Тема 3. Система органов европейского Союза
1. Общие сведения о системе органов ЕС. 2. Основные органы ЕС: общая характеристика. 4. Консультативные и вспомогательные органы ЕС Общие сведения о системе органов ЕС В соответствии со ст. 4 Договора о Европейском Союзе 1992 г. осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают его основные органы («институты»): 1) Совет ЕС; 2) Парламент; 3) Комиссия; 4) Суд ЕС; 5) Счетная палата (Палата аудиторов). Эти пять руководящих органов образуют единый институциональный механизм, который должен обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения общих целей. Договор о ЕС интегрировал в систему руководящих органов Европейский Совет, который представляет собой неформальное заседание глав государств-членов. На проводимых саммитах они обсуждают наиболее важные и неотложные вопросы политической и экономической жизни Европы и принимают по ним решения. Общим признаком всех институтов (основных органов) ЕС является наличие у них полномочий принимать юридически обязательные акты для государств-членов, юридических лиц, граждан. Однако объем и содержание этих полномочий различны. Это дает возможность проводить классификацию институтов Европейского Союза. В зависимости от порядка формирования выделяются «избираемые» и «назначаемые» институты. Так, непосредственно гражданами ЕС избирается Европейский парламент по установленным квотам в зависимости от численности избирателей в той или иной стране. Остальные институты ЕС назначаются. Ряд органов ЕС формируется на паритетной основе (одно государство – один член). По такому принципу в ЕС формируются четыре его института: Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата (Палата аудиторов).
В зависимости от выполняемых задач, целей и направлений деятельности институты ЕС иногда подразделяются на политические, т.е. призванные разрабатывать и проводить в жизнь политику Европейского Союза в разных сферах его компетенции, и неполитические. К первым относят Совет, Комиссию и Парламент. Неполитическими институтами считаются Суд и Палата аудиторов. По аналогии с государствами институты ЕС классифицируются по функциям, «ветвям власти», которые они представляют. Основным законодательным органом считается Совет, исполнительным – Комиссия, судебную (и контрольную) власть осуществляют Суд и Палата аудиторов. Европарламент согласно этой классификации входит в законодательную ветвь власти, однако самостоятельным правом издания нормативных актов не обладает. Кроме институтов (руководящих органов), в систему власти ЕС входят консультативные и вспомогательные органы, призванные содействовать институтам власти в выполнении поставленных перед ними задач. К числу таких органов, в частности, относятся Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский омбудсман, Европол (Европейское полицейское ведомство). Основные органы ЕС: общая характеристика Совет ЕС (Совет)
Совет Европейского Союза (Совет) или, как его называют, Совет министров ЕС является одним из руководящих органов ЕС. Его статус и полномочия определяются в ст.ст.202-210 Договора о ЕС. Назначение Совета ЕС – обеспечить координацию общей экономической политики государств-членов, осуществлять руководство бюджетом (совместно с Европарламентом), заключать международные договоры. Совет ЕС обладает законодательной и бюджетной властью. Он – главный субъект, принимающий решения в области общей внешней политики и политики безопасности, а также в сфере сотрудничества полиций и судов в уголовной сфере.
Состав Совета ЕС. В соответствии со ст.146 Договора о ЕС в состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне. По этой причине Совет ЕС называют Советом министров, поскольку в нем заседают представители от правительств. Состав министров определяется характером вопросов, которые будут рассматриваться на заседании. Чаще всего участниками заседаний Совета ЕС являются министры иностранных дел. Но в его работе Совета могут участвовать и другие министры, например, внутренних дел, сельского хозяйства, культуры, финансов, образования, охраны окружающей среды. В настоящее время сложилось девять различных составов Совета ЕС: по общим вопросам и международным отношениям; по экономическим и финансовым отношениям; по правосудию и внутренним делам; по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранению и отношений с потребителем; по вопросам конкуренции; по транспорту, телекоммкникации и энергетике; по сельскому хозяйству и рыболовству; по вопросам окружающей среды; по вопросам образования, молодежи и культуры. Председателем (или президентом) Совета ЕС является министр того государства, которое в данные полгода председательствует в ЕС. Полномочия Совета ЕС. Они определяются исходя из назначения этого органа и могут быть разделены на пять групп: 1) координация экономической и социальной политики ЕС; 2) осуществление бюджетной (финансовой) политики ЕС; 3) разработка и осуществление общей политики по вопросам внешней политики и политики безопасности; 4) формирование органов ЕС и назначение должностных лиц ЕС; 5) осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц. Вырабатывая единую позицию по основным вопросам, Совет ЕС принимает основную массу нормативно-правовых актов. Проекты решений должны предварительно согласовываться с Комиссией и Европарламентом. Совет наделен полномочиями по подготовке и принятию бюджета ЕС совместно с Европарламентом, а в последующем контролирует его исполнение. К внешнеполитическим полномочиям Совета относятся: заключение международных договоров от имени ЕС; издание специальных актов в рамках общей внешней политики и политики безопасности; представительство ЕС на международной арене (его осуществляет Генеральный секретарь Совета – Высокий представитель по вопросам ОВПБ); принятие санкций от имении ЕС в отношении других государств; принятие решения об использовании Сил быстрого реагирования ЕС.
