеливыми, как по отношению к самим себе, так и по отношению к нашим ближним. Мы обязаны принять свою часть ответственности за сложившуюся ситуацию на себя, и глубоко осознать, что это - грех отсутствия любви, и признаться в этом перед Богом в таинстве исповеди. Поврежденное взаимное доверие в общине можно и нужно восстанавливать, но делать это следует медленно, терпеливо и постепенно. Без доверия и взаимной открытости любовь существовать не может. Сам Иисус в Нагорной проповеди даёт нам прямое указание, как мы должны поступать, чтобы восстановить доверие: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7, 12). Это золотая середина, универсальный принцип, известный в веках во всех культурах. Иисус цитирует его здесь и преподносит как собственный. В общине необходимо постоянно помнить: относиться к другим следует так, как нам бы хотелось, чтобы другие так относились к нам. Братская любовь, которая всегда является хрупкой и ограниченной, требует взаимности. Проявляя любовь к братьям и сёстрам, мы одновременно вызываем у них желание делиться с нами теми же чувствами, ибо любовь рождает любовь, прощение рождает прощение, а доверие рождает доверие. Любовь, прощение и доверие - всегда плодотворны. Исключив претензии, обиды и взаимные упрёки, необходимо одновременно выходить навстречу членам общины, проявлять к ним знаки внимания, доброжелательности и расположения, зная, что со временем получим то же и от них. Но если нашими жестами доброжелательности и симпатии пренебрегут, необходимо помнить, что Иисус Своей любовью, распятой на кресте, призывает нас к тому, чтобы и мы брали на себя - как крест - все те огорчения, которые доставляют нам в общине некоторые братья или сёстры: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесёт своё бремя» (Гал 6,2-5). Бог хочет добрых людей Хотя в семье мы настроены друг ко другу доброжелательно, всё же наши отрицательные эмоции часто дают повод для напряжений и недоразумений, а иногда бывают даже причиной небольших ссор. Внешне ведём себя интеллигентно, но наша чрезмерная впечатлительность не даёт нам возможность налаживать между собой более глубокие связи. Что в такой ситуации я смогла бы сделать для себя и своих близких?
Отрицательные эмоции, от которых мы не можем освободиться, поглощают и концентрируют на себе много человеческой энергии и сил, поэтому вопрос ставится совершенно правильно: что можно сделать в этой ситуации для себя и для других? Во-первых, уже само осознание собственных эмоций и эмоций своих близких является очень важным моментом, особенно в тех случаях, когда они касаются нас и доставляют нам боль. Не следует относиться к ним пренебрежительно, не стоит недооценивать или пытаться их заглушить. Отрицательные эмоции не должны быть источником напряжённых взаимоотношений. Высказанные и воспринятые с пониманием и доброжелательно, они могут сблизить людей, поэтому очень важно работать над собой, чтобы учиться понимать свои собственные эмоции, взаимно обсуждать их. В том числе это касается и эмоций отрицательных. Наши эмоции мы должны озвучивать деликатно и тактично, быть чуткими, чтобы излишней бесцеремонностью не ранить других. Слишком бурное проявление своих чувств, особенно отрицательных, без учёта того, какую реакцию это вызывает у окружающих, может привести к ещё большему углублению существующего конфликта. Родители должны обращать особое внимание на то, как они выражают свои эмоции в присутствии детей. Во взаимоотношениях с детьми родителям следует соотносить свои эмоциональные реакции с возрастом детей и их впечатлительностью. Воспитывая детей, необходимо учить их выражать свои эмоции подобающим образом. Необходимо разговаривать с ребёнком о его чувствах: чем ты расстроен, почему ты грустен или почему сердишься? Что тебя так сильно развеселило? Задавая подобные вопросы, можно развивать у ребёнка умение высказывать свои эмоциональные состояния. Многие дети воистину несчастны в моменты, когда в полном одиночестве им приходится переживать довольно трудные для них ситуации и связанные с ними болезненные эмоции. «Мы настроены к тебе доброжелательно», - именно такую информацию должен содержать в себе заданный ребёнку вопрос, и это - крайне важно. Именно на эту фундаментальную доброжелательность необходимо постоянно опираться в повседневной жизни; выразительно - и в то же время тактично - давать о ней знать; ценить её, поддерживать и лелеять. Особенно это может проявляться во время различных семейных праздников, юбилеев, событий. Предусмотренные и подготовленные семейные встречи (общие семейные обеды, прогулки, отдых, отпуск) могут служить превосходным поводом для развития и поддержания положительных эмоций. Обнаруженные, вскрытые и выявленные неприятные чувства не опасны для семьи в том случае, если они окажутся уравновешенными миром, согласием, доброжелательностью, удовлетворением, радостью. Когда людей соединяет любовь и дружба, никакие негативные эмоции не могут угрожать их взаимоотношениям. Искусство создания прочных семейных взаимоотношений, между прочим, кроется в высвобождении у членов семьи положительных эмоций, в том числе и в трудных ситуациях. Огромную помощь в этом может оказывать чувство юмора. Отрицательные эмоции тяготеют над домом особенно тогда, когда каждый из членов семьи относится к себе и собственным делам слишком серьёзно, и при этом не ценит и не уважает того, чем живут и что делают другие. Эмоции, как положительные, так и отрицательные, играют важную роль в человеческих