Семантическая структура предложения
Остановимся на различии понятий " смысл" и " значение" при изучении семантической структуры предложения. Значение слова является объективным отражением системы связей и отношений. Смысл речевой единицы формируется путем привнесения субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и коммуникативной ситуации. Именно это различие и дает возможность автору текста, оперируя значениями языковых единиц, конструировать необходимые ему смыслы. Причем индивидуальная заданность смысла не обязательно должна быть определенной. Возможен расчет и на двусмысленность и многоплановость текста и соответственно его прочтения, а также одновременно прочтения поверхностного и глубинного. Смысл, лежащий на поверхности текста или его компонентов, более объективно привязан к значению его (или их) составляющих высказываний. Глубинный смысл более индивидуален и менее предсказуем. Значения сообщений в тексте (слов, высказываний, фрагментов) служат средством выражения смысла, и для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т. е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста. Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий: - выбор в словах контекстуально актуализированных значений; - выявление поверхностного смысла на базе этих значений; - постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации. Не все компоненты смысла находят отчетливое вербальное воплощение. Невербализованная сфера высказывания (сообщения) чаще всего несет в себе эмоциональные коннотации и потому в большей степени индивидуализирована. План содержания предложения так же, как и план содержания слова, состоит из компонентов, различающихся по характеру заключенной в них информации.
Существует множество подходов к определению семантической структуры предложения, при этом все ученые придерживаются мнения о том, что значение предложения не равно сумме значений слов, входящих в его состав: " Важнейшее достижение семантического синтаксиса видится в том, что довольно ясно осознан факт: смысл предложения не есть сумма значений составляющих его слов, это некое особое образование, имеющее собственную организацию, диктующее свои требования лексике и морфологическим формам, заставляя их выступать в тех или иных значениях, а иногда " навязывая" как будто бы им не свойственные" *(94); а также о том, что содержание предложения имеет двухчастную структуру, состоящую из объективной константы и субъективной переменной. Объективная константа называется пропозицией, а субъективная переменная - пропозициональной установкой, которая может содержать различные модальности (модальную рамку) и перформативы (прагматическую рамку). Пропозиция - языковое воплощение некоего положения дел в действительности, ситуации. Так, в предложениях: " Петя уезжает"; " Петя уезжает? "; " Уезжай, Петя! " при всем различии в их значениях имеется общая часть: все они называют некоторый объект (Петя) и приписывают ему некоторое свойство (отъезд). Говоря иными словами, эти предложения вводят в рассмотрение одно и то же положение дел, а именно ситуацию отъезда Пети. Отображение ситуации, фрагмента действительности осуществляется благодаря тому, что основу пропозиции образует структура, изоморфная структуре ситуации, - предикатно-аргументная (реляционная) структура. В общем случае ситуация представляет собой некоторое множество объектов, обладающих определенными свойствами и связанных определенными отношениями.
В структуре пропозиции выделяются 2 основных типа составляющих - термы (актанты, имена, аргументы), которые отображают сущности, объекты, являющиеся участниками ситуации, и предикаты, обозначающие свойства объектов и отношения между ними. Факультативно в пропозицию могут входит термы, обозначающие разнообразные обстоятельства ситуации, - сирконстанты (адъюнкты). Например, в предложении " Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками" ситуация ловли рыбы представлена с максимальной детализированностью: обозначены актанты - " мальчики, рыба, удочки", сирконстанты - " утром, на пруду" и предикат - " ловили". Выделяют 2 основных типа пропозиций: - событийные (С-пропозиции); - логические (Л-пропозиции). С-пропозиции " портретируют" действительность - происходящие в них события с их участниками. Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых признаках, свойствах, отношениях*(95). С-пропозиции и Л-пропозиции отличаются: по характеру их структуры; отношению к модусу; способу выражения (см. табл. 2).
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|