Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Основные этапы европейской интеграции




1. Предпосылки создания европейских сообществ и ЕС

2. Этапы «большого пути»

3. Лиссабонский договор 2007 года

 

Предпосылки создания европейских сообществ и ЕС

Создание Европейского Союза как наиболее влиятельного межгосударственного образования Европы стало важнейшим событием XX века. Его создание было предопределено рядом предпосылок: экономических, политических, культурных и идеологических.

 

Экономические предпосылки

 

Экономической основой ЕС является формирование общего рынка и его составляющих: транснациональных корпораций и банков, международной кооперации и разделения труда, инвестиций капитала, миграции рабочей силы и др.

Процесс экономической интеграции затронул прежде всего страны Западной Европы. В этих странах исторически раньше сложилась капиталистическая система хозяйствования и наладились общие рыночные связи. Кроме того, потребность в создании «общего рынка» диктовалась относительно небольшой территорией, на которой располагались эти государства.

Интеграция европейских стран в сфере экономики постепенно затрагивала и другие сферы общественной жизни: политическую, социальную, культурную, информационную, правовую, военную и др. Со временем они были включены в сферу ведения Европейского Союза.

Политические предпосылки

 

Основой европейской интеграции стали также общие геополитические интересы европейских стран, вынужденных существовать на небольшой территории. Амбиции руководителей отдельных государств, агрессивный дух отдельных народов (арийцев), споры о границах в прошлом приводили к войнам и конфликтам.

Поэтому в целях обеспечения мира и безопасности европейские страны стремились создать целостные политические образования с надгосударственными органами.

Первой такой попыткой стало создание в 20-х годах прошлого века Лиги наций как добровольного сообщества европейских народов. Однако фашистская Германия не захотела спокойно жить в европейском сообществе и стала вероломно захватывать территории соседних государств, что привело к развязыванию второй мировой войны.

После окончания войны начинается новый этап европейской интеграции. В мае 1948 г. в Гааге (Нидерланды) на Конгрессе Европы вновь был поставлен вопрос о создании экономического и политического союза европейских стран для обеспечения безопасности и социального прогресса.

Наиболее важной проблемой было преодоление послевоенной разрухи и восстановление хозяйства. Свою помощь Европе предложили США (в форме реализации плана государственного секретаря Маршалла). Не менее важной проблемой являлось недопущение новой войны. Средством ее решения послужило введение принципа коллективной безопасности, суть которого состояла в оказании совместной помощи государству, оказавшемуся жертвой агрессии.

Еще одной проблемой, которую пришлось решать европейским странам, стала проблема защиты прав человека. Для совместного ее решения в 1949 г. была образована такая межгосударственная организация, как Совет Европы.

Дальнейшее развитие европейской интеграции потребовало создания более тесных экономических и политических объединений. В таком качестве стали выступать Европейские сообщества и далее - Европейский Союз.

Культурные предпосылки

 

Объединению европейских стран способствовали общие культурные традиции, которые складывались на базе общей истории, а также общей религии.

Христианское вероисповедание, особенно в средние века, во многом сблизило европейские народы и сформировало общие европейские ценности.

Наряду с религиозной составляющей, большую роль играла общая правовая культура, сформированная в большей или меньшей степени на основе римского права.

Идеи конституционализма, прав человека и разделения властей вместе образуют тот фундамент, на котором функционируют как отдельные государства Европы, так и в целом Европейский Союз.

 

Идеологические предпосылки

 

В основе образования Европейского Союза лежит панъевропейская идея (приставка «пан» обозначает соединение, слияние, объединение).

Эта идея неоднократно высказывалась на протяжении истории Европы. Так, в 1693 г. англичанин Уильям Пенн призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и создать единый европейский парламент. Спустя столетие эта идея обосновывается философом и юристом И.Бентамом. Он предлагал создать не только единый европейский парламент, но и общую армию.

Французский социалист-утопист Анри Сен-Симоном в целях объединения Европы предлагал ввести пост евромонарха, создать европейское правительство и армию.

Наибольшую известность в начале XX века получил проект образования Соединенных Штатов Европы по образцу США. Одним из вдохновителей этой идеи был французский политик (премьер-министр и министр иностранных дел) Аристид Бриан (1862 – 1932 гг.).

