Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличие субъектных (с) и логических (л) пропозиций




 

Аспекты пропозиций С-пропозиции Л-пропозиции
Характер структуры пропозиции Структуру С-пропозиций определяют актанты и сир-константы. Актантами выступают пер сонажи и предметы. Персонажи - в ролях агенса, коагенса, пациенса, бенефициенса. Предметы - в ролях объектива, результатива, инструмента. Сирконстанты - локатив и темпоратив - обладают различной структурообразующей силой в разных ситуациях, ср. действие и движение В Л-пропозиции может быть только один тип актанта - объект. Общая формула Л-пропозиций S-P или ARB (называем объектом то, что в логике принято именовать субъектом). Кроме актантов, в структуру Л-пропозиции входят невещественные элементы - имя, знание, признак, качество и т. п.
Отношение к модусу С-пропозиции вводятся модусом с общим значением наблюдения: я видел, слышал и т. п. Л-пропозиции вводятся модусом со значением интеллектуальной деятельности: я думаю/считаю/понял/догадался/заключил...
Способы выражения Основной способ выражения - предикатный, т. е. с помощью знаменательных слов препозитивной семантики. Возможно обозначение с помощью актантов и сирконстантов - нулевой способ. Ср.: Он бросился к окну. - Он - к окну Практически каждая Л-пропозиция может иметь предикатное выражение типа быть похожим; однако не менее естественная для них форма - служебные слова: предлоги и союзы. Ср.: За ливнями последовали наводнения / После ливней начались наводнения / Как только прошли ливни, начались наводнения

 

Пропозиция представляет собой достаточно сложную структуру. В пропозиции имеются как эксплицитные, так и имплицитные компоненты, находящиеся между собой в определенных отношениях и образующие определенную иерархию. Эти компоненты различаются по способу представленности в плане выражения.

Самой эксплицитной частью семантики высказывания считается пропозиция (ассерция), а имплицитных слоев довольно много. К ним относятся, например, пресуппозиции, импликации, следствия и пр. *(96)

Эксплицитное значение представляет собой либо прямую реализацию в речи словарно-языковых значений, либо результат комбинирования этих значений по комбинаторно-семантическим правилам и образования сложных речевых значений с возможным переосмыслением словарно-языковых значений по правилам их взаимодействия с контекстом*(97).

Имплицитные значения в отличие от эксплицитных не имеют непосредственного материального выражения - имплицитные значения производны от взаимодействия эксплицитного значения с совокупными условиями его реализации.

Выявление имплицитных компонентов значения осуществляется обычно путем различных синтаксических преобразований, лексико-семантического развертывания и другими способами.

Имплицитные слои семантики имеют разную степень имплицитности:

- эллиптичные предложения;

- утверждения, содержащие анафорические местоимения;

- актуальное значение фразеологизма;

- пресуппозиции;

- семантические следствия.

К наиболее эксплицитным слоям относятся эллиптичные предложения, а также утверждения, содержащие анафорические местоимения. Такие формы восстанавливаются из контекста или ситуации общения. Так, предложение " Потом лично отвечал за то, чтобы не вернули кредит государству" представляет собой эллипсис фразы " Потом Дикой лично отвечал за то, чтобы не вернули кредит государству". Это выявляется из ближайшего лингвистического контекста, в котором говорится о деятельности Дикого.

Случаи конвенционального эллипсиса и анафорических замен настолько близки к эксплицитной форме подаче информации, что их можно относить к эксплицитным способам выражения утверждения.

Однако не все случаи эллипсиса сопоставимы с эксплицитными способами представления информации. Так, к случаям эллипсиса близок способ указания на пропозицию, основывающийся на использовании макроструктуры текста.

Например, помещение текста, описывающего некоторое событие, в тематической рубрике " Мошенничество" указывает на утверждение вида 'В следующем ниже тексте описывается мошенничество'.

Аналогично рубрика " Скандал" отсылает к утверждению вида 'В следующем ниже тексте описывается скандал'. Это обязательный компонент смысла текста, однако степень его вариативности выше, чем в случае обычного эллипсиса. В этих случаях можно говорить о скрытом (неявном) утверждении.