Совет ЕС формирует Счетную палату ЕС, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы. Ниццский договор наделил Совет правом учреждать «судебные палаты» и назначать их членов. Совместно с Европарламентом Совет принимает участие в формировании Комиссии ЕС. Совет ЕС принимает решения по вопросам визовой политики, миграции и предоставления убежища. В пределах своих полномочий Совет контролирует исполнение учредительных договоров и законодательных актов ЕС. Порядок принятия решений. В практике Совета используетсятри способа принятия решений: путем консенсуса (единогласно), квалифицированным большинством и простым большинством. По важнейшим вопросам – в сферах внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судов, политики предоставления убежища и иммиграционной политики, политики экономической и социальной гармонизации, налоговой политики – Совет ЕС принимает решения путем консенсуса (согласия). Каждое государство по главным направлениям деятельности обладает правом вето и может заблокировать принятие того или иного решения. Кроме того, допускается воздержание от голосования. Принятие решений квалифицированным большинством проводится по всем иным вопросам. При этом каждое государство обладает в Совете определенным числом голосов, пропорциональным численности населения, а также учитывающим экономические показатели развития страны. Раньше, когда в составе ЕС было 15 государств, действовали следующие пропорции в определении «взвешенных голосов» государств-членов: Германия, Великобритания, Италия и Франция - 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Португалия и Нидерланды – 5, Австрия и Швеция – 4, Дания, Ирландия и Финляндия – 3, Люксембург – 2 голоса. Решение считалось принятым, если за него было подано 62 голоса (т.е. 71,2% от общего числа). При этом в его пользу должны высказаться не менее 10 государств-членов.
С 1 ноября 2004 г. голоса в составе Совета распределяются следующим образом: · Германия, Франция, Италия и Великобритания 29 · Испания и Польша 27 · Нидерланды 13 · Бельгия, Чехия, Греция, Венгрия, Португалия 12 · Австрия и Швеция 10 · Дания, Ирландия, Литва, Словакия и Финляндия 7 · Кипр, Эстония, Латвия, Люксембург и Словения 4 · Мальта 3 Всего 321 Для получения квалифицированного большинства требуется минимум 232 голоса (72,3%). Кроме того, решение должно быть поддержано большинством государств. Любая страна вправе потребовать подтверждения того, что голоса, поданные «за», репрезентуют как минимум 62 % населения ЕС. То есть, система принятия решений в Совете основывается на трех факторах: числе государств, проголосовавших «за»; количестве принадлежащих им взвешенных голосов; демографическом критерии (совокупном количестве населения государств-членов). Совет созывается его Председателем и работает на непостоянной основе. Официальное местонахождения Совета ЕС - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге. Организация и формы работы. Заседания Совета проводятся по инициативе Председателя или по требованию государств-членов. Сессия Совета включает одно или несколько заседаний. В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация во главе с министром (членом Совета). С правом совещательного голоса в заседании участвуют представители Комиссии ЕС как субъекта законодательной инициативы, а в некоторых случаях - и Европейского центрального банка. Важную роль в подготовке и реализации решений Совета ЕС играет Комитет постоянных представителей (KOREPER). Он состоит из послов государств-членов, аккредитованных при Комиссии ЕС. В рамках этого Комитета рассматриваются и утверждаются проекты почти всех решений, которые позднее принимаются Советом. Кроме Комитета постоянных представителей, Совет может образовывать различные специальные комитеты и рабочие группы (как правило, в целях подготовки проектов законодательных актов и их согласования с правительствами государств-членов). Для создания надлежащих условий деятельности Совета ЕС и его рабочих комитетов действует Генеральный секретариат. Его численность - около 2500 сотрудников.
