ФИЛИАЛ ВУНЦ ВВС «ВВА» В Г. СЫЗРАНИ
C. П. Петровский, В. А. Джаксбаев
УДК 629. 7
кандидат технических наук, доцент заведующий кафедрой «Летная эксплуатация воздушных судов и безопасность полетов» Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации В. Д. Задорожный;
кандидат технических наук, доцент 6 кафедры аэродинамики и динамики полета ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань, Самарская область) подполковник В. Полуяхтов;
доцент, кандидат технических наук доцент кафедры технической механики Самарского государственного технического университета Ю. Онушкин
П 30 Практическая аэродинамика вертолета Ми-8Т(МТ): учеб. пособие: в 2 ч. ч. 2/ С. П. Петровский, В. А. Джаксбаев. – Сызрань: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань, Самарская область), 2021. − 124 с.; 44 ил.
Под общей редакцией кандидата технических наук, доцента кафедры аэродинамики и динамики полета В. А. Полуяхтова.
Учебное пособие разработано на основании квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности - 25. 05. 04 (по военной специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов») и рабочим программам учебных дисциплин «Аэродинамика и динамика полета» и «Практическая аэродинамика», изучаемой в Сызранском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА». Может быть использовано также летным и инженерно-техническим составом авиационных частей.
© Петровский С. П., Джаксбаев В. А., 2021
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань, Самарская обл. ), 2021
|
| Основные условные обозначения…………………………………………………
|
|
|
| Введение…………………………………………………………………………………………………
|
|
| Глава 6.
| Взлет и посадка вертолета……………………………………………………………….
|
|
| 6. 1
| Движение (руление) вертолета по земле…………………………………………
|
|
| 6. 2
| Взлет вертолета……………………………………………………….. ……………………………
|
|
| 6. 3
| Посадка вертолета…………………………………………………………………………….. ….
|
|
| Глава 7.
| Планирование и посадка вертолета на режиме самовращения несущего винта…………………………………………………………………………..
|
|
| 7. 1
| Физическая сущность и условия самовращения несущего винта ………………………………………………………………………………………………………………
|
|
| 7. 2
| Переход вертолета на режим самовращения несущего винта……
|
|
| 7. 3
| Планирование вертолета на режиме самовращения несущего внита…………………………………………………………………………………………….. ………….
|
|
| 7. 4
| Характеристика посадки вертолета на режмие самовращения несущего винта……………………………………………………... ………………………………
|
|
| 7. 5
| Предпосадочный маневр и посадка вертолета на режиме самовращения несущего винта…………………………….. …. ………………………….. ……..
|
|
| Глава 8.
| Маневрирование и пилотаж на учебном вертолете………………..
|
|
| 8. 1
| Маневренные свойства вертолета………………………………………. ……………
|
|
| 8. 2
| Горизонтальный разгон и торможение вертолета………………………....
|
|
| 8. 3
| Вираж. …………………………………………………………………………………….... …………... …
|
|
| 8. 4
| Спираль…………………………………………………………………………………………….. …. …
|
|
| 8. 5
| Горка………………………………………………………………………………………………. ………..
|
|
| 8. 6
| Пикирование………………………... ………………………………………………………………...
|
|
| 8. 7
| Разворот на горке…………………………………………………………………………………
|
|
| Глава 9.
| Летно-эксплуатационные ограничения и предельные режимы полета вертолета…………………………………………….. ………………………………...
|
|
| 9. 1
| Эксплуатационный диапазон центровок вертолета……………………...
|
|
| 9. 2
| Ограничения полетной массы вертолета и массы груза….. ………….
|
|
| 9. 3
| Ограничения по ветру………………………………………………………………………….
|
|
| 9. 4
| Ограничения по взлетно-посадочным площадкам………………….. ……
|
|
| 9. 5
| Эксплуатационный диапазон скоростей и высот полета……. ………
|
|
| 9. 6
| Эксплуатационный диапазон перегрузок. Максимально допустимые углы крена……………………………………………………………………. …………
|
|
| 9. 7
| Максимально допустимый угол тангажа и темп его изменения..
|
|
| 9. 8
| Ограничения по оборотам несущего винта и темпу изменения общего шага…………………………………………………………………………………………….
