Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиограмма эксперта-лингвиста




Профессиограмма эксперта-лингвиста

 

I. Психологические качества, необходимые для всех компонентов экспертной деятельности
1. Высокое правосознание.
2. Чувство ответственности за свою работу.
3. Интерес к профессии эксперта.
4. Специальные и правовые знания, навыки и умения.
5. Трудоспособность, организованность, дисциплинированность.
6. Целеустремленность, настойчивость.
II. Качества, необходимые для познавательной деятельности
1. Наблюдательность.
2. Развитые сенсорные качества (в первую очередь зрение и слух).
3. Продуктивная память.
4. Гибкость, глубина, самостоятельность, последовательность, творческий характер и критичность мышления.
5. Воспроизводящее воображение.
6. Чувство нового, любознательность.
7. Внимательность.
III. Качества, необходимые для конструктивной и организационной деятельности
1. Умение мобилизовать и активизировать волю.
2. Самоорганизованность.
3. Умение прогнозирования и планирования своей работы и ее результатов.
IV. Качества, необходимые для коммуникативной и воспитательной деятельности
1. Эмоциональная устойчивость.
2. Выдержанность.
3. Умение вступать в психологические контакты и убеждать в своей правоте.
4. Развитая письменная и устная речь.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие субъекта судебной лингвистической экспертизы.

2. Квалификационные требования к субъекту судебной лингвистической экспертизы.

3. Компетенция субъекта судебной лингвистической экспертизы.

4. Компетентность субъекта судебной лингвистической экспертизы.

5. Объем и состав специальных знаний субъекта судебной лингвистической экспертизы.

6. Структура и содержание профессиограммы субъекта судебной лингвистической экспертизы.

 

6. Частная теория судебной лингвистической экспертизы

 

6. 1. Предмет и система частной теории судебной лингвистической экспертизы

 

Научные основы судебной лингвистической экспертизы базируются на закономерностях материнской науки - теоретической (фундаментальной) и прикладной лингвистики и смежных с нею научных дисциплин - судебного речеведения, судебной экспертологии и др.

В основе формирования любой научной теории лежит обобщенный и теоретически осмысленный и систематизированный результат познания сущности явлений, наблюдаемых в процессе практической и научной экспертной деятельности, характер их связей и закономерностей, изучения обстоятельства их возникновения, их связь с другими явлениями.

Теория должна включать в себя не только описание известной совокупности фактов, но и их объяснение, выявление объективных закономерностей, которым они подчинены.

Судебная лингвистическая экспертиза базируется на методологии судебного речеведения как синтетической области знаний о речевой деятельности чело века и единой научной основы экспертного исследования ее следов, зафиксированных на материальных носителях, которые в судопроизводстве приобретают статус доказательств. Судебное речеведение, создавая научный фундамент исследований продуктов речевой деятельности, стало питательной средой для интегративного применения в судопроизводстве знаний о свойствах речевых следов и методах их объективного анализа для установления фактов и обстоятельств, от носящихся к предмету доказывания по самым разным категориям гражданских, административных и уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Частная теория судебной лингвистической экспертизы базируется на общей теории судебной экспертологии как единой методологической платформе судебно-экспертной деятельности и представляет собой систему обобщенного достоверного знания об определенных закономерностях, которые описывают и объясняют различные стороны судебно-экспертного лингвистического исследования продуктов речевой деятельности.

Становление и развитие частной теории судебной лингвистической экспертизы шло от практики к теории. Первоначальный этап ознаменовался интенсивной разработкой частных экспертных методик исследования отдельных объектов речевой деятельности с последующим обобщением эмпирического материала, опыта решения экспертных задач, эффективности использования экспертных заключений как источников доказательств в различных видах судопроизводства. Теоретическое осмысление и обобщение практического опыта привело к формированию понятийных основ частной теории судебной лингвистической экспертизы и разработке ее методологии, базирующейся на судебной экспертологии, криминалистике и судебном речеведении как обосновывающем знании.

Только после того, как были определены предмет, объект, цели и задачи данного рода судебной экспертизы, компетенции эксперта-лингвиста как субъекта судебно-экспертной деятельности, уточнено место лингвистической экспертизы в общей классификации судебных экспертиз, очерчен круг решаемых задач и разработаны типовые методические подходы, судебная лингвистическая экспертиза заняла свое место среди других судебных экспертиз, пополнив ведомственные классификаторы.

Частная теория судебной лингвистической экспертизы представляет собой систему знаний о закономерностях смыслового понимания текста и процесса его судебно-экспертного исследования, методах (методиках) решения задач судебной лингвистической экспертизы.

Частная теория судебной лингвистической экспертизы образует целостную научную теорию, базирующуюся на судебном речеведении, судебной (правовой) лингвистике, герменевтике, и служит научно-практической основой для производства судебной лингвистической экспертизы.

Предмет частной теории судебной лингвистической экспертизы на современном этапе включает:

- изучение закономерностей формирования смысла текста и его языковой репрезентации;

- изучение закономерностей процесса судебно-экспертного исследования текста в целях установления его смыслового понимания;

- создание на основе выявленных закономерностей методов и методик решения задач судебной лингвистической экспертизы в целях установления фактов, имеющих доказательственное значение по уголовным, гражданским и административным делам либо профилактический характер.

Система частной теории судебной лингвистической экспертизы строится по дедуктивному принципу - от общего к частному, что позволяет распределить весь имеющийся научно-методический потенциал частной теории на две части: общую и особенную.

