Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.5. Профессиограмма субъекта судебной лингвистической экспертизы




 

Изучение особенностей профессиональной деятельности судебного эксперта-лингвиста необходимо для того, чтобы выявить личностные качества выполняющих эту работу лиц. Экспертная деятельность требует от экспертов-лингвистов таких психических качеств, как усидчивость, настойчивость, внимательность, а также определенных моторных навыков и аналитического мышления. Характер работы эксперта-лингвиста таков, что при отсутствии у выполняющего ее лица этих качеств не может быть гарантирован успешный результат.

Структура личности эксперта-лингвиста представляет собой ее наиболее стойкие психические свойства данной личности.

Выделяют четыре подструктуры.

В первую из них, наиболее важную для личности в целом, входят ее социально обусловленные черты, не зависящие от прирожденных психических качеств человека. Сюда относятся его направленность, отношения, моральные черты. Эта подструктура отражает индивидуально преломленное общественное сознание и формируется путем воспитания.

Вторая подструктура (подструктура опыта) охватывает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения. Однако в ней уже проявляются и биологически обусловленные свойства человека.

В третью подструктуру входят индивидуальные особенности протекания психических процессов личности - ее эмоции, ощущения, восприятие, мышление, чувства, воля, память. В этой подструктуре влияние биологически обусловленных особенностей проявляется еще более отчетливо, поскольку психические процессы являются особой формой отражения.

Четвертая подструктура объединяет психологические особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью человека, в частности его темперамент и психофизиологические свойства. Успешное выполнение им его работы предполагает, что структура его личности в основном соответствует психологической структуре экспертной деятельности, т. е. что он обладает необходимыми психическими качествами для реализации основных компонентов этой деятельности.

Как уже отмечалось, первая подструктура объединяет направленность, моральные черты и этические качества личности. Важнейшее требование, предъявляемое к личности эксперта, - его потребность в труде и удовлетворение этой потребности выполняемой им работой. В личности эксперта значительную роль играет его установка. Под установкой в психологии понимается неосознаваемое психическое состояние, выражающее готовность личности к определенной деятельности. Установка на занятие экспертной деятельностью, безусловно, является важным основанием для выбора этой профессии. В формировании установки основное значение имеют такие мотивы, как желание способствовать искоренению правонарушений, интерес к исследовательской работе, желание приобрести профессию эксперта и т. п.

Именно благодаря такой установке лицо, избравшее профессию эксперта, получает от своей работы моральное удовлетворение и, как следствие этого, стремится как можно лучше овладеть своей профессией, постоянно совершенствовать свои знания. Правосознание имеет не менее важное значение для судебного эксперта, чем для других работников, связанных с деятельностью по осуществлению правосудия.

С психологической точки зрения правосознание эксперта включает в себя: понимание принципов права и убеждение в их справедливости: в частности, эксперт должен не только знать, но и внутренне осознать и прочувствовать особенности своего процессуального положения, значение судебной экспертизы для установления объективной истины по делу, проникнуться чувством уважения и ответственности к выполняемым им задачам в борьбе с правонарушениями; сложившуюся привычку неуклонного соблюдения правовых норм, относящихся к экспертной деятельности; нетерпимое отношение к любым правонарушениям; чувство справедливости, законности и уважения к законам и другим нормативным актам.

К специальным социальным качествам эксперта-лингвиста следует отнести также его коммуникативную компетенцию, чувство ответственности за свою деятельность в целом и за каждое даваемое им заключение. Это чувство вырабатывается на основе таких моральных качеств, как честность, принципиальность, сознание общественного долга.

 

 

Недостаточное или неполное развитие необходимых эксперту социальных качеств может привести к даче заключений не на основе сложившегося у него в результате исследования объектов экспертизы убеждения, а исходя из того или иного мнения органа, назначившего экспертизу, коллег по работе, не принимавших участия в исследованиях объектов экспертизы и т. п. В направленность личности эксперта входят и его нравственный облик, его моральная сфера, которая, преломляясь через профессиональную деятельность, приобретает у эксперта особую специфику.