|
|
| 9. 9
| Опасные зоны полета в координатах «высота-скорость»……………
|
|
| 9. 10
| Отказ одного двигателя в полете………………………………………………………
|
|
| 9. 11
| Отказ в полете двух двигателей……………………………………………………………...
|
|
| 9. 12
| Отказ путевого управления…………... ……………………………………………………
|
|
| 9. 13
| Критические режимы малых скоростей…………………………………………..
|
|
| 9. 14
| Земной резонанс……………………………………………………………………………………
|
|
| 9. 15
| Режим «Вихревое кольцо»………………………………………………………………..
|
|
| 9. 16
| Подхват вертолета………………………………………………………………………………...
|
|
| 9. 17
| «Валежка» вертолета……………………………………………………………………………
|
|
|
| Заключение
|
|
|
| Библиографический список
|
|
| O0XgYgZg
| –
| нормальная земная система координат
|
| OXgYgZg
| –
| нормальная система координат
|
| OXYZ
| –
| связанная система координат
|
| OX
| –
| продольная ось
|
| OY
| –
| нормальная ось
|
| OZ
| –
| поперечная ось
|
| OXaYaZa
| –
| скоростная система координат
|
| OXa
| –
| скоростная ось
|
| OYa
| –
| ось подъемной силы
|
| OZa
| –
| боковая ось
|
| OXкYкZк
| –
| траекторная система координат
|
| a
| –
| угол атаки профиля
|
| b
| –
| угол скольжения
|
| y
| –
| угол рыскания
|
| J
| –
| угол тангажа
|
| γ
| –
| угол крена
|
| θ
| –
| угол наклона траектории
|
| V
| –
| воздушная скорость вертолета
|
| w
w R
| –
–
| угловая скорость вращения вертолета
окружная скорость вращения лопасти
|
| ω х
| –
| угловая скорость крена
|
| ω у
| –
| угловая скорость рыскания
|
| ω z
| –
| угловая скорость тангажа
|
| m
| –
| масса летательного аппарата
|
| Jx
| –
| момент инерции относительно оси OX
|
| Jy
| –
| момент инерции относительно оси OY
|
| Jz
| –
| момент инерции относительно оси OZ
|
| æ (х)
| –
| угол продольного отклонения автомата перекоса
|
| η
| –
| угол поперечного отклонения автомата перекоса
|
| jош
| –
| общий шаг винта
|
| Тнв(Т)
| –
| сила тяги несущего винта
|
| Тх
| –
| продольная составляющая силы тяги НВ
|
| Ту
| –
| нормальная составляющая силы тяги НВ
|
| Тz
| –
| поперечная составляющая силы тяги НВ
|
| Тха
| –
| составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси OXa)
|
| Туа
| –
| составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси ОYa)
|
| Тzа
| –
| составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси OZa)
|
| –
| перегрузка
|
| nх
| –
| продольная перегрузка
|
| nу
| –
| нормальная перегрузка
|
| nz
| –
| поперечная перегрузка
|
| nхa
| –
| тангенциальная перегрузка
|
| nуa
| –
| нормальная скоростная перегрузка
|
| nza
| –
| боковая перегрузка
|
| Cx
| –
| коэффициент продольной силы
|
| Cy
| –
| коэффициент нормальной силы
|
| Cz
| –
| коэффициент поперечной силы
|
| Cxa
| –
| коэффициент лобового сопротивления
|
| Cya
| –
| коэффициент подъемной силы
|
| Cza
| –
| коэффициент боковой силы
|
| Ст
| –
| коэффициент тяги
|
| mкр
| –
| коэффициент крутящего момента
|
| σ
| –
| коэффициент заполнения
|
| μ
| –
| коэффициент режима работы несущего винта
|
| Fнв
| –
| площадь несущего винта
|
| S
| –
| площадь (стабилизатора, вертикального оперения)
|
| b
| –
| хорда лопасти
|
| yл
| –
| угол азимутального положения лопасти
|
| –
| относительная толщина профиля
|
| –
| скоростной напор
|
| a
| –
| скорость звука
|
| М
| –
| число Маха
|
| К
| –
| качество (профиля, винта, летательного аппарата в целом)
|
| Р0
| –
| статическое давление
|
| ρ
| –
| плотность воздуха
|
| v1
| –
| средняя индуктивная скорость в плоскости диска несущего винта
|
| Vу
| –
| осевая составляющая воздушной скорости