Актуальное значение фразеологизма также формирует такой слой плана содержания, который фактически идентичен эксплицитному слою - пропозиции. Высказывание " Петров вышел сухим из воды" понимается как 'Петров избегнул заслуженного наказания за какой-то проступок'. Именно это и оказывается пропозицией рассматриваемой фразы. Единственная проблема в том, что пропозициональная составляющая, в которой реализуется актуальное значение, реализуется не автономно, а на фоне внутренней формы, которая хорошо осознается носителем языка. Поэтому актуальное значение фразеологизма правильно квалифицировать как скрытое (имплицитное) утверждение.

Пресуппозиции образуют такой компонент плана содержания высказывания, который предполагается известным участникам ситуации общения или является основой осмысленности высказывания - оценки его как истинного или ложного. На шкале степени имплицитности разные типы пресуппозиций занимают различное положение.

Типичный пример использования пресуппозиции для введения скрытого утверждения обнаруживается в следующем высказывании: " Компания ООО " Рациональная логистика" с пониманием относится к тяжелому финансовому положению ОАО " Питательный завтрак", хотя и считает незаконным уклонение от предоставления информации акционеру".

Один из типов пресуппозиций формирует условия для оценки высказывания как истинного или ложного. Например, утверждение вида " Суд посчитал правонарушение Петрова незначительным и назначил условное наказание" содержит условие осмысленности 'Петров совершил правонарушение'.

Если Петров не совершал правонарушения, то приведенное утверждение становится семантически аномальным: его нельзя считать ни истинным, ни ложным.

Часто в качестве критерия выделения пресуппозиции используется постановка предложения в контекст общего отрицания, при этом отрицается только утверждение (самая явная, эксплицитная часть семантики), а пресуппозиция не попадает в сферу общего отрицания. Так, введение общего отрицания в приводившийся выше пример дает следующий результат: " Неверно, что суд посчитал правонарушение Петрова незначительным и назначил условное наказание", т. е. компоненты смысла 'суд не посчитал правонарушение незначительным' и 'суд не назначил условное наказание' относятся к утверждению данного высказывания. А компонент смысла 'Петров совершил правонарушение' не отрицается, образуя пресуппозицию рассматриваемой фразы. Поскольку пресуппозиция предполагается истинной, то по модальности это утверждение, но скрытое, имплицитное.

Введение пресуппозиций (и тем самым скрытых утверждений) может осуществляться различными языковыми формами. В частности, вопросами. Так, вопрос " Почему наш банк входит в десятку лучших банков России? " включает пресуппозицию 'Банк (о котором идет речь) входит в десятку лучших банков России'.

Семантические пресуппозиции образуют обязательную часть плана содержания высказывания и текста в целом.

 

 

Следствия, как и пресуппозиции, относятся к имплицитной части плана содержания высказывания и текста. В отличие от пресуппозиций, следствия далеко не всегда являются обязательными. Так, из высказывания " Белинский писал об авторе " Евгения Онегина", что он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества" выводится следствие 'Белинский писал об А. С. Пушкине, что тот любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества'. Это следствие обязательно, поскольку оно должно рассматриваться как условие правильного понимания текста. Если данное следствие не выводится читателем, то нельзя говорить о правильном понимании приведенной фразы.

Имплицитная информация существует также в виде условия успешности речевого акта, импликатуры дискурса, исходного предположение вопроса и др. *(98)

Импликатуры дискурса - это умозаключения, которые делает адресат высказывания, опираясь на максимы (правила) речевого общения. Исходя из презумпции соблюдения автором высказывания принципа коммуникативного сотрудничества и всех поддерживающих его максим, адресат мысленно достраивает содержание высказывания таким образом, чтобы примирить сказанное с принципом коммуникативного сотрудничества.

Импликатуры широко используются в СМИ, в частности в рекламе. Покажем на одном примере, как порождает импликатуры максима релевантности. Применительно к рекламе это правило интерпретируется следующим образом: информация, которая содержится в рекламе, должна иметь отношение к товару и товарной категории; в противном случае нет никакой разумной причины, почему автор внес ее в это сообщение. Более того, если в рекламе говорится, что товар не обладает какой-то характеристикой, единственной разумной причиной для этого может быть тот факт, что конкурирующие товары имеют эту характеристику.

Так, реклама телевизора Phillips с системой Matchline:

Чтобы глаз наслаждался, не уставая,

порождает импликатуру:

Другие телевизоры утомляют глаза.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...