взаимоотношениях, тем не менее, они не могут быть единственной сущностью отношений между людьми. Если мы слишком концентрируемся на эмоциях, особенно на отрицательных, то невольно обкрадываем себя, как в личной жизни, так и в созидании здоровых внутрисемейных отношений, поэтому необходимо обратить внимание и на другие важные стороны взаимоотношений: любовь, дружбу, открытость на других, взаимопомощь, творческий труд, молитву, духовные ценности. Работа над совершенствованием эмоций состоит не в том, чтобы их маскировать, скрывать, а тем более уничтожать. Все наши эмоции, в том числе и отрицательные, играют свою роль и имеют своё значение. Они являются своего рода символами, ибо за ними кроется вся действительность нашей человеческой жизни, зачастую израненной собственными ошибками или злом от окружающих. Эта действительность нуждается в духовном очищении. Человеческие эмоции следует воспринимать как огромное богатство, в том числе и те, которые вызывают сильные страдания. Они помогают нам глубже прочувствовать сущность и смысл собственной жизни, а также лучше понимать окружающих, которые зачастую являются ещё более израненными и заблудшими. Великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке много выстрадал в детстве из-за распада семьи, а также от неправильного материнского воспитания. «Эта щуплая, нервная женщина в чёрном, жаждущая от жизни неизвестно чего <...>, игралась мною, как большой куклой. До самых школьных лет она одевала меня, как девочку», - с болью пишет он в своих воспоминаниях. Однако когда ему предлагали пройти курс модного тогда психоаналитического лечения, так как это могло бы освободить от терзающих его эмоций, он отказался от этого предложения, заявив: «Если бы меня покинули мои демоны, то улетели бы также и мои ангелы». Парадоксальный факт: прикосновение к «преисподней» наших внутренних эмоциональных состояний позволяет нам познавать всю глубину и тайну человеческой жизни. Трусливо убегая от отрицательных эмоций и связанных с ними внутренних страданий, мы не сможем познать красоты («небес») жизни. Пользуясь языком поэта, можем сказать: чтобы наши внутренние «демоны» не уничтожили нас, необходимо властвовать над ними. Мощные отрицательные эмоции, с которыми мы не в состоянии справиться, становятся разрушительной силой. Под их влиянием люди часто совершают ужасные вещи, нанося вред себе и окружающим. Средства массовой информации ежедневно сообщают об этом. Наши эмоции не поддаются внезапным изменениям под влиянием внутренних желаний. Твёрдое решение перестать спонтанно проявлять бурные эмоции, как правило, не приносит ощутимых результатов. Сфера наших чувств требует огромной выдержки и внутренней свободы. Только постепенное изменение нашей внутренней позиции и вообще подхода к жизни приводят к тому, что нас постепенно покидают страхи, опасения, обиды, зависть, гнев и склонность легко обижаться на себя и весь мир. Чтобы такая перемена в нас была возможной, крайне необходимым является наше сильное желание подчинять свои чувства разуму. Эмоции, подчинённые духу и разуму, хотя и впредь бывают довольно болезненными, всё же не только перестают мешать человеку вести достойный образ жизни, но и делают жизнь более красивой, богатой и творческой. Такое очищение эмоций достигается путём терпеливого и кропотливого труда. Фёдор Достоевский вкладывает в уста Елизаветы Прокофьевым, матери трёх дочерей, женщины очень эмоциональной, следующие слова: «Бог ищет людей хороших <. > Они говорят, что я чудачка, а я умею различать. Потому сердце главное, а остальное вздор. Ум тоже нужен, конечно... может быть, ум-то и самое главное.<...> Я себе не противоречу: дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца. Старая истина...» (Ф. М. Достоевский. Идиот. Роман. Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск, 1980. С. 82). Чтобы мудро управлять своей жизнью, в том числе её эмоциональной сферой, и строить добрые приятельские, супружеские и семейные взаимоотношения, в равной степени необходимо включать как сердце, так и разум. Занимаясь упорядочением своих собственных эмоций, в то же время необходимо быть очень осторожными в оказании помощи другим в деле нормализации их чувств. Особенно, когда речь идёт о налаживании супружеских и семейных взаимоотношений. Мир человеческих эмоций - дело очень деликатное, интимное. Навязывание своей помощи может быть истолковано (и вполне справедливо) как вторжение в личную жизнь или как попытка манипулирования. Родители помогают своим детям правильно переживать мир эмоций не столько непосредственным вмешательством в эту сферу и руководством ею, сколько подавая детям пример внутренней работы над своими собственными эмоциями. Между прочим, воспитательная непоследовательность многих родителей проявляется также и в том, что, позволяя себе поддаваться внезапным эмоциональным порывам, они бранят и наказывают детей за спонтанные проявления таких же чувств. Как уже было сказано, работа над собственными эмоциями необходима, но всё же не стоит уделять ей времени и энергии больше, чем это нужно. Переживая целую гамму отрицательных чувств, которые, несомненно, обнажают наши человеческие слабости и недостатки, следует помнить слова Иоанна Павла II, произнесённые им в Торонто на встрече с молодёжью, но обращённые ко всем нам: «Мы не являемся суммой наших слабостей и падений, а являемся суммой Отцовской любви к нам и нашей реальной возможности быть образом Его Сына».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|