Эксперт так же, как и другие работники, деятельность которых связана с осуществлением правосудия, должен наряду с правовыми нормами руководствоваться и особыми этическими правилами. Профессиональные особенности деятельности эксперта, как связанной с отправлением правосудия, предъявляют к его этике особые требования. От заключения эксперта нередко зависит судьба человека, отсюда необходимость для него таких нравственных качеств, как честность, добросовестность, принципиальность. Кроме того, этика эксперта неразрывно связана с правовой регламентацией его работы: необходимо, чтобы его поведение не нарушало не только формально, но и по существу требований, вытекающих из процессуального положения эксперта в уголовном (гражданском) процессе, чтобы оно находилось в гармоническом единстве с его правосознанием.

Этические нормы, которыми должен руководствоваться эксперт в своей деятельности, включают в себя следующие требования: объективность проводимых исследований и сделанных на их основе выводов. Последние должны правильно отражать научные положения той отрасли знания, специалистом которой является эксперт, применительно к объектам экспертного исследования; независимость выводов эксперта от каких-либо внешних влияний и воздействий, в том числе материалов дела, не имеющих прямого отношения в объекту исследования: они не должны зависеть также от мнений должностного лица, назначившего экспертизу, и экспертов, не участвовавших в исследованиях, и т. п. Это требование этики предполагает принципиальность эксперта, наличие у него твердых убеждений и стремление к претворению их в жизнь; твердую уверенность в достоверности изложенных в заключении по экспертизе выводов. Вместе с тем такая уверенность не должна переходить в самоуверенность, в убежденность о непогрешимости своих суждений. Этика эксперта требует от него честного признания допущенных им ошибок, что предполагает развитое чувство критического отношения к своим суждениям; строгое соблюдение требования о сохранении служебной тайны, связанной с производством экспертизы; проявление корректности и сдержанности в отношениях с должностными лицами, назначившими экспертизу, иными участниками уголовного (гражданского) процесса и с другими экспертами при производстве комиссионных, комплексных и повторных экспертиз, если их мнения по отдельным вопросам расходятся.

Таким образом, первая подструктура личности судебного эксперта-лингвиста включает в себя следующие его нравственные качества:

- потребность в труде;

- непосредственный интерес к профессии эксперта как особой разновидности творческой деятельности и возможности широкого применения своих специальных знаний;

- убежденность в необходимости и пользе в борьбе с преступностью избранной профессии;

- правосознание эксперта;

- высокоразвитое чувство ответственности за результаты своей деятельности;

- этические качества как неотъемлемая часть морального облика судебного эксперта;

- объективность проводимых исследований и сделанных на их основе выводов;

- независимость выводов от внешних воздействий;

- убежденность эксперта в достоверности полученных им в результате проведенных исследований знаний и сделанных из них выводов;

- чувство самокритики и способность признавать свои ошибки;

- строгое сохранение служебной тайны;

- корректность в отношениях с должностными лицами, назначившими экспертизу, иными участниками процесса, а также с другими экспертами.

Вторая подструктура психологических качеств эксперта-лингвиста включает в себя его знания, навыки и умения, приобретенные в процессе профессиональной подготовки. Формирование этих качеств в определенной степени зависит от биологически обусловленных свойств личности данного эксперта. Это объясняется тем, что в приобретении знаний, навыков и умений определенную роль играют способности эксперта, развитие которых предполагает биологически обусловленные задатки таковых.

Свойства, объединяемые второй подструктурой, имеют важное значение для успешной деятельности эксперта-лингвиста. Они облегчают формирование психологической направленности эксперта на выполнение его работы и в значительной степени обусловливают ее успешность. Ведь хорошо работать может только эксперт, имеющий интегративные специальные знания, навыки и умения, необходимые для производства того вида лингвистической экспертизы, в котором он специализировался. По своему характеру знания представляют собой определенную систему понятий, усвоенных данным лицом. Их физиологическим механизмом являются условные рефлексы второй сигнальной системы, а основой - психологические процессы мышления и памяти. Для эксперта-лингвиста особенно важны глубокие знания как определенная система усвоенных им закономерностей, понятий и явлений, изучаемых лингвистикой как материнской наукой судебной лингвистической экспертизы.

При практическом применении знаний у эксперта-лингвиста вырабатываются определенные навыки лингвистического исследования текста.

Навыки представляют собой автоматизированные действия с момента их возникновения.

