Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.2. Предметно-тематический анализ текста по делам об оскорблении




 

Целью предметно-тематического анализа является установление значения высказывания с опорой на знание коммуникативной ситуации и контекст сообщения.

В рамках предметно-тематического анализа эксперту необходимо:

установить, к кому/чему именно относится высказывание - к ситуации, действиям или же к лицу;

определить, какую информацию несет высказывание, что сообщает - негативно характеризует лицо или просто передает отношение к нему.

В структуре высказывания основной единицей анализа является слово, словосочетание или высказывание в целом, значение которого требуется установить в ходе лингвистического анализа. Основным способом установления значения слова является обращение к толковым словарям литературного языка, словарям жаргонных слов и выражений, словарям субстандартной (обсценной, табуированной) лексики, словарям диалектных слов. Значение определяется с обязательной опорой на контекст и коммуникативную ситуацию.

Основными семантическими классами слов и выражений, реализующих значение унизительной оценки лица / унижение, т. е. содержащих негативную оценку личных качеств, понижающую социальный статус адресата и выражающую эмоциональное отношение презрения, являются следующие языковые средства. Социальный статус связан с гендерными, возрастными, этническими, интеллектуальными, профессиональными и другими свойствами лица. Использование пейоративов, посылов и иных средств выражения речевой агрессии связано с понижением социальной значимости лица, принижением какой-либо роли адресата.

Пейоративы - слова, словосочетания и устойчивые обороты, оценочные высказывания, содержащие негативную характеристику личности, личных качеств, поведения адресата. Пейоративные номинации лица подразделяются на следующие семантические типы: номинации лица, не мотивированные какими-либо его качествами (гадина, мразь, тварь и др. ); номинации лица по его интеллектуальным качествам (балда, дурак, тупица, дубина стоеросовая и др. ); номинации лица по особенностям речи (мямля, трепач и др. ); номинации лица по особенностям внешности (урод, дохляк, жирдяй и др. ); номинации лица по возрасту (сопляк, карга и др. ); номинации лица по социальному статусу и образу жизни (бомж, голодранец, побирушка и др. ); номинации лица по профессиональной принадлежности (мусор в значении " милиционер", легавый и др. ); номинации лица по его поступкам и поведению (прохвост, вертихвостка, хулиган и др. ), в том числе криминальному поведению (вор, проститутка) и др.

Посылы - устойчивые выражения, семантическим ядром которых является отстранение адресанта от адресата, выражение к личности адресата негативного отношения, в связи с чем предполагающее понижение социального статуса адресата и демонстрацию превосходства адресанта над адресатом: иди ты на...; шел бы ты в... и др.

Однако установление значения посыла требует обязательного учета коммуникативной ситуации и контекста, в котором они были произнесены.

Устойчивые выражения, представляющие собой посылы, многозначны*(142). В том случае если посыл реализует не только негативное отношение к адресату речи, но и сопровождается проявлением эмоций (пренебрежения, презрения, отвращения, демонстративного неуважения), то такой посыл направлен на понижение социального статуса адресата, демонстрацию унизительного отношения к нему. В ситуации бытового общения посыл, произнесенный с целью прерывания дальнейших коммуникативных контактов, способен реализовать значение отказа от чего-либо, нежелательности чего-либо и в таком контексте может не иметь унизительного для адресата смысла.

Выражение презрения посредством сообщения адресату о каких-либо унизительных действиях в отношении него. В данном случае так же, как и в посылах, имеет место выражение негативного отношения к личности адресата, предполагающее понижение социального статуса адресата, и демонстрацию превосходства адресанта над адресатом: плевать мне на тебя и др.

Слова и выражения, содержащие пейоративный оценочный компонент, могут быть употреблены в составе различных типов конструкций.

Оскорбление можно рассматривать через набор продуктивных речевых тактик, преследующих стратегию дискредитации адресата, таких как:

Прямое оскорбление. " Он дурак (вор, мошенник, непрофессионал, больной... )"

Косвенное оскорбление. " Он похож на... "

Развенчание притязаний. " Он не похож на... хотя и претендует".

Навешивание ярлыков. " У него лицо как блин, и это все, что можно о нем сказать" *(143).

Проанализируем наиболее частотные модели:

Модель 1. Ты - Х, где Х - слово с негативно-оценочным значением.