С этой идеей А.Бриан выступил 5 сентября 1929 г. перед Ассамблеей Лиги наций. По его мнению, основой объединения Европы должен выступать «общий рынок».

Идею создания конфедеративного государства под названием «Соединенные Штаты Европы» активно пропагандировал бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль. По его инициативе в мае 1948 г. в Гааге (Нидерланды) был созван Европейский конгресс, на котором были представлены организации, выступающие за объединение стран Западной Европы. Итогом его работы стало образование в конце 1948 г. Европейского движения, которое охватило многие страны Европы.

В 50-х годах панъевропейская идея воплотилась в создании Европейских сообществ, а в 1992 году - Европейского Союза.

 

Этапы «большого пути»

В развитии европейской интеграции, начиная со второй половины XX века, условно можно выделить семь этапов, знаменующих наиболее важные вехи на этом пути:

1) 9 мая 1950 – 25 марта 1957 – основы европейской интеграции и права;

2) 25 марта 1957 – февраль 1986 – расширение европейской интеграции в составе 12 государств;

3) февраль 1986 – 7 февраля 1992 – создание Европейского Союза в составе 15 государств (подписание Договора о Европейском Союзе);

4) 7 февраля 1992 – 2 октября 1997 – внесение дополнений в Договор о ЕС (Амстердамский договор);

5) 2 октября 1997 – 11 декабря 2000 – новые поправки в Договор о ЕС (Ниццкий договор);

6) 26 февраля 2001 – 1 мая 2004 – расширение ЕС до 25 государств-членов;

7) 1 мая 2004 – н/вр. – расширение ЕС до 27 государств-членов и подготовка реформы ЕС.

Первый этап

 

Отправной точкой на пути европейской интеграции стало выступление министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 года, в котором он предложил создать франко-западногерманское объединение угля и стали и призвал другие государства Европы присоединиться к этой инициативе. Впоследствии день 9 мая объявлен праздничным и отмечается как «День Европы».

Сподвижником Робера Шумана и автором данного плана был Жан Монне (1988-1979), основатель и бессменный руководитель Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы (1955-1975 гг.). Он вошел в историю современной Европы как главный «архитектор» и «отец-основатель» Европейских сообществ. В знак исключительных заслуг ему в 1976 году было присвоено звание «Почетный гражданин Европы».

Суть плана Монне-Шумана состояла в обращении к правительству послевоенной Германии со следующим предложением: «Французское правительство предлагает передать все франко-германское производство угля и стали под управление общего Верховного органа, в рамках организации, открытой для участия других стран Европы».

Речь шла об учреждении надгосударственного органа, который должен был самостоятельно управлять угольной и сталелитейной промышленностью двух стран.

Итогом этой идеи стало создано первого европейского сообщества - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор о его учреждении был подписан в Париже 18 апреля 1951 г. шестью государствами - Францией, Бельгией, Италией, Нидерландами, Люксембургом и Германией. Он вступил в силу после ратификации государствами-членами 23 июля 1952 г.

ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшение условий труда в этих отраслях экономики.

Образование ЕОУС заложило основу для дальнейшей интеграции европейских стран, в том числе в юридической сфере.

 

Второй этап

 

25 марта 1957 г. в Риме были подписаны еще два важных договора в области европейской интеграции: Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом).

Участниками этих договоров (по месту подписания их называют Римскими договорами) являлись те же шесть государств – учредителей ЕОУС.

Главными целями Договора о ЕЭС провозглашались: создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также осуществление общей политики в области сельского хозяйства.

В развитии Европейского экономического сообщества можно выделить ряд этапов:

1) создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968 гг.);

2) создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987 гг.);

3) создание единого внутреннего рынка, обеспечивающего свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992 гг.);

4) создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной единицы (1992–2002 гг.).

В качестве руководящих институтов (органов) ЕЭС выступали Совет, Комиссия, Парламентская ассамблея и Суд. Кроме того, дополнительно в рамках Сообщества были созданы Экономический и социальный комитет, Европейский инвестиционный банк и, позднее, Счетная палата. При этом Совет стал главным «законодателем» Сообщества, а Комиссия - главным исполнительным органом.

