Давайте слушать друг друга
У меня такое впечатление, что наши повседневные разговоры зачастую похожи на серию монологов. Говорим, прежде всего, о себе, не обращая особого внимания на то, о чём хотели бы сказать другие. Если кто-то делится с нами своими проблемами, это нередко становится поводом для того, чтобы мы начали рассказывать о собственных хлопотах. Не успеет кто-то закончить говорить, как мы тут же добавляем: «И у меня тоже подобные проблемы, и я тоже когда-то был в такой же ситуации».
Такая позиция и подобное поведение - действительно довольно распространённое явление. Это лишний раз свидетельствует о том, как трудно нам бывает слушать других людей терпеливо, доброжелательно и до конца. Однако это нас не удивляет. Давайте не будем начинать с обвинений, как в свой адрес, так и в адрес других, а вместо этого попробуем понять поведение как своё, так и своих собеседников. Скоропалительно изложенные монологи, нетерпеливое подключение к разговору, демонстрирование собственного мнения бывает, своего рода, попрошайничеством, выпрашиванием у своих близких хотя бы небольшой толики доброжелательности и внимания. Таким образом, мы пытаемся напомнить окружающим, что существуем, и это восхитительно; что заслуживаем любви и того, чтобы нас замечали. Чем больше мы чувствуем себя нелюбимыми, отвергнутыми, тем чаще и тем более нетерпеливо напоминаем другим о своём существовании, излагая в разговорах свои дела и проблемы. Ребёнок, которого не слушает мама, чаще всего говорит много и громко, чтобы напомнить ей о себе. Иногда и мы ведём себя аналогично. Подобно маленьким, невоспитанным детям мы претендуем на внимание, причём, поступая подобным образом, не чувствуем себя слишком уж виноватыми. Так не будем же и мы гневаться на ближних, когда они не дают нам слова сказать, перебивают и перекрикивают, нагружают нас своими проблемами, рассказами или шутками.
Наша нетерпеливость, когда слушаем других, часто объясняется тем, что мы, прежде всего, слишком заняты собой: думаем о себе, огорчаемся или радуемся только своим делам, копаемся в собственных проблемах. Неумение слушать возникает оттого, что в наших сердцах и умах недостаёт места для дел близких нам людей. То, что не является нашим, воспринимается нами как «чужое», а значит для нас мало существенное. Внимательное выслушивание ближнего - это редкая добродетель и трудное искусство, которому необходимо учиться. Оно требует, прежде всего, отказа от самого себя. Терпеливое выслушивание того, что люди нам излагают, является выражением открытости и щедрости. Слушая других, мы показываем, что принимаем их. Благодаря этому у человека появляется чувство, что ему хотят помочь, поддержать, успокоить. Невозможно обещать другому человеку помощь в чём-либо, если мы предварительно не сумели его выслушать. Выслушивание ближнего является приглашением к возрастанию. Ибо если он рассказывает нам о том, что для него важно, трудно, болезненно, когда он делится с нами своими секретами, успехами, человек внутренне возрастает, утверждается в необходимости преодоления собственных слабостей, в потребности приложения усилий во благо. Наше слушание созидает и укрепляет, утешает и вселяет в него надежду. Будучи честны перед собой, мы должны признать, что не умеем слушать людей, потому что не умеем слушать Бога. Молитвенное молчание перед Господом становится самой важной школой внимательного молчания перед ближними. Бог, прежде всего, приглашает нас к состоянию внимательного слушания. «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовек» (Втор 12, 28), - обращается Моисей к Израилю. В уста же псалмопевца Яхве вкладывает слова: «Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе; Израиль! о, если бы ты послушал Меня!» (Пс 81, 9). Пророк Иеремия очень трогательно говорит: «О, земля, земля, земля! Слушай слово Господне!» (Иер 22, 29). Когда Христа спросили, какова первая заповедь, Он ответил: «Первая из всех заповедей: "Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый..."»(Мк 12, 29).
