Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пропозициональная установка




 

Далее остановимся на понятии " пропозициональная установка", которая может содержать различные модальности (модальную рамку) и перформативы (прагматическую рамку).

Модальность - это функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого*(99).

Объективная модальность противопоставлена субъективной модальности. Понятие объективной модальности используется при характеристике отношения между высказыванием и действительностью. Эта категория обязательна для каждого предложения, поскольку формирует его. Она выражает отношение сообщаемого к действительности: реально, ирреально и т. п. Стандартным средством оформления объективной модальности является грамматическая категория наклонения.

Субъективная модальность не является обязательной категорией для предложения, она выражает отношение говорящего к сообщаемому в терминах разного рода оценок (степени достоверности, желательности, неожиданности, связи с предтекстом и т. п. ). Она может оформляться различными лексическими средствами, например вводными словами (" возможно", " наверно", " к сожалению" и др. ), модальными частицами (" якобы", " как бы", " чего доброго" и др. ), междометиями (" увы! ", " ах! " и др. ). В качестве оформления субъективной модальности используются и такие нелексические средства, как интонация, порядок слов или особые синтаксические конструкции, например: " Хорош друг! " (особый порядок слов в сочетании с особой интонацией); " Нет чтобы по молчать" (особая синтаксическая конструкция).

Оценочность - факультативная модусная категория; семантика ее сводится к выражению авторского позитивного или негативного отношения к диктумному содержанию в целом или к какому-то из его элементов*(100).

Для частной теории судебной лингвистической экспертизы важны следующие типы оценок:

- общая оценка типа " хороший/плохой" (собственно оценка, или аксиологическая оценка) (как автор оценивает предмет речи - как хороший/плохой? );

- эмоциональная (экспрессивная) оценка " нравится/не нравится" (какое эмоциональное отношение к предмету речи высказал автор? Как автор характеризует эмоциональное состояние, чувство, вызываемое предметом речи? );

- оценка типа " достоин/недостоин предмет речи определенного социального статуса и соответствующего ему отношения" (достоин или не достоин, равен/неравен, заслуживает/не заслуживает звания, должности, равных прав и пр., по мнению автора? );

- оценка типа " мы/они/третья сторона", " свой/чужой" (включает ли автор себя в одну группу с предметом речи или считает себя его противником / третьей стороной? );

- модальная оценка (какие действия считает автор необходимыми, допустимыми, возможными, желательными по отношению к предмету речи? );

- оценка по степени важности для автора (считает ли автор предмет речи главным, основным? );

- оценка сообщаемого с точки зрения его истинности, достоверности - далее информационная оценка (как автор подает сказанное - как мнение/знание, достоверное/предполагаемое и пр.? );

- оценка формы изложения (как автор оценивает сказанное им с точки зрения норм речевой деятельности, т. е. грубости, категоричности, точности номинации и пр.? );

- " унизительная оценка лица".

Следующий компонент пропозициональной установки - прагматическая рамка. Этот компонент выражает коммуникативную установку говорящего, или, иначе говоря, его коммуникативные намерения.

В русском языке выделяются типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные:

- цель повествовательного предложения - передача некоторой информации,

- цель вопросительного предложения - получение информации от адресата,

- цель побудительного предложения - побуждение адресата к совершению определенного действия.

В речи могут также использоваться кос венные речевые акты, в которых отсутствуют специальные языковые маркеры соответствующей им иллокутивной силы и могут присутствовать маркеры другой иллокутивной силы.

Некоторые из таких высказываний конвенциональны, т. е. регулярно используются для выражения определенной иллокутивной силы, несмотря на то что содержат языковые маркеры, характерные для других типов иллокуций.

Так, вопрос: " Прости те, у вас нет часов? " - используется как просьба сообщить, который час.

Вопрос: " Не могли бы вы передать мне соль? " - является просьбой передать соль, а не вопросом о физических возможностях собеседника.

Высказывание: " Я хочу поздравить тебя с днем рождения" - является поздравлением, а не сообщением о своих желаниях.

Используя косвенные речевые акты, говорящий рассчитывает на языковые и экстра лингвистические знания собеседника. Под последними понимаются как знания о принципах общения (постулаты Грайса*(101)), так и различные энциклопедические знания о реальном мире.

Одна из наиболее частых причин использования косвенных речевых актов - вежливость. Во многих естественных языках существуют различные способы избегать прямых просьб, которые считаются невежливыми. Прямые просьбы заменяются, например, на вопросы о возможности или желании совершить данное действие. Замены такого рода конвенциональны, так что можно говорить о классе конвенциональных вежливых косвенных речевых актов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...