Таким образом, в течение 50-х годов были созданы три европейских сообщества: общеэкономическое (ЕЭС) и специальной компетенции (ЕОУС и Евроатом).

В 1973 г. к ЕЭС присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия, а после падения диктаторских режимов – Греция, Испания и Португалия.

Следует отметить, что попытку вступить в ЕС сделала и Норвегия, однако на референдуме 1972 года это предложение не получило большинства избирателей (46,5%).

В 1979 году прошли первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 году Гренландия (относится к территории Дании) получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из состава ЕС.

 

Третий этап

В феврале 1986 году в Люксембурге был подписан Единый европейский акт (ЕЕА), который в ряде источников называют Законом о единой Европе. Единый европейский акт представляет собой цельный правовой документ, состоящий из преамбулы и 36 статей. Его назначение – внести уточнения в ранее принятые учредительные договоры.

Основные новшества этого документа сводятся к следующему:

1) государства-члены берут на себя обязательство сформировать внутренний рынок до 31 декабря 1992 г.;

2) расширяется сфера общей политики ЕЭС за счет включения в нее регионального, научно-технического и экологического сотрудничества;

3) Парламентская Ассамблея ЕЭС переименовывается в Европейский парламент;

4) Совет как основной заруководящий орган ЕЭС получил возможность принимать нормативные акты не единогласно, а квалифицированным большинством;

5) Комиссия получила полномочия в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, защиты окружающей среды, а также развития сотрудничества в области внешней политики.

Единый европейский акт 1986 г. содержал раздел, посвященный сотрудничеству в области внешней политики. На государства-члены возлагалась обязанность консультироваться по вопросам внешней политики, а также осуществлять собственную политику с учетом позиции остальных партнеров по Сообществу.

 

Четвертый этап

 

Тесное экономическое и политическое сотрудничество государств-членов ЕЭС послужило основой для создания на базе трех сообществ новой интеграционной организации, деятельность которой охватывала бы все сферы сотрудничества.

7 февраля 1992 года в нидерландском городе Маастрихт был подписан Договор о Европейском Союзе (по месту подписания называется Маастрихтским договором). Введен в действие после ратификации государствами-членами с 1 ноября 1993 г.

Договор состоит из преамбулы и восьми разделов, в которых определяется структура Союза, принципы его организации, характеризуется система институтов и определяются главные слагаемые Союза.

Согласно Договору, Европейский Союз (далее – ЕС) учреждается на основе Сообществ, которые дополняются общей внешней политикой и политикой безопасности, а также сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел (в литературе конструкция, предложенная в Договоре, получила наименование системы трех опор – 1) экономическое сотрудничество или общий рынок; 2)общая внешняя политика и политика безопасности; 3) сотрудничество в области юстиции и внутренних дел).

В сфере экономического строительства важнейшей задачей провозглашается создание экономического и валютного союза. Устанавливались сроки введения единой валюты (1 января 1999 г.).

В политико-правовой сфере ставилась задача усиления защиты прав и интересов граждан. Выполнению этой задачи должно было служить введение единого гражданства. Согласно ст.17 Договора, гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство государств-членов.

В соответствии с Договором значительно расширялась компетенция Союза. В частности, к ведению союзных органов были отнесены: визовая политика; образование; культура; здравоохранение; защита прав потребителей; трансевропейские сети в области транспорта, телекоммуникаций и энергетики; промышленность и сотрудничество в целях содействия развитию.

Маастрихтский договор продолжил реформу институтов Сообщества, выступающих теперь как институты всего Европейского Союза. Парламент, наряду с Советом, стал органом законодательной власти. Он получил также право утверждать посредством вотума доверия новый состав Комиссии как рабочего органа ЕС.

На Совет ЕС возлагалась обязанность осуществлять контроль за соблюдением государствами-членами основных прав и свобод человека, прежде всего тех, которые закреплены в Европейской конвенции 1950 г.

 

Пятый этап

 

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

2 октября 1997 г. в Амстердаме (Нидерланды) был подписан Договор «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты» (по месту подписания он получил название Амстердамского договора).

