Советы другим в решении важных дел
Можно ли в процессе воспитания или духовного руководства давать советы по разрешению определённых жизненно важных проблем? Речь не идёт о принятии за кого-то решения.
Безусловно, во многих жизненно важных вопросах некоторым лицам можно давать советы по их решению. Однако, это не лучший выход из положения. Гораздо лучше, если человек найдёт выход самостоятельно, благодаря молитве и собственным размышлениям. Человеческое и духовное созревание всегда должно вести к самостоятельности в поисках разрешений различных проблем и в принятии жизненно важных решений. Однако существуют определённые проблемы, в которых совет показан, в иных же случаях он - нежелателен. При решении различных эмоциональных или духовных проблем совет может оказаться полезным. Большой опыт человека (воспитателя или духовного руководителя), оказывающего помощь, предрасполагает к тому, чтобы давать советы; однако мудрый советчик всегда оставляет свободу выбора в том, принимать их или нет, претворять ли в жизнь или пренебречь ими. В то же время, есть ситуации, когда советы не показаны. Это случаи важнейших личных выборов, касающихся всей жизни, например: выбор учебного заведения, образа жизни, советы по выбору кандидатуры для супружества и тому подобное. В том случае, когда молодой человек колеблется в выборе между монашеским или священническим образом жизни и жизнью супружеской, совет мог бы оказаться серьёзным злоупотреблением или манипулированием: в подобных ситуациях совет неуместен, даже если молодой человек просит об этом. Ведь серьёзные жизненные решения, которые принимаются под влиянием советов, в дальнейшем могут не оправдаться.
В то же время можно, и даже нужно поддерживать товарищеские отношения с теми, кто обращается к вам за помощью, помогать распознавать их жизненные пути, подтверждать правильность процесса распознавания и сделанного выбора либо, наоборот, предостерегать перед решениями, совершёнными легкомысленно, поспешно или даже непорядочно. Бывают ситуации, когда духовный руководитель должен не только предостерегать, но даже указывать на необходимость воздержаться от принятия какого-то жизненно важного решения. В частности, речь идёт о таких ситуациях, в которых имеют место серьёзные злоупотребления или ошибки, допущенные в распознавании и принятии решения. Например, если жених намеревался обмануть невесту в каких-то важных вещах, духовный руководитель, взывая к совести молодого человека, может обязать его воздержаться до выяснения ситуации. Что следовало бы принимать во внимание для правильного решения вопроса о том, можно ли в данном случае помогать кому-то советом в разрешении его проблемы? Во-первых, опыт человека, оказывающего помощь в распознавании. Чем меньше опыт у воспитателя или духовного руководителя, тем большую осторожность он должен проявлять. Давая совет, воспитатель или духовный руководитель должен чувствовать моральную уверенность в том, что он окажет добрую помощь воспитаннику. Молодой воспитатель или духовный руководитель обязан также учитывать собственный характер и темперамент. Если это сильная личность, обладающая даром убеждения, он должен проявлять особую осторожность, давая советы. Иногда бывает достаточно небольшого внушения, чтобы кто-то не очень уверенный в себе, воспринял совет как собственное решение проблемы. Сила внушения должна измеряться не характером внушающего, а потребностями того, кому советы предлагаются. Давая советы и предлагая внушения, прежде всего, необходимо учитывать ситуацию обратившегося за советом. Если это уверенный в себе человек, относительно хорошо знающий своё эмоциональное и духовное состояние, то воспримет данный ему совет как то, что ни к чему его не обязывает, и будет чувствовать себя свободным. Если же мы имеем дело с человеком очень не уверенным в себе, мнительным, трудно принимающим какие-либо решения, тогда даже незначительное внушение может быть воспринято им как толчок к однозначному решению проблемы.
