С. Функции и структура правового государства
Не только в бытовом языке, но и в специальной литературе встречается представление о правовом государстве как о таком, где соблюдаются законы. Действительно, несоблюдение законов -- это отсутствие государства. Но законы могут соблюдаться и в фашистском, и в рабовладельческом государстве. Подобное представление о правовом государстве противоречит основному принципу Гражданского Общества -- принципу подчинённого положения государства в Обществе. Следовательно, соблюдение законов (или как иногда говорят, " верховенство права" ) -- условие необходимое, но не достаточное для признания государства правовым: важно установить, какие законы соблюдаются -- в чьих интересах, как и кем принятые. Правовое государство не может изменять законы по собственному произволу, не считаясь с общественным мнением, оно не вправе " на ходу менять правила игры" -- те правила, на основании которых оно нанято Обществом для управления собой -- в интересах Общества, а не государства. Соблюдение антиобщественных законов лишает государство права называться правовым. Ещё более важное условие для признания государства правовым - принцип его взаимоотношений со своим гражданином (то есть членом Общества, исключительно на средства которого государство и существует -- никаких иных средств в природе нет). Государство, позволяющее своему гражданину " обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы" (статья 33 Конституции РФ), вовсе не заслуживает названия правового государства. В правовом государстве любой гражданин имеет право не просто обращаться в эти самые органы -- он имеет право подать иск в суд на эти органы.
Гражданин и государство равны перед судом. Иначе говоря, правовое государство законодательно признаёт себя и " собственного" гражданина равнозначными субъектами права. Именно в этом состоит определяющая правовая черта правового государства. С другой стороны, воздействовать на законопослушного гражданина правовое государство может только по решению суда. Главной функцией правового государства является защита интересов гражданина. Государство, ставящее так называемые " государственные интересы" выше интересов личности, никак не может именовать себя правовым государством. Это положение доказывается следующим логическим умозаключением: Общество содержит государство; Общество есть система, состоящая из личностей; всё достояние Общества создаётся трудом личностей; личность есть основа Общества -- интересы личности имеют наивысший приоритет. Они выше интересов любых групп, классов и союзов -- национальных, религиозных, производственных и т. п. Правовое государство все свои действия оценивает применительно к шкале ценностных ориентаций, где первое место занимают интересы и права человека, второе -- интересы Общества в целом, третье -- развитие Культуры (наука -- как показано выше -- одна из её подсистем), четвертое -- требования экологии, пятое -- экономика; шестое -- обороноспособность, И только на седьмом месте по приоритетности находятся интересы самосохранения и поддержания необходимой работоспособности самого механизма управления обществом, именуемого государством. Наиглавнейшей функцией правового государства является защита интересов личности от любых противоправных посягательств на них -- в том числе и со стороны различных подразделений самого государства. Права человека изначальны и принадлежат ему с момента рождения; они не могут быть не признаны или признаны по воле каких-либо управителей, функционирующих в составе государственного механизма. Вторая фраза статьи 2 Конституции РФ гласит: " Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства". Соблюдение и защита -- бесспорно. Но признание прав человека не входит в обязанности правового государства: эти права изначальны и более основополагающи, чем права государства. Эти права -- права человека -- необсуждаемы, они " по умолчанию" входят в систему правил и ограничений, налагаемых Обществом на нанимаемое им государство. Дело государства -- соблюдать права человека, которые действительно " являются высшей ценностью" ( КРФ, ст. 2). Права человека выше и приоритетнее прав гражданина. Поэтому " человека и гражданина" -- не только неоправданно избыточно, но и юридически некорректно. В Гражданском Обществе все взаимоотношения законопослушного гражданина и государства строятся через суд, независимый от исполнительной власти.
В рамках этой концепции возникает ещё один немаловажный вопрос -- о соотношении закона и права. К сожалению, в отечественной теории государства и права распространено представление о законе как источнике права. Доводы, опровергающие, по моему убеждению, это досадное заблуждение приведены выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|