Профессиограмма эксперта-лингвиста
Профессиограмма эксперта-лингвиста
Контрольные вопросы
1. Понятие субъекта судебной лингвистической экспертизы. 2. Квалификационные требования к субъекту судебной лингвистической экспертизы. 3. Компетенция субъекта судебной лингвистической экспертизы. 4. Компетентность субъекта судебной лингвистической экспертизы. 5. Объем и состав специальных знаний субъекта судебной лингвистической экспертизы.
6. Структура и содержание профессиограммы субъекта судебной лингвистической экспертизы.
6. Частная теория судебной лингвистической экспертизы
6. 1. Предмет и система частной теории судебной лингвистической экспертизы
Научные основы судебной лингвистической экспертизы базируются на закономерностях материнской науки - теоретической (фундаментальной) и прикладной лингвистики и смежных с нею научных дисциплин - судебного речеведения, судебной экспертологии и др. В основе формирования любой научной теории лежит обобщенный и теоретически осмысленный и систематизированный результат познания сущности явлений, наблюдаемых в процессе практической и научной экспертной деятельности, характер их связей и закономерностей, изучения обстоятельства их возникновения, их связь с другими явлениями. Теория должна включать в себя не только описание известной совокупности фактов, но и их объяснение, выявление объективных закономерностей, которым они подчинены. Судебная лингвистическая экспертиза базируется на методологии судебного речеведения как синтетической области знаний о речевой деятельности чело века и единой научной основы экспертного исследования ее следов, зафиксированных на материальных носителях, которые в судопроизводстве приобретают статус доказательств. Судебное речеведение, создавая научный фундамент исследований продуктов речевой деятельности, стало питательной средой для интегративного применения в судопроизводстве знаний о свойствах речевых следов и методах их объективного анализа для установления фактов и обстоятельств, от носящихся к предмету доказывания по самым разным категориям гражданских, административных и уголовных дел, дел об административных правонарушениях. Частная теория судебной лингвистической экспертизы базируется на общей теории судебной экспертологии как единой методологической платформе судебно-экспертной деятельности и представляет собой систему обобщенного достоверного знания об определенных закономерностях, которые описывают и объясняют различные стороны судебно-экспертного лингвистического исследования продуктов речевой деятельности.
Становление и развитие частной теории судебной лингвистической экспертизы шло от практики к теории. Первоначальный этап ознаменовался интенсивной разработкой частных экспертных методик исследования отдельных объектов речевой деятельности с последующим обобщением эмпирического материала, опыта решения экспертных задач, эффективности использования экспертных заключений как источников доказательств в различных видах судопроизводства. Теоретическое осмысление и обобщение практического опыта привело к формированию понятийных основ частной теории судебной лингвистической экспертизы и разработке ее методологии, базирующейся на судебной экспертологии, криминалистике и судебном речеведении как обосновывающем знании. Только после того, как были определены предмет, объект, цели и задачи данного рода судебной экспертизы, компетенции эксперта-лингвиста как субъекта судебно-экспертной деятельности, уточнено место лингвистической экспертизы в общей классификации судебных экспертиз, очерчен круг решаемых задач и разработаны типовые методические подходы, судебная лингвистическая экспертиза заняла свое место среди других судебных экспертиз, пополнив ведомственные классификаторы. Частная теория судебной лингвистической экспертизы представляет собой систему знаний о закономерностях смыслового понимания текста и процесса его судебно-экспертного исследования, методах (методиках) решения задач судебной лингвистической экспертизы. Частная теория судебной лингвистической экспертизы образует целостную научную теорию, базирующуюся на судебном речеведении, судебной (правовой) лингвистике, герменевтике, и служит научно-практической основой для производства судебной лингвистической экспертизы. Предмет частной теории судебной лингвистической экспертизы на современном этапе включает:
- изучение закономерностей формирования смысла текста и его языковой репрезентации; - изучение закономерностей процесса судебно-экспертного исследования текста в целях установления его смыслового понимания; - создание на основе выявленных закономерностей методов и методик решения задач судебной лингвистической экспертизы в целях установления фактов, имеющих доказательственное значение по уголовным, гражданским и административным делам либо профилактический характер. Система частной теории судебной лингвистической экспертизы строится по дедуктивному принципу - от общего к частному, что позволяет распределить весь имеющийся научно-методический потенциал частной теории на две части: общую и особенную. Общая часть состоит из положений в основном теоретико-фундаментального характера, которые служат научной базой для особенной части. Последняя, в свою очередь, имеет прикладное (практическое) значение и является методическим руководством для решения задач судебной лингвистической экспертизы. Содержание общей части частной теории судебной лингвистической экспертизы охватывает следующий круг знаний: - предмет, метод и система частной теории судебной лингвистической экспертизы; - история и анализ современного состояния судебной лингвистической экспертизы, перспективы его дальнейшего развития; - понятийно-терминологический аппарат судебной лингвистической экспертизы; - учение о тексте как продукте речевой деятельности (речевом следе) и объекте судебной лингвистической экспертизы; - учение о языковом значении и смысловой организации текста; - учение о коммуникативной ситуации, речевых действиях и речевых актах; - учение о структуре процесса решения задач судебной лингвистической экспертизы, методика судебно-экспертного исследования текста в целях установления его смыслового понимания и его оформление; - процессуальные и организационные аспекты проведения судебной лингвистической экспертизы, оценка и использование заключений эксперта-лингвиста органами суда и следствия;