Центральное место в Договоре занимают положения, относящиеся к созданию пространства свободы, безопасности и законности. Согласно ст.6, «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права – принципах, общих для государств-членов».

В соответствии с Амстердамским договором в базовый договор о Европейском Союзе были внесены следующие изменения и дополнения:

1) расширена сфера деятельности ЕС за счет включения в нее новых форм сотрудничества: визовой и иммиграционной политик, политики занятости, решения вопросов о предоставлении убежища и др.;

2) предусмотрены санкции в отношении государств-членов за нарушение учредительных договоров и иных нормативных актов ЕС, в том числе за нарущение основных прав и свобод граждан;

3) Шенгенские соглашения и принятые на их основе нормативные акты включены в право ЕС;

4) изменена нумерация статей Договора о ЕС: буквенные обозначения заменены на цифровые.

Новшеством стало введение поста Высокого представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

 

Шестой этап

 

11 декабря 2000 г. государствами-членами был подписан новый договор, который получил название Ниццский договор. Официально договор был подписан 26 февраля 2001 г., а вступил в силу с 1 мая 2003 г.

Основной смысл Договора 2001 г. состоял в подготовке правовой основы для функционирования ЕС в расширенном составе (в скором времени предполагалось принять в ЕС 10 новых государств). В этой связи были внесены поправки в численный состав и полномочия Парламента, в порядок голосования при принятии решений в Совете ЕС. Ряд поправок были внесены в численный состав и порядок формирования Комиссии. Кроме того, уточнялась структура и компетенция Суда ЕС.

К Договору прилагался целый ряд документов в форме протоколов и деклараций, в том числе Протокол о расширении ЕС и Протокол, которым утверждался Устав Суда ЕС.

1 мая 2004 г. в состав ЕС были приняты 8 стран Восточной Европы (Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Чехия, Польша), а также Кипр и Мальта.

1 января 2007 г. – членами ЕС стали Болгария и Румыния.

Седьмой этап

 

На этом этапе лидерами государств-членов ЕС была одобрена инициатива о принятии единого конституционного договора, который мог бы заменить собой ранее принятые учредительные договоры и усовершенствовать структуру и полномочия институтов (органов) ЕС.

Процесс подготовки Конституции ЕС начался после принятия в декабре 2001 г. Лакенской декларации о будущем ЕС (Лакен – район Брюсселя, где находится королевская резиденция). На ее основе был создан Комитет (Конвент) под руководством бывшего президента Франции Валерии Жискар д'Эстена.

В течение года группа авторитных юристов из разных стран Европы подготовила проект Конституционного договора (Конституции ЕС). 265-страничный документ содержал 450 статей и 60 000 слов, что делало европейскую конституцию второй по многословности в мире (на первом месте - Конституция Калифорнии - штата США).

Помимо реформирования структуры и функций институтов ЕС, проект конституции, среди прочего, предполагал замену принципа консенсуса на принцип "двойного большинства" (для принятия решения необходимо согласие не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения ЕС). Европейская конституция, по мнению ее разработчиков, должна была сделать ЕС моделью нового миропорядка.

После процедуры согласования и уточнения проект был одобрен и подписан главами государств 20 октября 2004 г. в Риме. Далее он должен был ратифицирован во всех государствах-членах, десять из которых решили вынести этот вопрос на референдум.

Как известно, проект конституции был отвергнут на референдумах во Франции и Нидерландах, что поставило под сомнение необходимость его принятия в целом.

В результате от идеи принятия Конституции ЕС на данном этапе пришлось отказаться. По инициативе Германии была создана межправительственная комиссия, которая подготовила Договор о реформе или Лиссабонский договор, подписанный главами государств-членов ЕС на саммите в Лиссабоне (Португалия) 13 декабря 2007 г.

Планировалось, что все страны-члены ЕС ратифицируют документ до конца 2008 года, но и тут возникли трудности. В Ирландии на референдуме 53,4% избирателей, принявших участие в голосовании, высказались против принятия договора. Две страны – Германия и Польша - еще не утвердили Договор, отложив принятие решения до повторного референдума в Ирландии (его проведение назначено на октябрь 2009 г.).

О назначении и содержании Лиссабонского договора см. ниже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...