Европейский Союз и Совет Европы
На территории Европы, наряду с Европейским Союзом, широкую известность получила другая межгосударственная организация – Совет Европы. Совет Европы (далее – СЕ) образован 5 мая 1949 г. в Лондоне по инициативе 10 стран: Бельгии, Дании, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Великобритании, Франции и Швеции. В соответствии с преамбулой Устава целью Совета Европы является обеспечение более тесных связей между европейскими государствами. Эта цель достигается «усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего развития прав человека и основных свобод». По состоянию на 1 января 2008 г. членами Совета Европы являются 47 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Местопребывание Совета Европы - г. Страсбург (Франция). Официальными языками являются английский и французский. К уставным органам СЕ (т.е. предусмотренным в Уставе СЕ) относятся: Комитет министров, Парламентская ассамблея и Секретариат. Комитет министров Совета Европы действует от имени СЕ и выражает волю правительств государств-членов организации.
Комитет министров по рекомендации ПАСЕ или по собственной инициативе принимает меры, направленные на достижение целей Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение правительствами единой политики по конкретным вопросам. Заключения Комитета министров в надлежащих случаях могут быть сделаны в форме рекомендаций государствам-членам. Комитет министров определяет основные направления и характер деятельности Совета Европы. В соответствии со ст. 16 Устава Комитет министров с учетом рекомендаций ПАСЕ принимает решения, имеющие обязательный характер, по любому вопросу, касающемуся внутренней организации и порядка работы СЕ. Он утверждает план работы и бюджет организации, вправе по своему усмотрению учреждать комитеты и комиссии консультативного и технического характера для достижения конкретных целей. Каждое государство в Комитете министров имеет одного представителя, который наделен одним голосом. Представителями в Комитете министров являются министры иностранных дел государств-членов. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является совещательным органом СЕ, на котором обсуждаются вопросы, относящиеся к ее компетенции. Заключения ПАСЕ передаются Комитету министров в виде рекомендаций. Ассамблея состоит из представителей национальных парламентов государств-участников, причем они не могут быть одновременно членами Комитета министров. Квота представителей-членов в Парламентской ассамблее - от 2 до 18 человек в зависимости от численности населения страны. ПАСЕ возглавляет Председатель, который председательствует на сессии, но не принимает участия ни в дебатах, ни в голосовании. По важным вопросам для принятия резолюций Ассамблеей требуется не менее 2/3 голосов представителей, участвующих в голосовании. Резолюции ПАСЕ по процедурным вопросам принимаются таким количеством голосов, которое Ассамблея установит всоответствии со ст. 29 Устава.
Ассамблея заседает три раза вгод. Сессия не может длиться более одного месяца. Комитет министров может созывать чрезвычайную сессию Ассамблеи. Все обсуждения проводятся публично, если не установлено иное. Секретариат Совета Европы состоит из Генерального секретаря, его заместителя и необходимого числа сотрудников. Генеральный секретарь и его заместитель избираются ПАСЕ сроком на пять лет по рекомендации Комитета министров. Другие члены Секретариата назначаются самим Генеральным секретарем. Расходы Секретариата и иные расходы, связанные с выполнением уставных функций, распределяются между государствами-членами в пропорции, установленной Комитетом министров, с учетом численности населения каждого государства. Еще одним органом Совета Европы является Европейский суд по правам человека, учрежденный во исполнение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Первоначально Суд работал в сессионном порядке, т.е. собирался на определенное число сессий для разрешения поступивших жалоб. Однако большое количество индивидуальных жалоб привело к тому, что постепенно увеличились сроки их рассмотрения. Поэтому возникла необходимость провести реформу Суда. Это было сделано на основании Протокола № 11 от 1 ноября 1998 года. После реформы судьи Европейского суда стали избираться на шесть лет с ротацией половины состава через три года. Суд стал работать в постоянном режиме, что позволило значительно увеличить эффективность его деятельности. Решения Суда имеют официальный характер и подлежат обязательному исполнению государствами-членами. Тем самым, Европейский Союз и Совет Европы – это самостоятельные межгосударственные образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе. Во-первых, ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов. Для ЕС – это договоры, учреждающие Европейские сообщества, и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Для Совета Европы – это Устав организации 1949 г. Во-вторых, СЕ – более старая организация (создана 5 мая 1949 года). ЕС начал формироваться в 50-е годы, а базовый договор о ЕС был подписан в 1992 году.
В-третьих, ЕС и СЕ имеют неодинаковый состав членов. СЕ – более широкая европейская организация (47 государств-членов), в ЕС – 27 государств, которые все входят в состав ЕС. В-четвертных, в качестве основного приоритета ЕС изначально выступал общий рынок. Кроме экономики, сфера совместной компетенции ЕС включает внешнюю политику и политику безопасности, обеспечение прав и свобод человека. Сфера деятельности СЕ более широкая. Она касается всех областей политической, экономической, социальной, культурной жизни. Но основным приоритетом в деятельности СЕ выступает соблюдение прав и основных свобод человека. В то же время вопросы, касающиеся внешней политики и обороны, в компетенцию СЕ не входят. В-пятых, в ЕС действует более жесткий порядок регламентации межгосударственных отношений. Институты (органы) ЕС принимают решения, обязательные для государств-членов. В Совете Европы такой жесткой регламентации поведения государств-членов не существует. Согласование воль суверенных государств осуществляется посредством разработки проектов международных конвенций, которые предлагаются государствам для ратификации, а также путем принятия резолюций и рекомендаций, не имеющих обязательной силы. В ЕС созданы надгосударственные органы власти со значительными полномочиями. Это в определенной мере ограничивает суверенитет государств-членов, но в то же время позволяет обеспечивать более глубокую интеграцию во всех сферах деятельности. В современной Европе эти межправительственные организации удачно дополняют друг друга. Вступление в Совет Европы, выполнение обязательств в области прав человека рассматривается в качестве предварительного условия для принятия в ЕС. Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой Европейский Союз? 2. Какое событие является отправной точкой в истории европейской интеграции? 3. Когда стал использоваться термин «Европейский Союз»?
4. Какими признаками характеризуется современный Европейский Союз? 5. Что представляет собой программа ЕС «Восточное партнерство»? 6. Сколько государств входит в состав ЕС? 7. Какие 6 государств стали первыми членами европейских сообществ? 8. Входит ли в состав ЕС Норвегия? 9. Какие 10 государств стали членами ЕС с 1 мая 2004 года? 10. Какие государства претендуют на вступление в ЕС? 11. Назовите основные цели ЕС? 12. Что составляет «три опоры» в политике ЕС? 13. Какие государства-члены ЕС не входят в зону евро? 14. Что включает в себя общая внешняя политика и политика безопасности ЕС? 15. Какие основные формы сотрудничества в области внутренних дел и правосудия? 16. Назовите отличия между Европейским Союзом и Советом Европы? 17. Какие государства, кроме государств-членов ЕС, входят в состав Совета Европы? 18. Сколько официальных языков применяется в работе ЕС? 19. Почему на флаге ЕС 12 золотистых звезд? 20. Какой город является столицей ЕС? _________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|