Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семантическая структура предложения




 

Остановимся на различии понятий " смысл" и " значение" при изучении семантической структуры предложения.

Значение слова является объективным отражением системы связей и отношений.

Смысл речевой единицы формируется путем привнесения субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и коммуникативной ситуации. Именно это различие и дает возможность автору текста, оперируя значениями языковых единиц, конструировать необходимые ему смыслы. Причем индивидуальная заданность смысла не обязательно должна быть определенной. Возможен расчет и на двусмысленность и многоплановость текста и соответственно его прочтения, а также одновременно прочтения поверхностного и глубинного. Смысл, лежащий на поверхности текста или его компонентов, более объективно привязан к значению его (или их) составляющих высказываний. Глубинный смысл более индивидуален и менее предсказуем.

Значения сообщений в тексте (слов, высказываний, фрагментов) служат средством выражения смысла, и для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т. е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:

- выбор в словах контекстуально актуализированных значений;

- выявление поверхностного смысла на базе этих значений;

- постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.

Не все компоненты смысла находят отчетливое вербальное воплощение. Невербализованная сфера высказывания (сообщения) чаще всего несет в себе эмоциональные коннотации и потому в большей степени индивидуализирована.

План содержания предложения так же, как и план содержания слова, состоит из компонентов, различающихся по характеру заключенной в них информации.

Существует множество подходов к определению семантической структуры предложения, при этом все ученые придерживаются мнения о том, что значение предложения не равно сумме значений слов, входящих в его состав: " Важнейшее достижение семантического синтаксиса видится в том, что довольно ясно осознан факт: смысл предложения не есть сумма значений составляющих его слов, это некое особое образование, имеющее собственную организацию, диктующее свои требования лексике и морфологическим формам, заставляя их выступать в тех или иных значениях, а иногда " навязывая" как будто бы им не свойственные" *(94); а также о том, что содержание предложения имеет двухчастную структуру, состоящую из объективной константы и субъективной переменной.

Объективная константа называется пропозицией, а субъективная переменная - пропозициональной установкой, которая может содержать различные модальности (модальную рамку) и перформативы (прагматическую рамку).

Пропозиция - языковое воплощение некоего положения дел в действительности, ситуации.

Так, в предложениях: " Петя уезжает"; " Петя уезжает? "; " Уезжай, Петя! " при всем различии в их значениях имеется общая часть: все они называют некоторый объект (Петя) и приписывают ему некоторое свойство (отъезд). Говоря иными словами, эти предложения вводят в рассмотрение одно и то же положение дел, а именно ситуацию отъезда Пети.

Отображение ситуации, фрагмента действительности осуществляется благодаря тому, что основу пропозиции образует структура, изоморфная структуре ситуации, - предикатно-аргументная (реляционная) структура.

В общем случае ситуация представляет собой некоторое множество объектов, обладающих определенными свойствами и связанных определенными отношениями.

В структуре пропозиции выделяются 2 основных типа составляющих - термы (актанты, имена, аргументы), которые отображают сущности, объекты, являющиеся участниками ситуации, и предикаты, обозначающие свойства объектов и отношения между ними.

Факультативно в пропозицию могут входит термы, обозначающие разнообразные обстоятельства ситуации, - сирконстанты (адъюнкты). Например, в предложении " Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками" ситуация ловли рыбы представлена с максимальной детализированностью: обозначены актанты - " мальчики, рыба, удочки", сирконстанты - " утром, на пруду" и предикат - " ловили".

Выделяют 2 основных типа пропозиций:

- событийные (С-пропозиции);

- логические (Л-пропозиции).

С-пропозиции " портретируют" действительность - происходящие в них события с их участниками.

Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых признаках, свойствах, отношениях*(95).

С-пропозиции и Л-пропозиции отличаются: по характеру их структуры; отношению к модусу; способу выражения (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...