В основе навыка лежит определенное сенсорное действие, которое по мере приобретения навыка становится условным рефлексом. В тех случаях, когда навык начинает связываться с определенными эмоциями, его выполнение становится потребностью и он приобретает свойство привычки. Причем далеко не каждый навык в процессе своего развития становится психическим свойством личности, но навык, перешедший в привычку, бесспорно, является таковым.

Навыки и сформировавшиеся на их основе привычки имеют важное значение для успешного выполнения экспертом его работы. Благодаря навыкам резко уменьшается время, необходимое для выполнения данного действия, улучшается качество работы, снижается утомляемость.

Навыки вырабатывают у эксперта кинестетические (ощущение движение) механизмы, самостоятельно регулирующие точность совершаемых им операций. В этих случаях зрительный контроль заменяется двигательным и зрительные анализаторы, а также мышление эксперта освобождаются для переработки другой необходимой при проведении исследования информации.

Если у эксперта отсутствуют навыки составления экспертного заключения, основное внимание он будет уделять грамматической и синтаксической формам изложения своих выводов, что, безусловно, может отрицательно повлиять на четкость формулировки его ответов. Таким образом, овладение экспертом необходимыми приемами выполнения исследований и превращение их в навыки является одним из условий успешного выполнения им работы.

Особенно важными для эксперта-лингвиста являются следующие виды навыков: двигательные навыки, необходимые для успешной работы с компьютерными средствами при проведении экспертных исследований; сенсорные навыки, обусловливающие быстроту и точность восприятия световой, звуковой и других видов информации, получаемой в процессе исследования объектов экспертизы. В частности, для эксперта судебной лингвистической экспертизы особенно важна выработка языкового чутья, дающего ему возможность быстро обнаруживать особенности исследуемых продуктов речевой деятельности; навыки мыслительной деятельности, в частности распределения и концентрации внимания, проведения наблюдений, построения версий, анализа и синтеза полученных результатов исследований, выведения из них правильных умозаключений и т. п.

Приобретенные в процессе работы навыки оказывают на эксперта как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние состоит в том, что выработанный навык облегчает эксперту приобретение другого, сходного с ним навыка (перенос навыка). Вместе с тем выработанный и закрепленный навык в ряде случаев может тормозить формирование у эксперта сходного навыка (интерференция навыка).

Выработка у эксперта навыков в определенной мере связана с типом его высшей нервной деятельности. В зависимости от него одни эксперты быстро приобретают навыки, способствующие точному выполнению определенных действий (например, связанных с идентификационными исследованиями при сравнении сходных текстов), другие - труднее. Одни специалисты выполняют действия, принявшие характер навыка, быстрее, другие - медленнее. Однако во всех случаях для формирования навыка необходимо упражнение, т. е. многократное и целенаправленное выполнение экспертом того действия, которое становится затем навыком.

С навыками тесно связано и умение эксперта, т. е. его способность на основе выработанных навыков успешно выполнять совокупность умственных и физических действий, необходимых для качественного производства экспертизы.

Умение рассматривается как высшее человеческое свойство, являющееся завершением обучения и слагающееся из навыков как способов успешного выполнения определенной деятельности.

Умение всегда базируется на знаниях, причем чем более глубоки и обширны знания, тем скорее возникает умение наиболее успешно их использовать.

Умение не только включает в себя навыки, но и носит творческий характер, предполагая развитие самостоятельности и инициативы личности. Навыки в составе умения могут рассматриваться как его отдельные автоматизированные компоненты.

Таким образом, психические свойства, обусловливающие свойства экспертной деятельности, находятся между собой в следующем соотношении: знания - навыки - умения. При доведении умения до определенной степени совершенства оно становится психическим свойством эксперта - его умелостью. В работе эксперта умения и высшая их ступень - умелость имеют первостепенное значение. В частности, судебный эксперт-лингвист, работающий в составе экспертной комиссии, должен уметь поставить задачу предстоящих исследований, наметить план и подлежащие проверке экспертные версии, владеть компьютерными средствами, обрабатывать и обобщать результаты проводимых им исследований.