Некоторые иногда открыто просят, чтобы им чётко указали, что они должны делать. Таким людям нужно не столько подсказывать решение проблемы, сколько помочь им развивать большую уверенность в себе, веру в свои силы, более глубокое и полное самопознание. Люди, имеющие проблемы с самостоятельным принятием решений, должны учиться осваивать это искусство. Воспитание, духовное руководство могут оказывать им огромную помощь. Как и во многих других сферах человеческой жизни, так и в деле самостоятельного принятия решений, мы часто учимся на собственных ошибках. Многие не умеют принимать решений, поскольку в детстве и подростковом возрасте родители не разрешали им действовать самостоятельно. Отец или мать, слишком легко наказывающие детей за недостатки и ошибки, не обучают их принимать решения. Детям необходимо дать надлежащий запас свободы в решении вопросов их жизни. Время от времени ребёнку следует давать возможность ошибиться в каких-то мелочах, чтобы потом он не ошибался в делах важных. Ибо нужно многократно ошибиться в малом, дабы уметь избегать провалов и промахов в важнейших вопросах. Это относится к каждому. Чувство юмора В своих взаимоотношениях с окружающими я часто прибегаю к шуткам и юмору. Когда пользуюсь этим в меру, в минуты напряжения и стресса это облегчает мне жизнь. Однако когда теряю контроль, мои шутки ранят людей. Иногда их даже воспринимают, как моё стремление быть в центре всеобщего внимания, хотя у меня и мыслей таких никогда не было. А может, я злоупотребляю шутками? Как научиться развивать в себе чувство меры и интуиции?
Прежде всего, необходимо отличать юмор от шутки. Шутка - это «то, что говорят или делают не всерьёз, ради развлечения, веселья»[1]. Близкими по смыслу являются слова: развлечение, забава, потеха, игра, смех, острота, хохма. Юмор же - это «беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь»[2]. Человек улавливает в ситуациях или событиях те их стороны, которые способны вызвать смех, а посему синонимы юмора - это безмятежное настроение, весёлое расположение духа. Насколько трудно преувеличить применение доброго юмора, настолько легко злоупотребить шуткой.
Чувство юмора действительно очень помогает в межчеловеческом общении, особенно в ситуациях напряжения и стресса. Однако злоупотребление им может быть расценено как отсутствие уважения к окружающим или даже как попытка уйти от ответственности в трудных случаях. Юмор и шутки не решают и не устраняют напряжения во взаимоотношениях людей. Они являются лишь скромной помощью в создании более благоприятной атмосферы для проведения встречи или диалога. Слишком частые шутки, особенно в неподходящие моменты или в конфликтных ситуациях, могут раздражать и нервировать людей. В частности, это касается тех, кто серьёзно (или даже слишком серьёзно) относится к жизни и различным проблемам. Если мы прибегаем к юмору и шуткам в ситуациях напряжения или конфликта, то должны внимательно следить за тем, как окружающие воспринимают наше поведение. Если большинство реагирует официально, холодно или даже нервно, лучше отказаться от попытки улучшения климата встречи таким способом. Тонкий и тактичный юмор даёт возможность соблюдать дистанцию по отношению к конкретным делам, к нашему в них участию, или по отношению к лицам, с которыми решаем те или иные проблемы. Наши шутки могут носить деликатный характер, если мы смеёмся не столько над другими, сколько над собой. Подшучивание над людьми не вызывает доверия, и вполне обоснованно может быть воспринято как зазнайство или желание возвыситься над другими, как неуважение к ним, либо как позиция несерьёзного и безответственного подхода к жизни. Прибегать к шуткам следует очень осторожно. Особенно в общении с людьми более слабыми или сконцентрированными на каких-то своих проблемах. Случается, что в общине, где не особенно задумываются над перипетиями взаимоотношений, оказывается несколько жертв, которые становятся объектом непрерывных насмешек и колкостей. В группе можно шутить и прибегать к юмору, но при условии, что этому будут подвергаться все без исключения, в противном же случае это будет происходить за счёт отдельных лиц, которые станут «козлами отпущения». Если же в данной группе много людей раздражительных, вспыльчивых, не позволяющих подшучивать над собой, тогда лучше разряжать напряжение иным способом.
