O0XgYgZg
| –
| нормальная земная система координат
|
OXgYgZg
| –
| нормальная система координат
|
OXYZ
| –
| связанная система координат
|
OX
| –
| продольная ось
|
OY
| –
| нормальная ось
|
OZ
| –
| поперечная ось
|
OXaYaZa
| –
| скоростная система координат
|
OXa
| –
| скоростная ось
|
OYa
| –
| ось подъемной силы
|
OZa
| –
| боковая ось
|
OXкYкZк
| –
| траекторная система координат
|
a
| –
| угол атаки профиля
|
b
| –
| угол скольжения
|
y
| –
| угол рыскания
|
J
| –
| угол тангажа
|
γ
| –
| угол крена
|
θ
| –
| угол наклона траектории
|
V
| –
| воздушная скорость вертолета
|
w
w R
| –
–
| угловая скорость вращения вертолета
окружная скорость вращения лопасти
|
ω х
| –
| угловая скорость крена
|
ω у
| –
| угловая скорость рыскания
|
ω z
| –
| угловая скорость тангажа
|
m
| –
| масса летательного аппарата
|
Jx
| –
| момент инерции относительно оси OX
|
Jy
| –
| момент инерции относительно оси OY
|
Jz
| –
| момент инерции относительно оси OZ
|
æ (х)
| –
| угол продольного отклонения автомата перекоса
|
η
| –
| угол поперечного отклонения автомата перекоса
|
jош
| –
| общий шаг винта
|
Тнв(Т)
| –
| сила тяги несущего винта
|
Тх
| –
| продольная составляющая силы тяги НВ
|
Ту
| –
| нормальная составляющая силы тяги НВ
|
Тz
| –
| поперечная составляющая силы тяги НВ
|
Тха
| –
| составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси OXa)
|
Туа
| –
| составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси ОYa)
|
Тzа
| –
| составляющая силы тяги в скоростной системе координат (по оси OZa)
|
| –
| перегрузка
|
nх
| –
| продольная перегрузка
|
nу
| –
| нормальная перегрузка
|
nz
| –
| поперечная перегрузка
|
nхa
| –
| тангенциальная перегрузка
|
nуa
| –
| нормальная скоростная перегрузка
|
nza
| –
| боковая перегрузка
|
Cx
| –
| коэффициент продольной силы
|
Cy
| –
| коэффициент нормальной силы
|
Cz
| –
| коэффициент поперечной силы
|
Cxa
| –
| коэффициент лобового сопротивления
|
Cya
| –
| коэффициент подъемной силы
|
Cza
| –
| коэффициент боковой силы
|
Ст
| –
| коэффициент тяги
|
mкр
| –
| коэффициент крутящего момента
|
σ
| –
| коэффициент заполнения
|
μ
| –
| коэффициент режима работы несущего винта
|
Fнв
| –
| площадь несущего винта
|
S
| –
| площадь (стабилизатора, вертикального оперения)
|
b
| –
| хорда лопасти
|
yл
| –
| угол азимутального положения лопасти
|
| –
| относительная толщина профиля
|
| –
| скоростной напор
|
a
| –
| скорость звука
|
М
| –
| число Маха
|
К
| –
| качество (профиля, винта, летательного аппарата в целом)
|
Р0
| –
| статическое давление
|
ρ
| –
| плотность воздуха
|
v1
| –
| средняя индуктивная скорость в плоскости диска несущего винта
|
Vу
| –
| осевая составляющая воздушной скорости
|
Vх
| –
| тангенциальная составляющая воздушной скорости
|
α н
| –
| угол атаки несущего винта
|
α ф
| –
| угол атаки фюзеляжа
|
ω н
| –
| угловая скорость вращения несущего винта
|
Yа
| –
| подъемная сила фюзеляжа, стабилизатора
|
Ха
| –
| лобовое сопротивление фюзеляжа, стабилизатора
|
rэ
| –
| расстояние от оси вращения винта до среднего сечения элемента лопасти
|
Rэ
| –
| полная аэродинамическая сила элемента лопасти
|
R
| –
| радиус несущего винта
|
Sмид
| –
| площадь миделя фюзеляжа, стабилизатора
|
Трв
| –
| сила тяги рулевого винта
|
Тп
| –
| потребная для конкретного режима полета сила тяги несущего винта
|
Тр
| –
| располагаемая сила тяги несущего винта
|
Nп
| –
| мощность силовой установки, потребная для обеспечения конкретного режима полета
|
Nр
| –
| максимальная мощность, подводимая к несущему винту
|
ε
| –
| конструктивный угол наклона вала несущего винта вперед
|
ε с
| –
| угол скоса потока
|
Се
| –
| удельный расход топлива
|
хт
| –
| продольная центровка
|
ут
| –
| вертикальная центровка
|
zт
| –
| боковая центровка
|
G
| –
| вес вертолета
|
Хвр
| –
| вредное сопротивление фюзеляжа
|
Fцб
| –
| центробежные силы, действующие на лопасти при их вращении
|
Мвт
| –
| момент втулки, суммарный момент на втулке несущего винта, возникающий от упругих, инерционных и кориолисовых сил
|
Мр нв
| –
| реактивный момент несущего винта
|
Мр рв
| –
| реактивный момент рулевого винта
|
D1, D2
| –
| передаточные числа, связывающие углы отклонения тарелки автомата перекоса с отклонением тяги несущего винта
|
δ в
| –
| искусственный завал конуса несущего винта
|
а1
| –
| продольный естественный завал конуса несущего винта
|
b1
| –
| поперечный естественный завал конуса несущего винта
|
Vпр
| –
| приборная скорость вертолета
|
Vист (Vпут)
| –
| скорость вертолета относительно земли
|
Н
| –
| высота полета
|
t
| –
| время полета
|
l эгш
| –
| расстояние между эквивалентными горизонтальными шарнирами
|
g
| –
| ускорение свободного падения
|
Мгир
| –
| момент гироскопический
|
Ne
| –
| мощность, снимаемая с вала свободной турбины
|
Ne 0
| –
| мощность, снимаемая с вала свободной турбины двигателя при стандартных условиях
|
Ni
| –
| индуктивная потребная мощность
|
Nпр
| –
| профильная потребная мощность
|
Nдв
| –
| потребная мощность движения
|
η о
| –
| относительный коэффициент полезного действия несущего винта
|
ξ м
| –
| коэффициент использования мощности силовой установки
|
tнар. в
| –
| температура наружного воздуха
|
∆ N
| –
| избыток мощности
|
МY РСНВ
| –
| аэродинамический момент рысканья на режиме самовращения несущего винта
|
Vу
| –
| вертикальная скорость
|
Vпл
| –
| скорость планирования по наклонной траектории
|
Vэк
| –
| экономическая скорость полета
|
Vne
| –
| непревышаемая скорость полета
|
Vкр
| –
| крейсерская скорость полета
|
q
| –
| километровый расход топлива
|
Qч
| –
| часовой расход топлива
|
L
| –
| дальность полета
|
VL max
| –
| скорость максимальной дальности полета
|
Vt max
| –
| скорость максимальной продолжительности полета
|
пнв
| –
| обороты несущего винта
|
пст
| –
| обороты свободной турбины
|
π к
| –
| степень сжатия воздуха турбокомпрессором
|
δ z
| –
| угол между проекцией Тнв на плоскость симметрии вертолета и осью вала несущего винта
|
δ х
| –
| угол между Тнв и ее проекцией на плоскость симметрии вертолета
|