Таким образом, во вторую подструктуру входят следующие психические качества, необходимые судебному эксперту-лингвисту: специальные знания как система закономерностей, понятий и явлений, относящихся к лингвистической науке; навыки в овладении основными приемами исследования устных и письменных, смешанных, поликодовых текстов как объектов экспертизы и в составлении экспертного заключения; умение наметить экспертные версии, провести на основе их лингвистические исследования объектов экспертизы, сделать из результатов исследований объективно правильные выводы, необходимые для разрешения поставленных перед экспертом вопросов, и сформулировать в заключении ответы на них.

Третья подструктура личности эксперта включает в себя индивидуальные особенности его психических процессов. В ней особенно отчетливо проявляется влияние биологически обусловленных черт личности, так как любой психический процесс представляет собой особую форму отражения объективной деятельности в мозгу человека.

Психические процессы подразделяются в психологии на следующие виды: познавательные, включающие в себя ощущение, восприятие, представление, память, мышление и воображение; эмоциональные, в число которых входят эмоции и чувства; волевые процессы.

С психическими процессами неразрывно связаны психические состояния и психические свойства личности.

К психическим состояниям относятся, например, внимательность или рассеянность, проявляемая экспертом при производстве отдельных экспертиз, умственная активность или пассивность, зависящая от состояния его нервной системы в данный момент, и т. п.

Психические состояния носят временный характер и зависят от определенной ситуации, в которой находится данное лицо. Например, рассеянность эксперта может быть объяснена его личными переживаниями или усталостью, нерешительность - недавно допущенной ошибкой в выводах и т. п.

Другой характер имеют психические свойства личности, представляющие собой устойчивые психические образования, обеспечивающие определенный характер деятельности и поведения, типичные для данной личности. Механизм их образования связан с закреплением определенных психических состояний, наиболее часто повторяющихся у данного человека. Так, состояние рассеянности может, закрепившись, перейти в психическое свойство рассеянности. Состояние внимательности может стать характерным свойством данного эксперта и т. п.

Из познавательных психических процессов для судебного эксперта важнейшее значение имеет восприятие, в частности такая форма, как наблюдательность. При этом следует иметь в виду, что восприятие как психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира, воздействующих в каждый данный момент на анализаторы человека, носит избирательный характер. Из множества предметов и явлений, окружающих человека, он останавливает свое внимание на определенных объектах.

Избирательность восприятия в значительной мере зависит от профессионального опыта эксперта-лингвиста, который должен при исследовании текста отбирать существенные признаки и игнорировать несущественные.

Интенсивность восприятия зависит от того, насколько воспринимающее лицо (эксперт) знает специфику речевого произведения как объекта лингвистического исследования.

На восприятие большое влияние оказывают сенсомоторные особенности личности эксперта-лингвиста. К ним, в частности, относится присущий ему порог чувствительности слухового и зрительного анализаторов.

Для эксперта-лингвиста важной является чувствительность его зрительных анализаторов, играющая важнейшую роль в успешном выполнении исследований графического представления текста, требующих от эксперта зрительной ориентации особой точности. Чувствительность слухового анализатора не менее значима при исследовании устной речи, зафиксированной на фонограмме.

В связи с познавательным характером экспертной деятельности важнейшее значение в ней, как уже отмечалось, имеет наблюдение, представляющее собой целенаправленное и планомерное восприятие объектов с последующим анализом и обобщением полученных данных. В результате систематического наблюдения у эксперта-лингвиста развивается особое психическое свойство - наблюдательность, заключающаяся в умении подмечать присущие исследуемым текстовым объектам особенности, понимать природу и значение отдельных лингвистических признаков.

Наблюдательность является одним из важнейших психических качеств, необходимых судебному эксперту-лингвисту, работающему с электронными текстами. Формирование наблюдательности эксперта-лингвиста неразрывно связано с его специальными лингвистическими знаниями как обязательным условием успешного наблюдения языковых феноменов.

Наблюдательность требует наличия у человека развитых органов чувств, особенно зрения, и такого волевого качества, как внимательность. Поэтому если у эксперта-лингвиста имеются психофизиологические недостатки, в частности связанные с его слуховым или зрительным аппаратом, профессия эксперта-лингвиста ему противопоказана. Это же относится и к случаям, когда в силу особенностей высшей нервной деятельности эксперт оказывается не способным к длительной сосредоточенности, необходимой для осуществления целенаправленного, планомерного и организованного наблюдения как важнейшей предпосылки успешности экспертных исследований.

