Ловушки памяти
Еще один способ встраивания замешательства, который выходит из предыдущей техники и является ее продолжением, – работа с памятью. У нас есть метафора к этому методу. Представьте себе обычную доску. На ней есть трещина. Можно по доске стукнуть там, где нет трещины, и она сломается, но проще и гораздо эффективнее найти эту трещину и начать там ковырять или запустить в это место жука-короеда, который будет разрушать дерево. Недоговороспособный переговорщик использует тот же самый подход: гораздо проще выявить у человека некие «трещинки», которые появились в детстве, в подростковом возрасте, и работать с ними. Если вы это сделаете, то начнете разрушать любого человека вне зависимости от его социального статуса, возраста, регалий, погон, званий, должностей и т. д. Вы нашли в этой доске трещину и поместили туда жука-короеда, то есть разрушительную мысль-вирус, которая эксплуатирует негативный опыт, извлекаемый из памяти. Так работает и память. Доска помнит о том, что у нее есть трещина. Память человека начнет разрушать его. Плюс если вы еще используете техники якорения, чтобы человек постоянно возвращался к этой трещине, то процесс разрушения становится автоматическим. Якорить можно чем угодно: подушкой, на которой человек спит, ощущением руля в автомобиле, в котором он едет. То есть, если вы якорите тем, с чем человек соприкасается, что видит или чувствует, что его постоянно окружает, и добавляете эту самую трещину, процесс разрушения становится практически необратимым. Память – дело очень серьезное и очень важное. Память человек тащит за собой из прошлого, но может также создать некий образ из будущего и помнить его, и это будущее – предвосхищение некоего события. Простой вариант: «Вот я был на войне, и знаете, что самое страшное? Ожидание боя страшнее самого боя. Потому что когда раздаются выстрелы – все, ты начинаешь работать. Упал, перекатился, отработал сектор. Но за два часа “до” ты понимаешь, что сейчас, в 11 часов, начнется стрельба, и бледнеешь. Но как, почему? Это же будущее, оно только будет, еще не случилось! Просто у меня в коллективном бессознательном есть память о том, что я могу пострадать, меня могут даже убить. И мое тело говорит: “Слушай, давай мы это делать не будем! ”»
Таким образом, память может быть связана не только с прошлым, но еще и с ненаступившим событием. Это интересная штука, которую мы называем следующим термином – «навязчивость». Это тот образ себя, который мы таскаем у себя в голове. Навязчивость тесно связана с образом нашего идеального «Я», который мы носим в голове. Он всегда оторван от реальной жизни. Это наши представления о самих себе. Потому что в реальности мы где находимся? В психологическом настоящем – 3–4 секунды. Потому и все религии призывают вернуться в состояние реальности, воспринять эту реальность метафорическими способами. Так вот, когда у человека есть это стандартное навязчивое мышление, с ним можно точно так же работать. Что такое навязчивый образ? Как мы можем понять, что этот образ навязчивый? Можем услышать его в речи человека, в его убеждениях. Возьмем в качестве примера ортодоксальное гуманистическое НЛП. Мы все о нем так или иначе знаем, но его идея, с которой бегают его представители, – это идея навязчивости. Как оно проявляется в речи? Представьте, что человек говорит: «Вселенная дружественна и изобилует ресурсами». Господа, вы кому это говорите? Жесткому переговорщику или врачу-психиатру? Вселенная дружественна и изобилует ресурсами? «Гибкость равна успешности». Господа, вы кому это говорите? Людям, пишущим книгу о недоговороспособных людях, у которых совсем негибкий стиль переговоров? Психопатам вы это скажете, которые давят собой? «Карта не равна территории». Господа, это хорошая поговорка, карта не равна территории, но никогда вы эту территорию не увидите. Метафора классная, но вы никогда не поймете человека полностью, потому что сам человек для себя загадка.
И этот наш навязчивый образ будет транслироваться в нашей речи, потому что свои убеждения человек обязательно проговаривает. Как только человек говорит: «Я – хороший», он сразу чертит границу. Он говорит: «Я – профессионал» или «Я – эффективный менеджер», а мы отвечаем: «Слушай, это здорово, но ты от чего бежишь? От неэффективного менеджера? » Говорит: «Я – хороший муж», к примеру. Какую мы здесь слышим границу? «Я не хочу быть плохим мужем». «Я замечательная мама». Здорово! Какая граница? «Я не хочу быть плохой мамой». И это сразу доступ к чему? К теневому ресурсу, на который можно давить. После того как человек сказал эти слова, он ваш. Как только человек описал свою структуру личности, свою «Я»-концепцию в виде убеждений, берите и делайте с ним все что хотите. Он на тысячу процентов ваш. Эта идея кажется нам очень концептуальной, и она очень важна для нашего курса, с ней будут связаны практика и упражнения. Почему мы не можем общаться с шизофрениками? А у них нет этих границ, они все время меняются. А если человек социально адаптивный, он всегда будет говорить об этом. Человек не может не сказать вам, кто он есть на самом деле. В психотерапии это еще носит название «жизненный сценарий», установки, которые человек носит в себе всю жизнь. Этим и нужно пользоваться. Представьте себе ситуацию: у вашего приятеля финансовый крах. Что вы сделаете: поможете ему или подтолкнете в пропасть, чтобы занять его место? Один человек поможет и не будет подталкивать, другой же подтолкнет и займет его должность. Первый человек живет по своему жизненному сценарию, в котором ему важны дружба, честность и справедливость, а другой руководствуется сценарием должного достижения. И как правило, недоговороспособный переговорщик, услышав человека, распознает его ограничения и начинает их использовать и давить на них, стремясь достичь своей цели. Он будет опираться на события из прошлого опыта, выявлять ваши ограничивающие убеждения, апеллировать к вашим неудачам и предлагать свои «лучшие» варианты решения проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|