|
| Vх
| –
| тангенциальная составляющая воздушной скорости
|
| α н
| –
| угол атаки несущего винта
|
| α ф
| –
| угол атаки фюзеляжа
|
| ω н
| –
| угловая скорость вращения несущего винта
|
| Yа
| –
| подъемная сила фюзеляжа, стабилизатора
|
| Ха
| –
| лобовое сопротивление фюзеляжа, стабилизатора
|
| rэ
| –
| расстояние от оси вращения винта до среднего сечения элемента лопасти
|
| Rэ
| –
| полная аэродинамическая сила элемента лопасти
|
| R
| –
| радиус несущего винта
|
| Sмид
| –
| площадь миделя фюзеляжа, стабилизатора
|
| Трв
| –
| сила тяги рулевого винта
|
| Тп
| –
| потребная для конкретного режима полета сила тяги несущего винта
|
| Тр
| –
| располагаемая сила тяги несущего винта
|
| Nп
| –
| мощность силовой установки, потребная для обеспечения конкретного режима полета
|
| Nр
| –
| максимальная мощность, подводимая к несущему винту
|
| ε
| –
| конструктивный угол наклона вала несущего винта вперед
|
| ε с
| –
| угол скоса потока
|
| Се
| –
| удельный расход топлива
|
| хт
| –
| продольная центровка
|
| ут
| –
| вертикальная центровка
|
| zт
| –
| боковая центровка
|
| G
| –
| вес вертолета
|
| Хвр
| –
| вредное сопротивление фюзеляжа
|
| Fцб
| –
| центробежные силы, действующие на лопасти при их вращении
|
| Мвт
| –
| момент втулки, суммарный момент на втулке несущего винта, возникающий от упругих, инерционных и кориолисовых сил
|
| Мр нв
| –
| реактивный момент несущего винта
|
| Мр рв
| –
| реактивный момент рулевого винта
|
| D1, D2
| –
| передаточные числа, связывающие углы отклонения тарелки автомата перекоса с отклонением тяги несущего винта
|
| δ в
| –
| искусственный завал конуса несущего винта
|
| а1
| –
| продольный естественный завал конуса несущего винта
|
| b1
| –
| поперечный естественный завал конуса несущего винта
|
| Vпр
| –
| приборная скорость вертолета
|
| Vист (Vпут)
| –
| скорость вертолета относительно земли
|
| Н
| –
| высота полета
|
| t
| –
| время полета
|
| l эгш
| –
| расстояние между эквивалентными горизонтальными шарнирами
|
| g
| –
| ускорение свободного падения
|
| Мгир
| –
| момент гироскопический
|
| Ne
| –
| мощность, снимаемая с вала свободной турбины
|
| Ne 0
| –
| мощность, снимаемая с вала свободной турбины двигателя при стандартных условиях
|
| Ni
| –
| индуктивная потребная мощность
|
| Nпр
| –
| профильная потребная мощность
|
| Nдв
| –
| потребная мощность движения
|
| η о
| –
| относительный коэффициент полезного действия несущего винта
|
| ξ м
| –
| коэффициент использования мощности силовой установки
|
| tнар. в
| –
| температура наружного воздуха
|
| ∆ N
| –
| избыток мощности
|
| МY РСНВ
| –
| аэродинамический момент рысканья на режиме самовращения несущего винта
|
| Vу
| –
| вертикальная скорость
|
| Vпл
| –
| скорость планирования по наклонной траектории
|
| Vэк
| –
| экономическая скорость полета
|
| Vne
| –
| непревышаемая скорость полета
|
| Vкр
| –
| крейсерская скорость полета
|
| q
| –
| километровый расход топлива
|
| Qч
| –
| часовой расход топлива
|
| L
| –
| дальность полета
|
| VL max
| –
| скорость максимальной дальности полета
|
| Vt max
| –
| скорость максимальной продолжительности полета
|
| пнв
| –
| обороты несущего винта
|
| пст
| –
| обороты свободной турбины
|
| π к
| –
| степень сжатия воздуха турбокомпрессором
|
| δ z
| –
| угол между проекцией Тнв на плоскость симметрии вертолета и осью вала несущего винта
|
| δ х
| –
| угол между Тнв и ее проекцией на плоскость симметрии вертолета
|