Для выработки наблюдательности эксперт-лингвист должен четко представлять себе цель и задачи проводимых им наблюдений, что, в свою очередь, требует глубоких специальных знаний. Кроме того, при проведении наблюдения требуется применение определенных навыков и умений, применение которых дает возможность выявить признаки и свойства устных и письменных текстов как объектов лингвистических исследований.

Психологические качества эксперта-лингвиста - наблюдательность, знания, навыки и умения - тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Из познавательных психических процессов важное значение для эксперта-лингвиста имеет память. Применительно к знаниям, необходимым эксперту-лингвисту для успешной профессиональной деятельности, его память должна иметь долговременный характер, обусловливающий возможность воспроизведения запомненной информации через значительный промежуток времени. Не менее важной для эксперта является и кратковременная, оперативная память, при которой запоминанию подвергается его текущая работа. Без наличия такой памяти невозможно проведение лингвистических исследований плана выражения и плана содержания текста для решения идентификационных и диагностических задач.

Из типов памяти (зрительной, слуховой, двигательной) эксперту-лингвисту особенно важно иметь зрительную или смешанную зрительно-слуховую память. Память эксперта, кроме того, должна иметь произвольный характер; он должен уметь воспроизводить и применять имеющиеся у него знания в зависимости от характера проводимых исследований.

Память связана также с мышлением эксперта. Для того чтобы применять установленные лингвистикой закономерности и понятия, эксперт должен не только знать и помнить их, но и владеть различными способами успешного применения их на практике, что связано с умственной деятельностью.

Для эксперта-лингвиста, прежде всего, необходимо дискурсивное (понятийно-логическое) мышление, в процессе которого ход его рассуждений идет от одного довода к другому, от известных предпосылок к искомому, в частности к проверяемой экспертной версии.

Вместе с тем при решении диагностических задач судебной лингвистической экспертизы для эксперта-лингвиста большое значение имеет и эвристическое мышление, в частности его интуиция. Дискурсивное и эвристическое мышление эксперта должны дополнять друг друга. Первое предполагает умение анализировать, обобщать и, следовательно, логически осмысливать задачи, подлежащие решению. Свойствами эвристичности обладает творческое мышление, острая наблюдательность и интуиция.

Профессиональная деятельность эксперта-лингвиста способствует образованию у него определенных устойчивых качеств ума, придающих его мыслительной деятельности индивидуальные особенности.

Основными качествами ума, которыми должен обладать эксперт-лингвист, являются: любознательность как стремление узнать изучаемый объект во всех его связях и условиях; глубина ума, т. е. способность осмыслить исследуемые объекты с точки зрения их сущности, не довольствуясь только теми признаками, которые находятся на поверхности, являются очевидными; гибкость ума, заключающаяся в подвижности мыслительных процессов, способности учитывать особенности объектов исследования и в соответствии с этим изменять способы решения поставленных задач и намечать соответствующие им исследования; критичность ума, предполагающая способность не только решить задачу и обосновать свое решение, но и подвергнуть сомнениям сделанные выводы; логичность мышления, характеризующая процесс протекания такового, его четкую направленность и последовательность.

К психическим процессам, включаемым в третью подструктуру личности эксперта, относятся также его эмоции и чувства. Чувство как свойство личности представляет собой ее эмоциональное отношение к действительности. Деятельность эксперта-лингвиста будет тем успешной, чем положительнее эмоциональное отношение к ней.

Для судебного эксперта-лингвиста большое значение имеют также интеллектуальные чувства, отражающие отношение человека к познанию явлений, свойств и закономерностей объективного мира. Из этих чувств следует отметить чувство нового, выражающегося в быстрой и положительной реакции на все новшества в науке, специалистом которой он является, на все новые положительные явления в жизни нашего общества в целом.

Чувство нового особенно ценно: оно не дает лингвисту возможности успокоиться на достигнутом, побуждает к дальнейшему самосовершенствованию, к освоению всего передового, что появляется в лингвистической науке и в экспертной практике.