Европейский парламент
Европейский парламент (далее – Европарламент или Парламент) - представительный орган Европейских сообществ и Европейского Союза. Согласно ст. 137 Договора о ЕС, Европарламент состоит из представителей народа государств-членов, объединенных в Сообщество. Первоначально Европарламент формировался из делегированных депутатов национальных парламентов. С 1979 г. депутаты Европарламента избираются прямым тайным голосованием в государствах-членах ЕС. Право избирать и быть избранным в Европейский парламент принадлежит гражданам ЕС независимо от места проживания. Срок депутатских полномочий - 5 лет. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в силу смерти депутата, добровольной отставки, лишения депутатского мандата. Решение о лишении депутатского мандата выносится большинством голосов от списочного состава Парламента. Лица, избранные в состав Европарламента, обладают свободным мандатом (т.е. не связаны наказами своих избирателей) и наделяются депутатским иммунитетом, который может быть снят лишь самим Парламентом. Независимо от того, в какой стране избраны депутаты, они выступают представителями всех народов ЕС в целом и объединяются друг с другом в политические группы (фракции), исходя из своей партийной принадлежности. Очередные выборы Европарламента 7-го созыва прошли 4 – 7 июня 2009 года. В выборах приняли участие 375 млн. избирателей из 27 стран. Действующий ныне парламент имеет следующее количество депутатских мандатов: Германия – 99; Франция, Италия и Великобритания – по 78; Испания и Польша – по 54; Румыния – 35; Нидерланды – 27; Бельгия, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия – по 24; Швеция – 19; Австрия и Болгария – по 18: Дания, Финляндия, Словакия – по 14; Ирландия, Литва – по 13; Латвия – 9; Словения – 7; Эстония, Кипр, Люксембург – по 6; Мальта – 5 (всего 785 депутатов). Количество мест, приходящихся на каждую страну ЕС, зависит в первую очередь от численности ее населения, хотя представительство не является строго пропорциональным – малые страны пользуются в этом вопросе некоторым преимуществом. Полномочия Европарламента. К ведению Европарламента относится решение следующих вопросов: 1) принятие совместно с Советом и Комиссией ЕС законодательных актов; 2) утверждение бюджета ЕС и отчета о его исполнении; 3) контроль над деятельностью других органов и должностных лиц ЕС; 4) санкционирование важнейших международных договоров ЕС; 5) дача согласия на вступление в ЕС новых членов. В законодательной сфере Европейский парламент совместно с Советом ЕС рассматривает и принимает нормативно-правовые акты и другие решения, проекты которых вносит, как правило, Комиссия. Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного голоса (“консультативная процедура”), в других - с правом решающего голоса (“процедура совместного принятия решений”). Сфера совместного принятия решений постоянно расширяется. Маастрихстский договор 1992 г. наделил Европарламент правом принимать законодательные акты совместно с Советом ЕС в сфере регулирования внутреннего рынка, образования, науки, окружающей среды, охраны здоровья, культуры, защиты прав потребителей. Амстердамский договор закрепил 23 новых сферы совместного законотворчества Европарламента и Совета ЕС, а Ниццский договор – добавил еще 7 сфер правового регулирования. Так, Европарламент и Совет ЕС несут совместную ответственность за принятие бюджета ЕС по предложению Комиссии. После обсуждения проекта бюджета Парламент большинством голосов может его отклонить. В таком случае Комиссия и Совет вносят новый проект на утверждение Парламента. Совет ЕС и Комиссия обязаны представлять Парламенту доклады по итогам своей деятельности, а также итоговый годовой доклад о деятельности ЕС. Парламент осуществляет постоянный контроль над органами ЕС. Он имеет право роспуска Комиссии в случае принятия решения о вотуме недоверия (для этого требуется 2/3 голосов всех депутатов). Парламент также контролирует процесс осуществления политики ЕС в разных сферах, в том числе путем обсуждения отчетов о работе различных органов ЕС. Кроме законодательных, бюджетных и контрольных полномочий, Европарламент дает согласие на заключение важнейших международных договоров ЕС; дает разрешение на вступление в ЕС новых государств; участвует в формировании ряда институтов и органов Союза: Комиссии, Счетной палаты, Дирекции Европейского центрального банка, Омбудсмена ЕС. Организация и формы работы. Руководство работой Европарламента осуществляет его Председатель, избираемый на 2,5 года. В качестве консультативных органов при Председателе действуют Бюро (включает Председателя и 14 вице-председателей) и Конференция председателей (в составе Председателя парламента и председателей депутатских фракций). В организации работы Парламента значительную роль играют парламентские фракции, которые представляют европейские политические партии и группы. Наибольшим влиянием в парламенте пользуются такие партии, как Европейская народная партия, Партия европейских социалистов, Партия Европейских либералов. Основная работа депутатов ведется в 20 постоянных комитетах: по бюджету; по бюджетному контролю; по экономическим и валютным отношениям; по вопросам занятости и социальным отношениям; по вопросам окружающей среды, здравоохранения и продовольственной безопасности; по вопросам промышленности, науки и энергетики; по вопросам внутреннего рынка и защиты потребителя; по транспорту и туризму; по вопросам регионального развития; по сельскому хозяйству; по вопросам культуры и образования; по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам; по конституционным отношениям; по вопросам прав женщин и гендерному равенству; по петициям; по внешним сношениям; по вопросам развития; по внешней торговле. Европейский парламент работает на сессионной основе. Считается, что сессия длится весь год, но заседания проходят обычно один раз в месяц в течение недели. Официальная резиденция Европарламента находится в г. Страсбурге (Франция). Секретариат Европарламента располагается в Люксембурге. В его штате - более 4000 сотрудников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|