Умелое использование шуток и юмора - тонкое искусство. Не случайно американский психолог Гордон Виллард Альпорт среди критериев зрелой личности выделяет здоровое чувство юмора. Чтобы иметь возможность свободно шутить, общаясь с людьми, прежде всего, необходимо наладить с ними доброжелательный контакт. Ибо не вызывает доверия создание юмористических ситуаций с людьми, с которыми у нас холодные или официальные отношения. Это может восприниматься как насмешка над ними. Чем ближе люди знакомы, чем больше они доверяют друг другу и чем более открыты друг на друга, тем легче им существовать в юмористической атмосфере. Наши шутки могут быть двусмысленными, и мы обязаны распознавать, как они воспринимаются окружающими. Здоровое чувство юмора, с одной стороны, является Божьим даром, с другой стороны, - это результат работы над собой: внутренней свободы, открытости на людей и доброжелательности, а также критического отношения к себе. Если нам не удаётся смеяться над собой, не стоит слишком часто шутить над другими. Иоанн Павел II мастерски владел юмором. Жители Польши многократно были тому свидетелями во время его паломничеств на родину. Заканчивая литургические встречи, Папа часто создавал юмористические ситуации. Такой стиль диалога он мог себе позволить в Польше, ибо вполне отдавал себе отчёт в том, что люди чувствуют то, с чем он к ним обращается, и очень хорошо его понимают. Однако при встречах с молодёжью он очень тонко улавливал, когда молодые люди, не чувствуя границ шуток, начинали излишне раскрепощаться, тогда Папа очень умело переходил на серьёзный тон. Мы также знаем, что многие святые и мистики обладали чувством юмора, и благодаря этому легко выходили из трудных и напряжённых ситуаций. Между прочим, своим тонким чувством юмора славился святой отец Пио. Многочисленные свидетели тому - люди, знавшие его лично, а также те, кто с ним встречался. Вот несколько иллюстраций.
Это происходило во время бури. В монастырском коридоре рядом с отцом Пио стоял монах. Недалеко от них находился распределительный щит электропитания. Перепуганный частыми вспышками молний, монах предложил отцу Пио: «Отче, давайте хотя бы чуть-чуть отойдём от этого щита. Вчера молнией убило десять человек». Отец Пио ответил: «Ну, нам-то уж точно не грозит эта опасность, ведь нас - только двое». Другой случай произошёл во время визита к отцу Пио бывшего президента Италии Антонио Сегни в 1959 году. В зале, где происходила встреча, царило весьма напряжённое молчание. Отцу Пио начали представлять гостей. Первым был сенатор Руссо («insalata russa» так по-итальянски называют овощной салат). Отец Пио прервал гнетущую тишину шутливым обращением к президенту Италии: «Ваша честь, почему мне привезли только овощной салат? Нужно было привезти ещё чего-нибудь». В зале раздался общий смех, и встреча прошла в приятной и дружеской обстановке. Добрую шутку отец Пио сыграл как-то с одним римским прелатом. Сей священнослужитель задался целью предостеречь Папу Бенедикта XV от «афериста», которым - по его мнению - был отец Пио. «Друг мой, похоже, ты плохо информирован, - ответил Святейший Отец. - Тебе следовало бы проверить свой источник информации». Обескураженный прелат принял решение лично отправиться в San Giovani Rotondo инкогнито. Каково же было его удивление, когда на вокзале в Foggio его встретили два капуцина: «Ваше превосходительство, отец Пио прислал нас, чтобы мы Вас приветствовали». «Но как он узнал о моём прибытии, ведь я никому не сообщал об этом?» «Очевидно, знал, поскольку сам прислал нас сюда». У прелата внезапно пропала всякая охота встречаться со Стигматиком, и он тотчас возвратился назад. Уж, коль скоро отец Пио знал о его приезде, то, по всей вероятности, знал также и о том, что почтенный прелат наговорил о нём Папе. Святой Томас Мор молился так: «Господи, дай мне умение смеяться, даруй мне благодать понимания шуток, чтобы я сумел познать в жизни хоть немного радости, и мог хотя бы частично передавать её другим». [1] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., «Советская энциклопедия», 1970. С. 886. [2] Там же. С. 896.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|