Не менее важны чувства ответственности за принимаемые решения, морального удовлетворения от своей работы, а также степень уверенности эксперта в своих выводах, играющие важнейшую роль в процессе формирования внутреннего убеждения эксперта. Особую роль играет высокая требовательность эксперта-лингвиста к себе и к совершенствованию своих профессиональных знаний, потребность в обмене опытом, в процессе которого вскрываются и анализируются экспертные ошибки.

В третью подструктуру личности эксперта-лингвиста входят и такие волевые качества, как способность осуществлять намеченные им решения и совершать целенаправленные действия, требующие преодоления определенных трудностей.

Для успешного выполнения своей профессиональной деятельности эксперт-лингвист должен обладать следующими волевыми качествами: организованностью, включая дисциплинированность, исполнительностью и аккуратностью, без которой невозможно должным образом проводить экспертные исследования, учитывая дефицит времени эксперта и значительное число экспертиз, находящихся в его производстве; целеустремленностью, дающей эксперту возможность постоянно совершенствовать свои знания и при проведении экспертных исследований стремиться к тому, чтобы как можно лучше и полнее ответить на поставленные перед ним вопросы; решительностью и настойчивостью, без которых невозможно успешно заниматься экспертными исследованиями; самостоятельностью суждений, которая дает возможность противостоять любым посторонним воздействиям.

С волевыми качествами эксперта-лингвиста связано и такое обязательное для него психическое свойство, как внимание, представляющее собой сосредоточение сознания на определенной языковой единице в структуре текста. Для эксперта-лингвиста весьма важно уметь концентрировать внимание, т. е. сосредоточиться на одном объекте, не отвлекаясь посторонними раздражителями. Без такой концентрации невозможно успешное проведение экспертных лингвистических исследований.

Таким образом, в третью подструктуру входят следующие психические качества эксперта, связанные со свойственными его профессии познавательными, эмоциональными и волевыми психическими процессами: наблюдательность, заключающаяся в умении подмечать и анализировать определенные явления и обстоятельства; сочетание долговременной и оперативной памяти; глубина, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления, способность к творчеству; развитые интеллектуальные чувства, в частности чувство нового и чувство ответственности за порученное дело; волевые качества, особенно организованность, целеустремленность, настойчивость и решительность; внимательность как синтез основных свойств внимания, в частности его концентрации, устойчивости и переключаемости.

Четвертая подструктура личности эксперта-лингвиста включает в себя биологически обусловленные свойства высшей нервной деятельности, определяющие его темперамент и отдельные психофизиологические качества. Для успешного выполнения своей работы эксперт должен обладать способностью к сосредоточению и самоконтролю над своими действиями, к обучению в широком смысле этого слова. Профессия эксперта-лингвиста, основная часть деятельности которого заключается в исследовании продуктов речевой деятельности, требует от него не только работоспособности, но и устойчивости нервных процессов, способности к концентрации внимания и сосредоточенности, тонкой языковой чувствительности.

Из сказанного выше очевидно, что для профессии эксперта-лингвиста противопоказаны следующие заболевания: нервно-психические расстройства, наркотическая, алкогольная зависимость, расстройства слуха и речи.

Психофизиологические качества, относящиеся к четвертой подструктуре личности эксперта и способствующие его успешной работе, включают в себя: устойчивость его нервных процессов; длительную работоспособность; легкую переключаемость внимания; быструю ориентировку; высокую сенсорную чувствительность, особенно зрительную и слуховую.

Профессионально важные качества профессии эксперта-лингвиста, следующие:

- организованность;

- самодисциплина;

- педантичность;

- стремление к профессиональному совершенству;

- внимание к деталям;

- концентрированность внимания;

- способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;

- абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления;

- аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления, ассоциативность мышления;

- дедуктивное мышление;

- способность запоминать на длительный срок большие объемы информации;

- хорошая зрительная память;

- память на семантику (смысл) текста;

- память на слова и фразы;

- умение грамотно выражать свои мысли;

- упорство;

- усидчивость;

- склонность к исследовательской деятельности.

Ниже представлена типовая профессиограмма эксперта-лингвиста, в которой обобщены качества, необходимые эксперту для успешного выполнения своих обязанностей в сфере судебно-экспертной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...