- профилактическая деятельность эксперта-лингвиста. Особенная часть представлена в виде системы частных методик, созданных для решения типовых и типичных задач судебной лингвистической экспертизы. В целом они определяются спецификой цели и объекта исследования. При этом учитывается класс экспертной задачи - идентификационная или диагностическая, а также вид, состав, объем и условия создания текста (коммуникативная ситуация). Таким образом, современный уровень развития частной теории судебной лингвистической экспертизы представлен кругом знаний, составляющих преимущественно теоретические, методические и организационно-правовые основы судебной лингвистической экспертизы. Как научная область частная теория судебной лингвистической экспертизы характеризуется своеобразием предмета, фундаментальной базы, метода и системы. Рассмотрению этих основополагающих теоретических положений посвящается первый раздел общей части частной теории судебной лингвистической экспертизы. Научную основу общей части частной теории судебной лингвистической экспертизы как нового направления судебно-экспертной деятельности составили две взаимодополняющие друг друга лингвистические модели. Текстоцентрическая модель предполагает традиционное, используемое в фоноскопической и автороведческой экспертизах исследование, исходя из уровневой структуры языка и ее представленности в дискурсе (сегментные и супрасегментные элементы фонетического уровня, лексико-семантический уровень, семантико-синтаксический уровень и т. д. ). Основная цель лингвистического исследования текста - раскрытие смысла сообщения, " закодированного" с использованием определенной языковой системы. Текстоцентрическая модель концентрирует внимание на свойствах текста как такового, взаимной обусловленности этих свойств, на их вариациях во времени и социокультурном пространстве. Его характерной чертой выступает подход к тексту как к массиву сведений из определенной предметной области, элементы которого - ключевые слова - играют роль дескрипторов содержания. Текст рассматривается как целостный, завершенный объект исследования, как уникальное речевое произведение, имеющее многослойную и многоуровневую организацию. Как системно-структурное образование он должен иметь собственные текстовые единицы, связанные определенными отношениями и в силу своей неоднородности организующиеся в уровни. Антропоцентрическая модель, в центре которой находится не текст, а дискурс, где точкой отсчета выступает языковая личность в конкретных пространственно-временных координатах как биосоциокогнитивная система. Эта модель дает возможность изучить закономерности речемыслительной деятельности человека, которые позволяют порождать тексты для отражения в них некоторого содержания и обрабатывать тексты для извлечения из них содержания. Текст в этом случае рассматривается лишь как некоторое связующее звено в коммуникации говорящего/пишущего и слушающего/читающего.
Содержанием второго раздела частной теории судебной лингвистической экспертизы является общая характеристика правоотношений по применению и использованию специальных лингвистических знаний в судопроизводстве и иной правоохранительной деятельности, определяются понятия этих знаний и правоотношений, их формы и виды, субъекты, объекты, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения. Система особенной части частной теории судебной лингвистической экспертизы в общем виде может быть представлена следующим образом: - методики решения экспертных задач по делам о диффамации, неуважении и оскорблении (о защите чести, достоинства, деловой репутации, клевете, в том числе оскорблении дней воинской славы и памятных дат России, связанных с защитой Отечества, осквернением символов воинской славы, публичном оскорблении ветеранов, оскорблении чувств верующих и т. д. ); - методики решения экспертных задач по делам об экстремизме и терроризме (в том числе о призывах к экстремистской и/или террористической деятельности, об оправдании, пропаганде терроризма и экстремизма, нацистской символики, распространении экстремистских материалов, возбуждении ненависти или вражды; угрозах террористических актов и т. д. ); - методики решения экспертных задач по делам о фальсификации истории, реабилитации нацизма; - методики решения экспертных задач по делам о нарушении законодательства о рекламе; - методики решения экспертных задач по делам о нарушении интеллектуальных прав, - методики решения экспертных задач по делам о нарушении прав на средства индивидуализации, личные имена и иные наименования; - методики решения экспертных задач по делам о коррупционных правонарушениях; - методики решения экспертных задач по делам о распространении порнографии, понуждение к действиям сексуального характера, развратных действиях; - методики решения экспертных задач по делам о доведении до самоубийства и склонении к совершению самоубийства; - методики решения экспертных задач, связанных с информационной продукцией, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей; - методики решения экспертных задач, связанных со злоупотреблением свободой массовой информации (в том числе " фейк-ньюз" ); - методики решения экспертных задач по делам о пропаганде наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|