Объектом, которому приписывается признак " Х", является конкретное лицо - прямой адресат высказывания. Данные высказывания представляют собой предложения оценочной характеризации, например, " Ты мразь, козел", где использованы грубые и бранные слова, непосредственно адресованные лицу.

Модель 2. Х, делай нечто, где Х - оскорбительное обращение.

В ситуации межличностного общения говорящий может использовать экспрессивное слово или слово с квалифицирующим типом семантики в качестве обращения. Например, в высказывании " Воровка, готовь сухари" слово воровка является обращением, оно не относится к грубым бранным словам, однако называет общественно осуждаемую преступную деятельность. Значение данного слова усиливается фразеологически несвободным словосочетанием готовь сухари (сухари сушить - готовиться к вероятному аресту и заключению [Химик В. В. Большой словарь русской разговорной <... >. С. 595].

Модель 3. Ты похож на Х (как Х).

При использовании сравнения, как и в других случаях, важно установить, к чему именно " прикреплена" негативная оценка: к самой личности или действиям, ситуации. Например, в высказывании " Ты как петух лагерный" негативная оценка связана с личностью адресата, причем в качестве основания сравнения выбрана сфера, связанная с телесным низом, что создает унизительный смысл сравнения.

Модель 4. Он - Х, где Х - слово с негативно-оценочным значением.

В данной модели объектом оценки становится третье лицо. Во-первых, это может быть человек, присутствующий в ситуации речевого конфликта и поэтому выступающий в роли косвенного, или вторичного, адресата. Например, высказывание " Вот это свиное рыло я снимаю с дежурства, найди ему замену" произнесено в присутствии лица, которого назвали " свиным рылом". Во-вторых, это может быть внедиалоговый адресат. Например, в высказывании " Работает на вашем канале этот щегол" зооморфная метафора использована для негативной характеристики лица, которое не является непосредственным адресатом текста. Такие высказывания часто содержат дейктические слова этот, эта, тот, та, отсылающие к носителю совокупности признаков, обозначенных экспрессивным словом.

Модель 5. Вы все Х (Они все Х), где вы (они) - коллективный адресат.

Если в качестве адресата выступают социально однородные группы лиц, то в этом случае следует говорить о коллективном адресате унижения. Например, в интервью глава республики А. назвал всех работников завода " голодными и ненасытными тараканами и крысами", в бытовой ссоре Б. назвала своих соседок " чокнутыми и сумасшедшими".

Модель 6. Я - Х, где Я - адресат, а Х - слово с негативно-оценочным значением.

Данная модель используется как прием мнимой речевой самоагрессии и, следовательно, саморазоблачения прогнозируемого адресата. Например, надпись на двери адресата содержит высказывания " Я одноногий транс". В другом высказывании, оформленном как имитация жанра поздравления, содержатся такие слова, помещенные под фотографией: " Я, оборотень в погонах, поздравляю вас с праздником Вальпургиевой ночи! "

Модель 7. Ты (вы, он, она) V, где V - это глагол с негативно-оценочным значением.

При рассмотрении высказываний с глаголами следует учитывать, к какому семантическому классу относится глагол - глаголам действия или отношения. Если высказывание содержит акциональный глагол, то есть глагол действия, обычно нет оснований для рассмотрения таких высказываний как содержащих унизительные оценки.

Релятивные глаголы (в экспертной практике это обычно глаголы эмоционального отношения) способны включать компонент унизительной оценки лица. Например, в высказывании: " у адвокатов противной стороны стопроцентный результат: они " профекаливают" абсолютно все, за что берутся" глагол " профекаливать" в значении 'проигрывать' маркирует конфликтные отношения между участниками коммуникации и выражает общее негативное (враждебно-неуважительное) отношение к адресату.

Это перечень смысловых типов высказывания, которые чаще всего используются для выражения унизительной оценки, основанной на враждебно-неуважительном отношении к адресату речи и связанной с понижением социального статуса, который говорящий оценивает как не соответствующий своему социальному статусу.

Предметом речи в высказываниях оскорбительной направленности является личность адресата, его личные качества.

Информация, сообщаемая о них, может носить следующий характер:

- характеристика личности адресата через описание его качеств, не соответствующих норме;

- " посылы";

- " обещание" будущих унизительных действий этой личности;

- выражение общего негативного отношения к личности без указания на конкретные качества.

Это перечень смысловых типов высказывания, которые чаще всего используются при коммуникативном действии типа " унижение".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...