Именно слушание Бога становится для нас источником терпеливости и отваги, когда мы внимаем окружающим. Мы слишком слабые, чтобы собственными силам принимать всё то, с чем обращаются к нам люди, зачастую утомлённые своей жизнью. Только благодаря слушанию Господа у нас появляется достаточно сил, чтобы мы могли их выслушивать и вверять Ему всё то, что будет нам высказано. А посему, чтобы уметь сознательно смириться с тем, что нас перекрикивают в обществе или компании, нам необходима огромная внутренняя работа над собой: слушать Бога. Две стороны одной любви Как совместить любовь к Богу с любовью к людям?
Невозможно одновременно иметь два сердца: одно - для Бога, другое - для людей; у каждого из нас оно - одно. Господа, людей и себя мы любим одним и тем же сердцем. Если же не любим наших близких, то не можем любить и Господа Бога. «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин 4, 20). Но, с другой стороны, истинно и то, что мы не можем любить людей, если не постигаем любви Всевышнего, ибо человек сам по себе не может быть окончательным источником любви. Он способен лишь принимать любовь, которая проходит через человеческое сердце, исходит же - свыше, от Отца. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1, 17). Именно любовь содержит в себе и являет всякое даяние доброе, исходящее от Отца светов. Наш религиозный опыт оказался бы искажённым, если бы мы противопоставляли любовь к Богу и любовь к людям. Нередко молодые люди, желающие вести глубокую религиозную жизнь, переживают серьёзные внутренние конфликты. Они как бы чувствуют себя виноватыми в том, что не испытывают ни малейшего желания посвятить собственную жизнь Господу в жизни монашеской или священнической. Своё непреодолимое желание к супружеству и созданию семьи они иногда расценивают как неверность перед Всевышним. Им кажется, что любовь к Богу невозможно совмещать с человеческой любовью. Молодые люди полагают, что, вступая в брак, они что-то отнимают у Всемогущего, чтобы отдать человеку. Нет ничего более ошибочного. Господь не только не ревнует человека к человеку, но как раз наоборот, это именно Он Сам, возлюбив «до конца» (ср. Ин 13, 1), делает нас способными на человеческую любовь и открывает на неё. Каждая истинная любовь исходит свыше, от Отца светов. Только тогда, когда почувствуем, что Бог возлюбил нас, мы сможем сказать другому человеку: «Я обещаю тебе хранить верность в счастье и несчастье, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей».
Принимать крупицы любви Люди, отвергнутые своими близкими, испытывают отсутствие любви и чувство одиночества. Это зачастую вызывает у них нежелание жить. Можно ли научиться должным образом принимать любовь других людей? Что делать, чтобы, с одной стороны, не изолироваться от окружающих, а, с другой стороны, чтобы наше требование любви не было столь ненасытным?
Необходимо учиться замечать и с благодарностью принимать любые, даже самые малые крохи человеческой доброжелательности, доброты, любви. Если мы требуем от окружающих слишком много внимания, заботы, времени, их самопожертвования ради нас, тогда чаще всего оказываемся отвергнутыми. Ибо человек обычно чувствует себя слишком слабым и несостоятельным, чтобы удовлетворить неоправданно завышенные ожидания других людей. Если бы нищий, просящий на улице милостыню, установил рядом с собой табличку с надписью «Принимаю подаяние только свыше ста долларов», то наверняка умер бы с голоду. Чисто теоретически человек, который удовлетворил бы его ожидания, и мог бы найтись, кто знает?..
