6.2. Понятийно-терминологический аппарат судебной лингвистической экспертизы
6. 2. Понятийно-терминологический аппарат судебной лингвистической экспертизы
Рассмотрим основные понятия, входящие в понятийно-терминологический аппарат частной теории судебной лингвистической экспертизы. Начнем с рассмотрения понятий, необходимых для понимания речевого следа как объекта судебной лингвистической экспертизы: - речевая деятельность, - текст как продукт речевой деятельности; - коммуникативная ситуация.
Речевая деятельность и ее продукты
Понятие речевой деятельности является одним из ключевых для судебной лингвистической экспертизы. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Речевую деятельность характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь с другими психическими функциями. Речевая деятельность - это процесс активного целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Речевая деятельность связана с другими видами человеческой деятельности: - с мыслительной деятельностью; - с мнестической деятельностью (памятью); - с нейромоторной деятельностью. Продукт речевой деятельности - это то, в чем объективируется, материализуется речевая деятельность. В продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) продуктом речевой деятельности выступает высказывание или текст. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) продуктом является умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Результатом (продуктом) речевой деятельности является: масса того, что сказано и написано (в ходе продуктивных видов речевой деятельности), а также совокупность изменения психического состояния субъектов речевой деятельности (в ходе рецептивной деятельности слушания и чтения). Если продуктом говорения (письма) является целое (развернутое) высказывание (текст), то речевыми действиями, создающими этот продукт, являются фразы (отдельные высказывания) как относительно законченные коммуникативные смысловые образования*(77).
Способом речевой деятельности является сама речь, формирующая и формулирующая наши мысли. Средствами речевой деятельности являются единицы языка и речи: звуки, фонемы, слоги, морфемы*(78). Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)*(79). Речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции либо в виде речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность*(80). Речевая деятельность реализуется в таких видах, как говорение, слушание, письмо и чтение. Эти виды речевой деятельности являются основными видами взаимодействия людей в процессе вербального общения. Все эти виды имеют много общего и в то же время отличаются друг от друга по ряду параметров: - по характеру вербального (речевого общения): речевая деятельность подразделяется на виды, реализующие устное (говорение и слушание) и письменное общение (письмо и чтение); - по характеру выполняемой в процессе общения роли, виды речевой деятельности подразделяются на инициальные (говорение и письмо) и реактивные (слушание и чтение); - по направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные, т. е. основанные на процессе восприятия (слушание и чтение) и продуктивные (говорение и письмо). Посредством продуктивных видов речевой деятельности человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения, а посредством рецептивных видов речевой деятельности - прием и последующую переработку речевого сообщения;
- по связям со способом формирования и формулирования мысли различают три формы речи - внешнюю устную, внешнюю письменную и внутреннюю речь; - по характеру внешней выраженности виды речевой деятельности делятся на внешне выраженные процессы создания и выражения мысленной задачи и передачи информации для других (говорение и письмо) и внешне не выраженные (слушание и чтение). Речевая деятельность во всех ее видах осуществляется двумя субъектами: с одной стороны, говорящим и пишущим (индивидом, осуществляющим инициальные, продуктивные виды речевой деятельности - говорение и письмо), а с другой - слушающим и читающим (человеком, воспринимающим и анализирующим речь, речевые высказывания говорящего или пишущего, осуществляющим реактивные, рецептивные виды речевой деятельности - слушание и чтение). В одностороннем (однонаправленном) варианте речевая деятельность не является " нормативной": нет речи без адресата, обращенной " в никуда", тем более невозможны, как полностью самостоятельные (без воспринимаемого и анализируемого " речевого материала" ), процессы слушания и чтения. При рассмотрении этой характеристики речевой деятельности следует обратить внимание, что второй субъект речевой деятельности одновременно выступает и в качестве ее объекта: так, объектом речевой деятельности говорящего является слушающий, а пишущего - читающий*(81). Речевая деятельность характеризуется предметным содержанием, в которое входят условия деятельности, включающие предмет, средства, орудия, продукт, результат. Предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлено говорение. Средством существования, формирования и выражения этой мысли является язык, языковая система. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (например, русского), который представляет собой систему фонетических (графических), лексических, грамматических и стилистических средств и соответствующих правил их использования в процессе речевой коммуникации*(82).
Продуктом речевой деятельности является масса того, что сказано и написано (в ходе продуктивных видов речевой деятельности - говорения и письма), а также совокупность изменения психического состояния субъектов речевой деятельности (в ходе рецептивной деятельности слушания и чтения). Продуктом речевой деятельности (говорения и письма) является речевое высказывание в готовом, законченном виде (как реальный, " вещественно материализованный" продукт). Соответственно, для рецептивных видов речевой деятельности продуктом будет результат анализа того же самого речевого высказывания. Если продуктом речевой деятельности говорения (письма) является целое (развернутое) высказывание (текст), то речевыми действиями, создающими этот продукт, являются фразы (отдельные высказывания) как относительно законченные коммуникативные смысловые образования. В судебной лингвистической экспертизе продукт речевой деятельности рассматривается как продукт только продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма) - высказывание (текст). Восприятие речи представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы - это почти всегда переход к семантике. Уровневость восприятия отражает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений. При этом восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения. Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые. В том случае если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении. Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля.
На результат восприятия слова оказывают влияние его эмоциональность и оценочность. При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании. В то же время для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные элементы, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены. Отдельное слово как основной элемент системы языка может выполнять функцию текста, но в целом его семантика задается речевым контекстом, в котором оно находится. Высказывание, подчиняясь неречевому мотиву автора, отражает лишь фрагмент действительности. Текст как объединение высказываний на основе сложной программы отражает образ мира автора, включенного в деятельность общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|