Общая часть состоит из положений в основном теоретико-фундаментального характера, которые служат научной базой для особенной части. Последняя, в свою очередь, имеет прикладное (практическое) значение и является методическим руководством для решения задач судебной лингвистической экспертизы.

Содержание общей части частной теории судебной лингвистической экспертизы охватывает следующий круг знаний:

- предмет, метод и система частной теории судебной лингвистической экспертизы;

- история и анализ современного состояния судебной лингвистической экспертизы, перспективы его дальнейшего развития;

- понятийно-терминологический аппарат судебной лингвистической экспертизы;

- учение о тексте как продукте речевой деятельности (речевом следе) и объекте судебной лингвистической экспертизы;

- учение о языковом значении и смысловой организации текста;

- учение о коммуникативной ситуации, речевых действиях и речевых актах;

- учение о структуре процесса решения задач судебной лингвистической экспертизы, методика судебно-экспертного исследования текста в целях установления его смыслового понимания и его оформление;

- процессуальные и организационные аспекты проведения судебной лингвистической экспертизы, оценка и использование заключений эксперта-лингвиста органами суда и следствия;

- профилактическая деятельность эксперта-лингвиста.

Особенная часть представлена в виде системы частных методик, созданных для решения типовых и типичных задач судебной лингвистической экспертизы. В целом они определяются спецификой цели и объекта исследования. При этом учитывается класс экспертной задачи - идентификационная или диагностическая, а также вид, состав, объем и условия создания текста (коммуникативная ситуация).

Таким образом, современный уровень развития частной теории судебной лингвистической экспертизы представлен кругом знаний, составляющих преимущественно теоретические, методические и организационно-правовые основы судебной лингвистической экспертизы.

Как научная область частная теория судебной лингвистической экспертизы характеризуется своеобразием предмета, фундаментальной базы, метода и системы. Рассмотрению этих основополагающих теоретических положений посвящается первый раздел общей части частной теории судебной лингвистической экспертизы.

Научную основу общей части частной теории судебной лингвистической экспертизы как нового направления судебно-экспертной деятельности составили две взаимодополняющие друг друга лингвистические модели.

Текстоцентрическая модель предполагает традиционное, используемое в фоноскопической и автороведческой экспертизах исследование, исходя из уровневой структуры языка и ее представленности в дискурсе (сегментные и супрасегментные элементы фонетического уровня, лексико-семантический уровень, семантико-синтаксический уровень и т. д. ).

Основная цель лингвистического исследования текста - раскрытие смысла сообщения, " закодированного" с использованием определенной языковой системы. Текстоцентрическая модель концентрирует внимание на свойствах текста как такового, взаимной обусловленности этих свойств, на их вариациях во времени и социокультурном пространстве. Его характерной чертой выступает подход к тексту как к массиву сведений из определенной предметной области, элементы которого - ключевые слова - играют роль дескрипторов содержания. Текст рассматривается как целостный, завершенный объект исследования, как уникальное речевое произведение, имеющее многослойную и многоуровневую организацию. Как системно-структурное образование он должен иметь собственные текстовые единицы, связанные определенными отношениями и в силу своей неоднородности организующиеся в уровни.

Антропоцентрическая модель, в центре которой находится не текст, а дискурс, где точкой отсчета выступает языковая личность в конкретных пространственно-временных координатах как биосоциокогнитивная система. Эта модель дает возможность изучить закономерности речемыслительной деятельности человека, которые позволяют порождать тексты для отражения в них некоторого содержания и обрабатывать тексты для извлечения из них содержания. Текст в этом случае рассматривается лишь как некоторое связующее звено в коммуникации говорящего/пишущего и слушающего/читающего.

Содержанием второго раздела частной теории судебной лингвистической экспертизы является общая характеристика правоотношений по применению и использованию специальных лингвистических знаний в судопроизводстве и иной правоохранительной деятельности, определяются понятия этих знаний и правоотношений, их формы и виды, субъекты, объекты, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения.

Система особенной части частной теории судебной лингвистической экспертизы в общем виде может быть представлена следующим образом:

- методики решения экспертных задач по делам о диффамации, неуважении и оскорблении (о защите чести, достоинства, деловой репутации, клевете, в том числе оскорблении дней воинской славы и памятных дат России, связанных с защитой Отечества, осквернением символов воинской славы, публичном оскорблении ветеранов, оскорблении чувств верующих и т. д. );

- методики решения экспертных задач по делам об экстремизме и терроризме (в том числе о призывах к экстремистской и/или террористической деятельности, об оправдании, пропаганде терроризма и экстремизма, нацистской символики, распространении экстремистских материалов, возбуждении ненависти или вражды; угрозах террористических актов и т. д. );

- методики решения экспертных задач по делам о фальсификации истории, реабилитации нацизма;

- методики решения экспертных задач по делам о нарушении законодательства о рекламе;

- методики решения экспертных задач по делам о нарушении интеллектуальных прав,

- методики решения экспертных задач по делам о нарушении прав на средства индивидуализации, личные имена и иные наименования;

- методики решения экспертных задач по делам о коррупционных правонарушениях;

- методики решения экспертных задач по делам о распространении порнографии, понуждение к действиям сексуального характера, развратных действиях;

- методики решения экспертных задач по делам о доведении до самоубийства и склонении к совершению самоубийства;

- методики решения экспертных задач, связанных с информационной продукцией, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей;

- методики решения экспертных задач, связанных со злоупотреблением свободой массовой информации (в том числе " фейк-ньюз" );

- методики решения экспертных задач по делам о пропаганде наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...