Кроме того, необходимо также помнить, что те крупицы любви, заинтересованности и помощи, которые нам предлагаются, часто преподносятся довольно бестактно. Бывает, что они сочетаются с нетерпеливостью, раздражением, даже гневом, идущими от уставшего и измученного человека. Иногда необходимо видеть насквозь, чтобы почувствовать сокрытые в них искренность, по мощь, поддержку. Чтобы научиться принимать крохи любви, дарованные нам другими людьми, необходимо преодолевать свой страх перед ними. За страхом, который служит своего рода защитным барьером, часто кроется чрезмерная впечатлительность, которую необходимо распознавать как в себе, так и в окружающих. Приведу пример. В школьные годы был у нас один преподаватель с необыкновенно добрым сердцем. Однако внешне он не умел проявлять доброты и приветливости, и с учащимися всегда держался строго. К нему легко возникала антипатия, особенно у тех, кто имел проблемы с взаимопониманием между людьми. А между тем за пределами школы и школьных занятий, раскрывалась иная сторона его натуры. Мы приходили к нему домой в дни его рождения, и всегда он принимал нас необыкновенно тепло. Достаточно было произнести в его адрес несколько приветливых слов, чтобы он прослезился. Он очень смущался, поскольку слёзы выдавали его повышенную впечатлительность. Много раз он не жалел своего времени и оказывал внимание людям, попавшим в трудные ситуации. Те, кому удавалось пробиться сквозь оболочку его внешней чёрствости, обнаруживали в нём огромную отзывчивость и необыкновенную доброту к людям. Есть немало людей, которые своей чёрствостью, страхами, порывами гнева как бы охраняют себя от новых страданий, возможного манипулирования и использования. У каждого из нас есть свои опасения и страхи. Иногда мы защищаемся от Божьей любви подобно тому, как пытаемся оградить себя от любви человеческой. Опасаемся, что если мы позволим Господу Богу войти в нашу жизнь, то станем Его рабами. Мы боимся потерять свободу. Как-то я беседовал с одним человеком, который признался мне: «Я понял, что должен просить у Господа Бога, чтобы Он даровал мне любовь к моей жене. И в то же время я боялся, что любовь к жене превратит меня в домоседа. А мне нравится ходить с друзьями выпить пива, и мой страх имел конкретную форму: я опасался, что буду вынужден отказаться от этого маленького удовольствия. Однако когда Господь действительно даровал мне любовь к жене, лишь тогда я почувствовал себя по-настоящему свободным. Я мог пойти с друзьями на кружку пива без чувства вины, а со стороны жены не было ни малейшей ревности».
«Как научиться принимать любовь других людей?» Выражать им свою благодарность. Чтобы уметь принимать любовь, поддержку, доброжелательность, необходимо быть благодарным за них. Нельзя требовать или добиваться любви. Человеческую сердечность и доброжелательность нельзя купить. Это благодать. Божий дар. Если в магазине мы заплатили за товар, он нам принадлежит. Зато улыбка и доброжелательность продавца - это дар, любезность. Если же мы позволим вести себя с окружающими претенциозно, вполне можем оказаться отвергнутыми. «Что делать, чтобы (...) не быть ненасытным в требовании любви?» Прежде всего, необходимо познать степень нашего убожества в даровании кому-либо своей любви. Если осознаём, что сами даём другим мало, поскольку мало, чем располагаем, тогда легко поймём, что и другие - такие же, как и мы. Кроме того, мы можем рассчитывать на любовь других лишь тогда, когда сами даём её другим. Любовь невозможно заслужить, однако её можно вызвать в ответ на ту любовь, которую мы проявляем сами. Если человек занят исключительно собой, собственными страданиями, болью одиночества и отверженности, тогда чаще всего он остаётся в одиночестве. В то же время, выходя навстречу другим и отдавая им крупицы своей любви, нередко он получает взамен во сто крат больше. Действенным лекарством от одиночества, изолированности, жажды любви является выход к людям с тем, что имеешь. Любовь необходимо принимать, с одной стороны, с благодарностью и в смирении, а, с другой стороны, во внутренней свободе и с чувством собственного достоинства. Смиренно прося у людей о любви, доброжелательности и человеческой поддержке, в то же время необходимо учиться быть свободным перед человеческой любовью, чтобы открываться на высшую любовь - любовь Бога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|